Орфоэпия. Фонетические средства языковой выразительности: аллитерация, ассонанс.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русский язык и культура речи. ФОНЕТИКА Фонетика – наука о звуковой стороне языка (раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка)
Advertisements

Презентация урока по теме «Гласные и согласные звуки» 5 класс Дейкина Татьяна Ивановна, учитель русского языка ОШ 109 города Запорожья.
Фонетика ЗВУКИ. Прокомментируйте постановку знаков препинания, Составьте схемы предложений. 1. Стой братцы стой кричит мартышка. 2. Пришел Иван-крестьянский.
Презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме: А. А. Блок "Незнакомка". Презентация
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
Путешествие – поездка или передвижение куда- нибудь далеко за пределы родной местности. ).
Звуковые средства художественной выразительности Составила Ляшенко Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 7 города Алексеевки.
Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит,
Пейзажные зарисовки Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле.
Тема урока «Безударные гласные, проверяемые ударением» МОУ НОШ 12 «Гармония» станицы Каневской Краснодарского края Учитель начальных классов Галстян Лиана.
Роль фонетических процессов в поэтическом произведении МОУ Сосново-Борская средняя общеобразовательная школа Учитель русского языка и литературы Белкина.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Вторые Тербуны. А. ПУШКИН «ЗИМНЕЕ УТРО». Учитель начальных классов.
Вводный урок русского языка в 9 классе. 1.Запись под диктовку 1) Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно,
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 105 г. Липецка МАСТЕР – КЛАСС : «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ ПРОСОДИЧЕСКИХ.
МОУ « СОШ 21 г. Владимира » 5 « А » класс Учитель : Кочеткова О. А г. С русским языком можно творить чудеса, или Изобразительно - выразительные средства.
Анализ языковых особенностей жанра литературного произведения Учитель Терёшина Т.П.
Александр Сергеевич Пушкин Викторина о его сказках.
Памяткапамятка Что необходимо знать, чтобы правильно выполнять фонетический разбор слова.
Готовимся к сочинению на лингвистическую тему Подготовка к ГИА.
Рекомендации. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингвистика (языкознание,
Транксрипт:

Орфоэпия. Фонетические средства языковой выразительности: аллитерация, ассонанс.

Цель: повторить и систематизировать знания об орфоэпии, фонетических средствах языковой выразительности, выявить смысловую функцию звукописи в художественных текстах.

Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может... обогащаться ежеминутно. Н.В.Гоголь

Спишите слова и поставьте в них знак ударения. Звонят туфля километр договор хозяева

ПРОВЕРЬ СЕБЯ: звон Ят т Уфля килом Етр догов Ор хоз Яева

Спишите новые слова в теутрадь и запомните их произношение. Рота прошла через вор Ота. МЕльком взглянешь- на мель сядешь. Рынок опт Овый, фруктовый. Съев т Орты, не влез в шорты.

Что мы узнали? Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуки речи. Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные звуки могут быть ударными и безударными. Согласные звуки делятся на глухие, звонкие и сонорные; могут быть твердыми и мягкими.

Орфоэпия - раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения и ударения. Ударение – это выделение одного из слогов в составе слова различными фонетическими средствами (усилением голоса, повышением тона в сочетании с увеличением длительности, интенсивности, громкости). Русское ударение свободное, разнообразное, оно может падать на любой слог. Русское ударение подвижное, оно может переходить в одном и том же слове с одного слога на другой: сторона сторонка стороны.)

1. Анализ текста. «Трудно переоценить роль литературного произношения одного из важных показателей общего культурного уровня современного человека. Правильное произношение слова имеет не меньшее значение, чем верное написание.» (К. С.Горбачевич.) В чём основная мысль данного высказывания? Почему автор придаёт особое значение правильному произношению?

Отгадайте загадку Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу, Не жужжу, когда тружусь, А жужжу, когда кружусь.

В загадке повторяется звук Ж, подбором этого звука воспроизведены звуки, которые издают жуки, поэтому и мы, и малыши легко представили того, о ком в ней идет речь. Как называется такой прием на языке лингвистики?

Использование определенных звуков в определенном порядке как художественный прием выразительности речи для создания образа называется звукописью. ЗВУКОПИСЬ – это художественный прием, заключающийся в подборе таких слов, которые имитируют в тексте звуки реального мира. ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ – передача слуховых впечатлений словами, напоминающими звучание явлений окружающего нас мира.

Характеризуя каждый звук речи, К.Бальмонт пытался наделить его смысловой нагрузкой, закрепить за ним определенные образы: "О - звук восторга, торжествующее просутранство есть О: поле, море, простор. Все огромное определяется через О, хотя бы и темное: стон, горе, сон, полночь. Большое, как горы, остров, озеро, облако». Говоря о звуковой инструментовке устных фраз, русский писатель Евгений Замятин писал: "Всякий звук человеческого голоса, всякая буква - сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Я далек от того, чтобы приписывать каждому звуку строго определенное смысловое или цветовое значение, однако

Звук [р] - ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром. [л] - о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком. Звук [н] - о чем-то нежном, о снеге, небе. Звуки [д] и [т] - о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом. Звук [м]- о милом, мягком, о матери, о море. С [а]- связывается широта, даль, океан, размах. С [о]- высокое, голубое. С [и] - близкое, низкое, стискивающее".

Аллитерация – это фонетический приём, заключающийся в повторе согласного звука или сочетания согласных в пределах стиха или фразы, реже – в пределах более крупного отрезка художественного текста. Так, например, мы встречаем аллитерацию в виде повторяющихся звуков [л] и [м] в начальном двустишии стихотворения О.Э.Мандельштама «На бледно–голубой эмали…»: На бледно–голубой эмали, Какая мыслима в апреле… Эти повторяющиеся звуки придают речи поэта вид благозвучной. Кроме того, звучащие легко и плавно сонорные согласные «поддерживают» тот зрительный образ, который должен быть внушен читателю авторской лексикой, гармонируют с ним.

