ТЕМА 2. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ – 1 Ч. 1. Понятие конституционного права. 2. Основы конституционного строя Республики Беларусь. 3. Гражданство.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Социально-экономические функции местных органов власти Республики Беларусь 2. Особенность доходной базы местных бюджетов 3. Налоговые доходы местных.
Advertisements

Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации 1. Понятие и значение государственного и местного бюджетов 2. Бюджетное право и его.
Источник и и виды государственных и муниципальных доходов.
Состав и виды государственных и муниципальных доходов.
Тема 6. Правовое регулирование государственных доходов 1.Понятие государственных и муниципальных доходов 2.Система государственных доходов 3.Налоговые.
День молодого избирателя «Гражданин и выборы» ВЫБОРЫ – ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МБУ «Ивангородская центральная библиотека»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА "ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО" С ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРОЙ "ДУМАЙ.ДЕЙСТВУЙ.ВЫБИРАЙ!" МБОУ СОШ 25 г.Бийск Лямкова Е.И.,учитель истории и права Матвеева.
1 ТЕМА 1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОТНОСИТЕЛЬНО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации.
ТЕМА 2. Основные избирательные системы на выборах в Российской Федерации, Свердловской области.
Самоуправление: основные понятия. 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Гражда́нство устойчивая политико-правовая связь человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.
Принципы бюджетной системы Лекция 2. 1 Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования.
«Избирательное право» Выполнила ученица 9 класса Тарасова Екатерина МБОУ «Ореховская средняя (полная) общеобразовательная школа»
Словарь молодого избирателя Основные понятия и термины избирательного права.
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО. СОДЕРЖАНИЕ 1. Понятие выборов и избирательной системы. 2.Избирательное право. 3.Избирательный процесс. 4.Избирательная система.
Апполонского Андрея по теме: «Избирательное право» Бийск
Бюджет и бюджетная система РФ Сущность бюджета Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового.
Парламентский урок «Гражданин и выборы» ВЫБОРЫ – ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Общественная молодежная палата при ГС РТ Союз молодых юристов РТ.
Транксрипт:

ТЕМА 2. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ – 1 Ч. 1. Понятие конституционного права. 2. Основы конституционного строя Республики Беларусь. 3. Гражданство Республики Беларусь. 4. Правовой статус личности в Республике Беларусь. Основные права и свободы человека и гражданина. 5. Обязанности граждан. 6. Политическая система общества. 7. Избирательная система. Референдум (народное голосование). Избирательный кодекс Республики Беларусь. 8. Президент Республики Беларусь. 9. Местное управление и самоуправление.

представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих положение человека в обществе и государстве, основы общественного строя, основы организации и деятельности системы государственных органов.

Структура: политическая сфера; экономическая сфера; социальная сфера; духовно-культурная сфера. Раздел I Конституции «Основы конституционного строя» регулирует важнейшие сферы государственной и общественной жизни.

Гражданство – правовой институт, характеризующий взаимоотношения человека с государством, под юрисдикцией которого он находится независимо от того, проживает этот человек на территории данного государства или находится вне его пределов. Закон от 1 августа 2002 г. «О гражданстве Республики Беларусь». Закон от 1 августа 2002 г. «О гражданстве Республики Беларусь» I. Приобретение гражданства Республики Беларусь по рождению;рождению; в результате приема в гражданство Республики Беларусь;приема в порядке регистрации;регистрации по иным основаниям, предусмотренным Законом и международными договорами Республики Беларусь.иным основаниям

Приобретение гражданства Республики Беларусь по рождению Ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день его рождения: Хотя бы один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь независимо от места рождения ребенка; родители ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь; родители ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства.

Прием в гражданство Республики Беларусь Основания: достижение 18 летнего возраста; обязательство соблюдать и уважать Конституцию и законы; знание одного из государственных языков; постоянное непрерывное проживание на территории Республики Беларусь на протяжении последних 7 лет; наличие законного источника получения доходов; отсутствие гражданства, либо утрата гражданства иностранного государства, либо обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлением о выходе из гражданства (отказе от гражданства) этого государства

Приобретение гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации 18-летний возраст постоянно проживающие на территории Республики Беларусь состоявшие в гражданстве бывшего СССР и не состоявшие в гражданстве Республики Беларусь, если они: родились либо постоянно проживали на территории Республики Беларусь до 12 ноября 1991 г.; являются супругами либо потомками лиц, которые родились либо постоянно проживали на территории Республики Беларусь до 12 ноября 1991; Приобретение гражданства Республики Беларусь по иным основаниям, предусмотренным Законом приобретение гражданства при усыновлении в соответствии с международными договорами Республики Беларусь

II. Прекращение гражданства Республики Беларусь вследствие: выхода из гражданства Республики Беларусь - на основании личного заявления лица, достигшего 18-летнего возраста выхода утраты гражданства Республики Беларусь.утраты поступления лица на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции … иностранного государства; по заявлению родителей в отношении ребенка, приобретшего по рождению наряду с гражданством иностранного государства гражданство Республики Беларусь. Прекращение гражданства не допускается, если гражданин Республики Беларусь: является обвиняемым, либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; имеет задолженность по налогам; не имеет гарантий приобретения иного государства.

