Проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес уже на протяжении довольно продолжительного периода времени. Этимология.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выступление на педагогическом совете «Формы проявлений одаренности в детском возрасте » Скирневской Ирины Николаевны, воспитателя МДОУ Оболенский детский.
Advertisements

К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием... Способности ученика– объяснение успеха педагога...
Развитие и поддержка одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к обучению в школе. МБОУ СОШ 6 г Мытищи.
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ Шпилева Ирина Валерьевна, методист.
Если хотите иметь успех, Вы должны выглядеть так, как будто Вы его имеете.
Развитие детской одаренности. Выполнили: Ахмедова Алеса. Панченко Юлия.
МБОУ «Школа 51» Социально – психологические особенности одаренных детей.
Психологический портрет одаренного ребенка. « Подобно тому, как квалифицированный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная.
Одарённость. Методы комплексной оценки одарённости учащихся. «Инновационные методы организации учебного процесса и внеурочной деятельности, ориентированной.
«Как мы воспитываем таланты» (Реализация программы «Одаренные дети») Вдовенко О.В., музыкальный руководитель МДОУ 12 «Полянка» 2010 год.
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой.
Организация работы с интеллектуально одарёнными детьми в ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» с.Ливенка»
Одарённость как педагогический и психологический феномен.
Подготовила: учитель начальных классов ГБОУ гимназии528 Алексеенко Ю.Г.
Проблемы психолого- педагогической поддержки талантливых детей Горбунова Ольга Ивановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии.
Работа с одаренными детьми. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом.
Одаренные дети Каусова Нурия Кубашовна. : Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или.
Р АБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОУ Щурская Е.Е., ст. преподаватель кафедры дошкольного образования СПбАППО 2011.
МБДОУ 36 Кызыл Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия 2.Обеспечение равных.
Ваш ребёнок идёт в школу Автор: Кудасова Ольга Викторовна старший воспитатель МАДОУ Онохойский детский сад «Колобок» Заиграевский район, Бурятия.
Транксрипт:

Проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес уже на протяжении довольно продолжительного периода времени. Этимология слова «одаренный» В русском языке, как и во многих других языках, оно происходит от слова «дар», что указывает на представление наших предков о сверхспособностях и таланте человека как о божественном явлении, которым наделены только избранные представители общества.

Одаренные дети главное национальное богатство, основа будущих успехов государства во всех сферах жизни, залог его процветания. Многие страны вкладывают немалые средства в национальные и региональные программы работы с ними. Данные программы призваны обеспечить оптимальный поиск и выявление юных талантов, оказание им специальной социальной, психологической и педагогической помощи, отбор и подготовку учителей и воспитателей.

По определению авторов концепции: «Одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов, в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». Среди основных слагаемых одаренности, как правило, принято выделять следующие составляющие: Мотивационный компонент Инструментальный компонент

Мотивационный компонент одаренности 1. Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности; 2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность предметом; 3. Повышенная познавательная потребность; 4. Предпочтение парадоксальной противоречивой и неопределенной информации; 5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверх трудные цели, стремление к совершенству.

1. Наличие специфических стратегий деятельности, а именно: быстрое освоение деятельности и высокая успешность её выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счёт более глубокого овладения предметом. 2. Сформированность качественного своеобразного стиля деятельности, в котором четко прорисовываются такие характеристики как самодостаточность и склонность всё делать по- своему. 3. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе. 4. Особый тип обучаемости, который не зависит от лёгкости, скорости, темпа обучения, но позволяющий в последующем резко изменять структуру знаний, представлений и умений. Инструментальный компонент одаренности

Личные особенности, присущие одаренным детям - ранняя речь и большой словарный запас; - необычно развитое внимание; - ненасытная любознательность и отличная память; - раннее овладение знаниями в избранной сфере; - проявление высокого интеллекта; - увлечение своим делом, энергичность; -демонстрация ярко выраженной независимости, стремления работать в одиночку, индивидуализм; - умение контролировать себя; - стремление контактировать с одаренными юношами, взрослыми; - умение извлекать пользу и быстрое приобретение художественного и интеллектуального опыта.

Сферы одаренности Интеллектуальные способности Способность к обучению Творческое мышление (креативность) Художественные способности Лидерские способности Психомоторные способности Критерии определения видов одаренности По степени сформулированности: По формам проявлений: По широте проявлений способностей: По особенностям возрастного развития: актуальная,потенциальная. явная, скрытая. общая,специальная. ранняя,поздняя.

Художественные способности ребенка могут проявиться Если ребенок… не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение; в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации; серьезно относится к произведениям искусства; когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски; стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение- украшение для дома, одежды; не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях.

Музыкальный талант Если… ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку; очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает; если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение; сочиняет свои собственные мелодии; научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Литературное дарование Если… рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль; любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное; выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета; изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными; любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

Технические способности Если… ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами; любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру; сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки; может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек; любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов; интересуется специальной технической литературой.

Спортивный талант Если… он энергичен и все время хочет двигаться он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре; не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками; лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно; предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню; кажется, что он всерьез никогда не устает; неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

Способности к научной работе Если ребенок… обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям; умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение; любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги; часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий; с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкций; не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант Если ребенок… часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями; стремится вызвать эмоциональные реакции у других, меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает; с большим желанием выступает перед аудиторией; с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения; пластичен и открыт всему; любит и понимает значение красивой и характерной одежды.

Условия, для развития способностей и ранней одарённости дошкольников: Развивающая среда (материальная база). Компетентность педагога. Программно-методическое обеспечение работы с одарёнными детьми (программа, планирование, методическая литература и методические рекомендации, дидактическое оборудование и наглядность, диагностический инструментарий). Диагностика. Преемственность и система взаимодействия в работе всех специалистов ДОУ. Взаимодействие с учреждениями образования, культуры и спорта. Система работы с семьёй. Дифференцированный подход к работе с одарёнными детьми. Система индивидуальной работы с дошкольником. Кружковая работа. Эмоционально-психологический комфорт, адаптивная образовательная среда Право выбора вида деятельности для ребёнка. Передовой педагогический опыт по проблеме. Раннее выявление детских способностей и их развитие. Система стимулирования педагогической деятельности.

Понятие одаренность многогранно, требует широкого осмысления и разностороннего подхода, формы проявления одаренности очень разнообразны. Именно перед специалистами дошкольной педагогики и психологии, родителями стоит решающая задача развития природных возможностей детей и как можно более раннего выявления у них особого потенциала, свидетельствующего о наличии бесценного дара природы - одаренности.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!