Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) Фрагменты биографии Фрагменты биографии Раннее творчество Раннее творчество Пьеса «На дне» Пьеса «На дне»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Биография «…Меня крутил по земле вихрь сомнений, от которых сердце мое разрывалось на куски и леденел мозг, я ходил среди людей полуслепой, не понимая.
Advertisements

Макси́м Го́рький
Афиша пьесы «На дне». «Говорящие» имена. В ночлежке Костылевых.
Максим Горький. Происхождение, образование, мировоззрение Максима Горького Отец, Максим Савватиевич Пешков ( ) сын солдата, разжалованного из офицеров,
Правда в пьесе А.М. Горького «На дне» И только Мысль - подруга Человека, и только с ней всегда он неразлучен, и только пламя Мысли освещает пред ним препятствия.
16 марта 1868 – 18 июня Отец, Максим Савватиевич Пешков сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр- краснодеревщик. В последние годы работал.
Максим Горький. Настоящее имя – Алексей Пешков. Родился 16 марта 1868 в Нижнем Новгороде в семье Максима Пешкова, столяра-краснодеревщика, и мещанки Варвары.
Выполнила: Ученица 11 класса «Б» Старчекова Ирина Алексей Максимович Пешков (Максим Горький) История человеческого труда и творчества гораздо интереснее.
« На дне » Максим Горький 1 Урок литературы в 11 классе. Шебалова О.В., учитель МОУ «Чернухинская СОШ»
Отец, Максим Савватиевич Пешков ( ) сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной.
Максим Горький Есть ли в этой стране живые люди И услышат ли они меня. М. Горький «К честным людям» 1908.
Максим Горький Алексей Максимович Горький, настоящее имя - Пешков Алексей Максимович Родился 28 марта 1868г в Нижнем Новгороде в семье столяр.
Герои пьесы Максима Горького «На дне». Верующие и неверующие. Выполнила ученица 11 «Б» класса Улётовской средней школы Воронина Виктория.
Отец, Максим Савватиевич Пешков ( ) сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр- краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной.
Максим Горький пьеса « На дне» Автор – Кравченко Н.В. учитель русского языка и литературы.
ИЗ БИОГРАФИИ МАКСИМА ГОРЬКОГО ЧЕЛКАШ СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ НА ДНЕ.
Максим Горький. Биография Горького
Выполнила: Павлова Ирина, ученица 11Б класса СОШ 50 Преподаватель: Николаева Е. В. Выполнила: Павлова Ирина, ученица 11Б класса СОШ 50 Преподаватель: Николаева.
Максим Горький Биография 16 (28) марта 1868, Нижний Новгород 18 июня 1936, Горки ( под Москвой )
Подготовил Тюлюкин Руслан 11-В. Происхождение, образование, мировоззрение Максима Горького Отец, Максим Савватиевич Пешков ( ) сын солдата, разжалованного.
Транксрипт:

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) Фрагменты биографии Фрагменты биографии Раннее творчество Раннее творчество Пьеса «На дне» Пьеса «На дне»

Фрагменты биографии ( ) К заглавию…В меню…

Меню: 1. Вступление Вступление 2. Происхождение Происхождение 3. Детство Детство 4. Юность Юность 5. Люди… Люди… 6. Нравственные терзания Нравственные терзания Нравственные терзания 7. Страсть к философии Страсть к философии Страсть к философии 8. Гуманизм Горького Гуманизм Горького Гуманизм Горького 9. Ницшеанство Горького Ницшеанство Горького Ницшеанство Горького 10. Горький – романтик Горький – романтик Горький – романтик 11. Отказ от ницшеанства Отказ от ницшеанства Отказ от ницшеанства 12. Идея «коллективного разума» Идея «коллективного разума»Идея «коллективного разума» 13. Писатель о России Писатель о России Писатель о России 14. Ставка на интеллигенцию Ставка на интеллигенцию Ставка на интеллигенцию 15. Противоречие веры Горького Противоречие веры Горького Противоречие веры Горького 16. В роли буфера В роли буфераВ роли буфера 17. Признание ошибок Признание ошибок Признание ошибок 18. Ранний Горький (1892 – 1905) Ранний Горький (1892 – 1905)Ранний Горький (1892 – 1905) 19. Первые публикации Первые публикации Первые публикации 20. Общественная позиция Общественная позиция Общественная позиция 21. Организатор литературного процесса Организатор литературного процесса Организатор литературного процесса 22. Горький-драматург Горький-драматург 23. Между двух революций Между двух революций Между двух революций 24. Годы эмиграции (1917 – 1928) Годы эмиграции (1917 – 1928)Годы эмиграции (1917 – 1928) 25. Спасение интеллигенции Спасение интеллигенции Спасение интеллигенции 26. В эмиграции (1921 – 1928) В эмиграции (1921 – 1928)В эмиграции (1921 – 1928) 27. Возвращение на Родину Возвращение на Родину Возвращение на Родину 28. Литературная и общественная деятельность Литературная и общественная деятельность Литературная и общественная деятельность 29. Обстоятельства смерти Обстоятельства смерти Обстоятельства смерти К заглавию…

Вступление ГОРЬКИЙ Максим (наст. имя Алексей Максимович Пешков) [16 (28) марта 1868, Нижний Новгород - 18 июня 1936, Горки под Москвой], русский писатель, публицист, общественный деятель. Одна из ключевых фигур литературного рубежа столетий (т. н. "серебряного века") и советской литературы. ГОРЬКИЙ Максим (наст. имя Алексей Максимович Пешков) [16 (28) марта 1868, Нижний Новгород - 18 июня 1936, Горки под Москвой], русский писатель, публицист, общественный деятель. Одна из ключевых фигур литературного рубежа столетий (т. н. "серебряного века") и советской литературы. В меню…

Происхождение Отец, Максим Савватиевич Пешков ( ) сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина ( ) из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Отец, Максим Савватиевич Пешков ( ) сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина ( ) из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Нижний Новгород, 1900 е- годы В меню…

Детство Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное заменила мать, "насытив", по словам самого Горького, "крепкой силой для трудной жизни" ("Детство"). Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное заменила мать, "насытив", по словам самого Горького, "крепкой силой для трудной жизни" ("Детство"). Дом Кашириных В меню…

Юность Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос "самоучкой". Тяжелая работа (посудник на пароходе, "мальчик" в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. "Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться..." сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова "Песнь старого дуба". Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос "самоучкой". Тяжелая работа (посудник на пароходе, "мальчик" в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. "Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться..." сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова "Песнь старого дуба". Алексей Пешков Казань В меню…

Люди… Дядя Алексея Пешкова Михаил Васильевич Каширин с сыновьями и племянником В.С. Семёнов, хозяин казанской булочной с работниками Семья Сергеевых, у которых Алёша Пешков жил «в людях» 1882 – 1883 годы В меню…

