1 Система проектно-дифференцированного обучения Лаборатория Лаборатория научно-методического обеспечения проектно- дифференцированного обучения - Я - гончар.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектно – дифференцированное обучение – направление реализации ФГОС основного и среднего образования.
Advertisements

Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся в свете Федеральных государственных образовательных стандартов.
2 Основная цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и.
* Новые технологии, о которых так много говорят сегодня, это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход.
Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения образовательных стандартов второго поколения Семинар 8.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Управленческие решения в период подготовки введения ФГОС ООО. Переход на новый образовательный стандарт как проект. Н.Губанова.
Формирование функционального содержания деятельности методического объединения школы в условиях перехода на новые стандарты образования Разработчик проекта:
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Эффективное внедрение ФГОС (инновационные особенности управления) В.Н.Виноградов СПб АППО.
Презентация к уроку по теме: Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Методическая конференция ФГОС ООО как механизм обновления содержания основного общего образования.
Проектно-исследовательская деятельность в школе. Что такое проект? Что такое исследование? Какие принципиальные отличия между проектом и исследованием?
Стандарты второго поколения МОУ ООШ 6 г.Фурманова 2010 г.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Котлярова В.Ф., заместитель директора по научно–методической работе гг.
Транксрипт:

1 Система проектно-дифференцированного обучения Лаборатория Лаборатория научно-методического обеспечения проектно- дифференцированного обучения - Я - гончар. Могу научить делать отличные горшки. - Я -музыкант. Могу научить играть на флейте. - А я - учитель. Могу… Господи, чему я могу научить?!

2 Требования к учителю в соответствии с ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

3 Основная цель российского образования Новая цель образования Инновационная экономика Экономика знаний Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства Широкое внедрение новых технологий во все сферы жизни Проблемы России Стратегия 2020 Наша новая школа Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

Внедрение механизмов поэтапного формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей: соответствие требованиям инновационного развития экономики современные потребности общества и каждого гражданина повышение доступности качественного образования Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р.

Основная проблема отсутствие в конкретных ОУ собственной системы обучения, ориентированной на получение метапредметных результатов (проектной компетентности школьников)

Проектно-дифференцированное обучение Обучение – 1) достаточно постоянные изменения поведения, происходящие в результате накопления опыта. 2) вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня, составляющего цель обучения; 3) особым образом организованное общение между теми, кто обладает знаниями и определённым опытом, и теми, кто их приобретает, усваивает

Жизнь изменяется и улучшается в результате ПРОДУКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ, а не слов. Успешно управлять автомобилем, уверенно решать интегральные уравнения, блестяще читать лекции, искусно вышивать или умело анализировать данные – это УМЕНИЯ. УМЕНИЕ – это способность хорошо и адаптивно осуществлять сложные, хорошо-организованные модели поведения с тем, чтобы достигать некоторого результата или цели. Доведённое до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи - это НАВЫК. Навыки создаются в результате ТРЕНИРОВКИ – и никак иначе. НАВЫК, УМЕНИЕ – цель обучения. ЗНАНИЯ в обучении – не самоценность, а только средство улучшить умение. Они помогают понять: зачем это умение, каким образом оно работает и почему именно так. ВРЕМЯ, нужное для наработки навыка, у всех своё. В разумной системе обучения оно определяется не как час или два урока, а как до конечного результата. КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ – это лёгкое и уверенное, без задержек и трудностей, многократное выполнение действия с полным его пониманием. Проще – СПОСОБНОСТЬ ПРИМЕНЯТЬ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ. Демонстрация такого результата – единственный способ диагностики. И одновременно – допуск к дальнейшей учёбе. Идея решения проблемы

8 Критерии (области компетенций)Уровни и показатели Базовый Повышенный Рефлексивно -творческий Способность к выявлению, постановке и решению проблем для получения обоснованного проектного продукта Формулировка проблемы Определение способов решения Анализ и обработка информации Создание проектного продукта Способность применять в проектной деятельности предметные знания и способы деятельности Использование предметного содержание проекта Использование имеющихся способов действий Способность регулировать проектную деятельность Использование ресурсных возможностей Контроль и оценка проектной деятельности Способность осуществления коммуникативных действий в проектной деятельности Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Защита проектного результата Структура модели проектной компетентности обучающихся Компетентность – это демонстрация способности решать различного рода проблемы,

