Проведение серии социологических обследований в образовательных организациях, реализующих программы высшего образования (программы бакалавриата, специалитета,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Модернизация статистики образования в сегментах профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного профессионального образования,
Advertisements

Информационно-аналитическая поддержка государственной политики в сфере государственно-общественного управления образованием (анализ информации, сформированной.
Проведение серии социологических обследований в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования, сопровождения региональных.
II этап проекта «Проведение сравнительной оценки показателей эффективности региональных систем образования в субъектах Российской Федерации» Государственный.
Проведение серии социологических обследований в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования, сопровождения региональных.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
1 Исследование предпосылок и формирование базовых инструментов развития образовательных кластеров на основе сетевого взаимодействия ведущих инженерных.
Семинар по проекту «Разработка и апробация механизмов и методического инструментария управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях.
Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото Российский учитель по данным мониторинга экономики образования (мотивация, структура занятости, оплата труда.
Федеральная служба по надзору в сфере образования Межрегиональная Ассоциация мониторинга и статистики образования Рабочий семинар по проекту «Разработка.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 4 Введение стандарта С.Н.Махновец, февраль-март.
Мониторинг хода реализации региональных программ развития образования субъектов РФ СКФО в 2013 году Стандартизированный Расширенный Углубленный Автоматизированная.
О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ЭКСПЕРТНО-ИНФОРМАЦИОННОГО, МЕТОДИЧЕСКОГО И НОРМАТИВНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО.
Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Редакция на 15 июля 2011 года Редакция на 15 июля 2011 года.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Мероприятия по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) Институциональный уровень.
ПОРТФОЛИО это набор работ учителя, который связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину; это спланированная заранее индивидуальная.
Концепция создания нормативно-правовой базы, методических основ и систем информационного обеспечения органов исполнительной власти.
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Модель сетевого графика (дорожной карты) по формированию необходимой.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Академия социального управления» Разработка.
Транксрипт:

Проведение серии социологических обследований в образовательных организациях, реализующих программы высшего образования (программы бакалавриата, специалитета, магистратуры), для осуществления информационно-аналитической поддержки в сфере высшего образования и формирования рекомендаций по развитию образовательных кластеров и механизмов их участия в реализации образовательных программ I этап Руководитель проекта: д.э.н., профессор Л.М. Гохберг ГК от 03 октября 2014 Высшая школа экономики, Москва,

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Мониторинг экономики образования ПРОЕКТ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В РАМКАХ Федеральной целевой программы развития образования на годы под мероприятие 4.3 «Создание и развитие образовательных кластеров на базе учреждений высшего профессионального образования»» мероприятие 4 «Поддержка развития объединений образовательных учреждений профессионального образования (кластерного типа) на базе вузов» задача 2 «Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда»

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Мониторинг экономики образования Мониторинг экономики образования – система сбора, анализа, обобщения, представления данных по экономике образования Мониторинг экономики образования обеспечивает формирование принципиально новой информационной базы для осмысления процессов, происходящих в сфере образования, разработки государственной образовательной политики и принятия управленческих решений Мониторинг экономики образования проводится с 2002 года

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Принципы мониторинга экономики образования Комплексность Уровни образования Субъекты рынка образовательных услуг Регионы Устойчивость Взаимодействие с заказчиками Связь с регионами Обоснованность методологии Формирование организационной структуры Уникальность

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Схема работ мониторинга экономики образования Анализ потребностей пользователей Определение (уточнение) задач и направлений развития системы мониторинга Организация и координация Методологические исследования Статистическая поддержка Тематические социологические обследования Аналитические исследования Прогнозные исследования Формирование базы знаний Создание информационного хранилища Публикация, презентация и распространение результатов

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Задачи ежегодного цикла работ Актуализация методологии и инструментария мониторинга экономики образования Организация и проведение комплекса обследований мониторинга экономики образования Анализ материалов мониторинговых обследований и обобщение результатов Презентация и обсуждение результатов мониторинга экономики образования

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Цель проекта Цель проекта: развитие мониторинга экономики образования как системы сбора, анализа, обобщения, представления данных по экономике образования для исследования процессов, происходящих в сфере высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура), разработки государственной образовательной политики и принятия управленческих решений, включая меры по развитию образовательных кластеров на базе образовательных организаций высшего образования; совершенствования научно-методических, организационных и аналитических подходов к исследованию экономических аспектов развития системы образования в Российской Федерации. Социологические обследования, обеспечивающие развитие знаний о мотивациях, поведении и стратегиях потребителей и поставщиков образовательных услуг, проводятся в образовательных организациях, реализующих программы высшего образования (программы бакалавриата, специалитета, магистратуры).