Нравственные терзания Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. В 1887 году пытался покончить с собой. Принимал участие в революционной пропаганде, "ходил в народ", странствовал по Руси, общался с босяками. Испытал сложные философские влияния: от идей французского Просвещения и материализма И. Гете до позитивизма Ж. Гюйо, романтизма Дж. Рескина и пессимизма А. Шопенгауэра. В его нижегородской библиотеке рядом с "Капиталом" К. Маркса и "Историческими письмами" П. Л. Лаврова стояли книги Э. Гартмана, М. Штирнера и Ф. Ницше. Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. В 1887 году пытался покончить с собой. Принимал участие в революционной пропаганде, "ходил в народ", странствовал по Руси, общался с босяками. Испытал сложные философские влияния: от идей французского Просвещения и материализма И. Гете до позитивизма Ж. Гюйо, романтизма Дж. Рескина и пессимизма А. Шопенгауэра. В его нижегородской библиотеке рядом с "Капиталом" К. Маркса и "Историческими письмами" П. Л. Лаврова стояли книги Э. Гартмана, М. Штирнера и Ф. Ницше. Алексей Пешков 1898 год В меню…

Страсть к философии Страсть молодого М. Горького к философии не объяснить простой любознательностью. Поистине горький опыт детских и юношеских лет, рано развившийся максимализм и ненависть к злу заставили его искать более глубокие корни страдания человека, нежели те, что он наблюдал на поверхности жизни. Страсть молодого М. Горького к философии не объяснить простой любознательностью. Поистине горький опыт детских и юношеских лет, рано развившийся максимализм и ненависть к злу заставили его искать более глубокие корни страдания человека, нежели те, что он наблюдал на поверхности жизни. Как никто из русских писателей, М. Горький рано столкнулся с несовершенством человеческой природы. Грубость, невежество и прочие «прелести» провинциального быта отравили душу будущего писателя ещё до того, как она созрела, но рядом с этими впечатлениями и как бы вопреки им в нём всегда жила святая вера в человека и его возможности. Как никто из русских писателей, М. Горький рано столкнулся с несовершенством человеческой природы. Грубость, невежество и прочие «прелести» провинциального быта отравили душу будущего писателя ещё до того, как она созрела, но рядом с этими впечатлениями и как бы вопреки им в нём всегда жила святая вера в человека и его возможности. В меню…

Гуманизм Горького Гуманизм писателя имел бунтарские, но вместе с тем и религиозные черты. Гуманизм писателя имел бунтарские, но вместе с тем и религиозные черты. В письме к писателю С.Т. Григорьеву М. Горький высказал загадочную мысль: «Мне кажется, что даже и не через сто лет, а гораздо скорей жизнь будет несравненно трагичнее той, коя терзает нас теперь. Она будет трагичной потому, что – как всегда это бывает вслед за катастрофами социальными – люди, уставшие от оскорбительных толчков извне, обязаны и принуждены будут взглянуть в свой внутренний мир, задуматься – ещё раз – о цели и смысле бытия». В письме к писателю С.Т. Григорьеву М. Горький высказал загадочную мысль: «Мне кажется, что даже и не через сто лет, а гораздо скорей жизнь будет несравненно трагичнее той, коя терзает нас теперь. Она будет трагичной потому, что – как всегда это бывает вслед за катастрофами социальными – люди, уставшие от оскорбительных толчков извне, обязаны и принуждены будут взглянуть в свой внутренний мир, задуматься – ещё раз – о цели и смысле бытия». В меню…

«Человек – это всё!» (ницшеанство Горького) Согласно М. Горькому, человек является не «сосудом греха», как говорил Л. Толстой и другие религиозные писатели, а Вселенной, которая не нуждается в оправдании извне. Это абсолютный дух, «вещь в себе»; и Ему следует поклоняться, ибо в Нём одном – все начала и концы. «Человек – это всё! Он создал даже Бога», - писал Горький И. Репину. Согласно М. Горькому, человек является не «сосудом греха», как говорил Л. Толстой и другие религиозные писатели, а Вселенной, которая не нуждается в оправдании извне. Это абсолютный дух, «вещь в себе»; и Ему следует поклоняться, ибо в Нём одном – все начала и концы. «Человек – это всё! Он создал даже Бога», - писал Горький И. Репину. Л.Н. Толстой и молодой Горький Ясная Поляна В меню…

Горький - романтик М. Горький отверг трезвое христианское смирение перед миром и «мудрости кротких» предпочёл «безумство храбрых». Он стал романтиком в то время, когда для романтизма, казалось бы, не было места. И этим покорил своих читателей, которые не хотели терять веру во всесилие человека, несмотря на то что ещё Ф.М. Достоевский предостерёг: «Смирись, гордый человек!» М. Горький отверг трезвое христианское смирение перед миром и «мудрости кротких» предпочёл «безумство храбрых». Он стал романтиком в то время, когда для романтизма, казалось бы, не было места. И этим покорил своих читателей, которые не хотели терять веру во всесилие человека, несмотря на то что ещё Ф.М. Достоевский предостерёг: «Смирись, гордый человек!» Ф.М. Достоевский В меню…

Отказ от ницшеанства Очень скоро М. Горький и сам понял опасность ситуации, когда бунтарство его героев, напоминавшее бунт Ф. Ницше против Бога, стало пониматься русской публикой как «бунт вообще», что оборачивалось простым нигилизмом. И хотя многие ранние герои М. Горького – отчаянные нигилисты, сам он таковым никогда не был, ибо слишком уважал культуру, по собственному опыту зная, что только она может поднять личность со дна жизни до высоты подлинного самосознания. Очень скоро М. Горький и сам понял опасность ситуации, когда бунтарство его героев, напоминавшее бунт Ф. Ницше против Бога, стало пониматься русской публикой как «бунт вообще», что оборачивалось простым нигилизмом. И хотя многие ранние герои М. Горького – отчаянные нигилисты, сам он таковым никогда не был, ибо слишком уважал культуру, по собственному опыту зная, что только она может поднять личность со дна жизни до высоты подлинного самосознания. Ф. Ницше Ницшеанство - реакционное философское направление, проповедовавшее крайний индивидуализм, волюнтаризм, культ "сверх- человека", выступавшее против демократии и социализма. Ницшеанство - один из главных источников фашистской идеологии. (По имени основателя, немецкого писателя 19 века Фридриха Ницше.) В меню…

Идея «коллективного разума» От ницшеанских увлечений он пришёл к идее «коллективного разума», способного интегрировать человечество и указать ему смысл существования в «религиозном, весь мир связующем значении труда». Торжество такого «коллективного разума» М. Горький нашёл в идее социализма. Не случайно немецкий писатель Т.Манн утверждал, что творчество Горького – это «нечто, подобное мосту между Ницше и социализмом». От ницшеанских увлечений он пришёл к идее «коллективного разума», способного интегрировать человечество и указать ему смысл существования в «религиозном, весь мир связующем значении труда». Торжество такого «коллективного разума» М. Горький нашёл в идее социализма. Не случайно немецкий писатель Т.Манн утверждал, что творчество Горького – это «нечто, подобное мосту между Ницше и социализмом». И опять-таки социализм М. Горького не носил научного характера, а был тесно связан с его пониманием трагической сущности человека как центра мироздания, который страшно одинок в пустой Вселенной и которому никто не поможет, кроме него самого. В социализме М. Горького отчётливо видны религиозные черты. И опять-таки социализм М. Горького не носил научного характера, а был тесно связан с его пониманием трагической сущности человека как центра мироздания, который страшно одинок в пустой Вселенной и которому никто не поможет, кроме него самого. В социализме М. Горького отчётливо видны религиозные черты. В меню…

