Шёл век пятнадцатый безликий Под знаком страха и вражды, Разборки, казни, мор великий, Набеги золотой орды. И ничего уже не свято, Раздолье мерзости и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
(Около января 1430 года). Иконописцев Андрея Рублева и его старшего современника Даниила Черного преп. Иосиф Волоцкий называет «чудными и пресловущими».
Advertisements

Истинная любовь – всегда жертвенна… Библия. Книга Бытия.
Существует версия, что родился он в Московском княжестве (по другим сведениям в Великом Новгороде) вероятно в конце 1370-х гг., из-за прозвища «Рублёв»
Творчество Андрея Рублева.. Биография Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям.
Андрей Рублев Скорее всего, родился он в Московском княжестве(по другим сведениям в Великом Новгороде вероятно в конце 1370-х гг., из-за прозвища «Рублёв»
« Вот, иду скоро ; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего » Откр. 3:11.
Маршрут путешествия Иконопись В мастерской у иконописца В музее икон В гостях у реставраторов и современных иконописцев Что мы узнали?
Язык древнерусского искусства. Символы христианской православной культуры Подготовил ученик 8"А" класса МОУ Лицея 1 Мельник Кирилл.
Образ Сергея Радонежского в живописи. Святость Сергия Радонежского, подтвержденная чудотворениями на его могиле, была признана сразу же после его смерти.
Выполнила: Сулейманова А.И Группа:М Подгруппа 2 Проверила: Евдокимова А.Н Изобразительное искусство Древней Руси.
ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА : УЧИТЕЛЬ МХК ГБОУ СОШ 800 КУПЦОВА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА.
Есинская Анастасия 6 класс. Троица» икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым в XV веке, самое знаменитое из его произведений. Является одной из.
Ученик 10 класса Захаров Дмитрий. Андрей Рублев (+ ок.1430), иконописец, ученик Феофана Грека, преподобный. Сперва был послушником у преподобного Никона.
Автор: Беляева Наталия Анатольевна учитель Мировой Художественной Культуры ГБОУ СОШ 84 Петроградского района Санкт-Петербург.
Образ Богородицы Группа 2. Образ Богородицы С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа.
Даже хрупкую траву. 1) Даже хрупкую траву, Что растёт всего лишь день один Одевает так Господь И росой её поит.
ЖИВОПИСЦЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ, или о том, как жили и работали мастера иконных дел. И он, пишучи святую икону, только по субботам и по воскресеньям причащается.
Андрей Рублев иконописец, ученик Феофана Грека, преподобный. Андрей Рублев иконописец, ученик Феофана Грека, преподобный. Сперва был послушником у преподобного.
«ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ ИКОНОПИСИ. познакомиться с историей развития древнерусской иконописи, с изготовлением древнерусских икон;
Транксрипт:

Шёл век пятнадцатый безликий Под знаком страха и вражды, Разборки, казни, мор великий, Набеги золотой орды. И ничего уже не свято, Раздолье мерзости и лжи, Предать, убить, брат против брата, В почёте стрелы и ножи. Но были те, кто для распятья, Несли без страха тяжкий крест, Светили, не боясь проклятья, Даря огонь для всех окрест. Один из них ходил с артелью По храмам русских городов, Он для того оставил келью Андрей Иванов сын Рублёв. Искал спасения он в вере, Как инок принявший постриг, Писал иконы, в этом деле Вершин невиданных достиг.

К сожалению, у историков нет точных данных ни о дне, ни даже о годе рождения иконописца. Версии сильно расходятся: среди них называются и 1330, 1360 и 1370-е годы. Традиция отмечать день рождения Андрея Рублева появилась в 1960 году, когда в Советском Союзе праздновали 600- летие художника. Дата смерти: 29 января 1430 года. Эту дату установил известный реставратор П. Д. Барановский по копии XVIII в. с надписи на надгробной плите Спасо-Андроникова монастыря. Сама плита была утрачена в 1930-е гг., когда уничтожили монастырское кладбище. Известно, что Рублев умер в преклонном возрасте, ему было около 70 лет, а значит, появился на свет он между 1360 и 1370 гг.

Нам, к сожалению, ничего не известно ни о его родителях, ни о той среде, из которой он происходил. Правда, его фамилия может подсказать кое-что. Во- первых, фамилии в те времена имели только знатные люди. Во- вторых, она может указать на потомственное ремесло, которым занимался его отец или более дальний предок. Рублев, скорее всего, происходит от глагола «рубить» или от «рубель», так называлась длинная жердь или же валек, инструмент для выделки кож. Открытый лоб - как свод небесный, И кудри - облака над ним; Их, верно, с робостью прелестной Касался нежный серафим.

