Методическая секция в рамках выездного семинара координационного Совета руководителей муниципальных методических служб Горнозаводского управленческого.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация урока на 1 ступени обучения в рамках системно- деятельностного подхода Федотова А.В., методист по начальному образованию ГИМЦ г.Комсомольск-на-Амуре.
Advertisements

Деятельная модель урока в условиях реализации ФГОС.
С ИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны.
Технология системно – деятельностного подхода Теоретическое сопровождение.
Урок-это основная форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемого материала - Признаки традиционного урока: - Формирование ЗУН - Обеспечение.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА.
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем.
Педагогические требования технологичности урока ОНЗ Москва, 2008 г. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Системно – деятельностный подход – методологическая основа стандарта второго поколения.
Каждый учитель, планируя урок, задумывается… а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта.
ОСОБЕННОСТИ УРОКА общеметодологической направленности (УОМН) (урока построения системы знаний)
Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения Главным направлением в работе каждого учителя на ближайшие годы становится.
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода.
ПРИМЕНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДТЕХНОЛОГИЙ Подготовила Суворова Е.В. учитель начальных классов МОУ СОШ 2 г. Гулькевичи.
Урок с позиций системно- деятельностного подхода Урок с позиций системно- деятельностного подхода.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Климова Ирина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 9»
Транксрипт:

Методическая секция в рамках выездного семинара координационного Совета руководителей муниципальных методических служб Горнозаводского управленческого округа и прилегающих территорий Северного округа Свердловской области Автор: Татьяна Михайловна Кукушкина, зам. директора по УВР МБОУ СОШ 6 г. В. Салда

Видеофрагмент урока окружающего мира в 1 классе в ноябре

Что должно быть в деятельностном уроке? Что было? Чего не было?

В деятельностном уроке должны быть ВСЕ структурные элементы учебной деятельности. Теория учебной деятельности по Д.Б. Эльконину Потребность Операция (любая операция была действием) Действия Деятельность Задача (это цель в конкретно заданных условиях) Цель Мотив (не как, а ради чего?)

Возраст Особенности учебной деятельности Младший школьный возраст Знаменуется введением учащегося в УД, овладением всеми ее компонентами; УД имеет здесь ведущее значение Средний школьный возраст Идет становление произвольности УД, овладение ребенком ее общей структурой, осознание индивидуальных особенностей своей учебной работы, использование УД как средства организации своего взаимодействия с другими школьниками. Старший школьный возраст Характеризуется использованием УД как средства профориентации и профподготовки, овладением способами самостоятельной УД и самообразования, а также переходом от усвоения общественно выработанного опыта УД к его обогащению, т.е. творческой исследовательской познавательной деятельности

Фрагмент урока технологии в 1 классе

Александр Адамский о системе повышения квалификации педагогов: «Слушатели курсов получают новый материал, но не осваивают новый способ работы с детьми. В результате, в школах, в работе с детьми, остается старый способ обучения, основанный на принципе репродукции детьми готового знания и фронтального воздействия учителя на класс».

«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими»

Показатель Учитель, класс, предмет Итого ФЗК Англ.яз. Музыка Кол-во % 1 Создание мотивационного поля Отсутствует На этапе целеполагания Целеполагание Отсутствует Цель формулирует учитель Совместное с учащимися* 3Цели урока, этапов урока Нельзя измерить Диагностичны, измеряемы*

1 Создание мотивационного поля Отсутствует На этапе целеполагания % 2Целеполагание Отсутствует Цель формулирует учитель % Совместное с учащимися* % 3 Цели урока, этапов урока Соответствуют базовым национальным ценностям % Нельзя измерить Диагностичны, измеряемы* %

5 Моделирование способа деятельности Отсутствует Дано в готовом виде* +117 Выработано в совместной деятельности с учителем* Выработано самостоятельно* Модель представлена в виде: 1- схемы, 2-таблицы, 3 – плана, 4 –критериев, 5- правила, 6-словесного описания, 7 –рисунка, 8 – другое. 6