Писатель о России (противоречивость) «Русский человек всегда ищет хозяина, кто бы командовал им извне, а ежели он перерос это рабье стремление, так ищет хомута, который надевает себе изнутри на душу, стремясь опять-таки не дать свободы ни уму, ни сердцу». «Русский человек всегда ищет хозяина, кто бы командовал им извне, а ежели он перерос это рабье стремление, так ищет хомута, который надевает себе изнутри на душу, стремясь опять-таки не дать свободы ни уму, ни сердцу». Горький считал, если произойдёт чудо: вспыхнет электрическая искра «разумного единения сил» на благо строительства России, жизнь станет «сказочно прекрасной». Если же нет? Ответ писателя поражает анархистским, раскольничьим духом: «Лучше гореть в огне революции, чем гнить в помойной яме монархии» («Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре»). Горький считал, если произойдёт чудо: вспыхнет электрическая искра «разумного единения сил» на благо строительства России, жизнь станет «сказочно прекрасной». Если же нет? Ответ писателя поражает анархистским, раскольничьим духом: «Лучше гореть в огне революции, чем гнить в помойной яме монархии» («Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре»). В меню…

Ставка на интеллигенцию По мнению Горького, фантастически талантливой русской нации обязательно необходим внешний «рычаг», способный сдвинуть её с мёртвой точки покоя. Одним из таких «рычагов» была в истории России личность Петра I, которого М. Горький высоко ценил. Новый толчок могла дать интеллигенция – это «создание петрово». По мнению Горького, фантастически талантливой русской нации обязательно необходим внешний «рычаг», способный сдвинуть её с мёртвой точки покоя. Одним из таких «рычагов» была в истории России личность Петра I, которого М. Горький высоко ценил. Новый толчок могла дать интеллигенция – это «создание петрово». Не без колебаний ставит он на интеллигенцию. Особенно на революционную. И особенно на большевиков, наиболее, как считал он, решительных сторонников активного отношения к жизни. Писатель считал, что Ленин, будто Пётр, «разбудил Россию, и теперь она не заснёт». Не без колебаний ставит он на интеллигенцию. Особенно на революционную. И особенно на большевиков, наиболее, как считал он, решительных сторонников активного отношения к жизни. Писатель считал, что Ленин, будто Пётр, «разбудил Россию, и теперь она не заснёт». Пётр I В.И. Ленин В меню…

Противоречие веры Горького Но безграничная вера писателя в торжество «коллективного разума», принятая как догмат, несла в себе противоречие, ибо жизнь развивалась совсем по другим законам. Настоящей катастрофой для М. Горького была первая мировая война, чудовищный пример «коллективного безумия», когда человек из гордого существа превратился в «окопную вошь» и «пушечное мясо», когда люди зверели на глазах, когда разум человеческий вдруг доказал своё полное бессилие перед трагическими событиями. Но безграничная вера писателя в торжество «коллективного разума», принятая как догмат, несла в себе противоречие, ибо жизнь развивалась совсем по другим законам. Настоящей катастрофой для М. Горького была первая мировая война, чудовищный пример «коллективного безумия», когда человек из гордого существа превратился в «окопную вошь» и «пушечное мясо», когда люди зверели на глазах, когда разум человеческий вдруг доказал своё полное бессилие перед трагическими событиями. Революция и Гражданская война подтвердили наихудшие опасения писателя. В отличие от А.А. Блока, он услышал в революционной буре не «музыку», а страшный рёв разбуженной стомиллионной народной стихии, вырвавшейся наружу через все социальные запреты и грозившей потопить жалкие островки культуры («Несвоевременные мысли…»). Революция и Гражданская война подтвердили наихудшие опасения писателя. В отличие от А.А. Блока, он услышал в революционной буре не «музыку», а страшный рёв разбуженной стомиллионной народной стихии, вырвавшейся наружу через все социальные запреты и грозившей потопить жалкие островки культуры («Несвоевременные мысли…»). В меню…

В роли буфера Вера писателя в интеллигенцию дрогнула. Он сам оказался в роли буфера между государственной машиной и интеллигенцией, так и не смог обуздать одних и слиться со вторыми. Народ, по мнению М. Горького, показал свою сущность во время Гражданской войны с её кровавыми ужасами. Раздражённый писатель отмечает в книге «О русском крестьянстве»: «Жестокость форм революции я объясняю исключительной жестокостью русского народа». Он хорошо знал, что «не жестоких» революций не бывает. Несправедливость этих слов можно объяснить только тем душевным состоянием, в котором находился в начале 1920-ых годов фактически изгнанный за границу писатель. Вера писателя в интеллигенцию дрогнула. Он сам оказался в роли буфера между государственной машиной и интеллигенцией, так и не смог обуздать одних и слиться со вторыми. Народ, по мнению М. Горького, показал свою сущность во время Гражданской войны с её кровавыми ужасами. Раздражённый писатель отмечает в книге «О русском крестьянстве»: «Жестокость форм революции я объясняю исключительной жестокостью русского народа». Он хорошо знал, что «не жестоких» революций не бывает. Несправедливость этих слов можно объяснить только тем душевным состоянием, в котором находился в начале 1920-ых годов фактически изгнанный за границу писатель. Народ победил… В меню…

Признание ошибок Оставалось два пути: либо поверить в «третью силу», способную вывести страну из кризиса, либо признать свои ошибки. Горький-художник выбирает второй путь. Оставалось два пути: либо поверить в «третью силу», способную вывести страну из кризиса, либо признать свои ошибки. Горький-художник выбирает второй путь. Возможно, писатель его предвидел – в 1899 году в письме к А.П. Чехову он вдруг сравнил себя с паровозом, который мчится в неизвестность: «Но рельс подо мной нет… впереди ждёт меня крушение… момент, когда я зароюсь носом в землю – ещё не близок, да если б он хоть завтра наступил, мне всё равно, я ничего не боюсь и ни на что не жалуюсь». Возможно, писатель его предвидел – в 1899 году в письме к А.П. Чехову он вдруг сравнил себя с паровозом, который мчится в неизвестность: «Но рельс подо мной нет… впереди ждёт меня крушение… момент, когда я зароюсь носом в землю – ещё не близок, да если б он хоть завтра наступил, мне всё равно, я ничего не боюсь и ни на что не жалуюсь». Мчится в неизвестность… В меню…

