Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 141.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Advertisements

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Междуреченская средняя общеобразовательная школа.
формирование компетенций языковой лингвистической коммуникативной культурологической компетентность коммуникативная компетенция это способность и реальная.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
Приёмы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» как средство формирования ключевых компетенций младшего школьника Учитель начальных.
Образовательная технология развития критического мышления Комиссарова И.А. Учитель начальных классов МОУ «СОШ с.Новорепное»
Использование технологии исследовательской деятельности для активизации познавательных и творческих способностей учащихся на уроках русского языка.
«Литературное чтение, должным образом поставленное, является школой взглядов, понятий, языка: литературное чтение – почти единственный в школе предмет,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевского района «Средняя общеобразовательная школа 10»
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
РОЛЬ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Технология «Развитие критического мышления». Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. американские педагоги Дж.Стил,
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 125 с углубленным изучением математики» г. Снежинск Учитель истории и обществознания.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Проектная деятельность учащихся на уроке В педагогический процесс широко внедряются методы и приемы, формирующие у школьников навыки самостоятельного приобретения.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся Учитель русского языка и литературы: Аксенова.
Калако Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 4», педагогический стаж – 20 лет Педагогическое кредо учителя: Увидеть в ребенке лучик, чтобы.
Транксрипт:

Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 141 ул. Вождей Революции, д. 29, г. Нижний Новгород, , тел./факс (831) ,

ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА, ВЛАДЕЮЩЕГО КУЛЬТУРОЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ, ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЗАДАЧ УЧИТЕЛЯ- СЛОВЕСНИКА. Моей педагогической задачей стал поиск таких средств обучения, которые привлекли бы учащихся к процессу получения знаний, т.о., предметом моего педагогического исследования стала такая актуальная проблема, как развитие познавательных интересов учащихся, поиск средств и приёмов, которые в процессе работы на уроках литературы окажут непосредственное влияние на развитие у ребят творческих способностей, а именно навыков создания собственных письменных работ различных стилей, типов, жанров.

А КТИВНЫЕ ФОРМЫ, СРЕДСТВА, ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДЛАГАЕТ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. А ВТОРЫ – ПЕДАГОГИ Д. С ТИЛЛ, К. М ЕРЕДИТ,, Ч. Т ЕМПЛ, С. У ОЛТЕР Технология РКМ на уроках литературы развивает способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные, подкрепляющие суждения аргументы, принимать продуманные решения, критически относиться к чужим и собственным мыслям, формирует у учащихся коммуникативные компетенции, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения. Моя работы началась с использования элементов данной технологии на уроках литературы в уч. году в пятом классе и продолжается в настоящее время.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: РАЗРАБОТКА И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ, ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ НАПРАВЛЕНО НА РАЗВИТИЕ ИХ УСТНОЙ И ОСОБЕННО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. Задачи: использовать возможности технологии критического мышления, её приемы и стратегии для развития познавательной, мыслительной, творческой деятельности учащихся на уроках литературы по развитию устной и письменной речи. Один из принципов технологии, использованный мною, - отстаивание собственной точки зрения, что позволяет развить в учащихся чувство собственного достоинства, речь, логическое мышление, желание получать и совершенствовать свои знания

ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ РКМ: «ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ», «ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ», КЛАСТЕРЫ, СИНКВЕЙНЫ, «ПИСЬМО ПО КРУГУ», АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА, ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ «ПРОБУЕМ ПЕРО» В 8 «А» уже 4-й год используются элементы технологии РКМ, при этом идет постоянная работа в интерактивном режиме на особых страницах, специально созданных вместе с учащимися в сети «Дневник. РУ». Это позволяет решить важную для подростка проблему: он захотел узнать и понял, зачем это ему нужно, в процессе интерактивного общения с одноклассниками и учителем. Пример синквейна, написанного ученицей на уроке, посвященном изучению биографии М.Ю.Лермонтова: 1. Лермонтов; 2. Одинокий, свободолюбивый; 3. Страдает, ненавидит, любит; 5. Молодой гений – поэт и писатель.