5 Моделирование способа деятельности Отсутствует % Дано в готовом виде % Выработано в совместной деятельности с учителем* % Выработано самостоятельно* Модель представлена в виде: 1- схемы, 2- таблицы, 3 – плана, 4 – критериев, 5-правила, 6-словесного описания, 7 –рисунка, 8 –другое

9Рефлексивность Отсутствует Эмоциональная рефлексия Содержа тельная рефлекс ия* Оценка результата Оценка деятельности Рефлексия учителя 10Контроль Отсутствует Контроль учителя Самоконтроль*

9 Рефлексивность Отсутствует % Эмоциональная рефлексия % Содер жател ьная рефлексия* Оценка результата % Оценка деятельности Рефлексия учителя %

Работа нашей секции построена на материалах проблемных семинаров по проблемному диалогу, проводимых Лауреатом Государственной премии в области образования Мельниковой Е.Л, на материалах научно-практических конференций, проводимых последователем давыдовской теории завучем школы 1 г. В. Салда Моршининой С.В., а также практические материалы методических учёб и мастер-классов, проведённых автором.

17

18

В деятельностном уроке должны быть ВСЕ структурные элементы учебной деятельности. На деятельностном уроке дети должны ощутить «нужду» в новом способе. После анализа конкретной ситуации должен быть выход на способ деятельности и моделирование этого способа деятельности. Решение конкретных задач с помощью этого способа, контроль за соблюдением способа. Оценка достижения цели (а целью должно быть – овладение новым способом). 19

Умение выйти на границу собственного знания Умения получить новые знания

Что служит источником информации для доказательства каких-либо понятий и закономерностей? Хранилища информации (подбор фактов из книг, энциклопедий, учебников, интернета, которые доказывают или опровергают гипотезу. Факты доказывать не надо). Спросить у взрослого или знающего человека, консультанта. Открыть знание самому через рассуждение, работы с версиями, в ходе исследования, эксперимента.

1. Посмотрите содержание учебного материала и решите, что будете изучать и затем рефлексировать? Т.е., что будет подвергнуто контролю и самоконтролю, оценке и самооценке. Пример: понятие треугольника, имени существительного, поделка из солёного теста, государство, ремесло, летательные аппараты. 2. Посмотрите, содержится ли в учебном материале теоретическое понятие, которое позволит выйти на СПОСОБ деятельности. У теоретического понятия есть существенные признаки, т.е. есть способ «получения» этого знания-понятия (треугольника и т.д.) 22

Содержится теоретическое понятие. Можно строить урок в деятельностном ключе. Не содержится теоретическое понятие. Есть эмпирическое понятие или житейское. Значит есть способ деятельности, можно выделить существенные признаки понятия, по ним и строить модель. Способ учебной деятельности это ответ на вопрос, КАК учиться, каким способом получать знания. СПОСОБ = ТЕОРЕТИТЧЕСКОЕ ПОЯТИЕ Оно содержит описание, основано на опыте, у каждого своё понимание этого понятия. СПОСОБ ЭМПИРИЧЕСКОЕ ПОЯТИЕ Пример: понятие треугольника, имени существительного, государство, ремесло, деятельность. Пример: поделка из солёного теста, буклет, любовь, летательные аппараты, тычинка, кошка, матрёшка. 25

Способ учебной деятельности это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания. СПОСОБ = ТЕОРЕТИТЧЕСКОЕ ПОЯТИЕ 26 Модель План Алгоритм Знаки Словесное описание Таблица Схема Критерии Правила

Изучение теоретического понятия должно идти от общего к частному. Житейское понятие развивается как бы снизу вверх, от непосредственного сталкивания с вещами, поэтому ребенок поздно приходит к возможности дать словесное определение (что подтверждается данными англ. психолога Барренса о большей трудности определения школьниками понятия брат по сравнению с более отвлеченными понятиями). Развитие научного понятия происходит сверху вниз, начинается со словесного определения, с логических операций, связанных с ним; понятие как бы прорастает внутрь.

Государство и любовь

В деятельностном уроке должны быть ВСЕ структурные элементы учебной деятельности. Теория учебной деятельности по Д.Б. Эльконину Потребность Операция (любая операция была действием) Действия Деятельность Задача (это цель в конкретно заданных условиях) Цель Мотив (не как, а ради чего?)

