Информационно-аналитическая поддержка государственной политики в сфере государственно-общественного управления образованием (анализ информации, сформированной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проведение серии социологических обследований в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования, сопровождения региональных.
Advertisements

Проведение серии социологических обследований в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования, сопровождения региональных.
Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото Российский учитель по данным мониторинга экономики образования (мотивация, структура занятости, оплата труда.
Проведение серии социологических обследований в образовательных организациях, реализующих программы высшего образования (программы бакалавриата, специалитета,
II этап проекта «Проведение сравнительной оценки показателей эффективности региональных систем образования в субъектах Российской Федерации» Государственный.
Модернизация статистики образования в сегментах профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного профессионального образования,
Особенности организации мониторинга реализации в 2013 году «дорожных карт» изменений в социальной сфере, направленных на повышение эффективности образования.
Реализация Реализация комплекса мер по модернизации системы общего образования на территории Малышевского ГО Реализация Реализация комплекса мер по модернизации.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Академия социального управления» Разработка.
November 4, Величутина Т.М., Заместитель начальника Департамента общего образования по социально- экономическим вопросам.
Вопросы совещания «Эффективный контракт. Система оценки эффективности деятельности работников учреждения» Концепция поэтапного совершенствования систем.
П Л А Н МЕРОПРИЯТИЙ (" ДОРОЖНАЯ КАРТА ") "И ЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ " Распоряжение.
Петряева Е.Ю., руководитель службы электронного мониторинга «..Уникальная система мониторинга. Каждая школа имеет доступ к системе мониторинга. У нас там.
Отражение параметров дорожной карты в электронном мониторинге на сайтах и «Информика» Дошкольное образование.
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ на проекты комплекс ов мер по модернизации системы общего образования в муниципальных образованиях Костромской области Департамент.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 4 Введение стандарта С.Н.Махновец, февраль-март.
СТРУКТУРА 1.Анализ реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования субъекта Российской Федерации в 2012 г. 2.Описание мер по модернизации.
Управление развитием системы оценки качества образования на федеральном уровне 5 ноября 2011г., г.Москва.
Транксрипт:

Информационно-аналитическая поддержка государственной политики в сфере государственно-общественного управления образованием (анализ информации, сформированной на основании результатов серии социологических обследований в общеобразовательных организациях) I этап Руководитель проекта: д.э.н., профессор Л.М. Гохберг ГК от Высшая школа экономики, Москва,

ПРОЕКТ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В РАМКАХ Федеральной целевой программы развития образования на годы под мероприятие 1.8 «Создание условий для распространения моделей государственно- общественного управления образованием и поддержка программ развития регионально- муниципальных систем дошкольного образования» мероприятие 1 «Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» задача 1 «Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития» Высшая школа экономики, Москва,

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Мониторинг экономики образования Мониторинг экономики образования – система сбора, анализа, обобщения, представления данных по экономике образования Мониторинг экономики образования обеспечивает формирование принципиально новой информационной базы для осмысления процессов, происходящих в сфере образования, разработки государственной образовательной политики и принятия управленческих решений Мониторинг экономики образования проводится с 2002 года

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Принципы мониторинга экономики образования Комплексность Уровни образования Субъекты рынка образовательных услуг Регионы Устойчивость Взаимодействие с заказчиками Связь с регионами Обоснованность методологии Формирование организационной структуры Уникальность

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Схема работ мониторинга экономики образования Анализ потребностей пользователей Определение (уточнение) задач и направлений развития системы мониторинга Организация и координация Методологические исследования Статистическая поддержка Тематические социологические обследования Аналитические исследования Прогнозные исследования Формирование базы знаний Создание информационного хранилища Создание сайта Публикация, презентация и распространение результатов

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Задачи ежегодного цикла работ Актуализация методологии и инструментария мониторинга экономики образования Организация и проведение комплекса обследований мониторинга экономики образования Анализ материалов мониторинговых обследований и обобщение результатов Презентация и обсуждение результатов мониторинга экономики образования

