Запреты у семейских, проживающих в с.Потанино. Семейские- это своеобразная этноконфессиональная группа русского старообрядческого населения Сибири. Их.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Информационный проект «Секреты счастливой семьи».
Advertisements

Экологическое воспитание в дошкольном учебном учреждении «Экология Души, Семьи, Земли» практический психолог ДДУ 156 « Дельфинёнок » Буряченко О. И. г.
Исследовательская работа на тему Выполнила: Лисогор Ирина ученица 8 «Б» класса Руководитель работы: Орехова Елена Николаевна учитель истории и обществознания.
Урок 2 «Культура и религия. Православие и культура»
Участники: Васильева Анастасия, Егай Анжелика Руководитель: Шашерина Оксана Анатольевна РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ- МАТЕРИ В ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.
Актуальность темы. Религия играет определенную роль в жизни каждого человека. Пусть в некоторых случаях она не значима, но все же. Религия является частью.
История В 1654 г. патриарх Московский и всея Руси Никон ( гг.) совместно с царем Алексеем Михайловичем Романовым под предлогом исправления книжных.
Работы учащихся. Отзыв о курсе ОРКСЭ Лобазовой Ирины, ученицы 4 класса. Начиная с третьей четверти четвёртого класса мы начали изучать новый предмет.
Опыт работы руководителя православного кружка «Купелька» Бурдилкиной Татьяны Ивановны по «Основам православной культуры»
Тема Какие традиции сохранились среди жителей нашего села? Номинация. Культурное наследие.
Огюст Конт ( ) - основатель позитивизма и позитивной социологии. г. Абдуллаев Амид 2 курс МО.
Авторы работы: Зыбина Юлия Дмитриевна, Серова Татьяна Александровна Ученицы 10А класса Руководители: Кудрявцева Наталья Юрьевна Васин Иван Вячеславович.
2014 год. МБОУ Междуреченская СОШ Социальный проект: Выполнили: Уащиеся 2 Б класса Руководители: Н.Ю.Романова Г.Л.Субботка.
Выполнил: ученик 5 А класса школы 44 г.Томска Лесной Роман Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Панченко Инна Владиленовна Томск 2014.
Урок истории. Дмитриева Татьяна Георгиевна, учитель истории и обществознания МКОУ Куртамышского района «Костылёвская ООШ»
Бездна Божьей любви и святости 1 послание Фессалоникийцам, 4:1-13.
Социологическое исследование на тему : « Взаимоотношения молодёжи г. Новосибирска с родителями» Выполнила Студентка группы СР-22 Мельник Дарья.
Презентация к уроку по истории (6 класс) по теме: Презентация "Крещение Руси"
Презентация к уроку по теме: «Домострой». «Домострой» - русский литературный памятник сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни.
Целью работы является определение зависимости состояния здоровья учащихся 5-х классов от факторов экологии человека.
Транксрипт:

Запреты у семейских, проживающих в с.Потанино

Семейские- это своеобразная этноконфессиональная группа русского старообрядческого населения Сибири. Их предки выступили в 17 веке против церковной реформы Никона и были подвергнуты жестоким преследованиям и гонениям со стороны правительства и официальной православной церкви.

Семейские своими мудрыми заветами и запретами наставляли своих детей и внуков на праведный и нравственный путь, а также их правнуков «обдумывающих своё житьё». Нравственные традиции семейских зиждились на соблюдении ими Заповедей Божиих и множестве запретов, определяемых немейскими словом «грех». Этим регулировалась жизнь старообрядческой общины. В обыденной жизни за соблюдением традиций, обычаев строго следили уставщики, обладавшие гражданской и духовной властью и пользовавшиеся непререкаемым авторитетом в старообрядческих селениях. Запреты тесно связаны с нравственным и здоровым образом жизни

Цель данного исследования состоит в изучении нравственных традиций семейских, а именно запретов у семейских, жителей п.Потанино. Гипотезой исследования является предположение о том, что запреты тесно связаны с нравственностью и здоровым образом жизни. Сохраняются ли запреты в современном обществе. Основные задачи исследования:1. Провести анализ теоретического материала по данному вопросу. 2. Практическая методика исследования выбранного явления. На практике доказать или обосновать существование или отсутствие запретов в современном обществе на примере жителей с.Потанино. Объектом исследования являются нравственные традиции и обычаи семейских. Предметом исследования являются запреты. Методы исследования, используемые в работе : наблюдение, сравнение, анализ, обобщение, беседа.

