Образец подзаголовка СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ « Развитие образной речи дошкольников в процессе музыкальной деятельности РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ДОУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВЫПОЛНИЛИ: воспитатель МБДОУ д/с 40 Мордавченко Т.С. воспитатель МБДОУ д/с 40 Настенко Г.Я.
Advertisements

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ « ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »
Учитель-логопед Нарцева Т.С.. Пересказ осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи творческое воспроизведение литературного образца.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «МУЗЫКА» Развитие музыкального восприятия Музыкальный руководитель: Карпова И.А.
ФГОС дошкольного образования Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
МУЗЫКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ МУЗЫКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ.
Актуальность знакомства дошкольников с художественной литературой в свете ФГОС ДО РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ включает … знакомство с книжной культурой, детской.
Воспитатели 2 младшей группы Руденко Т.Н. Байтикенова С. М г. Повышение речевой активности у детей дошкольного возраста средствами устного народного.
ФГОС дошкольного образования Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В КОНТЕКСТЕ "ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ".
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Подготовила заместитель заведующей по УВР Шадрина Наталья Геннадьевна МКДОУ «Детский сад 1 общеразвивающего.
Виды музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИУМОМ Дошколь ное отделение Зел ОУО Дворец Творчества детей и молодёжи Школа 1151 Школа Искусств Управа микрорайона Крюково Выставочный.
ПРОЕКТ «ВООБРАЖАРИУМ» как интегративное средство художественно-эстетического развития дошкольников.
Проект «Неделя музыки» Подготовила и провела музыкальный руководитель Мельник Н. М.
Занятия - основная форма организации музыкальной деятельности дошкольника.
Развитие художественно- творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности Дроздова Е.И. Дроздова Л.В. МБДОУ «Ключевской детский сад»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 655 от 23 ноября 2009г. «Об утверждении и вводе в действие федеральных государственных требований.
Авторы программы: Суркова Т.В. воспитатель МАДОУ «Д/с 7» Козлова Т.В. воспитатель МАДОУ «Д/с 7»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 9 комбинированного вида п. Кильдинстрой Мурманской области ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ.
Транксрипт:

Образец подзаголовка СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ « Развитие образной речи дошкольников в процессе музыкальной деятельности РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ДОУ 1 г. ЛИПЕЦК г

ПЛАН 1. Вступительное слово. Заведующая ДОУ 1 Гулевская Е.М. 2. Развитие образной речи дошкольников в соответствии с ФГОС. Зам. заведующей ДОУ 1 Бородина Е.В. 3. Развитие образности речи в музыкальной деятельности детей 4-7 лет - опыт работы музыкального руководителя Котовой О.Е. 3.1 Основные направления работы музыкального руководителя 3.2. Методы и приёмы, используемые муз. руководителем в различных видах музыкальной деятельности (с фрагментарным показом работы в соответствии с комплексно-тематическим планированием) 4. Видеопоказ НОД «В гости к осени» (музыкально- художественная деятельность) муз. руководитель Котова О.Е. 5. Выставка методической литературы и пособий по теме.

У музыки и речи существует немало общих основ, даже общностей. Музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. Звук всегда является выражением какого-то смысла, какой- то идеи. И музыкальное произведение, и человеческая речь - это возможность общения с окружающим миром, И речь, и музыка имеют свой особый письменный код – азбуку и ноты, с помощью которых сохраняются тексты и партитуры. Речь, в особенности ее письменные формы, превратившиеся в произведения литературного искусства, становятся содержанием музыки, но и музыка становится содержанием речи, общения, обмена чем-то сакральным, личным, глубоким.

Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие - развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, услышанного, увиденного -практическое овладение нормами русской речи - развитие связной образной речи - развитие способности эмоционально откликаться на образное содержание литературных и фольклорных произведений - развитие детского творчества - приобщение к музыкальному искусству, развитие музыкально-художественной деятельности, - развитие способности эмоционально воспринимать музыку и откликаться на нее - развитие музыкальности детей при восприятии музыки, в пении, движении под музыку, игре на детских музыкальных инструментах - использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, - усиления эмоционального восприятия художественных произведений; использование продуктивных видов деятельности, закрепления результатов восприятия художественных произведений развитие детского творчества ФГОС ДО

ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОДОБРЕНА решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. 2/15) В соответствии со Стандартом Программа предполагает «всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: художественно- эстетическое – с познавательным и речевым и т.п.

