Липецкий государственный технический университет Кафедра социологии Тема. Развитие социологии в России.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Advertisements

Развитие социологии в России.. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ. Концепция историко-культурных типов Н.Я. Данилевского. Субъективная.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Основные направления в истории социологии. Социология ХХ века. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических дисциплин – НИКИФОРОВА.
гг.. Причины роста революционного движения После крестьянской реформы 1861 г., наряду с либеральным и консервативным движениями, резко усилилось.
Огюст Конт ( ) - основатель позитивизма и позитивной социологии. г. Абдуллаев Амид 2 курс МО.
Выполнила студентка первого курса группы э-2 Медведева Анна.
Презентация к уроку обществознания (10 класс) по теме: Презентации к урокам обществознания в 10 классе
Лекция 1. Т ема: «История психологии как наука»..
Основные направления в политической и правовой мысли Беларуси в 19 веке Диссертация на соискание ученой степени магистра юридических наук Научный руководитель:
Термин «социология» наука об обществе (лат. societa, общество + гр. logos, слово, учение, понятие). Автор термина "Социология" - Огюст Конт. Социология.
Творческая работа учащихся по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация Цивилизация и общество
Социология как наука Социология как наука. Термин «социология»- производное от двух слов: латинского слова societas общество и греческого logo – слово,
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 44 Наука и экономика (сущность научно- технического прогресса; экономика, как наука; экономика науки).
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
е годы. Как и на Западе, социология в России возникает в лоне позитивистской доктрины, под "духовным руководством" О. Конта. Хотя идеи Конта.
Тема 5 Структура управления организацией 1. Управленческие решения и их виды 2. Эффективность решения 3. Принципы принятия решения 4. Особенности методов.
Транксрипт:

Липецкий государственный технический университет Кафедра социологии Тема. Развитие социологии в России

СОДЕРЖАНИЕ Досоветский период развития социологии в России Советская социология Развитие социологии в России на данном этапе

ДОСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ

Развитие социологии в России представляет собой весьма увлекательный и вместе с тем во многом драматичный процесс. Во второй половине Х1Х века, по мере становления социологии на западе, новая социальная наука стала проникать в Россию. Российское научное общество быстро обнаружило новаторский характер теорий Конта, Спенсера, Миля. Эти представления ранней классической социологической мысли превратились в самых читаемых авторов в среде просвещенной публики. Одновременно росло и влияние марксисткой теории, которая к концу Х1Х века приобрела не только академический вес, но и превратилась в политическое движение. На ранних этапах своего развития российская социология не выдвинула теоретиков мирового масштаба, однако, для ведущих российских социологов были характерны прекрасное знакомство с новейшими достижениями западноевропейской и американской социологии, высокая духовная культура, стремление найти и выделить специфические черты российской социологической мысли, отражающие историческое и социальное своеобразие России.

гг. 1. Социологические теории народников Все главные положения социологии народничества теоретически обосновывали возможность самобытного, некапиталистического развития России, которого можно было достичь благодаря активному вмешательству в ход исторического процесса. Конец 1860-х - начало 1880-х годов: революционное направление народничества, сторонники которой стремились к крестьянской революции. Середина 1880-х - середина 1890-х годов: либеральное направление народничества. С середины 1890 х годов народническая социология под напором марксистской критики приходит в упадок, ее заменяет созданная в 1902 году партия социалистов-революционеров. Объединяло революционных народников то, что они критиковали царизм, требовали уничтожения феодально - крепостнических пережитков, отрицательно относились к развитию капитализма в России, идеализировали крестьянскую общину, которую считали исходным началом социализма. Их взгляды расходились только в вопросах подготовки и осуществления революции, форм и способов революционной деятельности.

