Ведущий научный сотрудник, В.С. Щербаков ФГБНУ «ИПНМШ РАО»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ведущий научный сотрудник, В.С. Щербаков ФГБНУ «ИПНМШ РАО»
Advertisements

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1.1 П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ Педагог ( от греч. Ведущий ребенка) специальный человек, сопровождающий.
Цели, задачи, основные направления воспитательного процесса. Модель личности выпускника.
Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» Специальность «Налоги и налогообложение» 2 курс.
«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Программа развития средней общеобразовательной школы 106 «ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА »
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Уроки психологии Медико-психолого- педагогическое сопровождение Здоровьесберегающие технологии Логопедия Школьная программа «Здоровье» Духовно-нравственное.
Военно-патриотическое воспитание студентов в Нефтекумском региональном политехническом колледже.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
ФГОС: Организация внеурочной деятельности школьников.
Система дополнительного образования Выбор индивидуальной образовательной траектории Самопознание, самоопределение, саморазвитие, самовоспитание, самосовершенсткование,
Педагогический совет «Социальное воспитание подрастающего поколения»
Современные требования к профессионалу. Профессионал: - это социально и профессионально компетентный работник с хорошо выраженными профессионально важными.
Политический экстремизм - сложнейший социально-политический феномен, сопровождающий человечество на протяжении веков.
Совместная работа детского сада и семьи, как одно из условий успешного саморазвития детей дошкольного возраста Личностно- ориентированные технологии в.
1.6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся Духовно-нравственное.
Транксрипт:

Ведущий научный сотрудник, В.С. Щербаков ФГБНУ «ИПНМШ РАО»

ИДЕОЛОГИЯ (от греч. "idea" - понятие и "logos" - знание) – система идей, взглядов, представлений. ИДЕОЛОГИЯ содержит теоретическое (концептуальное) осмысление событий и явлений с точки зрения определенных социальных групп и слоев, национальных образований. В то же время идеология включает в себя не только и даже не столько объективные научные знания об обществе, сколько некритически принятую систему ценностных ориентаций по отношению к существующей социальной реальности. ИДЕОЛОГИЯ призвана, с помощью действий власти или воздействия на нее, а также самих социальных групп выражать и защищать их интересы, потребности, цели и идеалы

Исходным пунктом любой Исходным пунктом любой ИДЕОЛОГИИ является ИДЕЯ, которая РАЗВИВАЕТСЯ в определенной ментальной среде, ВОЗДЕЙСТВУЕТ на общественное сознание и ПОРОЖДАЕТ массовые политические движения. ИДЕОЛОГИЯ обладает способностью наделять смыслом действия индивидов, социальных групп в пределах актуальной для них системы ценностей и вызывать к жизни определенную практику Любая ИДЕОЛОГИЯ заявляет о своем призвании изменить мир и использовать все во имя реализации выдвинутой идеи. ИДЕОЛОГИЯ требует приверженности со стороны ее сторонников ценностям и нормам, которые она культивирует. В то же время идеология включает в себя не только и даже не столько объективные научные знания об обществе, сколько некритически принятую систему ценностных ориентаций по отношению к существующей социальной реальности.

Экстремизм (от лат. extremus крайний) приверженность крайним взглядам, методам действий (как правило в политике) Обозначение видов деятельности, людей и групп как «экстремистских», а также определение того, что следует считать «обычным» или «общепринятым» это всегда субъективный и политический вопрос («свой» или «чужой» террорист)

образование в современных условиях наиболее универсальный социальный институт, охватывающий практически всех членов общества (по своей социальной природе выполняющий культура формирующие функции); воздействие на формирование человека в рамках этого института наиболее системно, научно обоснованно и организовано; деятельность системы образования обеспечивает воспроипроизводство гражданина и патриота главного созидателя будущего России

Иерархическая структура личности (по К. К. Платонову ) Краткое название подструктуры К данной подструктуре относятся Соотношение биологического и социального Вид формирования Подструктура направленности Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы; интересы, представления Социальный уровень (биологического почти нет) Через воспитание Подструктура опыта Умения, знания, навыки, привычки Соц.-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического) Через обучение Подструктура форм отражения Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) Биосоциальный уровень (баланс биологического и социального) Через упражнение Подструктура биологических, конституциональных свойств Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства Биологический уровень (социальное практически отсутствует) Через тренинг

Подростковый возраст является сензитивным для развития сложных движений и морального развития Поведенческие реакции: 1. Реакция отказа выражается в отказе от обычных форм поведения; 2. Реакция оппозиции, протеста проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому; 3. Реакция имитации проявляется в подражании родным и близким; 4. Реакция компенсации выражается в стремлении восполнить свои недостатки в одной области успехами в другой; 5. Реакция гиперкомпенсации обусловлена стремлением добиться успеха именно в той области, в которой подросток обнаруживает наибольшую несостоятельность. Собственно подростковые поведенческие реакции: 1. Реакция эмансипации отражает стремление подростка к самостоятельности, освобождению из-под опеки взрослых; 2. Реакция «отрицательной имитации» проявляется в контрастном поведении по отношению к членам семьи; 3. Реакция группирования имитации проявляется в стремлении к спонтанному образованию подростковых групп; 4. Реакция увлечения (хобби-реакции) Связана с увлечением спортом, коллекционированием, азартными играми и т.д.; 5. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес я к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь и т. д.) Специфические особенности психики и поведения подростка

Гетерохронность развития отражена в несовпадении точек достижения морфологической, половой, интеллектуальной и социальной зрелости. Подростничество является одновременно возрастом социализации и индивидуализации (открытия и утверждения своего уникального «Я» в форме развития самосознания и ЭГО- идентичности).

