«Описание маршрута экскурсии по Советскому району г.Брянска и Брянскому району Брянской области» МБОУ СОШ 54 Руководитель музея МБОУ СОШ 54 Новикова Наталья.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
НЕДЕЛЯ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ 5 А класс МОУ СОШ 9 им. М.В. Водопьянова Классный руководитель Дружнова О.В.
Advertisements

Подобрать материал к теме «Шатровое зодчество – уникальный стиль русского храмостроения» и изучить его. Ознакомится с Шатровым зодчеством Древней Руси.
Выполнил ученик 5 A класса МОУ СОШ 33 Митянов Захар.
Церковь Вознесения Возведена в Коломенском в годах предположительно итальянским архитектором Петром Франциском Ганнибалом, по русским летописям.
Спасо- Преображенский мужской монастырь города Мурома - древнейшая обитель Святой православной Руси Спасо- Преображенский мужской монастырь города Мурома.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного православный храм, расположенный на Красной площади Китай-города.
Соборы Санкт-Петербурга Нгуен Нгок Лан
В Твери насчитывается более 30 сооружений Русской православной церкви – соборов, храмов, часовен, монастырей. Они относятся к Тверской епархии Московского.
ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ. Храм Христа Спасителя крупнейший среди Русских Церквей. Рассчитан на человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест.
Памятники религиозной культуры Тихвина Выполнил: Трошин Алексей 4 класс Б МОУ «Гимназия 2» Руководитель: Смирнова И.А.
ИСТОРИЯ СОБОРА Церковь Смоленской иконы Божией МатериЦерковь Смоленской иконы Божией Матери расположена на речном острове Мариам, лежащем ниже места слияния.
Благовещенский собор Московского кремля.
Храм Василия Блаженного выполнил Руденко Максим
Софийский собор в Вологде Подготовила ученица 4 В класса МБОУ СОШ 64 г. Новосибирска Кизь Екатерина.
Боголюбский монастырь. Подготовил работу ученик 10 Б класса Круглов Даниил.
Храмы Самары
Храмы, воздвигнутые в честь Параскевы Пятницы На Руси издревле Святая Параскева считается целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного.
Церковь Святой Живоначальной Троицы. Подготовила ученица 7в класса Ермачкова Анна Преподаватель: Кузнецова Валентина Фёдоровна. При поддержке настоятеля.
Презентация составлена Умаргалиевой Дилярой Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Комитета по здравоохранению.
Козлова Ирина Александровна Учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя образовательная школа 43 им Г.К. Жукова» г.Курска.
Транксрипт:

«Описание маршрута экскурсии по Советскому району г.Брянска и Брянскому району Брянской области» МБОУ СОШ 54 Руководитель музея МБОУ СОШ 54 Новикова Наталья Владимировна, музееведы: Силакова Екатерина Алексеевна, Костина Дарья Дмитриевна, Головачева Екатерина Николаевна, Капошина Юлия Юрьевна. Телефон: г.

Начало экскурсии

Строящийся храм Всех Святых На данный момент Храм Всех Святых еще не завершен, но мы все с нетерпением ждем этого момента. Русская Православная Церковь Московский Патрнархат Брянская епархия Великомученника Георгия Победоносца

Храмы Свенского монастыря Све́нский монасты́рь мужской православный монастырь. Основан в 1288 брянским князем Романом Михайловичем. Легенда гласит, что князь внезапно стал терять зрение. Для исцеления он послал за чудотворной иконой Печерской иконой Божией Матери. Во время путешествия по Деснее икона чудесным образом исчезла из лодки и оказалась на берегу реки Свень, куда и пришёл князь. После молитвы перед иконой он исцелился. На этом месте он повелел основать монастырь, срубить храм во имя Богоматери, и наделил его землями. Документальные сведения о существовании обители появляются в XVI веке, когда Иван Грозный повелел поставить здесь две каменные церкви, в том числе восстановленный в 2011 году храм св. Антония и Феодосия Печерских. В 1583 году монастырь разорён литовцами, в 1664 крымскими татарами