Н АВЫКИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ИГРАЮТ ВАЖНЕЙШУЮ РОЛЬ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, Т. К. ПОЗВОЛЯЮТ ЗАФИКСИРОВАТЬ НЕФОРМАЛЬНЫЕ МЫСЛИ И ОБРАЗЫ, «РАЗБУДИТЬ» СОЗНАНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ. Письменная речь развивает у учащихся навыки вдумчивого чтения, т. к. они начинают «ЧИТАТЬ, КАК ПИСАТЕЛИ», а значит, понимать, как лучше сконструировать свой собственный текст. При обучении письменной речи важно показать учащимся, как получается хороший письменный текст, каждый этап этого процесса, основное значение должны иметь мысли и опыт, содержательная и композиционная сторона текста, а затем грамотность. Сочинение для многих учеников является далеко не самым любимым видом работы. Как сделать этот нелегкий детский труд приятным и помочь ученику осознать важность этой работы?

П ОСКОЛЬКУ ДАННАЯ РАБОТА С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕХНОЛОГИИ РКМ НАЧАЛАСЬ В 5 КЛАССЕ, ТО ПРИМЕНЕНИИ ЭТОЙ ТЕХНОЛОГИИ БУДЕТ РАССМОТРЕНО НА ПРИМЕРЕ ЭТОГО ВОЗРАСТА. Психологически пятиклассник постепенно обретает чувство взрослости, пытается найти свою уникальность, собственное «я», выразить себя так, чтобы его оценили. Поэтому преподавание литературы в 5 классе органично вписывается в технологию РКМ, т. к. она как раз и направлена на развитие речи учащихся, умение вести беседу, вступать в диалог и дискуссию, отстаивать свою точку зрения как в устной, так и в письменной форме.

УРОК РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ В 5 КЛАССЕ ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ « ПРИРОДА ВЕСНОЙ В ИЗОБРАЖЕНИИ РУССКИХ ПОЭТОВ ХIX-XX ВВ.» ТЕМА: «С ОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ ВЕСНОЙ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОГО ОПЫТА И ВОСПРИЯТИЯ ВЕСЕННЕЙ ПРИРОДЫ РУССКИМИ ПОЭТАМИ В ИЗУЧЕННЫХ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ »» 1. Стадия вызова. Пробуждение познавательной активности. Звучит музыка П.И.Чайковского «Апрель». -Закройте глаза и представьте, какое время года изобразил композитор? Почему? А теперь представьте, с какими радостными событиями для вас связана весна? 2. Стадия осмысления. Составление чернового варианта. А теперь сосредоточьтесь и в течение 10 мин. неотрывно описывайте всё, что вспомнили, представили, ощутили. Пишите, не останавливаясь, не исправляя пока написанное, не задумываясь над написанием слов. Если ничего пока не пришло в голову, попробуйте написать синквейн ( напоминается правило написания). А теперь прочитаем знакомые нам стихотворения русских поэтов о весне и попробуем сравнить их содержание и средства выразительности с тем, что получилось у вас. О чем ещё помогли вам вспомнить поэты? Какими тропами, красками и звуками вы сейчас можете дополнить свою работу? Есть ли в ней описание ваших собственных мыслей, ощущений, отношения к описываемому? Добавьте или поправьте всё, что считаете теперь нужным.

3. Стадия рефлексии. Публичное чтение вслух. Несколько учеников выразительно читают своё сочинение, а всем предлагается найти в тексте то, что особенно понравилось, запомнилось, заинтересовало, заставило поспорить, высказать собственное мнение. Работа над сочинениями проводится в системе, т. к. только постоянное внимание к формированию речевых навыков будет стимулировать учащихся серьезнее относиться к своей письменной речи и речи окружающих. Начинается она с 5 класса.

П СИХОЛОГИ Т. Н. К УДИНА И З.Н. Н ОВЛЯНСКАЯ ПРЕДЛОЖИЛИ ТАКУЮ СИСТЕМУ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ, КОТОРАЯ ОТВЕЧАЕТ ЗАДАЧАМ ТЕХНОЛОГИИ РКМ. А ВТОРЫ ЭТОЙ ПРОГРАММЫ, КОТОРУЮ Я ИСПОЛЬЗУЮ В СВОЕЙ ПРАКТИКЕ, ПРЕДЛАГАЮТ ОСВОИТЬ В 5 КЛАССЕ 3 ВИДА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ: РАЗВЕРНУТОЕ ЛИТЕРАТУРНО- КРИТИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ И СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА. 1 вид сочинения: ученик выступает как «Автор-художник» и пытается создать художественный образ. 2 вид: ученик как «Автор-публицист» размышляет о жизни, и в процессе этого происходит становление его мировоззрения. 3 вид: ученик как «Автор-критик» наблюдает за художественным текстом в процессе вдумчивого вычитывания текста, обсуждается герой, его характер, поступки, что определяет нравственную позицию ученика. Эта система уроков органично вписывается в учебный комплекс А.Г.Кутузова ( серия уроков «Творческая мастерская» в учебнике литературы), но, поскольку учебный план ОУ предполагает работу по УМК В.Я.Коровиной, данный подход был мною переработан с учетом программы В.Я.Коровиной)

