1 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ. 2 Фонд оценочных средств (ФОС) образовательной программы высшего образования (ОП ВО) - комплекс оценочных средств,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ильченко Людмила Ивановна Кузбасский региональный институт развития профессионального образования.
Advertisements

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гунявина Наталья Леонидовна, начальник Управления методического обеспечения.
Главный документ в университете – образовательная программа.
Документационное обеспечение образовательного процесса начальник отдела методической работы и управления качеством образования к.ф-м.н., доцент Дамбуева.
LOGO Школа педагогического мастерства Рекомендации по методическому обеспечение аудиторных занятий.
Разработка компетентностно- ориентированных средств оценивания результатов обучения в рамках выполнения требований ФГОС СПО нового поколения.
Контрольно-оценочные средства. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального.
Методическое сопровождение внедрения ФГОС НПО/СПО третьего поколения Фейгина Э.Е., кафедра профессионального образования СПБ АППО, доцент 16 марта 2012.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования Приказ Министерства образования и науки.
Формирование фондов оценочных средств в соответствии с требованиями ФГОС.
Инновационные оценочные средства в условиях компетентностного подхода.
Рекомендуемые методические подходы при проектировании основных образовательных программ при реализации ФГОС 3+
Комитет по здравоохранению Санкт - Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования « Фельдшерский.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Разработка фонда контрольно- оценочных средств в условиях реализации ФГОС СПО.
Особенности государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых по самостоятельно устанавливаемым образовательным стандартам Рощин С.Ю.
Зам.директора по учебной работе Л.Н.Филиппова Зам.директора по учебной работе Л.Н.Филиппова ГБОУ СПО МО «Правдинский лесхоз-техникум»
УМКД, рабочая программа дисциплины и ФОС. - Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – совокупность.
Три вида учебного плана Базисный учебный план Примерный учебный план Рабочий учебный план.
Транксрипт:

1 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

2 Фонд оценочных средств (ФОС) образовательной программы высшего образования (ОП ВО) - комплекс оценочных средств, контрольно- измерительных и методических материалов, предназначенных для определения качества результатов обучения и уровня сформированности компетенций обучающихся в ходе освоения ОП ВО по направлениям подготовки/специальностям. ФОС ОП ВО является центральным звеном системы оценки качества освоения обучающимися образовательной программы. 2

3 Нормативно-правовые документы Федеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» 3

4 Локальные нормативные акты 4

5 Положение об образовательной программе высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) Макет образовательной программы высшего образования Положение о рабочей программе дисциплины (модуля) Положение о фонде оценочных средств образовательной программы Положение о проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Положение об организации и проведении практики студентов РГГУ 5

6 ФОС формируется на основе ключевых принципов оценивания: Надежность - при оценивании достижений обучающихся должны использоваться единообразные стандарты и критерии Валидность - объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения Справедливость - предоставление равных возможностей всем студентам Своевременность - поддержание обратной связи с обучающимися при освоении учебных материалов Эффективность - соответствие результатов деятельности поставленным целям и задачам

7 Состав ФОС ОП ВО ФОС рабочих программ дисциплин (модулей), ФОС практик, ФОС государственной итоговой аттестации выпускников (ГИА). Каждый компонент ФОС ОП ВО может быть представлен либо как составная часть (внутри) рабочей программы дисциплины, программы практики, программы ГИА, либо как отдельный документ в качестве приложения к рабочей программе дисциплины, программам практик, программе ГИА. 7

8 ФОС ОП ВО должны соответствовать : образовательному стандарту высшего образования соответствующего направления подготовки/специальности; учебному плану (и графику учебного процесса); целям и задачам ОП ВО – т.е. обладать профессиональной направленностью ключевым принципам оценивания. 8

9 ФОС для проведения промежуточной аттестации по дисциплине и практике 1 раздел. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы; 2 раздел. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания; 3 раздел. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы; 4 раздел. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. Для каждого результата обучения по дисциплине (модулю) или практике определяются показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования, шкалы и процедуры оценивания 9

10 1 раздел. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы Перечень компетенций по дисциплине – в матрице компетенций ОП ВО. Этапы формирования компетенций – содержательный компонент дисциплины. Этапы формирования компетенций предлагаются в виде знаний, умений, владений и (или) опыта деятельности.