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Схема проекта

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Задачи проекта 2014 года Задача 1. Актуализация инструментария для проведения в 2014 году социологических обследований мониторинга экономики образования в образовательных организациях, реализующих программы высшего образования (программы бакалавриата, специалитета, магистратуры): студентов, преподавателей, руководителей. Задача 2. Подготовка и проведение в 2014 году социологических обследований в образовательных организациях, реализующих программы высшего образования (программы бакалавриата, специалитета, магистратуры): студентов, преподавателей, руководителей. Задача 3. Изучение экономических аспектов развития образования в Российской Федерации на основе систематизированных результатов проведенных в 2014 году социологических обследований в сегменте высшего образования с учетом потребностей разработки образовательной политики и анализа ее результатов, включая меры по развитию образовательных кластеров на базе образовательных организаций высшего образования. Задача 4. Накопление и распространение результатов мониторинга экономики образования в сегменте высшего образования за 2014 год.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Содержание Отчета по выполнению I этапа работ Введение раскрывает цели и задачи проекта Раздел 1 Три комплекта актуализированного инструментария (программы и анкеты) для проведения в 2014 году социологических обследований в образовательных организациях, реализующих программы высшего образования (программы бакалавриата, специалитета, магистратуры): студентов, преподавателей, руководителей. В программах каждого из трех обследований конкретизировано и обосновано не менее пяти тематических направлений, которые получили свое отражение в анкетах. Инструментария согласован с Заказчиком. Раздел 2 Методические отчеты о проведении трех социологических обследований в образовательных организациях, реализующих программы высшего образования (программы бакалавриата, специалитета, магистратуры): студентов, преподавателей, руководителей. Объемы реализованных выборок составили: студентов – 3300 респондентов (в 20 субъектах РФ), преподавателей – 1500 респондентов (20 субъектов РФ); руководителей респондентов (45 субъектов РФ). Указанные работы выполнены с привлечением суп исполнителя АНО «Аналитический Центр Юрия Левады». Базы первичных данных и аналитические таблицы представлены в составе Приложения. Раздел 3 Три информационно-аналитических отчета, представляющих анализ мотиваций, поведения и стратегий участников рынка образовательных услуг высшего образования, с учетом потребностей разработки образовательной политики и анализа ее результатов, включая меры по развитию образовательных кластеров на базе образовательных организаций высшего образования. Раздел 4 Проекты трех информационных бюллетеней серии «Мониторинг экономики образования» и аннотации к ним: методические материалы, мотивации, поведение и стратегии на рынке высшего образования студентов и преподавателей образовательных организаций, реализующих программы высшего образования (программы бакалавриата, специалитета, магистратуры), экономические аспекты деятельности образовательных организаций, реализующих программы высшего образования, на основе результатов обследований их руководителей. Раздел 5 Перечень материалов, подготовленных по результатам проведенных социологических обследований в образовательных организациях, реализующих программы высшего образования (программы бакалавриата, специалитета, магистратуры): студентов, преподавателей, руководителей, и размещенных в информационном хранилище Раздел 6 Перечень материалов, подготовленных по результатам социологических обследований в образовательных организациях, реализующих программы высшего образования (программы бакалавриата, специалитета, магистратуры): студентов, преподавателей, руководителей, и размещенных на сайте memo.hse.ru В Заключении конкретизированы работы по проекту на 2015 год (II этап).

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Презентация результатов проекта Сайт На сайте размещаются инструментарий, результаты обследований, индикаторы экономики образования, аналитические материалы, публикации Тематические информационные бюллетени серии «Мониторинг экономики образования»

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Результаты опроса студентов образовательных организаций высшего образования

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Формат поступления в вуз ( %) Наблюдается постепенный переход к использованию системы ЕГЭ для поступления в вуз. Весьма малая доля студентов поступает на основе результатов олимпиад (2-5%), собеседования (3- 4%).