Учащиеся, получившие навык работы с письменным текстом в 5 классе и дальше, как показывает практика, к 8 классу, где предстоит работа над «большими» сочинениями, имеют прочную основу для их написания, а также алгоритм создания письменного текста, проработанный в 5-7 классах. В 8 классе мы используем полученные навыки для написания сочинения в интерактивном режиме, когда учащиеся, прочитав развернутые ответы на проблемные вопросы своих одноклассников, пишут им свои комментарии. Это возможность поделиться своими мыслями с другими, увидеть, как воспринимается ими произведение и что получается у твоих одноклассников. Использовании в этом случае ресурсов ИКТ мне представляется целесообразным, т.к. это важный для подростков сегодня вид общения, значит, его также нужно направить на развитие познавательных интересов и интереса к предмету, заставить «работать» в качестве приёма технологии РКМ.

1 четв.:5 уч. составляют синквейн 2 четв.:8 уч. составляют синквейн 3 четв. :14 уч.. составляют синквейн Диаграмма роста речевых умений учащихся 5 «А» класса в процессе использования элементов технологии критического мышления при обучении развитию речи в уч. году Класс Учебный год Показания творческой активности (кач-во в %) на начало уч. года (творч. работы в дневнике читателя) Показания творческой активности на конец уч.года (в %) по результатам анализа качества творческих письменных работ (содержание и речевое оформление) Показания творческой активности через 4 года (предполагается) 5»А» класс %65% 7 класс %70% 8 класс %75% Динамика роста творческой активности учащихся тестируемого класса Уровень сформированныхУУД учащихся 7 классов ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, МОНИТОРИНГ.

Опыт работы показал, что использование на уроках русского языка и литературы технологии развития критического мышления на уроках литературы по развитию письменной речи учащихся даёт хорошие результаты. В результате ученик постепенно, от 5 к 8 классу, овладевает умениями строить письменное высказывание в различных жанрах, используя различные типы письменной речи, что позволяет ему избавиться от проблемы написания сочинения по литературе в старших классах и сделать для себя этот процесс не наказанием, а настоящим творчеством. Для меня как учителя стало очевидным, что данная технология развивает интерес к изучению русского языка и литературы, так как процесс обучения становится более осмысленным, при этом данная технология позволяет формировать и развивать такие ключевые компетенции учащихся, как ценностно-смысловые, общекультурные, учебно- познавательные, информационные, коммуникативные, компетенции личностного самосовершенствования.

Список использованной литературы 1. Аверин А.В. Психология детей и подростков. – СПб.: Изд-во Михайлова, – 379 с. 2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Книга 2. – Казань: Изд-во Казанского университета, – 318 с. 3. Байбородова Л.В., В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, – 108 с. 4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, – с Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы: Учеб. Для студентов пед. вузов /О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов; Под ред. О.Ю.Богдановой. М., Академия, с. 6. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, – 176 с. 7. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.: Центр «Педагогический поиск», – 144 с. 8. Голубков В. В. Теоретические основы методики литературы в средней школе // Литература в школе. – – 1. – С Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», – 284 с. 10.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы – с. 66 – Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, – 175 с. 12. Клустер Д. Что такое критическое мышление. – М.: ЦГЛ, – с. 5 – Коровина В.Я. Развитие речи учащихся 4-10 классов в процессе изучения литературы в школе. М., Мередит К.С., Стилл Д.Л., Темпл Ч. Как учатся дети: свод основ: учебное пособие для проекта ЧПКМ. – М.: Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272 с. 16. Хаяперн Д. Психология критического мышления. – СПб., – 126 с. 17.velib/shcool_ru_1. html 18. infoliolib/philol/bogdanova/1.html