Ранний Горький (1892 – 1905) С лета 1889 года по октябрь 1892 года юноша Пешков исходил весь юг, от Астрахани до Бессарабии, от Крыма до Кавказа. Итогом странствий по России и непрерывного процесса самообразования стал рассказ «Макар Чудра», опубликованный в 1892 году в тифлисской газете «Кавказ» под псевдонимом «М. Горький». С лета 1889 года по октябрь 1892 года юноша Пешков исходил весь юг, от Астрахани до Бессарабии, от Крыма до Кавказа. Итогом странствий по России и непрерывного процесса самообразования стал рассказ «Макар Чудра», опубликованный в 1892 году в тифлисской газете «Кавказ» под псевдонимом «М. Горький». В те годы в творческом сознании молодого писателя сложились два художественных мира. Они причудливо и сложно переходят один в другой. В те годы в творческом сознании молодого писателя сложились два художественных мира. Они причудливо и сложно переходят один в другой. Циклы: Циклы: 1. Легендарно-романтический, доносящий до читателя «вкус свободы», дух новой романтики: «Макар Чудра» (1892); «Старуха Изергиль» (1895); «Макар Чудра» (1892); «Старуха Изергиль» (1895); «Песня о Соколе» (1895). «Песня о Соколе» (1895). 2. Босяцкий, полный натуралистических подробностей, в котором якобы нет «неба», а есть «низкие своды подвала-пещеры»: «Челкаш» (1895); «Челкаш» (1895); «Бывшие люди» (1897); «Бывшие люди» (1897); «Два босяка» (1894). «Два босяка» (1894). Далее…В меню…

Первые публикации Горький начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида). Псевдоним М. Горький (письма и документы подписывал настоящей фамилией А. Пешков; обозначения "А. М. Горький" и "Алексей Максимович Горький" соединяют псевдоним с настоящим именем) появился в 1892 в тифлисской газете "Кавказ", где был напечатан первый рассказ "Макар Чудра". В 1895, благодаря помощи В. Г. Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале "Русское богатство" (рассказ "Челкаш"). В 1898 в Петербурге вышла книга "Очерки и рассказы", имевшая сенсационный успех. В 1899 появились поэма в прозе "Двадцать шесть и одна" и первая большая повесть "Фома Гордеев". Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью А. П. Чехова. Горький начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида). Псевдоним М. Горький (письма и документы подписывал настоящей фамилией А. Пешков; обозначения "А. М. Горький" и "Алексей Максимович Горький" соединяют псевдоним с настоящим именем) появился в 1892 в тифлисской газете "Кавказ", где был напечатан первый рассказ "Макар Чудра". В 1895, благодаря помощи В. Г. Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале "Русское богатство" (рассказ "Челкаш"). В 1898 в Петербурге вышла книга "Очерки и рассказы", имевшая сенсационный успех. В 1899 появились поэма в прозе "Двадцать шесть и одна" и первая большая повесть "Фома Гордеев". Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью А. П. Чехова. К заглавию… В меню…

Общественная позиция Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 Николай II распорядился аннулировать его избрание почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 Николай II распорядился аннулировать его избрание почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). В 1905 вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В. И. Лениным. Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции В 1905 вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В. И. Лениным. Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции В.И. Ульянов (Ленин) В меню…

Организатор литературного процесса Быстро проявил себя Горький и как талантливый организатор литературного процесса. В 1901 встал во главе издательства товарищества "Знание" и вскоре стал выпускать "Сборники товарищества "Знание", где печатались И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. И. Куприн, В. В. Вересаев, Е. Н. Чириков, Н. Д. Телешов, А. С. Серафимович и др. Быстро проявил себя Горький и как талантливый организатор литературного процесса. В 1901 встал во главе издательства товарищества "Знание" и вскоре стал выпускать "Сборники товарищества "Знание", где печатались И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. И. Куприн, В. В. Вересаев, Е. Н. Чириков, Н. Д. Телешов, А. С. Серафимович и др. И.А. БунинЛ. Андреев А.И. КупринВ.В. Вересаев В меню…

Горький-драматург Вершина раннего творчества, пьеса "На дне", в огромной степени обязана своей славой постановке К. С. Станиславского в Московском художественном театре (1902; играли Станиславский, В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова и др.) В 1903 в берлинском Kleines Theater состоялось представление "На дне" с Рихардом Валлентином в роли Сатина. Другие пьесы Горького "Мещане" (1901), "Дачники" (1904), "Дети солнца", "Варвары" (обе 1905), "Враги" (1906) не имели такого сенсационного успеха в России и Европе. Вершина раннего творчества, пьеса "На дне", в огромной степени обязана своей славой постановке К. С. Станиславского в Московском художественном театре (1902; играли Станиславский, В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова и др.) В 1903 в берлинском Kleines Theater состоялось представление "На дне" с Рихардом Валлентином в роли Сатина. Другие пьесы Горького "Мещане" (1901), "Дачники" (1904), "Дети солнца", "Варвары" (обе 1905), "Враги" (1906) не имели такого сенсационного успеха в России и Европе. «На дне» (масовка) МХАТ В меню…

Между двух революций После поражения революции Горький эмигрировал на остров Капри (Италия). "Каприйский" период творчества заставил пересмотреть сложившееся в критике представление о "конце Горького" (Д. В. Философов), которое было вызвано его увлечениями политической борьбой и идеями социализма, нашедшими отражение в повести "Мать" (1906; вторая редакция 1907). Он создает повести "Городок Окуров" (1909), "Детство" ( ), "В людях" ( ), цикл рассказов "По Руси" ( ). Споры в критике вызвала повесть "Исповедь" (1908), высоко оцененная А. А. Блоком. В ней впервые прозвучала тема богостроительства, которое Горький с А. В. Луначарским и А. А. Богдановым проповедовал в каприйской партийной школе для рабочих, что вызвало его расхождения с Лениным, ненавидевшим "заигрывание с боженькой". После поражения революции Горький эмигрировал на остров Капри (Италия). "Каприйский" период творчества заставил пересмотреть сложившееся в критике представление о "конце Горького" (Д. В. Философов), которое было вызвано его увлечениями политической борьбой и идеями социализма, нашедшими отражение в повести "Мать" (1906; вторая редакция 1907). Он создает повести "Городок Окуров" (1909), "Детство" ( ), "В людях" ( ), цикл рассказов "По Руси" ( ). Споры в критике вызвала повесть "Исповедь" (1908), высоко оцененная А. А. Блоком. В ней впервые прозвучала тема богостроительства, которое Горький с А. В. Луначарским и А. А. Богдановым проповедовал в каприйской партийной школе для рабочих, что вызвало его расхождения с Лениным, ненавидевшим "заигрывание с боженькой". Остров Капри В меню…