Его охотно приглашали Князья соборы украшать, И за труды вознаграждали Не приходилось голодать. Казалось, что живи счастливо, Ни в чем ни ведая нужды, Твори свободно и красиво, Будь выше времени вражды. Зачем ненужные терзанья, Что есть токое человек, Довольно может быть признанья Мы на земле недолгий век. О жизни иконописца мы знаем до обидного мало. Первое упоминание о "чернеце Андрее Рублеве" появилось в летописи в 1405 году, где говорилось, что он вместе с Феофаном Греком расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле.

В 1408 году сообщается, что он расписывал соборную церковь святой Богородицы во Владимире. Далее в различных письменных источниках указывается, что Рублев в 1425 и 1427 годах вместе со своим "съпостником" Даниилом принимал участие в украшении Троицкого храма в Троицо-Сергиевом монастыре и Спасского в Спасо- Андрониковом монастыре.

Андрей Рублев был причастен к кругу преп. Сергия Радонежского, великого учителя монашества, который сыграл огромную роль в духовном пробуждении Руси. Сергий или его ученики смогли передать Андрею опыт глубокой молитвы и молчания, той созерцательной практики, которую принято называть исихазмом, а на Руси именовали «умным деланием». Отсюда и молитвенная глубина икон Рублева, их глубокий богословский смысл, их особая небесная красота и гармония.

Андрей Рублёв, в ту пору, был юнец десятилетний, когда Димитриевы рати устроили Мамаево побоище. Как был народ всем этим вдохновлён! Как бредил каждый тем, что это был не сон: Орда Златая, как уздечка, как горло сдавливающая петля, освободила вдруг небесье Московского все русского Кремля! Когда пьянели от свободы, влюблялись в Родину сердца, и были все готовы биться – до красной крови, до конца!.. Поверье есть, что Преподобный Сергий Радонежский, перед кончиною своею, благословил младого изографа Андрея Рублёва на писание икон, как прежде, благословлял он Дмитрия Донского на сражение на Куликовом поле. Бесспорно, углядел провидец дар Божий краски усмирять и заставлять светиться Божиим светом... "Святая Троица" явилась нам нежданно и негаданно, став символом о возрождении России, когда казалось, что ждёт её конец!..

То, что имя Рублева упомянуто, говорит о том, что он был уже вполне уважаемый мастер. Но его имя стоит третьим, значит, Андрей был младшим из названных иконописцев. в целом, свидетельства об Андрее Рублеве настолько скудны, что исследователям часто остается только догадываться по стилю рисования, принадлежит ли та или иная икона его кисти. Ничего не известно о том, как рано занялся Андрей Рублев иконописным ремеслом, где и у кого учился. Мы ничего не знаем и про его ранние работы. Первое упоминание о нем содержится в Летописи под 1405 г., где сообщается, что по заказу великого князя Василия Дмитриевича был расписан Благовещенский собор Московского Кремля артелью, во главе которой стояли три мастера: Феофан Грек, Прохор-старец с Городца и чернец Андрей Рублев.

Полёт и радость и волненье, И праздник песней на душе, И страшный суд как награжденье, Вокруг не сумрачно уже. Как чаша троица святая: Покоя, света, счастья гимн, Оркестром цвета возвышая, Зовёт сиянием своим. Единство мир провозглашает Отец и сын и дух святой, Любить друг друга призывает И наслаждаться красотой. Андрей же пишет, словно дышит: Живые лица у святых, Как будто музыку он слышит, Лишь кисть сожмёт в руках своих. Цвета и краски неземные, Всё в светлых дымчатых тонах, Лазоревые, золотые, И люди, словно в облаках.

Это самый грандиозный иконостас того времени, он был создан для Успенского собора во Владимире, но в екатерининские времена обветшавшие иконы заменили новыми, а старые отправили в церковь в селе Васильевское и близлежащие часовни. Точное авторство этих икон не установлено, но предположительно, к их созданию мог иметь отношение Андрей Рублев. На "коже" икон можно увидеть следы разных времен. Потрескавшаяся светлая краска местами сменяется гладкой и яркой – следы поздних реставраций. Разглядывать такую икону – все равно, что путешествовать в прошлое, с остановками в разных временах. Перед нами огромные трехметровые иконы из села Васильевское. В центре ансамбля – восседающий на троне Спаситель, его окружают архангелы, апостолы, святые и Дева Мария. У них грустные мудрые лица, обращенные вниз и длинные пальцы на руках, протянутых к Иисусу с мольбой о спасении человечества.