В годах монастырь был приписан к Киево-Печерской лавре и носил наименование Ново-Печерский. В эти годы здесь были построены надвратная Спасо- Преображенская церковь (1742) и монументальный Успенский собор (1758, снесён в 1930). Перед стенами монастыря шумела ярмарка, одна из самых крупных на западе России. После возвращения монастырю статуса самостоятельного он, чтобы избежать прежнего неблагозвучного названия, был наименован Свенским, соответственно и речка Свинь была переименована в Свень. Согласно Манифесту о секуляризации монастырских земель(1764), монастырь был отнесён к третьему классу. Свенская (Печерская) икона Божией Матери (с Антониеми Феодосием Печерскими) после Октябрьской революции была увезена в Москву, в Третьяковскую галерею. По традиции приписывается киево-печерскому иконописцу Алипию (XI век). В 1920-е годы началось постепенное закрытие монастыря, которое было полностью завершено к 1926 году, а в 1930 году значительная часть монастырских построек, включая главный собор, была снесена. Успенский собор был взорван группой подрывников, под руководством Рыхлова. От взрыва пострадал и храм Св. Антония и Феодосия Печерских, от него сохранился лишь нижний ярус. Сохранившиеся здания возвращены церкви в 1992 году, когда был возобновлён и сам монастырь. По состоянию на 2014 года ведётся восстановление архитектурного комплекса, в том числе взорванного собора.

Сретенская надвратная церковь

Церковь Преображения Господня Основана в XVIIIвеке.

Успенский храм Разрушен большевиками в 30-е годы XX века, сейчас восстанавливается в первозданном виде. На территории этого храма похоронен князь Роман Брянский.

Церковь Антония и Феодосия Печерских При Иване Грозном, кроме Успенского собора, был выстроен второй каменный храм - церковь Антонии и Феодосия Печерских. Возводила ее артель во главе с мастером "Гавриилом Дмитриевым сыном Маковым, тверитином". Не простояв и ста лет, в 1677 году этот храм обрушился по ветхости, а затем был восстановлен с некоторыми изменениями первоначального облика. Даже такое событие, как разрушение церкви, монастырские летописцы использовали для прославлении "чудес" знаменитой иконы: "В 185 (1677), ноября в 20 день, теплая каменная церковь преподобных отцов Антония и Феодосия Печерских разрушилась, но царские двери и святые иконы найдены в алтаре нисколько не поврежденными". Вся церковь была расписана на сюжет чудес иконы Свенской Божией матери, потому и сам храм именовался церковью Свенской Божией матери. В одном из описаний говорилось: "...церковь Антония и Феодосия Печерских чудотворцев каменная же с трапезою; а в трапезе печь израсчатая, зеленая, да у той же церкви приделана подкеларская, а под церковью и под трапезою два погреба, да хлебная. Церковь и трапеза покрыты тесом, а на церкви одна глава покрыта белым железом. Кроме иконописания, особых дорогих украшений в этой церкви не было".

Первоначальный план церкви представлял собой прямоугольник с полукружной в грань алтарной абсидой, папертью с ризницей на западе и трапезной на востоке. Интересно, что вопреки общему правилу древние зодчие построили алтарную часть храма не на восток, а на юг. В его архитектуре отразились формы московско-суздальского зодчества. Особенно характерна в этом отношении главка с изящным декором барабана. До XIX столетия церковь выполняла роль монастырской трапезной, а позднее, когда была возведена отдельная трапезная, - роль теплого храма, в котором была старинная изразцовая печь. В 1681 году, через четыре года после разрушения, церковь Антония и Феодосия удалось восстановить. В гг. были сделаны пристройки к трапезной и расширенны ее оконные проемы, 1817 году тесовая кровля замена железной, а в 1832 году прежний вход переделан в ризницу и с севера пристроена паперть. Все эти переделки значительно изменили облик храма. Церковь Антония и Феодосия, бесстолпная, одноглавая, скромная и даже суровая по своему облику, украшалась декоративным барабаном, а поверхность купола окаймлена килевидной аркатурой. Своеобразным был декор наличников окон второго этажа, а верхняя часть основного нефа обработана закомарами. Она была сооружена из кирпича, на бутовых фундаментах, а позднее в XIX веке оштукатурена. До наших дней церковь Антония и Феодосия дошла в руинах. Как и Успенский собор она была разрушена в 1928 году. Сохранились лишь часть подклети и стен. Реставраторы разобрали и очистили руины и сейчас, изучая сохранившиеся элементы, можно узнать немало интересного об особенностях древнего строительства.