Годы эмиграции (1917 – 1928) Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В отличие от Блока, он услышал в ней не "музыку", а страшный рев стомиллионной крестьянской стихии, вырвавшейся через все социальные запреты и грозившей потопить оставшиеся островки культуры. В "Несвоевременных мыслях" (цикл статей в газете "Новая жизнь"; ; в 1918 вышли отдельным изданием) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, "звериным" и тем самым если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом. Непоследовательность позиции отразилась и в его книге "О русском крестьянстве" (1922). Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В отличие от Блока, он услышал в ней не "музыку", а страшный рев стомиллионной крестьянской стихии, вырвавшейся через все социальные запреты и грозившей потопить оставшиеся островки культуры. В "Несвоевременных мыслях" (цикл статей в газете "Новая жизнь"; ; в 1918 вышли отдельным изданием) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, "звериным" и тем самым если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом. Непоследовательность позиции отразилась и в его книге "О русском крестьянстве" (1922). В меню…

Спасение интеллигенции Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е. И. Замятин, А. М. Ремизов, В. Ф. Ходасевич, В. Б. Шкловский и др.) Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства "Всемирная литература", открытие "Дома ученых" и "Дома искусств«. Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е. И. Замятин, А. М. Ремизов, В. Ф. Ходасевич, В. Б. Шкловский и др.) Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства "Всемирная литература", открытие "Дома ученых" и "Дома искусств«. Однако многих писателей (в т. ч. Блока, Н. С. Гумилева) спасти не удалось, что стало одной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками. Однако многих писателей (в т. ч. Блока, Н. С. Гумилева) спасти не удалось, что стало одной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками. Е.И. ЗамятинА.М. РемизовВ.Ф. ХодасевичВ.Б. Шкловский В меню…

В эмиграции (1921 – 1928) С 1921 по 1928 Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой (Л. М. Леоновым, В. В. Ивановым, А. А. Фадеевым, И. Э. Бабелем и др.) Написал цикл "Рассказы годов", "Заметки из дневника" (1924), роман "Дело Артамоновых" (1925), начал работать над романом-эпопеей "Жизнь Клима Самгина" ( ). Современники отмечали экспериментальный характер произведений Горького этого времени, которые создавались с несомненной оглядкой на формальные искания русской прозы 20-х гг. С 1921 по 1928 Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой (Л. М. Леоновым, В. В. Ивановым, А. А. Фадеевым, И. Э. Бабелем и др.) Написал цикл "Рассказы годов", "Заметки из дневника" (1924), роман "Дело Артамоновых" (1925), начал работать над романом-эпопеей "Жизнь Клима Самгина" ( ). Современники отмечали экспериментальный характер произведений Горького этого времени, которые создавались с несомненной оглядкой на формальные искания русской прозы 20-х гг. Сорренто В меню…

Возвращение на Родину В 1928 Горький совершил "пробную" поездку в Советский Союз (в связи с чествованием, устроенным по поводу его 60- летия), до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился на родину. Как художник он целиком погрузился в создание "Жизни Клима Самгина", панорамной картины России за сорок лет. Как политик фактически обеспечивал Сталину моральное прикрытие перед лицом мирового сообщества. Его многочисленные статьи создавали апологетический образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства фактах, о которых Горький не мог не знать. В 1928 Горький совершил "пробную" поездку в Советский Союз (в связи с чествованием, устроенным по поводу его 60- летия), до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился на родину. Как художник он целиком погрузился в создание "Жизни Клима Самгина", панорамной картины России за сорок лет. Как политик фактически обеспечивал Сталину моральное прикрытие перед лицом мирового сообщества. Его многочисленные статьи создавали апологетический образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства фактах, о которых Горький не мог не знать. Встреча с вождём В меню…

Литературная и общественная деятельность Он встал во главе создания коллективной писательской книги, воспевшей строительство заключенными Беломоро- Балтийского канала им. Сталина. Организовал и поддерживал множество предприятий: издательство "Аcademia", книжные серии "История фабрик и заводов", "История гражданской войны", журнал "Литературная учеба", а также -Литературный институт, затем названный его именем. В 1934 возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе. Он встал во главе создания коллективной писательской книги, воспевшей строительство заключенными Беломоро- Балтийского канала им. Сталина. Организовал и поддерживал множество предприятий: издательство "Аcademia", книжные серии "История фабрик и заводов", "История гражданской войны", журнал "Литературная учеба", а также -Литературный институт, затем названный его именем. В 1934 возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе. Беломоро-Балтийский канал Шлюзы Беломоро-Балтийского канала В меню…

Обстоятельства смерти Смерть Горького была окружена атмосферой таинственности, как и смерть его сына Максима Пешкова. Однако версии о насильственной смерти обоих до сих пор не нашли документального подтверждения. Урна с прахом Горького помещена в Кремлевской стене в Москве. Смерть Горького была окружена атмосферой таинственности, как и смерть его сына Максима Пешкова. Однако версии о насильственной смерти обоих до сих пор не нашли документального подтверждения. Урна с прахом Горького помещена в Кремлевской стене в Москве. Последние годы жизни На смертном одре… В меню…

Пьеса «На дне» 1902 год Эпилог к серии рассказов о босяках К заглавию…В меню…

В меню: 1. Место действия Место действия Место действия 2. Обитатели ночлежки Обитатели ночлежки Обитатели ночлежки 3. Предмет изображения Предмет изображения Предмет изображения 4. Конфликт в пьесе Конфликт в пьесе Конфликт в пьесе 5. Новаторство Горького Новаторство Горького Новаторство Горького 6. Роль Луки в драме «На дне» Роль Луки в драме «На дне»Роль Луки в драме «На дне» 7. Вопрос о правде в драме «На дне» Вопрос о правде в драме «На дне»Вопрос о правде в драме «На дне» 8. Автор и его герои Автор и его герои Автор и его герои К заглавию…

Место действия I и II действия Подвал типа пещеры, свет идёт «от зрителя и сверху вниз» и доходит до ночлежников из подвального окошка (ищет среди них людей); «везде по стенам нары», кроме квашни, барона и Насти (кухня) ни у кого нет своего угла, укромное место (на печке), за пологом – кровать умирающей Анны (отделена от жизни); везде грязь. Подвал типа пещеры, свет идёт «от зрителя и сверху вниз» и доходит до ночлежников из подвального окошка (ищет среди них людей); «везде по стенам нары», кроме квашни, барона и Насти (кухня) ни у кого нет своего угла, укромное место (на печке), за пологом – кровать умирающей Анны (отделена от жизни); везде грязь. Ночлежка Далее…

III действие Вечер; ранняя весна; пустырь (засорённый и заросший бурьяном); колорит серо-красный Вечер; ранняя весна; пустырь (засорённый и заросший бурьяном); колорит серо-красный IV действие Существенные перемены в обстановке: перегородки комнаты Пепла сломаны, наковальня Клеща исчезла; ночь; свет из внешнего мира не пробивается в подвал – сцена освещена лампой, стоящей посреди стола; последний акт – пустырь (удавился Актёр). Существенные перемены в обстановке: перегородки комнаты Пепла сломаны, наковальня Клеща исчезла; ночь; свет из внешнего мира не пробивается в подвал – сцена освещена лампой, стоящей посреди стола; последний акт – пустырь (удавился Актёр). На пустыре… В меню…