Проектно-дифференцированное обучение Проект - целенаправленное изменение некоторой системы, ограниченное во времени и ресурсах и имеющее специфическую организацию. Проектное обучение -сочетание проектной формы учебной деятельности и собственно проектирования. Дифференциация - разделение, расслоение целого на различные части, формы и ступени Уровневая дифференциация обучения предусматривает: - наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь учащийся. который является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся; - базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся; - система результатов, которых должен достичь по базовому уровню учащийся, должна быть открытой; - наряду с базовым уровнем учащемуся предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием учебного предмета.

Система обучения Обучение как сложная система имеет четыре уровня своей структурной организации: 1. Уровень деятельности индивидуальных субъектов учебного процесса 2. Уровень учебного занятия (учебного коллектива) 3. Уровень институциональной системы обучения (образовательного учреждения) 4. Уровень общественно-исторического способа организации обучения (общественно-исторической формации ) Лебединцев В. Б. Теоретико-дидактические предпосылки создания новых систем обучения // Инновации в образовании С Теоретико-дидактические предпосылки создания новых систем обучения

Уровень общественно-исторического способа организации обучения – общественно-принятые цели образования, зафиксированные в федеральных государственных образовательных стандартах Ведущий метапредметный результат ФГОС ООО: формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

Организационно -управленческие: нормативные акты, проектные, творческие группы, подготовка учителей Ожидаемый результат: сформированность заданного уровня проектных компетентностей у выпускника основной школы Образовательный процесс: проектная форма учебной деятельности на уроке и проектирование во внеурочное время (учебно-исследовательские, прикладные и социальные проекты) Кадровые: Педагог, готовый к осуществлению ПДО Информационно -методические : программа развития УУД, рабочие учебные программы Условия реализации ПДО Система ПДО как система работы школы (педагогического коллектива) Система управления ПДО Уровень институциональной системы обучения (образовательного учреждения)

Уровни достижения результатов в ПДО

14 Модель поэтапного формирования проектной компетентности обучающихся основной школы Переходный этап (5 – 6 класс) Этап самоопределения (6 – 8 класс) Этап индивидуализации (8-9 класс). Поэлементное формирование проектных компетенций через решение учениками определенной системы заданий по получению еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта») Учебное и социальное проектирование с целью развития проектных умений в совместно-распределительной форме при прохождении полного проектной деятельности Индивидуальное проектирование: освоение полного цикла проектной деятельности при помощи учителя либо самостоятельно при сопровождении учителя (тьютора)

15 Особенности образовательного процесса при ПДО 1) Усиление роли вариативной части учебного плана с целью включения в учебный процесс наряду с учебной деятельностью проектной и учебно-исследовательской видов деятельности (в урочных и внеурочных формах); 2) Включение межпредметных образовательных модулей, основная цель которых – организация собственно проектирования на основе интеграции учебных предметов, а также социализация обучающихся; 3) Возможность реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

16 Учебный план как механизм организации ПДО Вариант 1. Вариативная часть образовательной программы полностью вынесена за пределы всех предметных областей. Обязательная часть учебная деятельность в урочной форме Вариативная часть учебные курсы, обеспечивающие специально организованное развитие проектных компетенций обучающихся Внеурочная деятельность ПДО: проектные образовательные модули, являющиеся самостоятельными по целям, содержанию учебного материала и формам учебной работы, равноценные относительно друг друга и учебного плана в целом ПДО: поэлементное формирование проектных умений ПДО: реализация проектов