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Цель проекта Цель проекта: развитие мониторинга экономики образования как системы сбора, анализа, обобщения, представления данных по экономике образования для исследования процессов, происходящих в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования, разработки государственной образовательной политики и принятия управленческих решений, включая меры по поддержке программ развития регионально-муниципальных систем общего образования; совершенствовании научно-методических, организационных и аналитических подходов к исследованию экономических аспектов развития системы образования в Российской Федерации. Социологические обследования, обеспечивающие развитие знаний о мотивациях, поведении и стратегиях потребителей и поставщиков образовательных услуг, проводятся в образовательных организациях, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Схема реализации мониторинга экономики образования в 2014 году с выделением места обследований, проводимых в рамках проекта

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Задачи проекта 2014 года Задача 1. Актуализация инструментария для проведения в 2014 году социологических обследований мониторинга экономики образования в образовательных организациях, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования: учителей и директоров. Задача 2. Подготовка и проведение в 2014 году социологических обследований в образовательных организациях, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования: учителей и директоров. Задача 3. Изучение экономических аспектов развития образования в Российской Федерации на основе систематизированных результатов проведенных в 2014 году социологических обследований в сегменте начального общего, основного общего и среднего общего образования с учетом потребностей разработки образовательной политики и анализа ее результатов, включая меры по поддержке программ развития регионально-муниципальных систем общего образования. Задача 4. Накопление и распространение результатов мониторинга экономики образования в сегменте начального общего, основного общего и среднего общего образования за 2014 год.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Содержание Отчета Введение раскрывает цели и задачи проекта Раздел 1 Два комплекта актуализированного инструментария (программы и анкеты) для проведения в 2014 году социологических обследований в образовательных организациях, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования: учителей и директоров. В программах каждого из двух обследований конкретизировано и обосновано не менее пяти тематических направлений, которые получили свое отражение в анкетах. Инструментарий согласован с Заказчиком. Раздел 2 Методические отчеты о проведении двух социологических обследований в образовательных организациях, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования: учителей и директоров. Объемы реализованных выборок составили: учителей – 1500 респондентов (в 20 субъектах РФ), директоров респондентов (45 субъектов РФ). Указанные работы выполнены с привлечением суп исполнителя АНО «Аналитический Центр Юрия Левады». Базы первичных данных и аналитические таблицы представлены в составе Приложения. Раздел 3 Информационно-аналитические отчеты, представляющие анализ мотиваций, поведения и стратегий участников рынка образовательных услуг в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования, с учетом потребностей разработки образовательной политики и анализа ее результатов, включая меры по поддержке программ развития регионально-муниципальных систем общего образования. Раздел 4 Проекты двух информационных бюллетеней серии «Мониторинг экономики образования» и аннотации к ним: Мотивации, поведение и стратегии учителей образовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, на рынке начального общего, основного общего и среднего общего образования; Экономические аспекты деятельности образовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, на основе результатов социологических обследований их руководителей. Раздел 5 Перечень материалов, подготовленных по результатам проведенных социологических обследований в образовательных организациях, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования: учителей и директоров, и размещенных в информационном хранилище Раздел 6 Перечень материалов, подготовленных по результатам социологических обследований в образовательных организациях, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования: учителей и директоров, и размещенных на сайте memo.hse.ru В Заключении конкретизированы работы по проекту на 2015 год (II этап).

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Презентация результатов проекта Сайт На сайте размещаются инструментарий, результаты обследований, индикаторы экономики образования, аналитические материалы, публикации Тематические информационные бюллетени серии «Мониторинг экономики образования»

Мониторинг экономики образования Результаты опроса учителей общеобразовательных учреждений анализ мотиваций, поведения и стратегий учителей в образовательных организациях, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования на основании результатов социологического обследования, проведенного в 2014 году Высшая школа экономики, Москва,

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Анализируемые данные в 2014 году Данные статистического наблюдения Удовлетворенность учителей школ работой Оценка учителями школ конкурентоспособности заработной платы учителей Отношение уровня заработной платы, при котором учителя общеобразовательных организаций согласились бы сосредоточиться на основной деятельности, к фактической их заработной плате Отношение учителей общеобразовательных организаций к объединению с другими дошкольными и общеобразовательными организациями Оценка изменения объемов учебной нагрузки учителями школ