Обитатели ночлежки Люди, опустившиеся «на дно» жизни: босяки, преступники, «бывшие люди» (несут на себе социальное клеймо). Люди, опустившиеся «на дно» жизни: босяки, преступники, «бывшие люди» (несут на себе социальное клеймо). Представлены все социальные слои общества: Представлены все социальные слои общества: - разорившийся дворянин Барон; - разорившийся дворянин Барон;разорившийся дворянин Барон;разорившийся дворянин Барон; - содержатель ночлежки Костылёв; - содержатель ночлежки Костылёв;содержатель ночлежки Костылёв;содержатель ночлежки Костылёв; - полицейский Медведев; - полицейский Медведев;полицейский Медведев;полицейский Медведев; - слесарь Клещ; - слесарь Клещ;слесарь Клещ;слесарь Клещ; - картузник Бубнов; - картузник Бубнов;картузник Бубнов;картузник Бубнов; - торговка Квашня; - торговка Квашня;торговка Квашня;торговка Квашня; - шулер Сатин; - шулер Сатин;шулер Сатин;шулер Сатин; - проститутка Настя; - проститутка Настя;проститутка Настя;проститутка Настя; - вор Пепел; - вор Пепел;вор Пепел;вор Пепел; - бывший Актёр. - бывший Актёр.бывший Актёр.бывший Актёр. Всех уравнивает положение отбросов общества. У многих нет имён, остались одни клички. Всех уравнивает положение отбросов общества. У многих нет имён, остались одни клички. В меню…

Барон Звание одной из ступеней дворянства. В последнем акте Барон рассказывает о своей родословной – видимо, его фамилия Дебиль (его предком, как он говорит, был Густав Дебиль). Французское слово debil означает «слабый, хилый, немощный». У Барона есть любимое слово: «Дальше!» - слово человека, вся жизнь которого осталась в прошлом. Он как бы знает уже всё и ждёт чего-то нового, что никак не приходит. К списку…

Костылёв «Хозяин жизни» - содержатель ночлежки, где разворачивается действие пьесы, муж Василисы; чёрствый, эгоистичный человек, бессовестно наживающийся на несчастиях других людей. Его фигура вызывает отвращение, потому что он готов выжать и последнюю копейку из своих несчастных и обездоленных постояльцев. Жадность этого человека настолько сильна, что он не гнушается скупать краденное у ночлежников и провоцировать их на воровство. К списку…

Полицейский Медведев Дядя Василисы, хозяйки ночлежки. Полицейский, защитник «хозяев жизни». Считает, что «вся земля в околотке помещается». Человек для него то, что написано в паспорте (ситуация с Лукой). Медведев женится на Квашне, меняя мундир на женину кофту. К списку…

Картузник Бубнов Бубнов – это, скорее всего, прозвище, которое давали: - мастеру, делающему ударный инструмент; - болтуну, который беспрерывно болтает, бубнит; - промотавшемуся или проигравшемуся в карты; - глупцу, лентяю, прихлебателю (бубны в голове – без царя в голове). К списку…

Слесарь Клещ Клещ – насекомое, впивающееся в кожу, кровосос. Герой с этой кличкой презирает всех окружающих, он, «рабочий человек», вырвется из ночлежки, он не таков, как все её обитатели. Много лет он жил, издеваясь над женой, мучая её. И только после смерти Анны, продав все свои инструменты, потеряв всякую надежду, он понимает и принимает других ночлежников как товарищей по несчастью. К списку…

Торговка Квашня Сорокалетняя вдова, имевшая в прошлом печальный опыт семейной жизни. Считает, что замужество – ненужная вещь, однако в конце пьесы выходит замуж за полицейского Медведева. К списку…

Сатин Фамилия Сатин имеет двоякое толкование. 1)Сата, Сатя – сокращённые варианты имени Сатир (в греческой мифологии сатиры – боги из свиты бога виноделия Диониса. Они насмешливы, задиристы, наглы, любят вино). 2)Эту фамилию связывают с именем «князя тьмы» - Сатаны. 3)Сатина зовут Константином. Это значит «постоянный», от слова «константа». К списку…

Настя «Настя» - воскресшая. Проститутка, содержит Барона. Живёт мечтами о необыкновенной, красивой любви, с которой знакома из любовных романов. К списку…

Васька Пепел Василий – в переводе с греческого «царь, царский, царственный». Это имя созвучно имени Василиса, но является ли он, как любовник хозяйки, тоже «царствующим» здесь? Вряд ли. Поэтому его почти всегда называют не полным именем, а просто «Васька», а это уже «мальчик, служка»; распространённая кличка для кота. И сам он говорит о себе 6 «Я вор, воров сын». К списку…

Бывший актёр Актёр – на самом деле бывший актёр, который когда-то в шекспировском «Гамлете» играл могильщика, но, видимо, всю жизнь мечтал сыграть другую роль – самого принца Датского. Ему принадлежат слова: «Без имени нет человека». По ходу пьесы он так и не назвал своего настоящего имени. Вспомнив любимые стихи, он припоминает и своё сценическое имя – Сверчков-Заволжский. (Это имя явно пародийное.) Подобно клещу, сверчок – тоже насекомое. «Сверчок – насекомое из отряда прямокрылых, производящее стрекочущие звуки. Самая известная пословица с этим словом «Всяк сверчок знай свой шесток». К списку…

Предмет изображения Резкая конфликтная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы. Резкая конфликтная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы. Предмет изображения – сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов на «дно» жизни. Предмет изображения – сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов на «дно» жизни. В меню…

Конфликт в пьесе Василиса и Пепел Наташа Костылёв Лука Сатин и Барон Далее…

Уровни социального конфликта Обозначение социальных противоположностей Костылёв + Медведев (власть) Бесправные ночлежники Далее…

Внесценические конфликты Личный социальный конфликт в прошлом у каждого из ночлежников: Личный социальный конфликт в прошлом у каждого из ночлежников: - Барон – разорился; - Клещ – потерял работу; - Бубнов – ушёл из дома, чтобы не убить жену и её любовника; - Актёр – спился, «пропил душу, погиб»; - Пепел – имеет предопределение судьбы вора. Эти конфликты внесценические, так как зрители наблюдают их результат. Эти конфликты внесценические, так как зрители наблюдают их результат. Далее…

Любовный конфликт (традиционный) 1. Экспозиция: разговор ночлежников о том, что Костылёв ищет в ночлежке жену, изменяющую ему с Пеплом. 2. Завязка: появление в ночлежке Наташи, ради которой Пепел оставляет Василису. 3. Кульминация (внесценическая): из слов Квашни ясно, что Костылёв с женой «кипятком ноги девке сварили». 4. Трагическая развязка: убийство Костылёва Васькой Пеплом; Наталья перестаёт верить Пеплу. Пепел Василиса Наташа Костылёв Далее…