11 Этапы освоения компетенций «Знать» – воспроизводить и объяснять учебный материал с требуемой степенью научной точности и полноты. «Уметь» – решать типичные задачи на основе воспроизведения стандартных алгоритмов решения; «Владеть» – решать усложненные задачи на основе приобретенных знаний и умений, с их применением в нетипичных ситуациях. Вместо термина «владеть» могут быть применены другие формулировки («навыки» и «опыт деятельности»). 11

12 Для оценивания результатов освоения компетенции на 1 этапе – «знать» используются: тестирование; индивидуальное собеседование, контрольная работа и т.п. 12

13 Для оценивания результатов освоения компетенции на последующих этапах - «уметь» и «владеть» - используются : практические контрольные задания (ПКЗ), включающие одну или несколько задач (вопросов) в виде краткой формулировки действий (комплекса действий), которые следует выполнить, или описание результата, который нужно получить. 13

14 По сложности ПКЗ разделяются на простые и комплексные задания Простые ПКЗ предполагают решение в одно или два действия. К ним можно отнести: –простые ситуационные задачи с коротким ответом или простым действием; –несложные задания по выполнению конкретных действий. Простые задания применяются для оценки 2 этапа формирования компетенции – «уметь». Комплексные ПКЗ требуют многоходовых решений как в типичной, так и в нестандартной ситуациях. Это задания в открытой форме, требующие поэтапного решения и развернутого ответа, в т.ч. задания на индивидуальное или коллективное выполнение проектов, на выполнение практических действий. Комплексные практические задания применяются для оценки 3 этапа формирования компетенции - «владеть». 14

15 Типы практических контрольных заданий: Задания на установление правильной последовательности, взаимосвязанности действий, выяснения влияния различных факторов на результаты выполнения задания. Установление последовательности (описать алгоритм выполнения действия). Нахождение ошибок в последовательности (определить правильный вариант последовательности действий). Указать возможное влияние факторов на последствия реализации умения и т.д. Задания на принятие решения в нестандартной ситуации (ситуации выбора, много альтернативности решений, проблемной ситуации). Задания на оценку последствий принятых решений. Задания на оценку эффективности выполнения действия и т.п. 15

16 Примеры п/п Наименование темы дисциплины Код контролируемой компетенции или ее части Наименование оценочного средства 1Тема 1 ОК-1: знать, уметь, владеть ПК-1: уметь Тест, контрольная работа 2Тема 2… Коллоквиум, опрос Промежуточная аттестация Экзамен/зачет п/п Контролируемые этапы практики (характеристики компетенций) Код контролируемой компетенции или ее части Наименование оценочного средства 1 Подготовка отчета по практике ОК-1: знать, уметь, владеть ПК-1: уметь Доклад, сообщение 2 Обработка результатов по теме …Кейс-задача Промежуточная аттестация Дифференцированный зачет 16

17 2 раздел. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания В этом разделе ФОС дисциплины (практики) должны быть представлены: показатели освоения компетенции на каждом этапе их формирования, критерии оценивания этих показателей на каждом этапе, шкалы оценивания.

18 Пример Общая шкала оценивания результатов обучения по дисциплине (0-100, из них 0-60 – текущий контроль, 0-40 – промежуточная аттестация) Шкалы оценивания для проведения промежуточной аттестации 100-балльная шкала Традиционная шкала Шкала ECTS 95 – 100 отлично зачтено A 83 – 94B 68 – 82 хорошоC 56 – 67 удовлетворительно D 50 – 55E 20 – 49 неудовлетворительное зачтено FX 0 – 19F 18

19 3 раздел. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы Типовые контрольные задания, с помощью которых идет оценивание этапа формирования компетенций: различные виды контрольных заданий; перечень тем курсовых работ, вопросы к зачету или экзамену; тесты; темы рефератов; кейсы и т.п.