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Дополнительная подготовка к поступлению в вуз (в год перед поступлением), (%) Доля занимавшихся с репетитором из данного вуза значительно упала, а доля занимавшихся с репетиторами из других вузов выросла Снизилась доля студентов, занимавшихся в год перед поступлением в вуз, на платных курсах при данном вузе, а доля занимающихся на других платных курсах несколько выросла

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Масштабы обучения в вузе на полностью на бесплатной основе (не считая проживания в общежитии, взносов на нужды учебного заведения, канцтовары, питание и т.д.), %. СПО-1 - профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих. СПО-2 - профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена. Масштабы бесплатного обучения стабилизировались и варьируют в последние годы на уровне около 60 процентов.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Реальная и потенциально возможная стоимость одного года обучения на платной основе в оценках студентов, среднее значение, тыс. руб. в год. Более трех четвертей студентов готовы были платить за свое обучение Вдвое увеличилась потенциальная стоимость обучения и в региональных, и в московских вузах

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Дополнительные платные услуги в вузах (%) В московских вузах дополнительными услугами пользовались 80% в 2010 г., 83% в 2014 г.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Внеучебная активность студентов, % Около половины студентов посещают какие-либо кружки, секции и т.д. (спортивные, творческие, иностранного языка и т.п.) за пределами места учебы. В регионах таких почти половина среди студентов В вузах Москвы соответствующий показатель превысил половину.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Образовательные и трудовые стратегии студентов, % Несколько уменьшились доли студентов собирающихся в будущем получать второе высшее образование, учиться в аспирантуре в России обучаться на профессиональных курсах. Несколько выросли намерения учиться и работать за рубежом. Больше всего выросла доля собирающихся учиться в магистратуре в России

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Расходы иногородних студентов на проживание (общежитие, съем жилья) в этом учебном году, в среднем за месяц (среднее значение, тыс. руб.) Средние расходы на проживание для иногородних студентов выросли почти втрое

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Работающие студенты, % Среди студентов вузов занятость растет С повышением уровня образования растет доля тех, кто работал на постоянной основе.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Результаты опроса преподавателей образовательных организаций высшего образования

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Доля преподавателей образовательных организаций высшего образования, занимающихся научной работой, % фото Среди преподавателей вузов доля занимающихся научной работой с 69% до 77% Доля штатных преподавателей организаций высшего образования, участвовавших в исследованиях и разработках за последние четыре года колеблется на уровне до 80%

Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото Научная активность: доля преподавателей, имевших публикации, выступления на конференциях, научные и/или методические разработки, патенты и т.д., % Результативность научной работы преподавателей вузов в целом оставалась примерно на одном и том же уровне и даже несколько снизилась: имели какие- либо публикации, патенты, сданные отчеты, выступления на конференциях и т.д. 85% опрошенных. Чаще всего преподаватели публикуют статьи и главы в монографиях, доля имевших такие публикации выросла

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Дополнительная занятость: доля преподавателей, имевших дополнительную оплачиваемую работу, % фото Дополнительную оплачиваемую работу, помимо преподавания в данной образовательной организации, имели более половины преподаватели вузов. При этом вторичная занятость преподавателей вузов постепенно снижается

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Бюджет времени преподавателя (учтены лица, имеющие данный вид деятельности, часы в неделю) фото Объем рабочего времени преподавателей вузов на разные виды деятельности в целом остался примерно на том же уровне за весь рассматриваемый период, хотя затраты на аудиторные занятия несколько выросли, а на административную работу - упали. Большая часть времени уходила на аудиторные занятия и административную работу, а также подготовку к занятиям.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Источники доходов преподавателей (учтены лица, имеющие данный вид доходов (тыс.руб. в месяц) Средние номинальные доходы преподавателей вузов за преподавание и административную работу в данном вузе выросли, также как и за преподавание в других образовательных организациях. Существенным рост был для других форм дополнительной работы. За рассматриваемый период более чем втрое увеличились доходы от научной деятельности.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 О перемене работы (доля лиц, желающих сменить место работы или вообще перестать работать, %) Хотя достаточно большая доля преподавателей хотела бы сменить место работы или перестать работать, она существенно снизилась за рассматриваемый период. Доля штатных преподавателей вузов, которые хотели бы сменить место работы или перестать работать, в рассматриваемый период оставалась на одном уровне (примерно пятая часть ответов).