Ассонанс – это фонетический приём, заключающийся в повторе ударного гласного звука или нескольких ударных гласных, концентрированном в пределах стиха или фразы, реже – в пределах более крупного отрезка художественного текста. Ассонанс (фр. assonance – созвучие) используется в поэзии как средство эвфоническое (облагозвучивающее речь). Вот яркий благозвучный фрагмент речи А.С.Пушкина из его «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»:эвфоническое За невестою своей Королевич Елисей Между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрён…

Ассонанс встречается реже аллитерации, но нередко, когда появляется в тексте, ей сопутствует. Так, например, в приведенных ниже строках другого пушкинского произведения, «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», ассонанс ударного гласного [у] сочетается с аллитерацией согласного [с]. И в суму его пустую Суют грамоту другую…

Ассонансы и аллитерации бывают изобразительные (звукоподражательные) и выразительные, выражающие экспрессию, чувства. Например: Русалка плыла по реке голубой, Озаряема полной луной; И старалась она доплеснуть до луны Серебристую пену волны. Образ текущей воды, плавные движения плывущей русалки передаются через звук «Л».

Замечательный русский поэт конца 19-нач. 20 века К.Бальмонт сказал: «Каждый звук речи - малый колдующий гном». Как вы понимаете слова поэта?

При помощи звуков можно творить разные чудеса.

Давайте обратимся к текстам: Какие средства выразительности речи встречаются в тексте детской поэтессы А.И.Токмаковой: Тише, тише, тише, тише, Шелестят на крыше мышьи. Под мышьиным серым флагом Маршируют шаг за шагом. Впереди идут старше Ины, Запевают гимн мышь Иный: «Тише, тише, тише, тише!» Для мышьей столы накрыты. Затихает шорох шинный, Ночью пусть пируют мышьи Тише, тише, тише, тише!

Аллитерация. Повтор [ш] изображает шуршание мышьей, шорох, который они могут издавать.

Обратимся к поэме А.С.Пушкина «Полтава»: Тиха укра Инская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь Не хочет воздух.

Ассонанс. Повтор [а] изображает великолепие, великое просутранство, глубину, вышину, спокойное, умиротворенное дыхание украинской ночи.

Попробуем определить вид звукописи и ее связь со смыслом в произведениях малого фольклорного жанра - в загадках. Карточка 1 Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом. Ходит щучка по заводи, ищет щучка тепла гнезда, где бы щучке утрава густа. Ответ. Это коса. В загадке соединены ассонанс и аллитерация. Повторение шипящего согласного звука [щ] и гласного звука [у] передает звуки при косьбе.

Алгоритм: 1. Внимательно прочитать слово 2. Определить, какие одинаковые или сходные звуки преобладают в слове. 3. если Согласные - Аллитерация Гласные - Ассонанс

Карточка 2 Это лодка. В загадке использован ассонанс. Повторение гласного звука [у] помогает передать ее движение. Карточка 3 Это ветер. В загадке использован ассонанс. Повторение гласного звука [у] помогает представить себе шум веутра, его завывание. Карточка 4 Это вьюга. В загадке использована аллитерация. Повторение звуков [р, ч] помогает описать ее дыхание, кружение снега, порывы веутра. При помощи звукописи можно передать самые разные звуки природы, понять их, получить разнообразные слуховые впечатления.

Александр Блок - наиболее певучий поэт, осуществляющий музыку своих ритмов и красок, словесной инструментовки непредвзято, непроизвольно.

«Незнакомка» А.Блок. Появление героини сопровождается редкой по красоте звукописью. В стихотворении встречаются ассонансы (повтор гласных звуков) и аллитерации (повторение согласных звуков), создающие ощущение воздушности образа: «И к Аждый вечер, в ч Ас н АзнАченный…»; «Девичий ст Ан, шелк Ами сов Аченный, В тум Анном движется (А) о (А) кне». Ассонансы на у придают утончённость образу Незнакомки: И вею (У) т древними поверьями Её Упр Угие шелка, И шляпа с утра Урными перьями, И в кольцах Узкая р Ука. Фонетика стихотворения выражает пластику образа Незнакомки: шипящие передают проникновение одетой в шелка героини в суету быта.

Фонетические средства выполняют очень важные функции, как в создании целостности стихотворного произведения, так и в выражении его тематического развития. Фонетические средства создают звуковое единство текста. Это выражается в процентном соотношении согласных и гласных. В стихотворении самыми частотными являются шумные согласные: взрывные 34%, сонорные 26%, щелевые 18 %.

В первой части перед нами умышьленное нагромождение труднопроизносимых согласных (например, «По вечерам над ресторанами, горячий воздух дик и глух-пвчрм ндрстрнм греч вздох дк глх). Лексика этой части подчёркнуто «заземлена», оценки носят отрицательный характер (« воздух дик и глух», « окриками пьяными», «пылью переулочной», «заламывая котелки», « скрипят уключины», « женский визг» и даже лунный диск «бессмысленно кривится». Отличие второй части от первой очевидно уже на уровне её звуковой инструментовки. Поэт сводит к минимуму шипящие, отдавая предпочтение сонорным л, р, м.н. одновременно он использует повторы гласных.

1. Какие фонетические средства выразительности языка вы знаете? 2. Вспомним, что же такое звукопись? Звукоподражание? Аллитерация? Ассонанс?

« …Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – вслушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо». (Д.С.Лихачев)

Спасибо за работу!