17 Учебный план как механизм организации ПДО Вариант 2. Большая часть вариативной части распределяется между предметными областями. Обязательная часть учебная деятельность в урочной форме (модульная организация освоения содержания предметной области) Вариативная часть часть, формируемая участниками образовательного процесса, ориентирована на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части Внеурочная деятельность ПДО: учебные курсы, углубляющие предмет, оформляются в виде проектного модуля ПДО: организация учебной деятельности в проектных формах для конкретной предметной области (освоение содержания темы или раздела предметной области происходит в форме учебного проекта (проектного модуля)) ПДО: реализация проектов

18 Организация учебных занятий, ориентированных на формирование проектных компетенций обучающихся Проектный урок- работа над учебным (исследовательским или прикладным) проектом Цель: Осуществить полный цикл проектной деятельности через реализацию учебного проекта Урок - формирования и развития отдельных проектных умений на материале предмета Цель: Освоить предметное содержание + сформировать отдельные проектные компетенции Урок как этап проектной деятельности Цель: Освоить систему способов действий, систему проектной деятельности через реализацию проекта на нескольких уроках Уровень учебного занятия

Уровень деятельности индивидуальных субъектов учебного процесса

организации учебного процесса могут присутствовать три параллельные, в значительной степени независимые друг от друга линии: В организации учебного процесса могут присутствовать три параллельные, в значительной степени независимые друг от друга линии: 1. Исполнительский проект - решение традиционных учебных задач как минипроектов учебной деятельности (проект выполняется при непосредственном руководстве учителя, учащиеся последовательно осуществляют рекомендации педагога о порядке действий). Выполняются на начальном этапе использования проектного обучения, поскольку у учащихся недостаточно опыта для самостоятельного поиска. 2. Проект, ориентированный на решение учебных задач, соответствующих надситуативной активности личности - учащиеся, обсудив с учителем тему, проблему, план действий, самостоятельно выполняют проект. Учебный процесс включает подготовку устных и письменных докладов и сообщений учащихся; введение лабораторно-исследовательских практикумов вместо наборов примитивных лабораторных работ по готовым образцам; применение деловых игр, игрового моделирования и других игровых форм учебных занятий, выполнение междисциплинарных исследовательских работ и т.д. 3. Творческий проект - учащиеся сами выдвинули идею проекта, сами разработали план действий и реализовали его, создав реальный качественный, обладающий новизной продукт. Основная идея - учащийся самостоятельно выполняет полный проектный цикл: от поиска проблемы и замысла до изготовления продукта и его презентации.

21 Структура модели проектных компетентностей педагога Модель (карта) компетенций как идеальный образ требуемого учителя Виды компетентности Область компетентности Критерии Компетентность в проектировании деятельности Личная компетентность Умеет выделять и формулировать проблемы Умеет определить способы решения проблемы Умеет собирать, обрабатывать и анализировать информацию Умеет планировать проектный (педагогический) продукт Компетентность в обучении учащихся Владеет методами проектного обучения на уроке и во внеурочное время Владеет методами исследовательского обучения на уроке и во внеурочное время Компетентность в предметном содержании проектной деятельности способах ее реализации Личная компетентность Имеет глубокие знания предметной области проекта Способен интегрировать знания из разных предметных областей в рамках проекта Компетентность в обучении учащихся Способен организовать деятельность учеников по созданию нового интеллектуального продукта Способен организовать деятельность учеников по выбору способов предметных действий

22 Структура модели проектных компетентностей педагога Модель (карта) компетенций как идеальный образ требуемого учителя Виды компетентности Область компетентности Критерии Компетентность в организации и регулировании проектной деятельности Личная компетентность Умеет реализовать, корректировать и оценивать свою проектную деятельность Способен регулировать свою проектную деятельность Компетентность в обучении учащихся Владеет методами обучения регулятивным действиям Способен мотивировать деятельность обучающегося в проектной деятельности Коммуникативная компетентность в проектной деятельности Личная компетентность Владеет речевой культурой Владеет технологией сотрудничества Компетентность в обучении учащихся Владеет методами обучения публичному выступлению Способен создавать условия для формирования учебного сотрудничества

Спасибо за внимание! 23