Первым ученым исследователем семейских был А.М.Селищев, который уже в 1920 году издал в Иркутске книгу « Забайкальские старообрядцы. Семейские» В ней он дал всестороннюю картину жизни этой самобытной группы населения, но почти не рассматривал нравственные традиции. Первым в сибирской этнографии тему запретов начал разрабатывать известный исследователь семейских Ф.Ф.Болонев. Он автор 170 научных работ по истории, этнографии и народному творчеству.В 1974 году увидела свет книга «Календарные обычаи и обряды семейских Забайкалья второй половины Х1Х века

О крепости веры У семейских что ни мужикто толк, что ни баба то вера Семейские, будучи приверженцами старой веры, глубоко чтили и соблюдали Заповеди Божьи. Они следовали наставлениям своих великих учителей, таких, как протопоп Аввакум, епископ Павел Коломенский, боярыня Федосья Морозова и многие их верные ученики и последователи. В этих поучениях содержались запреты, регулирующие поведение в обществе и во взаимоотношениях людей.

Крепость веры

Мир стоит на людях, стойких в вере и своих убеждениях.Сколько ни мытарили по тюрьмам книжников, уставщиков, сколько ни преследовали их за религиозную деятельность, они продолжали служить Богу. Современный старообрядец терпим к людям иной веры и национальности; любознателен, тянется к образованию и обогащается знаниями и духовным богатством, накопленным человечеством. Реальность, к сожалению, дает пример иного образа жизни и поведения. Крепость веры рождает крепость духа!

Запрет носить нестарообрядческую одежду тоже потерял силу в наши дни. В моде было яркое, красочное, радующее душу семейское одеяние: сарафан, запань, старушка, кичка, атлас, ленты, янтари. Обычно в околотке жила своя мастерица и шила одежду на заказ. Теперь всем ейском одеянии увидишь женщин только на сцене и на народных гуляниях

До революции немейским запрещалось пользоваться услугами медицинской помощи. Среди семейских старшего поколения часто можно было встретить людей с лицами, испещрёнными оспой (рябые, рябушатые). Родители, боясь « антихристовой печати», оставшейся после прививки от оспы, запрещали прививать детей. Семейские применяли только средства народной медицины. Семейские до революции в основной массе были безграмотными. Отдельных способных ребятишек учили старославянской грамоте. В светские школы отдавали неохотно.

Запреты в семейной жизни Семейские строго регулировали семейную жизнь, отношения между полами и поколениями. Вступление в половые отношения до брака строжайше запрещалось, и этот запрет до недавнего времени действовал безотказно. Девушка, нарушившая такой запрет, подвергалась публичному уничижению. Измазанные дёгтем ворота свидетельствовали о её нравственном падении. Строго запрещались разводы. Разрывать супружеские узы, освященные именем Бога, считалось великим грехом.

Запреты пьянства и табакокурения Актуальными следует считать запреты пьянства. Как отмечал исследователь начала ХХ века Г.М.Осокин, «семейские дали краю крепкий, здоровый, сильный и красивый тип населения, потому что вели праведную жизнь, не злоупотребляли вином, табаком, распутством». А на зависимых людей и запреты не подействуют, их лечить надо! Всячески преследовалось в армейской среде курение табака. «Кто из православных христиан дерзнете курит табак, да будет проклят»

Посиделки

Экологические запреты Существовал целый ряд экологических запретов. Самозабвенно любя землю и усердно трудясь на ней, семейские свято берегли ее и сохраняли в чистоте: не плевали, не мусорили, а удобряли, обрабатывали, орошали. Поддерживали чистоту речек, ручьев, озер, родников, ключей, аршанов, колодцев, канав. Примечали: загрязненный родник исчезает. Берегли леса от неразумных, хищнических вырубок и пожаров. Добыча зверей также регулировалась. Семейские уделяли большое внимание чистоте жилища, усадьбы, чистоте тела. Будучи богомольными, семейские строго соблюдали посты. С постами связано много запретов. Запрещалось есть скоромное. В отдельные дни не ели даже рыбу.

Не менее важна и экология души. Семейские проявляли честность, порядочность, обязательность в отношениях между людьми. Запрещалось давать невыполнимые обещания. Если дал словоразбейся, но выполни. Нечестность, лживость создавали плохую репутацию не только конкретному человеку, но и худую славу всей родове. А честь ее была превыше всего!

Заключение Итак, в наше время остается все меньше людей, которые соблюдают заповеди и живут, как принято говорить, « по старинке».В основном все запреты исчезли или забылись. Сами по себе прямые запреты не могут быть действенными, если они не вызываются потребностями общества. Поскольку патриархальный быт семейских ушел в прошлое, реалии советского образа жизни отвергаются, а новый, « рыночный» быт еще только начинает формироваться, существовавшие запреты не работают в современном обществе. Знание своих родовых корней позволит молодежи верно идти по жизни. Золотые крупицы народной этики семейских еще пригодятся!