20 Типовые контрольные задания (примерный перечень оценочных средств) п\п Наименование оценочного средства Представление оценочного средства в фонде 1. Деловая и/или ролевая игра Тема (проблема), концепция, роли и ожидаемый результат по каждой игре 2.Кейс-задача Задания для решения кейс-задачи 3. Коллоквиум Вопросы по темам/разделам дисциплины 4. Контрольная работа Комплект контрольных заданий по вариантам 5. Круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты Перечень дискуссионных тем для проведения круглого стола, дискуссии, полемики, диспута, дебатов 6. Портфолио Структура портфолио 7. Проект Темы групповых и/или индивидуальных проектов 8. Рабочая тетрадь Образец рабочей тетради 9. Разноуровневые задачи и задания Комплект разноуровневых задач и заданий 10. Реферат Темы рефератов 11.Доклад, сообщение Темы докладов, сообщений 12. Собеседование Вопросы по темам/разделам дисциплины 13. Творческое задание Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий 14. Тест Фонд тестовых заданий 15. Тренажер Комплект заданий для работы на тренажере 16. Эссе Тематика эссе 20

21 Пример Кейсы Задача 1. Задача 2. Задача 3. Задача 4. Задача 5. Критерии оценки: оценка «отлично» выставляется обучающемуся если..…………...; оценка «хорошо» ………………………… …………………….……; оценка «удовлетворительно» …………………………….……….…; оценка «неудовлетворительно» ……………………………………..; 21

22 4 раздел. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. В этом разделе должна быть ясно и понятно описана процедура оценивания этапов формирования компетенций. Методические материалы: –о текущем контроле успеваемости и сроках проведения, –о формах проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю).

23 Фонд оценочных средств государственной итоговой аттестации Государственная итоговая аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям федеральных образовательных стандартов высшего образования. Формами государственной итоговой аттестации являются: –Государственный экзамен –Выпускная квалификационная работа 23

24 Фонд оценочных средств государственной итоговой аттестации включает в себя: 1 раздел. Перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения образовательной программы. 2 раздел. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания. 3 раздел. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов освоения образовательной программы. 4 раздел. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов освоения образовательной программы.

25 На каждую сформированную компетенцию составляются оценочные средства, которые должны выявлять как содержательный, так и деятельностный компоненты компетенции, что предполагает демонстрацию владения компетенцией на государственной итоговой аттестации. Итоговая аттестация требует особых оценочных средств, как традиционных, так и инновационных (портфолио, реализация проекта, выполнение кейса, решение ситуационной задачи и т.п.).

26 ФОС государственного экзамена 1 раздел. Перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения образовательной программы высшего образования Государственный экзамен проводится по одной или нескольким дисциплинам (модулям) ОП ВО, результаты освоения которых имеют определяющее значение для профессиональной деятельности выпускников. ( Согласно п.11. приказа Минобрнауки России от «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры») Приводятся компетенции из ФГОС ВО для соответствующего профиля плюс дополнительные профессиональные компетенции, установленные ОП ВО С учетом профиля ряд профессиональных компетенций из ФГОС ВО могут быть углубленными 26 Коды компетенций по ФГОС Содержание компетенций

27 2 раздел. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания Показатели оценивания компетенций Коды компетенций по ФГОСУровни сформированности компетенций Базовый ПродвинутыйВысокий Профессиональные ПК-1 … Дополнительные профессиональные компетенции ДПК-1 … 27

28 Критерии и шкалы оценивания компетенций Оценка Критерии оценивания компетенций «Отлично » Студент показывает высокий уровень компетентности, знания материала программы, учебной, периодической и монографической литературы, раскрывает основные понятия и проводит их анализ на основании позиций различных авторов. Студент показывает высокий уровень теоретических знаний по дисциплинам, включенным в итоговый государственный экзамен по специализации, и видит междисциплинарные связи. Профессионально, грамотно, последовательно, хорошим языком четко излагает материал, аргументировано формулирует выводы. Знает в рамках требований к специальности законодательно-нормативную и практическую базу. На вопросы членов комиссии отвечает кратко, аргументировано, уверенно, по существу. « Хорошо» Студент показывает достаточный уровень компетентности, знания лекционного материала, учебной и методической литературы. Уверенно и профессионально, грамотным языком, ясно, четко и понятно излагает состояние и суть вопроса. Знает нормативно-законодательную и практическую базу, но при ответе допускает несущественные погрешности. Студент показывает достаточный уровень профессиональных знаний, свободно оперирует понятиями, методами оценки принятия решений, имеет представление: о междисциплинарных связях, увязывает знания, полученные при изучении различных дисциплин, умеет анализировать практические ситуации, но допускает некоторые погрешности. Ответ построен логично, материал излагается хорошим языком, привлекается информативный и иллюстративный материал, но при ответе допускает некоторые погрешности. Вопросы, задаваемые членами экзаменационной комиссии, не вызывают существенных затруднений. 28

