Троицкая традиционная глиняная игрушка Буханова Галина Ивановна Воспитатель МБДОУ д\сад 1 «Родничок»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентацию выполнила Маслова Т.В., учитель начальных классов МБОУ- гимназии 11 г.Тулы.
Advertisements

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА. ИСТОРИЯ ПРОМЫСЛА Дымковская игрушка один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение.
Дымковская игрушка Автор: Бахметова Марина Николаевна Учитель начальных классов ГБОУ СОШ 138 г.Санкт-Петербург.
Народные промыслы России Проверочная работа. Запишите названия народных промыслов от 1 до 10.
Презентация Дымковский народный промысел
Презентация Даниила Полякова учащегося 4 «Б» класса БОУ ВМЛ. Руководитель: преподаватель конструирования и черчения, Соколова Н. В. Исследовательский проект.
ДЫМКА Презентация воспитателя МДОУ д\с 1 г. Юрюзани Срединой О.С
Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала.
Изготовление дымковской игрушки. Красную глину на игрушки собирали обычно весной после половодья на реке Вятке и смешивали ее с мелким, чистым речным.
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА И СТОРИЯ ПРОМЫСЛА Дымковская игрушка один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение.
Изготовление дымковской игрушки. Река Вятка. На том берегу располагалась раньше Дымковская слободка.
Работу выполнили ученицы 9-го класса Средней школы 3 Им.Г.С.Боровикова Бахчаева Екатерина Рябинина Екатерина Рябинина Елизавета Замалеева Илиза Пилишкина.
Мастер – класс по изготовлению игрушек из глины. Скатаем из глины шарик, примерно как куриное яйцо. Если глина прилипает к руке - слишком влажная глина,
Презентацию выполнила Тетенькина Ольга Витальевна воспитатель МДОУ детский сад 9 комбинированного вида п. Кильдинстрой Мурманской области.
Ды́мковская игрушка, вя́тская игрушка, ки́ровская игрушка один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково.
закрепить знания детей о характерных особенностях росписи формировать умения создавать узоры по собственному замыслу; развивать эстетическое восприятие,
Древние образы в современных народных глиняных игрушках. Дымковская игрушка По программе Н.М.Конышевой «Художественно– конструкторская деятельность (основы.
закрепить знания детей о характерных особенностях росписи формировать умения создавать узоры по собственному замыслу; развивать эстетическое восприятие,
Составила педагог д. о Шикова Е. И год. Пекут блины Пироги И пирожки …
МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» с.Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области Презентация по познавательному развитию в средней группе по теме «Дымковская.
Транксрипт:

Троицкая традиционная глиняная игрушка Буханова Галина Ивановна Воспитатель МБДОУ д\сад 1 «Родничок»

История возникновения глиняной игрушки Наш Троицкий район богат природными ресурсами, способствующими развитию гончарного ремесла. В начале прошлого столетия (1905 г.) была основана Соснинская заимка, позже переименована в с. Троицкое, и уже тогда в связи с большим спросом на бытовую глиняную утварь был создан цех по изготовлению глиняной посуды. Наряду с производством мисок и кувшинов изготавливались и глиняные игрушки специальными мастерами. В селе Троицкое выявлены три мастера-игрушечника: -Боронин Иван Макарович (родители-переселенцы с Воронежской губернии);

- Малышенко Степан Степанович (1913 года рождения, отец переселенец из Пензенской губернии); - -Соловьев Семен Васильевич (1911 года рождения, отец из Костромы). Каждая глиняная игрушка лепится из нескольких деталей, которые соединяются, а затем заглаживаются пальцами, смоченными в воде. Готовая игрушка была размером 5-8 см. Если во время сушки на игрушке появляются трещины, их заглаживают. Наряду с игрушкой в Троицком районе лепили и глиняные свистульки- «пискульки». Свистулька была участником всех народных гуляний: гуляний с торгами, ярмарок.

Лепка свистульки отличается тем, что основная часть туловища лепится из двух частей шарика и «стаканчика». Со стороны «стаканчика» делают прокол, а сверху в «стаканчик» прокол с рассекателем. Далее лепка свистульки не отличается от лепки игрушки. Характерными фигурами Троицких свистулек были: петух, кукушка, баран, конь.

Приготовление глины Глину лучше заготавливать летом. Богатые пласты глины часто встречаются вблизи рек и ручьев. Прежде чем выбирать глину, ее нужно проверить. Для этого горсть глины необходимо помять, скатать колбаску и согнуть ее. Если на сгибе нет трещин, значит глина жирная, пластичная. Сухую глину разбивают молотком и заливают водой так, чтобы верхний слой был сухой. Когда глина впитает воду (через день или два), ее перемешивают палкой, затем еще доливают воды и перемешивают руками до получения глинистой массы, похожей на тесто, отстающей от рук. Глину заворачивают во влажную тряпицу и оставляют в прохладном месте на 12 часов.

Технология изготовления игрушки Лепка и соединение частей (все игрушки состоят из нескольких частей). Заглаживание. Сушка. Шлифовка (если появляются трещины, их заглаживают водой). Обжиг (производился в русских печах, в костре, яме. Березовые дрова с игрушками перекладывали как слоеный пирог. Верхний слой всегда дрова. В современных условиях используется муфельная печь ( градусов). Когда игрушка станет красной как уголь, печь отключить).

Побелка (производилось по горячей игрушке, чтобы рука терпела. Использовали известь, разведенную в молоке. Игрушка покрывалась 2-3 раза до чисто белого тона. В белильный раствор периодически подливали молоко, либо чаще мыли кисть. В современных условиях побелка игрушек детьми осуществляется белой гуашью или белилами, взрослые могут использовать клей ПВА). Роспись (расписывали игрушки кистями, сделанными из куринных перьев. В качестве красок использовали разведенные на яичном белке шерстяные красители или красили травами. Цвет использовали любой, но наиболее часто применялись красный, желтый, черный, синий зеленый, оранжевый. Дети в работе используют акварель, гуашь. Дети самостоятельно выбирают цвета из предложенных им красок. Расписывают игрушки

используя по необходимости тонкие кисточки или их обратный конец. Хвост, гриву и копыта «коня» раскрашивают черной краской. Хвост у петуха раскрашивают полосками разного цвета, подставка зеленая, лапки оранжевые или красные, рисуются «дуги-крылышки»). Сушка (высохшие игрушки можно покрыть лаком).

Технические приемы лепки Деление кома глины на части; Скатывание; Раскатывание; Оттягивание; Сплющивание; Вытягивание; Прищипывание; Вдавливание; Отработка формы пальцами; Присоединение, промазывание частей; Сглаживание поверхности формы.

Задачи на занятиях по лепке глиняной игрушки Формировать целенаправленного и устойчивого интереса к пластической деятельности, к ее результату и качеству самой работы. Формировать наблюдательность ( это способность сосредоточить внимание на предмете, заметить его форму, величину, некоторые характерные признаки). Совершенствовать и закреплять приемы лепки. Формировать навыки учебной деятельности (умение слушать и слышать поставленную воспитателем задачу, удерживать ее в памяти, следить за показом способов выполнения действий) Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа

Поэтапное изготовление игрушки

Список литературы и источников 1. Встреча с мастером –игрушечником Соловьевым С. В. 2. Встреча с мастером – игрушечником Малышенко С. С. 3. Материалы исследования Троицкого Народного дома г. 4. Материалы районного архива. 5. Программа – руководство по воспитанию детей на традициях культуры русскоязычного населения Алтайского края « От родного порога». Барнаул 2002 г.