Кафедральный собор Тро́ицкий собо́р (Соборный храм во Имя Святой Живоначальной Троицы) храм Русской православной церкви в городе Брянске, кафедральный собор Брянской епархии. Крупнейший храм Брянской области (площадь нижнего яруса составляет 1000 м², верхнего яруса 882 м²). Прежний брянский кафедральный собор (так называемый Новопокровский) был разрушен в 1968 году, поэтому с восстановлением епископской кафедры в Брянске встал вопрос о сооружении нового вместительного кафедрального собора. До его сооружения, кафедральным собором считалась Воскресенская церковь. 30 мая 2005 года Патриарх Алексий II ознакомился с проектом храма и благословил его возведение. Работы по сооружению собора начались в 2006 г., и уже 3 октября 2009 года в цокольном помещении возводимого собора была совершена первая Божественная Литургия. В декабре 2011 года были освящены престолы нижнего яруса собора: главный престол в честь иконы Божией Матери Свенская, правый придел во имя Преподобного Благоверного князя Олега Брянского, левый во имя Святителя Феофилакта. Освящение совершил епископ Брянский и Севский Феофилакт.

24 мая 2012 года, в праздник Вознесения Господня и день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла) была совершена первая Божественная литургия в верхнем ярусе Брянского кафедрального собора, которую возглавил епископ Брянский и Севский Александр. 23 июня 2012 года состоялось торжественное перенесение мощей преподобного благоверного князя Олега Брянского из соборного храма в честь Воскресения Христова в кафедральный собор во имя Святой Троицы. Церемонию перенесения и богослужение возглавил епископ Александр. 1 июля 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения престола верхнего яруса кафедрального собора. В храмовый комплекс Кафедрального собора входит также отдельно стоящая колокольня «Пересвет» высотой около 80 м (по проекту 65 м), крест с куполом на которой были установлены 24 июня 2011 года.

Колокольня Кафедрального собора

Воскресенская церковь Храм построен в гг. как собор Воскресенского женского монастыря, существовавшего в Брянске предположительно с XV века и упразднённого в 1766 году. Является по крайней мере четвёртым храмом, возведённым на этом месте. В 1706 г. здесь, на месте деревянной церкви, была построена каменная церковь Воскресения Христова, но в связи с угрозой нападения на Брянск войск шведского короля Карла ХII, по указу царя Петра I от 10 марта 1706 г., работавший по ремонту брянской крепости капитан Преображенского полка В. Д. Корчмин с целью расширения укреплений разобрал только что построенную каменную церковь, а другие монастырские строения превратил в казармы и служебные помещения крепости. В 1713 году была построена третья (деревянная) Воскресенская церковь, несколько келий и ограда. Сохранившийся каменный храм сменил эту деревянную церковь в гг. Одновременно с главным Воскресенским престолом, был устроен придел во имя Святых мучеников Гурия, Самона и Авива. В марте 1766 года Воскресенский монастырь был упразднен. С этого времени Воскресенский храм стал приходским. В 1769 году к западной стене трапезной была пристроена колокольня, получившая в 1843 г. новое завершение. В том же 1843 году был устроен придел во имя Святого мученика Андрея Стратилата. По воспоминаниям старожилов, после возникновения в 1922 году обновленческого раскола, храм был поделен между «староцерковниками» и обновленцами. Однако в годах и православные клирики храма, в том числе священномученик Серафим Василенко, и обновленческий архиепископ Владимир Досычев, были арестованы и вскоре расстреляны. В конце 1930-х годов храм был закрыт, а здание переоборудовано под комбинат бытового обслуживания. К 1941 году верхние ярусы колокольни и главы основного объёма церкви были разобраны, почти полностью утрачена отделка интерьера. Храм вновь был открыт в 1942 году во время оккупации Брянска немецко-фашистскими войсками; с конца 1940-х годов значится постоянно действующим. Отреставрирован в годах (архитектор В. Н. Городков, историк-искусствовед Е. И. Острова). В ходе реставрации храм обрёл тот вид в формах раннего барокко, который сложился в течение х гг. Первоначальная живопись конца XIX века, сохранившаяся на западной стене, поновлена без существенных изменений в иконографии. Роспись второй половины XX века выполнена масляными красками в приглушенных тонах. Иконостасы и иконы относятся также к XX веку.