П.Л.Лавров ( ). Основные социологические работы: "Знание и революции", "Социальная революция и задачи нравственности", "Кому принадлежит будущее". Был теоретиком подготовительно - пропагандистского направления. Выступал за длительную пропаганду социалистических идей, так как народ еще не готов к социалистическому перевороту. Революция возможна только тогда, когда большинство населения осознает полностью ее необходимость. П.Н.Ткачев ( ). Основные социологические работы: " Задачи революционной пропаганды в России", "Что такое партия прогресса", "Накануне и на другой день революции", "Производительные силы Европы", "Анархическое государство". Большое внимание уделял проблеме прогресса. Прогресс находит выражение в трех сферах: в природе, в индивидуальном организме и в человеческом обществе. Основная цель социального прогресса - приведение в соответствие потребностей людей с возможностями их удовлетворения.

М.А.Бакунин ( ). Основные социологические работы:"Кнуто-Германская империя и социальная революция", "Государственность и анархия", "Федерализм, социализм и антитеологизм" (не закончена). Был теоретиком бунтарское - анархического направления, родоначальником отечественного анархизма. Считал, что социология - наука об общих законах, управляющих всем развитием человеческого общества. Оно никогда не руководствуется законами, а медленно развивается под влиянием инициативы индивидов, а не мыслью и волей законодателей. Центральная проблема социологии: проблема уничтожения государства как силы, которая подавляет абсолютную свободу личности. Бакунин отвергал не управление как таковое, а управление централизованное, сосредоточенное в одних руках, которое идет "сверху вниз". Считал, что религия - социальное зло, освобождение от которого возможно только благодаря социальной революции.

П.Л. Лавров П.Н. Ткачев М.А. Бакунин

2. Субъективная школа П.Л.Лавров ( ). Основные социологические работы: "Социологи-позитивисты", "Введение в историю мысли", "Теория и практика прогресса", "Социальная революция и задачи нравственности", "Задачи понимания истории". Считал, что социология - это наука о солидарности, практические задачи которой не могут быть отделены от теоретического их понимания. Государство и общество должны служить человеку, а не он им. Не должно происходить подчинения общественного элемента личному или поглощения личности обществом. Личность должна понять общественные интересы, которые являются сутью ее интересов. Движущая сила истории - "критически мыслящая личность", элитарное меньшинство, а большинство служит и трудится, создавая меньшинству возможность служить народу для искупления его жертв, возврата народу его морального долга. Если общество заглушит критически мыслящих личностей, это приведет к застою и гибели.

Н.К.Михайловский ( ). Основные социологические работы: "Аналогический метод в общественной науке", "Теория Дарвина и общественная наука", "Герои и толпа", "Орган, неделимое, общество". При рассмотрении предмета социологии акцентировал внимание на исследовании процессов борьбы за индивидуальность, понимая под этим целостность человека в его взаимодействии с социальными структурами. Только справедливый общественный строй может гарантировать уважение к человеческой неповторимости и индивидуальности. Идеал общественного развития - создание таких отношений, которые способствовали всестороннему развитию личности. Такое возможно только при социализме, когда будут реализованы идеалы свободы, равенства и справедливости. Михайловский считал, что социализм - это "творчество личного начала при посредстве начала общинного". С середины 1870 х годов занялся психологией "толпы", изучением психологии масс, анализом психологических путей и средств воздействия личностей на народ. Проводил различие между понятиями "герой" и "великая личность". Михайловский первый в социологии разработал теорию подражания.

3. Натуралистическое направление Его представители выдвигали на первый план географический фактор. Л.И.Мечников ( ). Основная социологическая работа: "Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современного общества". Две основные проблемы: социальный прогресс и его критерий, механизм социального прогресса. Мерилом прогресса выступает солидарность. Главный показатель социального прогресса - степень свободы при образовании кооперации. Считал, что социальный прогресс проходит те же ступени солидарности, что и в органическом мире. Пытался рассмотреть механизм влияния природы на социальное устройство общества. Выделял 3 периода в истории цивилизации: речной, средиземноморский, океанический. С этой периодизацией связывает основной закон развития культуры. По мнению Мечникова, социологические законы не сводимы с законами природы, выступал против социал-дарвинизма. Пытался связать проблему географического фактора с условиями материальной жизни общества.

