Формирование и развитие сферы саморегуляции

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация по психологии по теме: Воля
Advertisements

( от греч. autos « сам » и gennao « рождаю ») Активный психотерапевтический метод лечения, сочетающий элементы самовнушения и саморегуляции, направленный.
Выполнили: Усцелёмова Н.Г. Акимова А.С.. Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних.
Родительское собрание « П роблемы психологического здоровья школьников» здоровья школьников»
Физические упражнения –средство физического воспитания детей.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 30 имени Н.Н. Колокольцова»
Как справиться со стрессом.. Цель урока: развитие способности учащихся ориентироваться в собственном состоянии, адекватно оценивать и эффективно управлять.
ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД.
Эмоциональное выгорание в работе педагога. Что такое выгорание? Состояние физического, умственного и эмоционального истощения Механизм психической защиты:
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни. Соматический компонент здоровья подразумевает.
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
«У вас всегда гораздо больше вариантов действий, чем вы предполагаете» (принцип НЛП)
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Аспекты готовности ребенка к школе Родительское собрание Подготовила: педагог-психолог МБОУ СОШ 35 Ермолина Т.В.
От развития движений к развитию интеллекта. Возможность развития заложена природой, а само развитие разворачивается только при определенных внешних условиях.
Очень важно, что бы ребенок, был подготовлен к школе и не только интеллектуально, но и физически, и психологически!
Внимание Внимание это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования.
Новые формы учета учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения Есть основания думать, что рациональнее всего в начальной школе.
Развитие общих способностей у старших дошкольников Подготовил: Руководитель ПГ Сухомлинова Софья Федоровна.
Подготовила: Петрова Ольга ЖУР-ДБ-3. Понятие психики. Психические явления Психика - способность мозга получать информацию об окружающей действительности,
Транксрипт:

Формирование и развитие сферы саморегуляции Подготовила Бренер Инна

Определение термина Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками. Психическая саморегуляция – самостоятельное целенаправленное и сознательное изменение субъектом регуляторных механизмов своей психики на основе использования ресурсов бессознательного уровня.

Свобода выбора целей Самокритичность Добропорядочность Управление поведением Совестливость Развитие сфер

СПОСОБНОСТИ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПСИХОРЕГУЛЯЦИИ Способность регулировать различные сферы психической жизни состоит из конкретных контролирующих умений в двигательной и эмоциональной сферах, сфере общения и поведения. Человек с детства должен овладеть умениями в каждой из сфер.

Двигательная сфера: Для того чтобы самому научиться контролировать свои движения, человек должен овладеть следующими умениями: произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении; различать и сравнивать мышечные ощущения; определять соответствующие характера ощущений (напряжение- расслабление, тяжесть-легкость, др.) характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями (сила-слабость, резкость-плавность, темп, ритм); менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений. Первые три умения можно с успехом тренировать у каждого человека, последнее же во многом зависит от природной одаренности – точного мышечного чувства, моторной ловкости.

Эмоциональная сфера: Способности людей в произвольной регуляции эмоций, в сравнении с движением, еще менее развиты. Людям нередко трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование. Необходимо овладеть такими умениями: произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает; различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивленно, страшно и т.п.); одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие; произвольно и подражательно воспроизводить или демонстрировать эмоции по заданному образцу.

Сфера общения: Овладев начальными навыками эмоциональной саморегуляции, человек сможет регулировать свое общение. Основным инструментом регуляции общения является способность устанавливать эмоциональный контакт. Эту способность можно развить тренировкой следующих умений: управлять, понимать и различать чужие эмоциональные состояния; Сопереживать; отвечать адекватными чувствами.

Сфера поведения: Управление поведением, как самой сложной сферой психической деятельности, необходимо включает в себя все ранее рассмотренные навыки саморегуляции и предполагает другие, специфические для этой деятельности, умения, которые составляют высшие формы эмоционально-волевой регуляции: определять конкретные цели своих поступков; искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих целей; проверять эффективность выбранных путей: действиями, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом чувств, опытом прошлых аналогичных ситуаций; предвидеть конечный результат своих действий и поступков; брать на себя ответственность.

Формирование сферы саморегуляции. Население земли давно занималось поиском способов увеличения уровня саморегуляции. Обширно известны, к примеру, способы индийской йоги, трансцендентальной и дзен-медитации, китайской оздоровительной гимнастики Ци-Гун, западные способы аутогенной тренировки и другие, направленные на перевод устройств саморегуляции под контроль сознания, и развитие на данной базе собственных творческих, волевых, адаптивных и физических способностей. Изучая эти способы, X. Алиев выделил их общий внутренний природный механизм, ответственный в мозговой деятельности за перевод возможных способностей психики и организма под волевой контроль, включающийся спонтанно во время перенапряжения. В качестве «ключа», открывающего доступ к управлению своим психофизическим состоянием, в этом способе использованы приемы, дозволяющие без помощи других контролировать и регулировать уровень собственного нервного.

Способ Алиева помогает преодолевать стереотипы (мышления, поведения и пр.). Данный способ помогает человеку самому управлять своими внутренними действиями и достигать результата без помощи со стороны. А это и есть свобода. Человек, будучи вольным, не станет применять свою свободу во зло. Наша бывшая система воспитала в человеке мораль: ты неплохой, так как живешь при социализме. Либо: ты неплох, так как мусульманин, буддист и т.д. Быть неплохим является общечеловеческой сутью не принадлежит никаким системам. Системы могут только подкреплять эту суть либо разрушать ее. И та система прогрессивнее, которая содействует людскому творчеству, другими словами его общему развитию. Потому и способы обучения в школе должны быть основаны на развитии творческих возможностей, а не на формировании стереотипов. Этому и помогает способ саморегуляции, позволяющий человеку быть самим собой, лучше осознавать себя и остальных и скорее добиваться целей. Необходимо отметить, что приемы саморегуляции нужны лишь на стадии обучения методике. Потом человек может управлять своим состоянием сам, по своей воле. Формирование сферы саморегуляции осуществляется в процессе выполнения разных приемов и упражнений.

Приведем комплекс активной релаксации, разработанный Д. Гирдано и Дж. Эверли. Главные предпосылки занятий нервно-мышечной релаксацией заключаются в последующем. 1. Стресс и тревожность соединены с мышечным напряжением. 2. При ослаблении напряжения мускул можно добиться значимого уменьшения переживаемого беспокойства, волнения. 3. Чувства расслабления мускул легче добиться и ощутить при сопоставлении с напряжением. Внедрение приемов релаксации - массивное средство, позволяющее на сто процентов расслабиться и обрести душевное спокойствие. Ошибка большинства людей, начинающих заниматься релаксацией, состоит в том, что они стремятся форсировать овладение данной процедурой. Но, для того чтоб достигнуть фурора, нужна практика и терпение. До этого, чем начать заниматься, найдите спокойное место с приглушенным освещением. Сядьте в комфортное кресло... освободитесь от стесняющей вас одежды - жмущих поясков, галстуков, тяжеленной верхней одежды, тесноватой обуви. Снимите очки либо выньте контактные линзы.... Система релаксационных упражнений подразумевает напряжение с следующим расслаблением каждой группы мускул в течение 5 секунд, которые повторяются два раза. Но, ежели вы почувствуете остаточное напряжение в мышце, то можно прирастить количество сокращений мышечных групп до 7 раз. Ежели вы желаете расслабить все тело, то на это будет нужно около 20 мин. Можно уменьшить это время, релаксируя наименьшее число мышечных групп.

Используемые источники