Воскресенская церковь

Спасо- гробовская церковь Спасо-Гробовска́я церковь (официальное название храм Спаса Преображения) православный храм в Брянске. Был построен в 1908 году на средства церковного старосты купца П. С. Могилевцева и заменил собой стоявшую рядом старую деревянную церковь. Автором проекта был брянский архитектор-художник Н. А. Лебедев, спроектировавший церковь в неорусском стиле. В летописи Спасо- Гробовской церкви упомянуто, что храм построен на месте захоронения брянских епископов Нектария и Нафанаила, поэтому церковь называется Спасо-Гробовской, или «церковь, что на владычьих гробах». В 1929 году церковь была закрыта, её верхняя часть разрушена. Внутри храма были устроены перекрытия с различными кабинетами, пробиты новые окна для первого этажа и допущены другие нарушения ее архитектурного облика. Долгое время в храме располагался морг, затем «Дом занимательной науки и техники». К празднованию тысячелетия города (1985) были восстановлены церковные купола. В декабре 1992 года храм передан Русской православной церкви и начал действовать 7 января 1993 года. К празднику Преображения Господня в 1994 году внутренняя часть храма была отреставрирована, после чего церковь была освящена архиепископом Брянским и Севским Мелхиседеком.

Спасо- гробовская церковь

Храм введения Пресвятой Богородицы История Храм Введения Пресвятой Богородицы является единственным сохранившимся памятником Петропавловского (Петровского) монастыря, основанного, по преданию, ещё в второй половине XIII века брянским князем Олегом Романовичем, похороненным здесь же около 1289 г. (могила не сохранилась). Возведён как соборный храм в гг. на средства брянских помещиков Фотия и Петра Саловых на месте прежней деревянной церкви. Здание неоднократно «поновлялось». В 1818 г. орловским губернским архитектором Петонди был представлен проект полного изменения древнего облика храма на ампирный лад. Однако средств хватило лишь на пристройку в 1830 г. четырёхколонного портика к боковому приделу с северной стороны, что спасло от утраты первоначальную архитектуру памятника. Закрыт в 1923 г. Вновь открыт в 1944 г. В 1930 г. были разобраны шатровая колокольня и четыре главы храма, уничтожена внутренняя отделка. В конце 1980-х гг. отреставрирована (архитектор В. Н. Городков. Восстановлена шатровая колокольня и главы храма. На территории храма сохранилось каменное надгробие с крестом известного брянского благотворителя и почётного гражданина г. Брянска купца П. С. Могилевцева (начало ХХ века). К настоящему времени является действующим храмом Русской Православной Церкви. На основе храма возрождён Петропавловский монастырь. Архитектура

Расположена в нагорной части Брянска над крутым обрывом, обращённым к пойме реки Десны. Здание храма возведено в традициях московской архитектуры ХVII века. Стены и своды здания построены из большемерного кирпича, снаружи с обмазкой, внутри оштукатуренные, пристройка деревянная. Храм бесстолпный с трёхчастным продольно- осевым построением и шатровой колокольней. Кирпичный декор фасадов в целом повторяет московские образцы ХVII века. На углах объёмов широкие плоские лопатки, переходящие во втором ярусе в пучок из трёх полуколонок; сочный карниз с поребриком, валиками и тремя рядами «пилы» венчают несколько вытянутые вверх архивольты закомар. Обрамления проёмов выдержаны в «нарышкинском» стиле конца ХVII века: окна обрамлены наличниками с полуколонками и разорванными фронтонами, нарядный северный портал с резными белокаменными деталями. Основное помещение интерьера перекрыто сомкнутым сводом. Сохранившаяся роспись, выполненная в конце ХIХ века, поновлена масляными красками во 2-й половине ХХ века. Иконы также относятся ко второй половине ХХ века. Сохранилось паникадило ХIХ века.

Библиографический список Реброва Н. – Старый город. Новый Брянск. Соловьи Ю. – Брянский городской совет депутатов Брянский Петро - Павловский монастырь Сергея. Издание Брянского Петро – Павловского женского епархиального монастыря(2011). Городков А. – историко – архитектурный путеводитель. Издательство «Читай – город». Путешествие в глубину веков. Брянск Автор - Олег Евсук. С.П. Кизимова, Е.М. Зубова «По следам святых обителей» Брянск Я. Соколов «Брянск-город древний». Издательство «Читай – город».