29 Оценка Критерии оценивания компетенций «Удовлетворительно» Студент показывает достаточные знания учебного и лекционного материала, но при ответе отсутствует должная связь между анализом, аргументацией и выводами. На поставленные членами комиссии вопросы отвечает неуверенно, допускает погрешности. Студент владеет практическими навыками, привлекает иллюстративный материал, но чувствует себя неуверенно при анализе междисциплинарных связей. В ответе не всегда присутствует логика, привлекаются недостаточно веские аргументы. Затрудняется с ответами на поставленные комиссией вопросы, показывает недостаточно глубокие знания. «Неудовлетворительно» Студент показывает слабые знания лекционного материала, учебной литературы, законодательства и практики его применения, низкий уровень компетентности, неуверенное изложение вопроса. Студент показывает слабый уровень профессиональных знаний, затрудняется при анализе практических ситуаций. Не может привести примеры из реальной практики. Неуверенно и логически непоследовательно излагает материал. Неправильно отвечает на поставленные членами комиссии вопросы или затрудняется с ответом. 29

30 3 раздел. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов освоения образовательной программы. Примерный перечень вопросов, выносимых на государственный экзамен, примеры практических заданий, ситуационных задач, кейсов и т.п., необходимых для комплексного контроля сформированности компетенций. 4 раздел. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов освоения образовательной программы. В методических материалах описываются: - форма проведения государственного экзамена, - рекомендации по подготовке к экзамену, - процедуры проведения экзамена. - и т.д. 30

31 Фонд оценочных средств ВКР 1 раздел. Перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения ОП ВО, контролируемые в ходе подготовки и защиты ВКР ВКР призвана продемонстрировать уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности ( Согласно п.12. приказа Минобрнауки России от «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры») Приводятся вынесенные на ГИА компетенции из ФГОС ВО для соответствующего профиля плюс дополнительные профессиональные компетенции, установленные ОП ВО. С учетом профиля ряд профессиональных компетенций из ФГОС ВО могут быть углубленными Коды компетенций по ФГОС Содержание компетенций 31

32 2 раздел. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания Показатели оценивания компетенций Коды компетенций по ФГОСУровни сформированности компетенций Базовый Продвинутый Высокий Общепрофессиональные ОПК-1 … Профессиональные ПК-1 … Дополнительные профессиональные компетенции ДПК-1 … 32

33 Критерии и шкалы оценивания компетенций Оценка Критерии оценивания компетенций «Отлично» (выполнены все пункты) Работа оформлена в полном соответствии с требованиями ФГОС ВО/ВПО. В работе раскрывается заявленная тема, решены поставленные задачи. Теоретическая и практическая часть работы органически взаимосвязаны. В работе на основе изучения источников дается самостоятельный анализ фактического материала В работе делаются самостоятельные выводы, выпускник демонстрирует свободное владение материалом, уверенно отвечает на основную часть вопросов. Работа представлена своевременно, с развернутыми отзывами и сопроводительными документами. «Хорошо» (выполнены все пункты) Работа оформлена с непринципиальными отступлениями от требований ФГОС ВО/ВПО. Содержание работы недостаточно раскрывает заявленную тему, не все поставленные задачи решены. Теоретическая и практическая часть работы недостаточно связаны между собой. Выпускник владеет материалом, но не на все вопросы дает удовлетворительные ответы. Недостаточная самостоятельность при анализе фактического материала и источников. Работа представлена своевременно, с развернутыми отзывами и сопроводительными документами. 33