Своеобразие драмы 1. Любовный конфликт – грань социального: показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает, а ведёт к трагедии. В результате только Василиса достигает всех своих целей. В ней не остаётся ничего человеческого. Социальные условия изуродовали всех: и рабов, и хозяев. В результате только Василиса достигает всех своих целей. В ней не остаётся ничего человеческого. Социальные условия изуродовали всех: и рабов, и хозяев. 2. Конфликт всеобщий для героев – внутренний (он в сознании людей «дна»). 3. Сюжет внесобытийный, в диалогах героев. 4. Жанр – социально-философская драма. В меню…

Новаторство Горького В пьесе «На дне» возникло многоголосие – не скопление монологов, диалогов, а непрерывный полилог, такое многоголосие, когда говорящие слышат и отвечают друг другу, «зацепляют» окружающих, не вступая в прямой обмен репликами. Они думают и говорят о своём, но тем не менее вторгаются в чужие жалобы, тревоги, невольно дают оценки надеждам соседей по ночлежке. Звучит не голос, не слаженный хор, а хаотичная, неприглаженная жизнь. В пьесе «На дне» возникло многоголосие – не скопление монологов, диалогов, а непрерывный полилог, такое многоголосие, когда говорящие слышат и отвечают друг другу, «зацепляют» окружающих, не вступая в прямой обмен репликами. Они думают и говорят о своём, но тем не менее вторгаются в чужие жалобы, тревоги, невольно дают оценки надеждам соседей по ночлежке. Звучит не голос, не слаженный хор, а хаотичная, неприглаженная жизнь. В меню…

Роль Луки в драме «На дне» «Во что веришь – то и есть.» В меню…Далее…

Меню: 1. Взгляды на жизнь Взгляды на жизнь Взгляды на жизнь 2. Взаимоотношения с ночлежниками Взаимоотношения с ночлежниками Взаимоотношения с ночлежниками 3. Отношение к Анне Отношение к Анне Отношение к Анне 4. Надежда Актёру Надежда Актёру Надежда Актёру 5. Совет Пеплу Совет Пеплу Совет Пеплу 6. Утешение Насте Утешение Насте Утешение Насте 7. Притча о «праведной земле» Притча о «праведной земле»Притча о «праведной земле» 8. Совет Наташе Совет Наташе Совет Наташе 9. Врал ли ночлежникам Лука? Врал ли ночлежникам Лука?Врал ли ночлежникам Лука? 10. Отношение автора к Луке Отношение автора к Луке Отношение автора к Луке К заглавию…

Взгляды на жизнь При своём появлении в ночлежке Лука сразу проявляет взгляды на жизнь: При своём появлении в ночлежке Лука сразу проявляет взгляды на жизнь: «Мне всё равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают… так-то.» «Старику – где тепло, там и родина.» Он – в центре внимания постояльцев, концентрирует развитие сюжета. Он – в центре внимания постояльцев, концентрирует развитие сюжета. В меню…

Взаимоотношения с ночлежниками Лука быстро находит подход к ночлежникам: Лука быстро находит подход к ночлежникам: «Погляжу я на вас, братцы, - житьё ваше – о-ой!..» «Погляжу я на вас, братцы, - житьё ваше – о-ой!..» Жалеет Алёшку: «Эх, парень, запутался ты…» Жалеет Алёшку: «Эх, парень, запутался ты…» Не отвечает на грубости, умело обходит неприятные для него вопросы, готов подмести пол вместо ночлежников. Не отвечает на грубости, умело обходит неприятные для него вопросы, готов подмести пол вместо ночлежников. Становится необходимым для Анны, жалеет её. Становится необходимым для Анны, жалеет её. Умело льстит Медведеву, называя его «ундером». Умело льстит Медведеву, называя его «ундером». О себе ничего не сообщает, кроме: «Мяли много. Оттого и мягок…» О себе ничего не сообщает, кроме: «Мяли много. Оттого и мягок…» В каждом из ночлежников Лука видит человека, открывает светлые их стороны, суть личности, и это производит переворот в жизни героев. В каждом из ночлежников Лука видит человека, открывает светлые их стороны, суть личности, и это производит переворот в жизни героев. Лука открывает в каждом человеке хорошее и вселяет веру в лучшее будущее. Лука открывает в каждом человеке хорошее и вселяет веру в лучшее будущее. В меню…

Отношение к Анне Лука ухаживает за умирающей Анной, жалеет её, утешает тем, что на том свете, в раю, не будет мучений и не стоит цепляться за «земную» жизнь. Лука ухаживает за умирающей Анной, жалеет её, утешает тем, что на том свете, в раю, не будет мучений и не стоит цепляться за «земную» жизнь. Отходная умершей Анне В меню…

Надежда Актёру Актёру Лука говорит о якобы существующей бесплатной лечебнице для алкоголиков. Лука верит в силу мечты: «Человек – всё может… Лишь бы захотел…» Актёр верит рассказу Луки. Он вспоминает и декламирует отрывок из стихотворения Беранже, имеющий прямое отношение к поставленной в пьесе проблеме «утешительной лжи». Актёр пытается воздержаться от пьянства, начинает работать и копить деньги на дорогу, чтобы вылечиться и начать жизнь заново. Но после исчезновения Луки он понимает, что реальных надежд на спасение нет, и кончает жизнь самоубийством – вешается. Актёру Лука говорит о якобы существующей бесплатной лечебнице для алкоголиков. Лука верит в силу мечты: «Человек – всё может… Лишь бы захотел…» Актёр верит рассказу Луки. Он вспоминает и декламирует отрывок из стихотворения Беранже, имеющий прямое отношение к поставленной в пьесе проблеме «утешительной лжи». Актёр пытается воздержаться от пьянства, начинает работать и копить деньги на дорогу, чтобы вылечиться и начать жизнь заново. Но после исчезновения Луки он понимает, что реальных надежд на спасение нет, и кончает жизнь самоубийством – вешается. В меню…

Совет Пеплу Совет Пеплу Вору Ваське Пеплу Лука советует уехать в Сибирь и начать жизнь заново. Когда жена хозяина ночлежки Василиса уговаривает Ваську «освободить её от мужа», Лука, желая помочь Пеплу, прячется на печке и подслушивает разговор, а затем мешает завязаться драке Пепла с Костылёвым. Вору Ваське Пеплу Лука советует уехать в Сибирь и начать жизнь заново. Когда жена хозяина ночлежки Василиса уговаривает Ваську «освободить её от мужа», Лука, желая помочь Пеплу, прячется на печке и подслушивает разговор, а затем мешает завязаться драке Пепла с Костылёвым. На печке Освободи! В меню…

Утешение Насте Проститутку Настю, над книжными фантазиями которой все смеются, Лука утешает: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она». Проститутку Настю, над книжными фантазиями которой все смеются, Лука утешает: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она». В меню…

Притча о «праведной земле» Лука рассказывает притчу о «праведной земле» - о бедном человеке, который верил в существование такой земли, но, разочарованный тем, что на карте у учёного таковой не оказалось, повесился. Лука рассказывает притчу о «праведной земле» - о бедном человеке, который верил в существование такой земли, но, разочарованный тем, что на карте у учёного таковой не оказалось, повесился. В меню…

