Работу выполнил: ученица 9 «Б» класса МОУ гимназии 24 г. Ставрополя Панова А.С. Руководитель: Молоканова Л.А. Военная проза В.П.Астафьева «Веселый солдат» «Пастух и пастушка» 2011 год
Памятник Астафьеву и его жене в Овсянке
« Почему я стал писать ? Потому что ничего другого покалеченный на войне я делать не умел и не мог. Решил себе таким образом зарабатывать на жизнь. И это дело, писательство, выполнять по - русски добросовестно …» - Виктор Петрович Астафьев.
Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственной премии СССР (1978, 1991), премии « Триумф », Государственной премии России (1996, 2003 ( посмертно )), Пушкинской премии фонда Альфреда Тепфера ( ФРГ ; 1997)
Творчество Астафьева Исповедальность Автобиографичность Авторский максимализм Ирония
« Уральский » ( ) лирическая, деревенская проза « Вологодский » ( ) жанро - стилевые открытия ( современная пастораль « Пастух и пастушка ») « Красноярский »( ) автобиографичная повесть « Веселый солдат » « Уральский » ( ) лирическая, деревенская проза « Вологодский » ( ) жанро - стилевые открытия ( современная пастораль « Пастух и пастушка ») « Красноярский »( ) автобиографичная повесть « Веселый солдат »
Деревенская (1951- середина х ) Радость общего труда, теплота семейного застолья, негаснущая вина внука, не успевшего похоронить свою бабушка Военная ( середина х – 2001) Обнажается бесчеловечность, равнодушие и жестокость, скверность народной жизни, проблемы, с которыми сталкиваются уже после войны
Фильм по военной повести « Веселый солдат » режиссера Геннадия Сидорова
Эта повесть - самое что ни на есть лучшее произведение о жизни и трудностях, переживаниях солдата на войне и после нее.
Задачей автора было изображение чувств, переживаний человека в его жизни до мельчайших подробностей. Неожиданная концепция войны. Астафьев говорил : « При всей своей ненависти к войне, я еще с большей ненавистью думаю о том рабстве, в которое намеревался нас ввергнуть фашизм, как бы не были высоки наши побуждения, война все равно оставалась противоестественным состоянием для каждого человека, не потерявшего людской облик. И если забыть об этом, то правды о войне не напишешь ».
Полностью посвящена военному времени Потрясает своим жестоким реализмом, как и все произведения Астафьева Повесть о тех молодых парнях, с которыми пришлось писателю воевать, но которым не довелось дожить до Победы Точный год не указан ( примерно )
Главными приметами традиционной пасторали являются любовь и счастье, о чем и написано в самом произведении. Открытие Астафьева – пастораль на фоне войны. Поставив слово « современная » рядом со словом « пастораль » Виктор Астафьев как бы подчеркивает жестокую определенность времени, которое безжалостно к человеческим судьбам.
« Бой » « Свидание » « Прощание » « Успение » Борис Костяев – главный герой повести. Он молодой человек девятнадцати лет, родившийся в семье сельского учителя. С товарищами он был строг, в бою решителен и порой безрассуден. Зачастую он без особой надобности вылезал из окопа, кричал « Ура !», рвался в бой, под пули, рискуя жизнью, в то время как бывалые солдаты выжидали.
Воспоминание Костяева о театре с колоннами и музыкой, о пасущихся на зеленой лужайке белых овечках, о танцующих юных пастухе и пастушке, любивших друг друга, и не стыдившихся этой любви и не боявшихся за нее. Сцена, щемящая душу, об убитых стариках, хуторских пастухе и пастушке, « обнявшихся преданно в смертный час ».
Эта сцена – некий символ центральной идеи произведения. В ней сконцентрирован весь трагизм войны, ее антигуманность.
Чувство первой любви оборачивается для героев муками расставания и разлукой. Люся найдет Бориса, но уже после его смерти.
Люся Миллионы женщин, оставшиеся без любимых, продолжавшие их искать всеми возможными и невозможными способами. В повести сочетаются Война, жестокость, бессердечие Гармония, безрассудная, чистая любовь
Без всяких сомнений, война меняет человека в худшую или лучшую сторону, - неизвестно. Одной из главных проблем является то, как остаться человеком на войне.
Но подробности индивидуальных биографий героев Виктора Петровича Астафьева скупы, их не так уж много и не столь уж они неповторимы, чтобы быть приметой только одной судьбы. В. Астафьев пишет биографию поколения, а не одного человека. Это является одной из особенностей творчества Виктора Петровича Астафьева.
Нельзя не согласиться с его словами о том, что память о пережитом не умирает, а напротив, растет внутренняя потребность « рассказать о самом главном, осмыслить происшедшее масштабно, глубоко, с общечеловеческих позиций. Идущие вослед должны знать правду о войне, очень жестокую, но необходимую, чтобы, познавая, сострадая, негодуя, извлекать из прошлого уроки ».
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!!!