Владимирская икона Божией Матери, которая, по преданию, спасла Москву от набега Тамерлана. Как предполагают исследователи обновлял ее именно Андрей Рублев. Великолепны иконы Успенского собора в Звенигороде – «Спас», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел».

А вот и знаменитая "Святая Троица" Рублева ( или 1425 г.) тоже видны следы более поздних реставраций. Ее обновляли в XIX веке, после чего одежды святых на ней стали ярко-голубыми, хотя у Рублева таких цветов не было. Более поздние реставраторы попытались снять слой XIX века, но удалось это не везде.

Икона - окно отворённое В духовный невидимый сад, Три грустных задумчивых ангела Из дали веков говорят, Один о земном познании, О дереве жизни- другой, А третий о горнем искании, Возвышенной жизни иной. Сияют небесным светом, Как в поле зацвёл летом лён, Господь, обратившись в трёх ангелов, В круг вечных времён заключён. И в красках звучит молитва "Иду к Тебе, Отче Святой, Пусть будут, как мы, едины, Мне данные люди Тобой. Оставят, забудут все распри, Любовью согреют свой взгляд." Из чаши струится тайна, В мерцающем свете лампад... "Существует икона Рублева "Троица"- значит, Бог есть". Павел Флоренский.

Три ангела, три странника у дуба Мамврийского. Какая тишина от них исходит! Как, озарена, сияет глубь иконы! Сердцу любы они давно. Печалью мягкой светят глаза у одного, и нежный лик его задумчив, он главой поник; в другом - величие; строг и светел третий! Пред ними чаша. Посохи свои они поставили. Пред вещей тайной дух замирает. Тихи, не случайны сейчас их речи, полные любви. Они здесь близко. В мир сошли печали, чтоб осенить покровом и спасти,- три странника из озаренной дали, вкушающие хлеб и соль в пути. Василенко В.М. "Троица" Андрея Рублева, Неизданное стихотворение из архива автора.

Можно сказать, что судьба Андрея Рублева сложилась счастливо: он был знаменит уже при жизни, о нем упоминают летописи и жития святых, ему заказывали иконы князья и монастыри, он работал в Москве, Владимире, Звенигороде. Не был забыт он и после смерти, слава Рублева как первого иконописца на Руси сохранялась веками. Стоглавый собор (1551 г.) признал работы Рублева образцом для подражания.

Иосиф Волоцкий в своем «Послании к иконописцу» также приводит в пример Андрея Рублева и его сподвижников, которые «зело прилежаху иконному писанию и толико тщание о постничестве и о иноческом жительстве имущие, яко им Божественныя благодати сподобиться и токо в Божественную любовь преуспевать, яко никогда же о земных упражняться, но всегда ум и мысль возносит к невещественному свету, яко и на самый праздник Светлаго Христова Воскресения на седалищах сидящие и пред собою имущие Божественныя и честные иконы и неуклонно на них взирающие, Божественныя радости и светлости исполняхуся. И не точию на той день токо творяху, но и в прочие дни, егда живописательству не прилежаху. Сего ради и Владыка Христос тех прославил в конечный час смертный».

Рублев признанный иконописец, но, прежде всего, он был монахом, его жизнь была полностью отдана служению Церкви. Его святость была очевидна уже для его современников. Сразу после его смерти, в XV веке устанавливается местное почитание преподобного Андрея-иконика в Троице- Сергиевом и Спасо-Андрониковом монастырях, насельником которых он был. Общецерковно причислен к лику святых преподобный Андрей Рублев только в 1988 г. Церковь празднует его память 17 (4) июля.

В рукописи XVII века «Сказание о святых иконописцах» Андрей Рублев именуется святым подвижником и боговидцем. Очень ценили Рублева старообрядцы, коллекционеры стремились приобрести его произведения, в их глазах он был воплощением канонического иконописания и древнего благочестия. Благодаря этому и в XIX веке, когда, казалось бы, иконопись была предана забвению, имя иконописца-подвижника сохранялось как эталон церковного искусства.

Создателю вторили кисти, И Духа причастие зримо, И Лики в пространстве повисли, И время идет ликов мимо. Творцу соработник и друже, И душ врачеватель мудрейший, До ныне гонящие стужу, Иконы взирают на грешный Наш мiр, что тебя сильно мучил. Врачуя сей мiр, избавляя, Златые Власы, словно лучик, Смиренно о Рае вещая, Ко Троице души приводят. Чтоб милость победы добилась, И души в молитве восходят Во Отчию велию Милость.