4. Органицизм Исходный путь органицизма- гипотетическое отождествление общества с организмом. А.И.Стронин ( ). Основные социологические работы: "История и метод", "Политика как наука", "История и общественность". По мнению Стронина, общество - это организм, а социальные институты - отдельные части организма. Функционирование человека и общества происходит одинаково. Структуру общества представлял в виде пирамиды. Вершина - привилегированное меньшинство (судьи, законодатели, администрация). Середина - капиталисты. Основание- большинство общества( земледельцы и ремесленники). П.Ф.Лилиенфельд ( ). Основные социологические работы: "Мысли о социальной науке будущего", "Социальная патология".Так как общество - организм, оно обладает всеми отличительными чертами организма. Считал, что классовая борьба и революция - это патология, ненормальное развитие. Выделял в жизни общества 3 главные функции: Физиологическая или экономическая Морфологическая или юридическая Индивидуальная или политическая

5. Психологическое направление Главное внимание было направлено на изучение психологического механизма и социальных форм проявления поведения индивида или группы. Е.В.Де Роберти ( ). Основные социологические работы: "Социология", "Прошедшее философии", "Новая постановка основных вопросов социологи". Положение о социальной эволюции как об основном факторе социологии. Все социальные явления и процессы можно поставить в эволюционный ряд, состоящий из семи категорий: психологическое взаимодействие - общественные группы - личность - наука - философия - искусство - практическая деятельность. Н.И.Кареев( ). Основные социологические работы: "Историко-философские и социологические этюды", "Введение в изучение социологии", "Сущность исторического процесса и роль личности в истории", "Историка. Теория исторического знания", "Общие основы социологи". Общество - сложная система психологических и практических взаимодействий личностей, "над органическая среда". Она делится на культурные группы и социальную организацию. Культурные группы - предмет изучения психологии, социальные организации - предмет изучения социологии.

Е.В.Де Роберти Н.И.Кареев

6. Плюралистическая школа Ковалевского М.М.Ковалевский ( ). Основные социологические работы: " Очерк развития социологических учений", "Очерк происхождения и развития семьи и собственности", "Современные социологи", "Происхождение семьи, рода, племени, собственности, государства и религии". Считал, что социология - синтез результатов, полученных конкретными общественными науками, наука, имеющая своей целью установление законов и тенденций общественного развития. Считал, что на исторический процесс параллельно влияет множество факторов, но в различные эпохи на первое место выдвигались разные факторы. Считал, что исторический прогресс связан с существующей исторической закономерностью. Отрицательно относился к революции, как к источнику социального прогресса. Считая, что только система продуманных реформ является необходимым благом для общества. В центре соц. теории Ковалевского - учение о солидарности. Ковалевский выдвинул теорию эволюции, то есть органической смены стадий общественного развития.

7. Ортодоксальный марксизм Г.В.Плеханов ( ). Основные социологические работы: "Социализм и политическая борьба", "Очерки по истории материализма", "Основные вопросы марксизма", "Искусство и общественная жизнь", "К вопросу о роли личности в истории". Глубокая и основательная критика методологических основ буржуазной социологии, противопоставлял ей марксистскую социологию, (социологию предвидящую). Критика буржуазной философии. Разрабатывал основные проблемы социологии на основе материализма, рассматривал методологию научного предвидения в социальном познании. Критиковал теорию фактов в социологии, плюралистические взгляды Ковалевского, субъективную социологию народничества. Он подчеркивал определяющее значение исторической необходимости в действиях личности, при этом не занижая роль исторической инициативы личности на определенном этапе развития общества

1890-е годы - начало ХХ века. 1. Неокантианство Основные моменты неокантианской концепции: Приоритет логических основ Критика понятий и языка социологии Гносеологическое философствование Группы неокантианства Ортодоксально ядро (социологическая гносеология) А.С.Лаппо-Данилевский ( ), Б.А.Кистяков ( ) Субъективно - нормативная концепция. П.И.Новгородцев ( ), В.М.Хвостов ( ) Концепция индивидуального психологизма. Л.И.Петражицкий ( )