Задачи речевого развития по ООП ДОУ 1 наличие представлений у детей о средствах выразительности; умение детей понимать выразительность речи; понимание детьми смыслового богатства слова; понимание смысловой близости и различия однокоренных синонимов, и понимание словосочетаний в переносном значении; понимание переносного значения многозначного слова; овладение переносным значением слов; способность детей выделять и замечать средства художественной выразительности; использование в своей речи разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения); владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении; умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов); использование в речи синонимов и антонимов; осознание обобщенного смысла малых форм фольклора.

Образность в широком смысле этого слова – как живость, наглядность, красочность изображения - неотъемлемый признак всякого вида искусства, форма осознания действительности с позиций какого-то эстетического идеала, образность речи - частное ее проявление. Более узкое понимание образности речи основано на использовании слов в переносном значении, с измененной семантикой. Психологи подчеркивают выражение в образе обобщенного содержания и его оттенков, развития эмоциональной выразительности речи (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Ф.А.Сохин, А.В.Запорожец). Лингвисты называют образной иносказательную речь, связывающую с называнием предмета ряд представлений, вызывающих эмоциональные переживания (О.С.Ахманова, А.Н.Гвоздев, С.Н.Цейтлин А.А. Леонтьев, В.К.Харченко)

Под образной речью, в работе с дошкольниками, понимают умение ребенка правильно использовать такие выразительные средства: как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства [Развитие речи и творчества дошкольников / под ред. О.С. Ушаковой. – М., 2009.].

Работа по развитию образности речи детей в процессе музыкальной деятельности должна основываться на следующих теоретических положениях: многообразие речевых и музыкальных видов деятельностей и коммуникативных, игровых ситуаций; синкретизм (объединение) деятельностей как механизм формирования семантической основы речи, грамматических форм и структур, образности творчество в игре и многообразных видах деятельности, речевое и музыкальное творчество как условие развития образной связной речи музыкальная деятельность как главный компонент развивающей культурно-образовательной речевой среды, обеспечивающий запуск механизмов саморазвития, позицию дошкольника как субъекта деятельности, субъекта образовательного процесса. Активная природа детских реакций на музыку распространяется и на речь ребенка, - он начинает проявлять инициативность в речевом общении.

Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю. (Китайская мудрость) Задачей педагогов детского сада является: сделать слышимое - услышанным, звучащее – видимым, процесс слушания интерактивным.

Использование музыки в ДОУ в самостоятель-ной деятельности в сюжетно-ролевых играх при слушании музыкальных сказок, в театрализованной деятель-ности исполнение знакомых песен во время игр, прогулок в теплую погоду подпевание и исполнение знакомых песен при рассматривании иллюстраций в детских книгах музыкально-речевые, пальчико-вые игры, хороводы с пением и др. музыка в повседневной жизни: зарядка, бодрящая гимнастика, ритмика в непосредствен-но- образователь-ной деятельности во время праздников и развлечений

Виды музыкальной деятельности: развитие восприятия, исполнение музыкальных произведений (пение, движение под музыку, игра на детских музыкальных инструментах), развитие творчества, оценка музыки. (О.П. Радынова)

Общедидактические методы: Игровой Наглядный (наглядно-слухавой, наглядно-зрительный) Словесный Практический (Ю. Бабанский, Н. Ветлугина)

Наглядно –слухавой метод НОД «В гостях у сказки» Слушание произведения «Сладкая греза» П. Чайковского НОД «На лесной полянке» Слушание звуков леса

Наглядно-зрительный метод Муз.-дид. игра «Белоснежка и 7 гномов» Муз.-дид. игра «Угадай на чем играю» Муз.-дид. игра «Курочка и цыплята»

Словесный метод Беседа об осени Рассказ о приметах осени Речевая ситуация с использованием ассоциаций

Музыкально – дидактическая игра «Словарь эстетических эмоций» («терминологические цепочки» синонимов) О.П.Радынова Бодрая : четкая, торжественная, решительная, мужественная, отважная, солдатская, строгая, смелая, храбрая, уверенная, сильная, военная. Шутливо – насмешливо, комично, лукаво, иронически, забавно, шутовски, легкомысленно, шаловливо, ребячась. Таинственно – сказочно, фантастически, замысловато, загадочно, причудливо, затаенно, странно. Торжественно - радостно, празднично, ликуя, величественно, победно, роскошно, жизнерадостно, пышно.