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Альтернатива выбора - между рутиной и преподаванием Представьте себе следующую ситуацию: вам предлагают перейти на другую работу с более высоким уровнем заработной платы, чем у вас сейчас. Но это нетворческая, однообразная работа с жестким графиком, не связанная с физическим трудом, не требующая высокой квалификации и переобучения. Согласились ли бы вы перейти на такую работу (например, клерк крупной компании и т.п.)? Требования к уровню заработной платы, которая стимулировала бы преподавателя перейти на другое рабочее место с малопривлекательными, по сравнению с работой преподавателя, характеристиками (жесткий график работы, однообразная работа, отсутствие самостоятельности и творчества – например, клерк в крупной компании) растут. Так, за то, чтобы перейти на такую работу, теперь преподаватель вуза потребует вдвое больше денег – почти 100 тыс. руб.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Результаты опроса руководителей образовательных организаций высшего образования

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Новые образовательные программы в организациях высшего образования, % Около половины вузов не планируют внедрять новые программы. Около трети ориентированы на продвижение магистерских программ. Также достаточно популярным направлением для развития является открытие основных программы профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ (примерно каждый 6 вуз планирует начать подготовку по данным программам). Вопрос: Предполагается ли в ближайшее время в Вашей образовательной организации внедрение программ других уровней образования? Если, да, то каких именно?

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Сетевое взаимодействие образовательных организаций высшего образования (в % от числа опрошенных) фото Почти половина организаций высшего образования используют сетевую форму реализации программ, еще у пятой части это в плане. Но треть не рассматривают такой вариант образовательной стратегии. Основные контакты отмечены образовательными организациями другого уровня, достаточно существенно взаимодействие с организациями научного, медицинского, культурного, физкультурно- спортивного и т.п. профиля. Вопросы: Реализует ли ваша образовательная организация сетевую форму для освоения определенных образовательных программ? Если да, то с какими именно организациями?

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Международное сотрудничество образовательных организаций высшего образования, % фото В сфере образовательной деятельности В сфере научной деятельности

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Фактическая и идеальная заработная плата преподавателей организаций высшего образования, Москва (тыс. руб., среднее) фото С 2007 г. измеряется средний размер заработной платы преподавателей образовательных организаций. Ее уровень в 1,5 и более раз отличается от «идеальной» зарплаты, которой достойны преподаватели.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Критерии оценка эффективности деятельности вузов: мнения ректоров вузов, % фото Более 2/3 опрошенных ректоров считают, что критериев по оценке эффективности вузов вполне достаточно. Однако московские руководители чаще считают, что существующего списка данных критериев недостаточно и его нужно расширить, либо полностью изменить.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Оценка изменений, обусловленных мониторингом эффективности вузов (в % от числа ответивших) фото По мнению руководителей вузов большая часть показателей останется неизменной. Московские вузы настроены более пессимистично и чаще высказывают негативные оценки в отношении изменений различного рода.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Уровень знаний поступающих в вузы, % фото На снижение уровня знаний поступающих по сравнению с прошлым годом указывают 6% руководителей вузов. В 2014 г. наблюдаются максимальные позитивные оценки о повышении уровня знаний обучающихся за весь период обследования: 37% опрошенных.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Ориентация на рынок труда, % фото Вузов, ориентированных на подготовку специалистов для местного рынка труда (город, район), оказалось 10%, областного масштаба – 22%, федерального – 16% (отрицательная динамика), всероссийского – 25%, 22% осуществляют подготовку для России и ближнего зарубежья (по последним двум пунктам наблюдается положительная динамика), 4% для России, ближнего и дальнего зарубежья.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Оценки динамики текучести молодых преподавателей в вузах, % фото Одной из проблем кадровой политики является текучесть кадров среди молодых преподавателей. Ответы респондентов показывают тенденцию к снижению данного показателя. Наблюдается снижение количества организаций, которые не имеют молодых сотрудников среди преподавателей.

101000, Россия, Москва, Мясницкая ул., д. 20 Тел.: (495) , факс: (495)