2. Легальный марксизм С.Н.Булгаков ( ), Н.А.Бердяев ( ),М.И.Туган- Барановский ( ), П.Б.Струве ( ). Выступали против народничества, против положения том, что развитие капитализма есть регресс России, отстаивали идею прогрессивности капитализма. Отрицали наличие антагонистических противоречий, выступали против необходимости социалистической революции и диктатуры пролетариата. Либерально - буржуазная политическая программа с заимствованными марксистскими экономическими идеями. Философия на базе идеализма. "Легальные марксисты" считали, что капитализм в России является исторической необходимостью, и для обоснования "прогрессивной и культурной миссии" капитализма в будущем пытались применить идеи марксистской социологии. 3. Ортодоксальный марксизм (развитие) Развитием идей Плеханова занимался В.И.Ленин.

Первая четверть ХХ века. Неопозитивизм К.М.Тахтарев ( ). Основные социологические работы: "Главнейшие направления в русской социологии", "Наука об общественной жизни", "Общество и государство и закон борьбы классов". Выступал против марксистского понимания классовой борьбы, противопоставляя ему идею межклассового сотрудничества и солидарности. Окончательным победителем в общественной борьбе будет труд, но труд творческий и действительно общественный. П.А.Сорокин ( ). Основные социологические работы: " Система социологии", "Социология революции", "Социальная мобильность", "Социальная и культурная динамика", "Россия и Соединенные Штаты", "Общество, культура и личность", "Взаимная конвергенция США и СССР в направлении смешанного социокультурного типа".Сорокин не принимает социалистическую революцию и открыто выступает против нее. В его понятии, социология - наука, самостоятельно изучающая наиболее общие родовые свойства человеческого взаимодействия. Предмет социологии - элементы человеческого взаимодействия, их классификация и условия возникновения, сохранения и исчезновения простых коллективных единств.

СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ

е годы. 1. Основные направления социологической науки. В 1920-е годы начала широко издаваться социологическая литература теоретического профиля. Она была посвящена определению предмета марксистской социологии, формированию социологии марксизма и определению ее места среди других общественных наук. В связи с этим в развитии марксистской социологии можно выделить следующие направления: Большая часть марксистских социологов под влиянием книги Н.И.Бухарина "Теория исторического материализма: Популярный учебник марксистской социологии", изданной в 1921 году, стала отождествлять социологию с историческим материализмом. Бухарин: "Исторический материализм - это социологическая теория марксизма, которая по отношению к философии выступает как частная наука. Оранский: "Исторический материализм-это марксистское направление в социологии, марксистская социология является не только всеобщим методом для социальных наук, но и теорией".

Другая часть социологов считала, что социология-составная часть философии (Вольфсон, Черняков, Каценбоген). Существовала концепция, представители которой в историческом материализме философский (материалистическое понимание истории) и социологический (общая теория общества) аспекты. Часть философов считала, что марксизму вообще чужда какая-либо социология (Луппол, Сарабьянов, Деборин). Развиваются такие течения, как "социальный дарвинизм", "фрейдизм", "социальная рефлексология", "фитосоциология", "зоосоциология", "социология эмпириомонизма", "физиологическая социология".В 20-е годы широкое распространение получили позитивистские и натуралистические трактовки общественных явлений. Суть их заключалась в признании натурализма, то есть при изучении общества опирались на аналогичные законы природы, а социология рассматривалась, как часть естествознания, или можно говорить о биологизации общественных процессов. Одновременно с этим существовали и механистические взгляды на общественные явления. Для механистов было характерно сведение исторического закона к механически понимаемым причинности, необходимости, повторяемости, а также отрицание случайности.