личные права и свободы (ст.ст. 24 – 33, 50), создающие основу жизнедеятельности гражданина как человека и как личности; политические права и свободы (ст.ст. 33 – 40), определяют пределы политической деятельности граждан социально-экономические права и свободы (ст.ст. 41 – 49, 51), позволяющие гражданам активно проявлять свои творческие способности и обеспечивающие надлежащие условия для жизнедеятельности.

Основания ограничения прав и свобод: - охрана и защита государственной безопасности (ч. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах), национальной безопасности (ч. 2 ст. 8 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод); - охрана общественного порядка и общественной безопасности (ч. 3 ст. 12, 18, 19 МПГПП, ч. 2 ст. 8, 9 ЕКПЧ); - охрана и защита здоровья, морали, нравственности населения, прав и свобод других лиц, общего благосостояния (ст. 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; ст. 23 Конституции) Осуществление прав может быть приостановлено в условиях чрезвычайного или военного положения – ст. 63 Конституции.

- совокупность взаимодействующих норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Стороны, образующие политическую систему: 1) институциональная (государство, политические партии и другие организации); 2) регулятивная (право, политические нормы и традиции, нормы морали); 3) функциональная (методы политической деятельности, составляющие основу политического режима); 4) идеологическая (политическое сознание, господствующая идеология). Государство – совокупность органов, управляющих делами общества. Политические партии. содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах. Общественные организации –добровольное формирование граждан, которое они образовали на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, экономических и культурных прав.

порядок организации и проведения выборов, закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций. В Республике Беларусь установлена мажоритарная избирательная система. Мажоритарная система относительного большинства - самое большее количество голосов. Мажоритарная система абсолютного большинства - более 50% голосов. Мажоритарная система квалифицированного большинства - количество голосов, значительно превышающее половину – например, 2/3 голосов. Избирательный процесс – это регламентированный законодательством порядок организации и проведения выборов. Стадии (этапы процесса): назначение выборов; образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей; выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация; предвыборная агитация; голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование.

– это система правовых норм, регулирующих процесс организации и проведения выборов и референдумов. Основные источник и - Конституция (раздел 3), избирательный кодекс. Принципы избирательного права в РБ: 1. Всеобщее – каждый гражданин, достигший определенного установленного в законе возраста имеет право избирать и быть избранным в государственные органы независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, образования, социального происхождения и т.д. 2. Равное – все избиратели либо кандидаты находятся в равных условиях и участвуют в выборах на равных основаниях. 3. Свободное – каждый избиратель самостоятельно решает: участвовать ему в выборах или нет и за кого голосовать. 4. Тайное голосование – никто не вправе осуществлять контроль за волеизъявлением человека. Цензы: 1) Возрастной. 2) Оседлости. 3) Гражданство. 4) Рождения.

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Требования, предъявляемые к кандидату в Президенты Республики Беларусь: 1) гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, 2) обладающий избирательным правом и постоянно проживавший в Республике Беларусь не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Выборы состоялись, если в голосовании приняли участие более 1/2 граждан, включенных в список избирателей. Президент считается избранным, если за него проголосовало более ½ граждан, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, в 2 х нед. срок проводится 2 тур голосования по двум кандидатам. Избранный - получивший больше 1/2 голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Президент не может занимать другие должности, получать денежные вознаграждения приостанавливает членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели, на весь срок полномочий.

Местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения. Уровни: Областной - областные, Минский городской исполкомы Базовый - городские и районные исполкомы Первичный - поселковые, сельские исполкомы, местные администрации Местное самоуправление – форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории, для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы вопросов местного значения. 1. Советы Уровни: Областной - областные, Минский городской Советы Базовый - районные Советы Первичный - городские, поселковые, сельские Советы 2. Органы территориального общественного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление – деятельность граждан на добровольной основе по месту их жительства в целях решения вопросов местного значения непосредственно или через органы территориального общественного самоуправления.

ТЕМА 4. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ – 1 Ч. 1. Понятие финансового права. 2. Финансово-кредитная система Республики Беларусь. 3. Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь. 4. Понятие и назначение бюджета 5. Налоговый кодекс Республики Беларусь. 6. Налоги и обязательные неналоговые платежи (сборы, пошлины). 7. Государственные займы.

– отрасль права, представляющая собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства, т. е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств.