Психологическим содержанием кризиса перехода к взрослости является "отрыв от родительских корней" Совершающееся в ранней юности открытие внутреннего мира сопряжено с переживанием его как ценности. Открытие себя как неповторимо уникальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного я ( Кто я?, Какой я? Каковы мои способности?, За что я могу себя уважать?), а с другой - осознание своего положения в мире ( Каков мой жизненный идеал?,Кто мои друзья и враги?, Кем я хочу стать?, Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стали лучше?). Первые, обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Вторые, более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения.

Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее центральное психологическое новообразование юношеского возраста. Основой для планирования субъектом собственного будущего является существующая в обществе модель «типичного жизненного пути» члена данного общества. Эта модель закреплена в культуре, системе ценностей общества, в ее основу положен принцип своевременности: в какое время субъект должен уложиться, чтобы социально «успеть», в нужное время сделать следующий шаг.

Патриотическое воспитание учащихся, нацеленность на неприятие ими идеологии насилия (на всех уровнях системы образования,чем раньше,тем лучше): военно-патриотические отряды, занимающиеся поисковой деятельностью (проведение раскопок, перезахоронения погибших в Великой Отечественной войне). Развитие органов молодежного (ученического) самоуправления в образовательной организации как способ снижения социальной и межконфессиональной напряженности. Создание эффективной системы просвещения учащихся в части культурного и конфессионального многообразия, исторического единства жителей страны; истории нетерпимости, геноцида и других преступлений, порожденных экстремизмом и терроризмом. Пропагандистская работа с родителями, разъяснение сути анти экстремистских и антитеррористических идей, укрепление в сознании людей понимания того, что потенциальными жертвами терактов на почве религиозного экстремизма становятся не отдельные индивиды и группы, а большинство граждан. Повышение профессиональной компетентности и самообразование преподавателей в вопросах противодействия идеологии религиозного экстремизма. Совершенствование системы подготовки кадров и их социального обеспечения. Создание условий для стимулирования учащихся к творческой и спортивной самореализации путем совершенствования системы культурно-просветительской работы, организации досуга и массового внешкольного художественного образования и спорта (проведение конкурсов, тематических выставок, организация творческих клубов,спортивных соревнований и т.д.). Использование культурного потенциала различных регионов России в интересах международного сотрудничества, популяризация позитивного зарубежного опыта в пропаганде анти экстремисткой идеологии посредством культуры и искусства. Направленная работа по социально-психологической адаптации детей мигрантов, подготовка преподавателей к работе с данной категорией учащихся. Молодежные информационные вестники и интернет-журналы по вопросам культурной и религиозной толерантности. Организация данной работы преследует цель-предоставление информации об экстремистских организациях и об опасности их религиозных, националистических, политических идей, приведении фактов о жизненных трудностях, ситуациях и мотивах членов данных организаций. Наиболее эффективными среди психологических программ являются тренинги устойчивости к социальному давлению. Одним из важных подходов в такого рода программах является работа с молодежными лидерами подростками, желающими пройти определенное обучение, для того чтобы в дальнейшем осуществлять профилактическую анти экстремистскую деятельность в своей школе, в своем районе.

13 Функции института организационная консультационная координационная информационная образовательная аналитическая прогностическая исследовательская проектировочная экспертная Научно-методическое обеспечение противодействия идеологии экстремизма

Совершенствование кадровой политики в отборе преподавателей. Привлечение для преподавательской деятельности молодых педагогически одаренных специалистов. Особое внимание в подготовке уделить развитию коммуникативных и организаторских способностей преподавателей, которые позволяют устанавливать релевантные, доверительные коммуникации с учащимися, а следовательно суггестивно воздействовать на их поведенческие установки и деятельность. Необходимо усилить психологическую подготовку преподавателей для достаточного овладения компетенциями по выявлению личностных особенностей учащихся, которые могут свидетельствовать об их склонности к экстремизму, иметь представление о психологических методах диагностики и, совместно со школьным психологом, проводить профилактическую работу по купированию выявленных негативных особенностей. Овладение компетенциями, направленными на проектирование и реализацию развития социально-педагогических программ для учащихся, в которых могли бы быть в социально- приемлемых (нормативных) рамках реализованы стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активность