2. Развитие марксистской социологии. Сформулирована и обоснована центральная категория исторического материализма - "общественно-экономическая формация". В связи с этим основной задачей научной социологии стало изучение ее возникновения, развития и функционирования по объективным общественным законам. Существовало две точки зрения: 1. Историчекий материализм является одновременно частью социологии и общей социологической теории, то есть социология-часть философии. 2. Хотя социология и основана на принципах исторического материализма, она - самостоятельная, нефилософская наука. Первая точка зрения получила более широкое распространение е годы стали наиболее творческими в развитии советской социологии: был сформулированы многие спорные идеи, проведены дискуссии. Очень значимой была дискуссия, длившаяся в течение двух лет( )в журнале "Вестник", о структуре и движущих силах развития производительных сил общества. Также в эти годы обсуждались проблемы отношения классов в переходный период и формирования новой структуры общества, причиной которых стала Октябрьская революция.

3. Становление социологических исследований. В е годы много внимания уделяется проблеме управления и организации труда. Выходит около двадцати журналов: "Хозяйство и управление", "Производство, труд и управление" и другие. Проводятся социологические исследования в области труда (ученые Гастев, Струмилин, Керженцев, Ерманский). Также проводятся социологические исследования по проблеме брака и семьи (Луначарский, Коллонтай), исследования в психологии и педагогике (Шацкий), в области социологии преступности (Куфаев, Тарновский, Змиев, Маннс), исследования в области СМИ (Марр). Итак, в е годы появляются зачатки отраслевых социологий, широкое проведение эмпирических исследований. 4. Социологическая наука в условиях тоталитарного государства е годы: социологические исследования прекращаются. Исторический материализм, политэкономия и научный коммунизм перекрыли все социальные науки. Окончательное утверждение марксизма как идеологической основы общества. Социология приходит в упадок.

с 1960-х годов до распада СССР 1. "Второе рождение социологии". Только во время хрущевской "оттепели", в конце 1950-х годов начинается новый период в развитии социологии. В это время в науке господствовали догматизм и схоластика. Социологические методы конкретного исследования общества не использовались, изучение явлений и процессов социальной жизни было запрещено. Для широкого развертывания эмпирических исследований необходимо было в первую очередь реабилитировать социологию, вернуть ее в лоно марксизма, то есть объявить, что исторический материализм это собственно социология, а саму социологию рассматривать только как проведение прикладных исследований. Это привело к тому, что сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, проводились социологические исследования, а с другой стороны, социология как наука не признавалась.

В 1960-е годы прошел ряд дискуссий, направленных на выяснение предмета социологии, на доказательство того, что социология не противоречит марксистской философии и марксистскому мировоззрению. К 1965 году уже сложилось мнение, что социология - наука о законах и движущих силах развития общества, предмет которой - исследование исторически сменяющих друг друга общественных формаций. Данная точка зрения полностью отождествляла социологию с историческим материализмом. Но данный подход не устраивал многих ученых, которые стали делать разные попытки, чтобы найти компромиссный вариант. Была предложена трехуровневая концепция социологии: общая социологическая теория как философская наука (исторический материализм) частные социологические теории (рассматривались как разделы научного коммунизма) конкретные социологические исследования выступали в качестве прикладного инструментария сбора эмпирической информации.

2. Развитие специальных социологических теорий и исследований. В эти годы проведены новые важные исследования, среди которых следует отметить исследования, посвященные проблемам крестьянства. На смену первым исследованиям, которые носили эпизодический характер, пришли целенаправленные крупномасштабные социальные и социологические исследования. В середине 1960-х годов появляется ряд работ, обобщающих итоги многих исследований: 1964 г.- выходит книга Харчева "Брак и семья в СССР", где обобщен широкий круг проведенных исследований социальных проблем брака и семьи г.- издан пятитомник произведений Струмилина г.- вышли коллективные монографии "Рабочий класс и технический прогресс" Осипова и "Человек и его работа" Здравомыслова, повлиявшие на все дальнейшие социологические исследования труда г.- издание двухтомника "Социология в СССР" под ред. Осипова. В этом труде были собраны результаты множества эмпирических исследований.