Метод полихудожественного уподобления (Радынова О.П.) Музыка ЛитератураИзобразительное искусство «Октябрь. Осенняя песнь» - цикл «Времена года»П.Чайковский А.Пушкин «Уж небо осенью дышало…» Л.Бродская «Золотая осень» «Декабрь. Святки» - цикл «Времена года»П.Чайковский. Е.Авдиенко «Зима» А.Пушкин «Идёт волшебница – зима» И.Шишкин «Зима» «Апрель. Подснежник» - цикл «Времена года»П.Чайковский А.Плещеев «Уж тает снег, бегут ручьи…» А. Грицай «Весна. Ручей»

«Баба-Яга» П.Чайковский, фортепианный цикл «Детский альбом» «Избушка на курьих ножках. Баба Яга» М.Мусоргский, цикл пьес «Картинки с выставки» ( по картинам Гартмана) МЕТОД СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

Практический метод «Карусель с частушками» Пение с движением Детский оркестр Танец с зонтиками

Метод нарочитой подмены исполняется музыкальное произведение с ярко выраженными музыкально-выразительными средствами – высокий регистр, быстрый темп, громкая динамика, проводится беседа о характере музыки и средствах, при помощи которых это настроение выражено, исполняется это же произведение, изменив средства музыкальной выразительности на противоположные (быстрый темп – на медленный, высокий регистр – на низкий и т.д.). с детьми снова проводится обсуждение, как изменилась музыка и почему.

Практический метод Приём «Сознательной ошибки» на примере произведения П.Чайковского «Болезнь куклы» (цикл пьес «Детский альбом»)

ДЕТИ РИСУЮТ МУЗЫКУ «Летняя гроза» А. Вивальди «Аве Мария» Ф. Шуберт «Ноктюрн» Ф. Шопен

Метод свободных ассоциаций Р.Шуман «Грёзы»

Метод свободных ассоциаций Процесс создания рисунков на музыку П.Чайковского «Испанский танец. Шоколад»(балет «Щелкунчик»)

Метод свободных ассоциаций «Остров радости» К. Дебюсси «Фантазия» А. Скрябин

Музыка – процесс слуха- двигательный Развлечение «В гостях у музыки» Выступление артистов Липецкой филармонии

«Подговорки» к музыкально-ритмическим движениям «Маятник» Влево-вправо, Маятник качается, Влево-вправо, Детям очень нравится! «Ковырялочка» Носок – пятка, Перетоп, Носок – пятка, Перетоп, Вот какие молодцы Мы – танцоры-удальцы! «Пляшем русскую» Шире руки распахните, Друг на друга поглядите, Распахните не спеша,- Будет пляска хороша!

Пальчиковые речевые игры с музыкой «Моя семья» «Маленький мышонок» «Дружба»

Музицирование на детских музыкальных инструментах

Пение: обеспечивает обучение хорошим языковым моделям; дает образные речевые образцы; расширяет, обогащает словарь; песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений; развивает способности к обучению (прием – повтор); облегчает задачу составления фраз и предложений; развивает навык чтения, умение рифмовать слоги и слова; развивает память; пение в группе развивает способность работы в команде; развивает артикуляцию и дикцию (методика Емельянова); правильное речевое и певческое дыхание (методика Стрельникова, Бутейко), т.о. дает оздоровительный эффект.

Использование музыки на речевых занятиях

Развитие речевой креативности. Рекомендуемые музыкальные произведения : Русские народные сказки: «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Елочкин сон» Музыка из опер и симфоний Римского – Корсакова, Глинки, Мусоргского, Гречанинова и др. Сочиненные детьми, волшебные сказки «Приключения Лисички- плутовки», «Добрый заяц и другие обитатели леса» муз. Сен-Санса «Карнавал животных», Прокофьева «Петя и волк» и др.