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Вопрос: « Что Вам не нравится в работе в данной образовательной организации? (%) Учителя государственных и частных школ по-разному оценивают свою работу Удовлетворенность всеми параметрами выше у учителей частных, но и среди них менее половины полностью довольны своей работой в школе. Сократилась неудовлетворенность уровнем заработной платы. Треть учителей также не удовлетворена плохим социальным обеспечением. Довольно много учителей указывают на плохой контингент детей в качестве негативного фактора работы. Удовлетворенность учителей работой в школе

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Оценка учителями конкурентоспособности заработной платы Вопрос: «Как Вы считаете, конкурентоспособна ли в настоящее время Ваша школа по уровню заработной платы на рынке труда Вашего региона? (% ответивших, 2014 г.)» Около 70% учителей российских школ оценивают уровень заработной платы в их школе как конкурентоспособный по сравнению с другими школами региона. Значительных различий в оценках конкурентоспособности уровня заработной платы между учителями государственных и частных школ не наблюдается Нельзя сказать, что учителя школ г. Москвы сильно выделяются на фоне остальных в оценке конкурентоспособности заработной платы.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Более представителен ответ московских учителей, где процесс в этом году практически закончен. В Москве наблюдается некоторый перевес в сторону положительной оценки. Вопрос: «Как Вы в целом оцениваете объединение школы, в которой Вы работаете с другими образовательными организациями? (% ответивших)» Отношение учителей школ к объединению с другими дошкольными и общеобразовательными организациями

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Может ли учитель обойтись без приработков? Вопрос: Если Вы являетесь штатным сотрудником школы, согласились бы Вы сосредоточиться на Вашей основной деятельности, т.е. отказаться от тех видов дополнительной работы, которыми Вы занимаетесь в основном в целях заработка? Если да, - то при каком уровне оплаты труда? ? (%) Может, если его зарплата составит примерно 90 тыс. руб. (в Москве) или 40 тыс. в среднем по России Соотношение желаемого и фактического заработка учителей составляет примерно 2 к 1.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Оценка изменения объемов учебной нагрузки учителями школ Вопрос: «Как изменился за последние два года объем нагрузки, связанной с проведением уроков (% ответивших)» Половина учителей не видят изменений Две пятых говорят об увеличении объема учебной нагрузки, связанной с проведением уроков увеличился Десятая часть учителей констатирует снижение учебной нагрузки Оценки учителей государственных и частных школ, а также московских школ примерно идентичны

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Повышение квалификации за последние три года учителями школ Вопрос: «Приходилось ли Вам за последние три года проходить курс повышения квалификации?» Наибольшая доля ответивших учителей проходила повышение квалификации за последние три года. При этом значительная часть проходила его в институте повышения квалификации своего региона. Наименьшая доля учителей проходивших повышение квалификации в региональном институте работает в негосударственных школах, наибольшая доля работает в Москве

Высшая школа экономики, Москва, 2014 ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ Учителям российских школ задавались вопросы о мотивации и ценностях труда. Наиболее важными для опрошенных в целом по выборке стали такие характеристики как: интересная работа, хорошая оплата труда, гарантированная работа, польза для общества, работа соответствующая способностям. Треть учителей отметили, что им все нравится в их текущей работе. Наибольшую неудовлетворенность вызывает низкий уровень заработной платы и плохое социальное обеспечение. У незначительной части учителей вызывает беспокойство плохой контингент учащихся, и то, что работа находится далеко от дома. Наибольшая доля ответивших учителей проходила повышение квалификации за последние три года. При этом значительная часть проходила его в институте повышения квалификации своего региона. Подавляющее большинство опрошенных получало доходы от основной работы (преподавание и административная работа в данной школе). Лишь пятая часть учителей занималась также частным репетиторством.