Совет Наташе Когда Пепел зовёт Наташу уйти вместе с ним, Лука советует ей почаще напоминать Пеплу, что тот «хороший человек». Когда Пепел зовёт Наташу уйти вместе с ним, Лука советует ей почаще напоминать Пеплу, что тот «хороший человек». В меню…

Врал ли ночлежникам Лука? Горький даёт этому герою двойственное имя: Горький даёт этому герою двойственное имя: - евангелист Лука («светлый»); - ассоциация – «лукавый» («чёрт»). По данному вопросу существуют разные мнения. Ясно только, что он верит в силу мечты и пользу жалости. По данному вопросу существуют разные мнения. Ясно только, что он верит в силу мечты и пользу жалости. Лука говорит: «Христос-от всех жалел и нам так велел», - однако на прямой вопрос, есть ли Бог, отвечает: «Коли веришь – есть, не веришь – нет… Во что веришь, то и есть…» Из этих слов видно, что герой считает право выбора веры неотъемлемым для человека. При этом он бескорыстно пытается помочь людям, заронить в них веру в себя, пробудить лучшие стороны натуры. Искренне желает добра, показывает реальные пути достижения новой, лучшей жизни (Анна, Настя, Актёр, Пепел). Лука говорит: «Христос-от всех жалел и нам так велел», - однако на прямой вопрос, есть ли Бог, отвечает: «Коли веришь – есть, не веришь – нет… Во что веришь, то и есть…» Из этих слов видно, что герой считает право выбора веры неотъемлемым для человека. При этом он бескорыстно пытается помочь людям, заронить в них веру в себя, пробудить лучшие стороны натуры. Искренне желает добра, показывает реальные пути достижения новой, лучшей жизни (Анна, Настя, Актёр, Пепел). В меню…

Отношение автора к Луке Горький о своём замысле: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание. Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский». «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание. Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский». Горький противопоставляет не истину и ложь, а истину и сострадание. Он не приемлет пассивное сознание, идеологом которого считает Луку. По мнению писателя, тот может лишь примирить человека с внешним миром, но не подвигнет его этот мир изменить. Горький противопоставляет не истину и ложь, а истину и сострадание. Он не приемлет пассивное сознание, идеологом которого считает Луку. По мнению писателя, тот может лишь примирить человека с внешним миром, но не подвигнет его этот мир изменить. М. Горький, 1902 В меню…

Вопрос о правде в драме «На дне» Циничная правда Утешительная ложь Мысли автора В меню…Далее…

Меню: 1. Уровни правды Уровни правды Уровни правды 2. Правда Бубнова Правда Бубнова Правда Бубнова 3. Монолог о человеке Сатина Монолог о человеке Сатина Монолог о человеке Сатина К заглавию…

Уровни правды - Частная правда, которую отстаивают герои «для себя» (Настя – существование необыкновенной, светлой любви; Барон – существование благополучного прошлого; Клещ – своё настоящее положение; Василиса – я «надоела Пеплу»). - Мировоззренческая правда: Утешительная проповедь – ложь Луки противопоставлена циничной правде Бубнова. Утешительная проповедь – ложь Луки противопоставлена циничной правде Бубнова. В меню…

Правда Бубнова «Шум - смерти не помеха.» «Снаружи как себя не раскрашивай, всё сотрётся… всё сотрётся, да!» «На что совесть? Я – не богатый.» «Что было – было, а остались – одни пустяки…» «Здесь господ нету… всё слиняло, один голый человек остался.» «…все люди на земле – лишние…» «Люди все живут… как щепки по реке плывут… Строят дом, а щепки – прочь.» «Всё – сказки.» «Все так родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть?» Разговор о правде (Бубнов – в середине) В меню…

Монолог о человеке Сатина «Человек – вот правда! Он (Лука) это понимал… Вы – нет! Он врал… но – это из жалости к вам… Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Кто слаб душой… и кто живёт чужими соками – тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею. А кто сам себе хозяин… кто независим и не жрёт чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!» «Человек – вот правда! Он (Лука) это понимал… Вы – нет! Он врал… но – это из жалости к вам… Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Кто слаб душой… и кто живёт чужими соками – тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею. А кто сам себе хозяин… кто независим и не жрёт чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!» Далее…

«Человек – свободен… он за всё платит сам: за веру, за неверие. За любовь, за ум… Всё – в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное – дело его рук и его мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ловек! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью… Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми… Не в этом дело! Человек – выше! Человек – выше сытости!» «Человек – свободен… он за всё платит сам: за веру, за неверие. За любовь, за ум… Всё – в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное – дело его рук и его мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ловек! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью… Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми… Не в этом дело! Человек – выше! Человек – выше сытости!» В меню…

Автор и его герои Слова Сатина – не его слова, а мысли автора. Слова Сатина – не его слова, а мысли автора. Сатин тоже лжёт. Но его ложь, в отличие от Луки, имеет идеальное обоснование не в прошлом и в настоящем, а в будущем – в перспективе слияния человечества на основах разумного преобразования жизни. Вместо «любви к ближнему» Сатин предлагает «любовь к дальнему», к абстрактному человеку, человеку – мечте. Сатин тоже лжёт. Но его ложь, в отличие от Луки, имеет идеальное обоснование не в прошлом и в настоящем, а в будущем – в перспективе слияния человечества на основах разумного преобразования жизни. Вместо «любви к ближнему» Сатин предлагает «любовь к дальнему», к абстрактному человеку, человеку – мечте. Герои Горького отражают двойственность, противоречивость, мятежность натуры самого автора. Герои Горького отражают двойственность, противоречивость, мятежность натуры самого автора. Пьеса «На дне» - переломный момент в судьбе писателя. Пьеса «На дне» - переломный момент в судьбе писателя. Продолжение традиций русского критического реализма в пьесе перерастает в эстетику нового творческого метода (середина 30-ых годов XX века – социалистический реализм). Продолжение традиций русского критического реализма в пьесе перерастает в эстетику нового творческого метода (середина 30-ых годов XX века – социалистический реализм). В меню…

Дополнительные сведения о презентации: I. Источники: 1) Б.И. Турьянская, Л.Н. Гороховская, Т.М. Миллионщикова «Литература в 11 классе. Урок за уроком. Часть I.» «Литература в 11 классе. Урок за уроком. Часть I.» Москва. «Русское слово», 2005 год Москва. «Русское слово», 2005 год 2) Н.В. Егорова, И.В. Золотарёва «Поурочные разработки по русской литературе» «Поурочные разработки по русской литературе» (Первая половина XX века – 11 класс, I полугодие) (Первая половина XX века – 11 класс, I полугодие) Москва ВАКО, 2002 год Москва ВАКО, 2002 год 3) Павел Басинский «Горький» (серия «Жизнь замечательных людей») «Горький» (серия «Жизнь замечательных людей») Москва. Молодая гвардия, 2005 год Москва. Молодая гвардия, 2005 год 4) gimn93. 5 ballow. ru// 11b/gar/5. html II. Составитель презентации – учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 518 Вахтурова М.Н.