Разработкой методики и техники социологических исследований также занимались: Устинов, Деев "Опыт применения ЭВМ в социологических исследованиях", Слепенков "Методологические принципы и методика конкретно-социологических исследований", Давидюк "Введение в прикладную социологию", "Прикладная социология", Шаленко "Программа социологического исследования". Применение количественных методов в социологии рассматривается в следующих работах: Чупров "Основные проблемы теории корреляции. О статическом исследовании связи между явлениями", "Методика и техника статической обработки первичной социологической информации", Бородкин "Применение математических методов в социологии", Шляпентох "Проблемы достоверности статистической информации в социологических исследованиях". Развитию социологии семьи много внимания уделили следующие ученые: Харчев "Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования", Харчев, Голофаст "Некоторые методологические проблемы сравнительных исследований в социологии семьи", Сысенко "Устойчивость брака: Проблемы, факторы, условия", Голод "Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты". В сфере социологии личности наиболее значимыми являлись работы: Кона: "Личность как субъект общественных отношений", "Социология личности", также в этой сфере много сделали Харчев, Левада, Ольшанский. Рассмотрение проблем образование и культуры нашли свое отражение в таких работах: Шубкин "Духовный мир советского рабочего (опыт конкретно- социологического исследования), Коган "Некоторые методологические принципы планирования духовной культуры при социализме", "Молодой рабочий и культура", Куклин "Введение в социологию искусства", Гуров "Социология образования: конспект лекций".

РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ НА ДАННОМ ЭТАПЕ

В начале 90-х годов социологию начали преподавать почти во всех вузах России, а также в некоторых гимназиях, колледжах, лицеях и среднеобразовательных школах. В настоящее время социологические факультеты и отделения имеются во многих учебных заведениях. Специфика развития социологии в России повлияла на то, что в течение последних 40 лет всем отечественным социологам присваивались ученые степени кандидата и доктора философских наук. Социологическое образование. Новосибирский Государственный Университет Экономический факультет, кафедра общей социологии Социологический факультет МГУ Факультет социологии Санкт-Петербургского государственного университета Российский Государственный Гуманитарный Университет социологический факультет Государственный университет Высшая школа экономики Европейский университет в Санкт-Петербурге Центр социологического и политологического образования Института социологии РАН

С начала 90-х годов в России стали появляться новые социологические журналы и альманахи. Начали издаваться различные словари и справочники по социологии. В связи с включением социологии как обязательной учебной дисциплины в учебные планы вузов появилось множество книг по социологии с подзаголовком "Учебное пособие по курсу", "Учебник" или "Курс лекций". Профессиональные журналы: Вестник общественного мнения Мониторинг общественного мнения Социологические исследования Социологический журнал Социология:4М (Социология: методология, методы, математические модели) Журнал социологии и социальной антропологии Вестник Института социологии

В настоящее время существует множество направлений социологии, которые всё больше получают свое развитие. Математические методы в социологии Метасоциология Социология города Социология пространства Социология знания Социология коммуникаций Социология культуры Социология медицины Социология молодёжи Социология науки Социология научного знания Социология образования Социология организаций Социология политики Социология права Социология психиатрии Социология публичной сферы Социология религии Социология семьи Социология труда Социология управления Социология эмоций Экономическая социология Экосоциология Этносоциология

Заключение К настоящему времени в нашей стране сложился и признан статус социологии как самостоятельной науки, социология реабилитирована политически и идеологически, признана ее важная роль в решении социальных проблем. Крупные ученые-социологи стали привлекаться для разработки и экспертизы документов, имеющих важнейшее народнохозяйственное значение. Появился реальный шанс не только наверстать упущенное, но и преодолеть существующий сегодня разрыв в уровнях развития социологии в нашей стране и на Западе. Перед социологами поставлена задача перейти от изучения отдельных сторон жизнедеятельности общества, анализ которых не отличался глубиной и зачастую носил эпизодический характер и проводился недостаточно развитой методикой и техникой, к проведению фундаментальных и целенаправленных социологических исследований. То есть перед социологами открылись широкие возможности для творческой работы.