Мониторинг экономики образования Результаты опроса руководителей общеобразовательных учреждений анализ мотиваций, поведения и стратегий директоров в образовательных организациях, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования на основании результатов социологического обследования, проведенного в 2014 году Высшая школа экономики, Москва,

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Отношение руководителей общеобразовательных организаций к укрупнению общеобразовательных организаций (удельный вес численности руководителей общеобразовательных организаций, поддерживающих переход их учреждения в состав образовательного комплекса, в общей их численности) фото Руководители общеобразовательных учреждений ране не хотят укрупнения учреждений, которыми они руководят. Это мнение примерно одинаковое во всех типах населенных пунктов, кроме Москвы. В Москве почти 70% руководителей, наоборот, хотят перехода учреждений, которыми они руководят, в состав образовательного комплекса.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Отношение уровня заработной платы, достаточного, по мнению руководителей общеобразовательных организаций, для привлечения на полную ставку молодых педагогов, к их фактической заработной плате фото Во всех населенных пунктах, кроме Москвы, директора школ считают привлекательным уровнем заработной платы для молодых педагогов 30 тысяч рублей. В Москве такая оценка вдвое выше. Реальная средняя заработная плата молодых педагогов составила в городах почти 20 тысяч рублей, на селе превысила 15 тысяч рублей. В Москве эта оценка достигла почти 50 тысяч рублей.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Различия в уровнях заработной платы преподавателей в школе фото Уровень зарплаты «преподавателя своей мечты» отличается от реальной средней зарплаты в среднем вдвое. Не удивительно, что реальный средний размер заработной платы всё ещё не позволяет учителю отказаться от внешнего совместительства. Во всех населенных пунктах, кроме Москвы, директора школ называют средний размер зарплаты педагогов «своей мечты» от 50 на селе до 56 тыс. рублей в городах (Москва 100 тыс. рублей). И повсеместно, кроме Москвы, директора школ называют средний размер зарплаты, позволяющей учителю отказаться от внешнего совместительства, от 34 на селе до 40 тыс. рублей в городах (Москва 73 тыс. рублей).

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Удельный вес бюджетных учреждений в их общей численности фото В среднем по всем населенным пунктам 73% учреждений являются бюджетными. Казенных учреждений в всего 7%. 91% бюджетных учреждений представлены укрупненными школами и всего лишь 6% автономными. Больше всего автономных учреждений среди элитных школ – 17%. При выборе учредителем типа образовательного учреждения предпочтение отдаётся наиболее жёстко регулируемым типам – бюджетное или казённое учреждение. Доля казённых учреждений наиболее высока в сельских населённых пунктах (27%).

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Отношение руководителей общеобразовательных организаций к нововведениям в российских общеобразовательных учреждениях (удельный вес численности руководителей общеобразовательных организаций, поддерживающих ОРКСЭ, обязательное тестирование на наркотики, единую школьную форму, введение аналога комплекса ГТО – всероссийского физкультурно-спортивного комплекса, единый учебник истории, в общей их численности) фото Директорам школ был задан вопрос об их отношении к организационным инновациям. Большинство поддерживают все нововведения. 90% руководителей поддерживают введение единой школьной формы, 80% поддерживают единый учебник истории, 75% - ОРКСЭ, 70% - обязательное тестирование на наркотики старшеклассников, меньше всего (но более половины) - 66% директоров поддерживают введение комплекса ГТО.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Комплектование классов старшей ступени (10-11 классы) фото В укрупненных школах чаще принимают старшеклассников без конкурса, в элитных школах чаще зачисляют детей в школу по конкурсу.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Динамика изменения объёма ФОТ учреждения фото Более половины директоров отмечают рост фонда оплаты труда их образовательных организаций выше значений инфляции, 40% - в пределах значений инфляции. Эта тенденция сохраняется все последние годы.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Динамика возрастной структуры педагогического персонала общеобразовательного учреждения фото В озраст педагогических работников общеобразовательных учреждений практически не имеет изменений и не зависит от места проживания. Последний опрос показал, что педагогов в возрасте от 40 до 55 лет 43% и пенсионеров старше 55 лет - 17%.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Структура расходов на оплату труда по категориям работников общеобразовательного учреждения фото По мнению директоров школ, в расходах на оплату труда преобладают расходы на педагогический персонал - 72%, включая 4,5% на педагогов-совместителей. На административно- управленческий персонал приходилось 13% расходов на оплату труда. На другие категории персонала было выделено 15% средств на оплату труда работников общеобразовательных организаций.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Динамика изменения размера заработной платы педагогов фото Заработная плата педагогов общеобразовательных организаций растет. И сейчас она превысила 35 тысяч рублей.

101000, Россия, Москва, Мясницкая ул., д. 20 Тел.: (495) , факс: (495)