34 Оценка Критерии оценивания компетенций «Удовлетворительно» (выполнены 3 и более пунктов) Работа выполнена с незначительными отступлениями от требованиями ФГОС ВО/ВПО. Содержание работы плохо раскрывает заявленную тему, предъявленное решение поставленных задач не является удовлетворительным (вызывает массу возражений и вопросов без ответов). Слабая источниковая база. Отсутствует самостоятельный анализ литературы и фактического материала Слабое знание теоретических подходов к решению проблемы и работ ведущих ученых в данной области Неуверенная защита работы, ответы на вопросы не воспринимаются членами ГЭК как удовлетворительные. Работа представлена с нарушением срока предоставления выпускных квалификационных работ, имеются существенные замечания к содержанию. «Неудовлетворительно» (выполнен хотя бы один из пунктов) Работа представлена с нарушением срока предоставления выпускных квалификационных работ, имеются существенные замечания к содержанию. Отсутствует рецензия, утвержденного деканом рецензента. Работа не соответствует требованиями ФГОС ВО/ВПО. Выпускник не может привести подтверждение теоретическим положениям. Выпускник не знает источников по теме работы или не может их охарактеризовать. Студент на защите не может аргументировать выводы, не отвечает на вопросы. В работе отсутствуют самостоятельные разработки, решения или выводы. В работе обнаружены большие куски заимствованного текста без указания его авторов. 34

35 3 раздел. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов освоения образовательной программы Приводится примерная тематика ВКР. 4 раздел. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов освоения ОП ВО Описывается процедура проведения защиты и оценивания ВКР, определяются требования к содержанию работы (структуре, введению, выводам и заключению, составу приложений) и ее оформлению. 35

36 Уровни результатов обучения ФОС предназначен для выявления результатов обучения по дисциплине(модулю) и результатов освоения ОП ВО, которые различаются по трем уровням: Базовый - обязательный для всех обучающихся по завершении освоения ОП. Продвинутый - превышение минимальных характеристик сформированности компетенций для выпускника. Высокий (превосходный) - максимально возможная выраженность демонстрации компетенций. 36

37 Критерии оценивания уровня сформированности компетенции Компетенция ПК-1 п/п Уровень освоения компетенции Формулировка уровня освоения (ПК-1) Показатели сформированности компетенции Шкала оценивания 1 Базовый уровень Знает : Умеет: Владеет: 2 Продвинутый уровень Знает : Умеет: Владеет: 3Высокий уровень Знает : Умеет: Владеет 37

38 Для ряда компетенций уровня подготовки бакалавров можно ограничиться единственным (базовым) уровнем. Несколько уровней освоения, как правило, выделяются для сложных «сквозных» компетенций, которые формируются у обучающегося на разных этапах освоения образовательной программы или на разных уровнях высшего образования. 38

39 ФОС дисциплины (модуля) и практики утверждается кафедрой и руководителем ОП как составная часть рабочей программы дисциплины (модуля) и практики ФОС ГИА утверждается проректором по учебной работе 39

40 Порядок разработки ФОС Формирование ФОС образовательной программы проходит следующие основные этапы: 1. Предварительный этап: Проводится анализ оценочных средств, которые могут быть использованы при реализации аттестации обучающихся и выпускников на соответствие требованиям образовательного стандарта и образовательной программы. Составляются матрицы оценочных средств промежуточного и итогового контроля уровня освоения компетенций обучающихся и выпускников. 40

41 2. Основной этап: Формируется структура ФОС по дисциплинам (модулям), практикам в соответствии с требованиями пункта 21. приказа Минобрнауки России от Формируется структура ФОС для государственной итоговой аттестации в соответствии с требованиями пункта 22. приказа Минобрнауки России от

42 3. Заключительный этап: Обсуждение, доработка и принятие решения о возможности использования разработанного ФОС. Оформление и систематизация всех контрольно-оценочных средств, входящих в ФОС образовательной программы. 42

43 Ответственность за формирование ФОС Ответственность за своевременную разработку ФОС ОП, входящих в него ФОС по дисциплинам, практикам, ГИА, несет руководитель ОП, заведующие кафедр, деканы и преподаватели – разработчики оценочных средств. Составители оценочных средств несут ответственность за качество, правильность составления и оформления. ФОС ОП формируется на электронном, бумажном носителях и хранится у руководителя ОП ВО. 43

44 Порядок обновления ФОС ФОС ОП подлежит ежегодному обновлению с учетом развития науки, образования, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы. Разработка новых ФОС ОП производится: –при утверждении новых ФГОС ВО, –при внесении изменений в образовательную программу, –при утверждении нового учебного плана по направлению подготовки/специальности высшего образования. 44