Когда креатив, творчество и инновации вредны или что мы недоговариваем участникам образовательных программ по обучению предпринимательству Павел Лебедев
Романтический флер «предпринимательства» [как он часто «продается» студентам академической школой] скорее вреден, чем полезен: предприниматель – это человек, трансформирующий риск, а не хипстер из инкубатора, мечтающий попасть в акселератор
Предпринимательство vs самозанятость и МСБ Предприниматель [Масштабируемый] рост [стоимости бизнеса] основанный на инновациях [продукта, ценности, способа / бизнес-модели и т.д.] Принятие [сверх] риска и /или управление им Систематический и несистематический (!!!) Самозанятость и МСБ Поддержание текущего уровня деятельности или органический рост Создание личного и семейного дохода «Традиционный» продукт, способ / бизнес-модель Систематический риск Несистематический риск низкий
«Большая картина» этапов образовательных программ в области предпринимательства (framework) Потенциальный предприниматель Развивающийся предприниматель Достигший успеха предприниматель Формирование интереса Обучение в области стартапов Повышение квалификации / непрерывное образование Динамичная модель Адаптировано из Guzman&Linian (2005)
«Большая картина» этапов образовательных программ в области предпринимательства («правильный подход»?) Потенциальный предприниматель Развивающийся предприниматель Достигший успеха предприниматель Формирование интереса Обучение в области стартапов Повышение квалификации / непрерывное образование Динамичная модель Адаптировано из Guzman&Linian (2005)
«Большая картина» этапов образовательных программ в области предпринимательства (Европа) Потенциальный предприниматель Развивающийся предприниматель Достигший успеха предприниматель Формирование интереса Обучение в области стартапов Повышение квалификации / непрерывное образование Динамичная модель Адаптировано из Guzman&Linian (2005)
«Большая картина» этапов образовательных программ в области предпринимательства (CEE & Rus) Потенциальный предприниматель Развивающийся предприниматель Достигший успеха предприниматель Формирование интереса ?? Х САМ всех научит Обучение в области стартапов ?? Повышение квалификации / непрерывное образование ?? ? + РАЗОЧАРОВАНИЕ Динамичная модель ?? Адаптировано из Guzman&Linian (2005)
Чему НЕ учим / учим плохо Вопросы корпоративного контроля + Вопросы собственности + «Правила игры» поставщиков капитала = адекватное понимание модели рисков! = адекватное понимание предпринимательской деятельности
Что можно и нужно делать? Усилить «финансовую» составляющую в программах: – Отличное понимание финансовой отчетности, стандартов ее подготовки и показателей – Хорошее понимание корпоративных финансов и принципов value-based management – Хорошее понимание вопросов корпоративного контроля и построения корпоративных структур Разбор и анализ «худших практик» - case-based, live cases «Питчинг» сессии в реальных («квази»-реальных условиях)