включает: бюджетную систему; банковскую систему; финансовые средства: внебюджетных фондов; предприятий; учреждений; организаций; граждан. На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.

Бюджетное устройство - организация бюджетной системы и принципы ее построения. Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов отдельных АТЕ каждого государства. Бюджетная система Республики Беларусь включает: республиканский бюджет; местные бюджеты. Принципы бюджетной системы: 1. Единство – единая законодательная база, единая форма бюджетной документации, единая бюджетная классификация, единая информационная база данных и т.д. 2. Полнота - включение в бюджеты всех налогов, других обязательных платежей и иных поступлений. 3. Реальность - финансирование расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств 4. Гласность - доведение до граждан хода обсуждения и принятия закона о бюджете, решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. 5. Самостоятельность - утверждение республиканского бюджета осуществляется законом, местных бюджетов - решениями соответствующих местных Советов депутатов, а их исполнение возлагается на Правительство и местные исполкомы

Бюджет – это схема доходов и расходов определённого объекта, устанавливаемая на определённый период времени. Структура государственного бюджета РБ: Расходная часть характеризует направление и цели бюджетных ассигнований для развития и государственного регулирования экономики ( бюджетное финансирование) Доходная часть почти на 80 % формируется за счёт налоговых поступлений, поступлений от приватизации государственной собственности и т.п. Бюджетный дефицит – превышение расходной части бюджета доходной части

часть национального дохода, обращаемая в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач и функций. Классификация государственных доходов: по территориальному признаку: - республиканские, - местные, по методам аккумуляции: - обязательные (налоги, сборы, пошлины, штрафы и т.д.), - добровольные (лотереи, займы, выпуск ценных бумаг, пожертвования), с учетом отношений собственности: - доходы государства в собственном смысле слова (налоги), - доходы, которые используются государством временно и подлежат возврату (доходы от выпуска ценных бумаг, временно свободные денежные средства граждан), в зависимости от порядка образования и использования: - децентрализованные государственные доходы – это доходы государственных предприятий и организаций, - централизованные доходы государства – это доходы бюджетов

Налог – обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты (ст. 6 Налогового кодекса). Классификация налогов. 1. в зависимости от плательщиков: - налоги с ФЛ – подоходный, - налоги с ЮЛ – НДС, - смешанные – земельный, налог на недвижимость, 2. в зависимости от формы обложения: - прямые – уплачиваемые производителем или собственником (налог на прибыль, земельный налог ), - косвенные – налоги, взимаемые в процессе расходования материальных благ, включаемые в виде надбавки к цене товаров и уплачиваемые потребителем (НДС, акциз). 3. в зависимости от характера использования: - общего назначения – все, кроме чрезвычайного, - целевые – чрезвычайный налог.

4. в зависимости от органа их устанавливающего: К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство; подоходный налог с физических лиц; налог на недвижимость; земельный налог; экологический налог; налог за добычу (изъятие) природных ресурсов; сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь; оффшорный сбор; гербовый сбор; консульский сбор; государственная пошлина; патентные пошлины; таможенные пошлины и таможенные сборы; утилизационный сбор. К местным налогам и сборам относятся: налог за владение собаками; курортный сбор; сбор с заготовителей.

Особенности неналоговых доходов: большинство неналоговых доходов имеют двусторонний характер, могут быть обязательные и добровольные. Отличие налогов от добровольных неналоговых платежей в том, что уплата налогов обязательна, а уплата неналоговых добровольных платежей основывается на волеизъявлении плательщиков основание уплаты обязательного неналогового платежа - совершение компетентными органами в пользу юридических и физических лиц определенных действий. для неналоговых платежей характерен признак целевой направленности. К неналоговым доходам относятся: 1) платежи за использование природных ресурсов и недр 2) платежи за предоставление государственными органами услуг или совершения ими юридически значимых действий 3) страховые и иные платежи, в основе которых лежат конкретные государственные программы социально-экономического характера 4) неналоговый доход от выпуска и размещения ценных бумаг и от проведения государственных лотерей, 5) доходы от приватизации государственной собственности, 6) доходы штрафного характера.

- государственный кредит Виды государственных займов. Внутренние займы могут быть представлены в форме: 1) займов, выпускаемых от лица Совета Министров в форме ценных бумаг в национальной валюте: 2) кредитов Национального банка - источником служат заемные средства населения, находящиеся во вкладах в системе сберегательных банков. 3) других долговых обязательств, гарантированных Советом Министров. Внешние займы могут быть представлены в форме: 1) кредитов в иностранной валюте, по которым в качестве заемщиков выступают Республика Беларусь или ее резиденты, а в качестве кредитодателей - иностранные государства, международные организации, а также иные нерезиденты; 2) займов, выпускаемых в форме ценных бумаг, выпускаемых от имени Республики Беларусь; 3) государственной гарантии