Использование музыки на речевых занятиях (критерии отбора музыкальног материала): Использование музыки на речевых занятиях (критерии отбора музыкальног материала): Эмоциональная четкость, яркость и выразительность музыкального образа. Наличие солирующего инструмента. Художественность и выразительность профессионального исполнения муз.произведения. Длительность звучания муз.произведения в соответствии с возрастом. Подготовленность ребенка к восприятию конкретного муз.образа. Образность средств музыкальной выразительности. Наличие одного эмоционального состояния и многократной повторяемости мелодии. Произведения инструментальной музыки. Произведения инструментальной музыки. Качественность аудиозаписи.

Развитие речевой креативности (творческое рассказывание)

Работа с аудиторией Составление и пропевание синквейна по заданной теме

Образец подзаголовка Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк.

Образец подзаголовка ЦЕЛЬ: создание условий для развития творческой личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Образец подзаголовка дидактический синквейн 1 строка – тема 2 строка – описание признаков или свойств 3 строка – характерные действия 4 строка – личное отношение автора (фраза) 5 строка – суть заявленной темы (слово- резюме)

Образец подзаголовка КТО? ЧТО? КАКОЙ ? ЧТО ДЕЛАЕТ ? ПРЕДЛОЖЕНИЕ КТО? ЧТО?

Образец подзаголовка солнце теплое лучистое сияет согревает пробуждает Солнце светит в наше окошко. чудесный денёк

Образец подзаголовка оооооооо о ~~~~~~~ Унылая пора, очей очарованье… волшебница осень наступает, раскрашивает, хмурится золотая, дождливая

Использова-ние музыки в совместной деятельности с семьёй: Использова-ние музыки в совместной деятельности с семьёй: создание фонотеки, видеотеки с любимыми танцами детей совместные праздники, развлечения в ДОУ театрализо-ванная деятельность создание средств наглядно-педагогической пропаганды для родителей оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье посеще-ние детских музыкальных театров прослушивание аудиозаписей с параллельным просмотром соответствующих иллюстраций, репродукций картин совместное подпевание и исполнение знакомых песен при рассматривании иллюстраций в детских книгах, репродукций открытые просмотры непосредствен-но-образова-тельной деятельности

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Игровое упражнение «Закончи пословицу» Без печки холодно, без хлеба... (голодно). Не шуба греет, а... (хлеб). Не будет хлеба, не будет и... (обеда). Хлеб на столе и стол... (расцвел). Инсценировка пословиц Изобразите, как вы понимаете эти пословицы: У страха глаза велики. Пуганая ворона куста боится. У нашего Трошки задрожали ножки. Пугается, как заяц на ветру. Прячется, как лягушка в камышах.

Игровое упражнение «Посмотри, найди, скажи» Кто, как соловушка, поёт? Как лебёдушка, плывёт? Как сорока, трещит? Как сова, всё утро спит? Кто здесь выглядит орлом? Кого голубкой назовём?

Видепросмотр Доминантное занятие по восприятию музыки «В гости к Осени» (старшая группа) Муз. руководитель Котова О.Е.

Цель: развитие музыкального восприятия и образности речи детей через различные виды музыкальной деятельности Задачи: Расширять и совершенствовать знания детей о средствах музыкальной выразительности Развивать навык внимательно, вдумчиво слушать музыкальные произведения Обогащать словарный запас детей музыкальными терминами и различными средствами языковой выразительности Уметь характеризовать произведения с использованием синонимов, эпитетов, образных выражений) Воспитывать культуру слушания музыки и речевую культуру

Литература 1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. «Детство с музыкой», С-П, «Детство- Пресс» Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке,М., «Просвещение» Куревина О. Синтез искусств. М., Назайкинский Е.В. «Музыкальное восприятие как проблема музыкознания». М., Радынова О.П. «Музыкальное развитие детей», М., «Владос», Тарасова К.В., Т.В. Нестеренко, Т.Г. Рубан. Методические рекомендации к программе «Гармония». М., Журналы «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», «Нотки, книжки и игрушки для Танюшки и Андрюшки» и др. 8. Интернет-ресурс.

Спасибо за внимание!