Когда мы говорим о том, что ученик сам ставит учебные задачи, - это означает, что конкретная учебная проблема становится для него личностно-значимой. То есть предполагается, что ребенку хочется эту проблему решать. Отсюда необходимость особого внимания к эмоциональным переживаниям детей, особенно к тем, которые имеют большое значение для познавательной деятельности. Прежде всего это касается переживания удивления, интереса, «незнания». 30

Ставим цель урока: овладеть новым способом деятельности (т.е. конкретным теоретическим понятием). Изучение теоретического понятия должно идти от общего к частному. Если в конце урока будете контролировать саму поделку из теста (красоту, качество)– это конкретно- практические действия. Они не содержат способа получения поделки, буклета. С такой целью урок не может быть выстроен в деятельностном ключе. Традиционная форма урока или проблемно-диалогический урок. НО, если мы поставим цель – оценить не поделку, буклет, а оценить СПОСОБ их изготовления по определённой технологии, значит, мы УЧИМ УЧИТЬСЯ. Наша цель на данном уроке – формирование УУД. А это уже деятельностный подход. Тогда алгоритм построения урока одинаковый. 31

Принятие учебной задачи учащимися (на данном этапе твори, мотивируй, используй разные технологии, методы, приёмы). Какое задание дать детям, чтобы они ЗАХОТЕЛИ узнать новое, ощутили «НУЖДУ» в новом способе. Анализ конкретной ситуации для получения способа деятельности. Моделирование способа деятельности (взаимосвязь существенных признаков) в виде: Изучение свойств модели в чистом виде (закрепление). Решение множества задач по данной модели. Контроль за соблюдением способа. Контроль себя – соотнесение действий со способом. Оценка достижения цели (а цель должна быть – овладеть новым способом). Оценка себя – соотнесение с целью. ГЛАВНОЕ: в уроке должны быть все компоненты учебной деятельности (мотив, цель, задачи, действия, операции, контроль и оценка) Принятие учебной задачи учащимися (на данном этапе твори, мотивируй, используй разные технологии, методы, приёмы). Анализ конкретной ситуации для получения способа деятельности. Моделирование способа деятельности (взаимосвязь существенных признаков) в виде: Изучение свойств модели в чистом виде (закрепление). Решение множества задач по данной модели. Контроль за соблюдением способа. Контроль себя – соотнесение действий со способом. Оценка достижения цели (а цель должна быть – овладеть новым способом). Оценка себя – соотнесение с целью. Примеры УУД: умение работать со статьёй, умение сравнивать, умение получать знания по плану, планировать, обобщать, умение систематизировать информацию, умение проектировать, умение работать в группе и т.д.. Готовимся к уроку

Принятие учебной задачи учащимися (на данном этапе твори, мотивируй, используй разные технологии, методы, приёмы). Какое задание дать детям, чтобы они ЗАХОТЕЛИ узнать новое, ощутили «НУЖДУ» в новом способе. Анализ конкретной ситуации для получения способа деятельности. Моделирование способа деятельности (взаимосвязь существенных признаков) в виде: Изучение свойств модели в чистом виде (закрепление). Решение множества задач по данной модели. Контроль за соблюдением способа. Контроль себя – соотнесение действий со способом. Оценка достижения цели (а цель должна быть – овладеть новым способом). Оценка себя – соотнесение с целью. 33

Кто ставит учебную цель на уроке ? ученики с помощью учителя Кто предлагает средства для достижения цели ? ученики с помощью учителя 34

Во-первых, некоторые знания у приходящих в школу детей все же есть Во-вторых, речь не идет о том, что ученики начальной школы должны абсолютно самостоятельно ставить новые учебные задачи. Предполагается, что младшие школьники могут ставить учебные цели в совместной деятельности, в коммуникации друг с другом и с педагогом. 35

В реализации деятельностного подхода самое главное - это следование базовым принципам, а конкретные методические ходы и приемы могут быть самые разные, в том числе из разных педагогических систем.

а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, в том числе групповая работа, где дети совместно открывают новое знание активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. 37

Коллективная мыследеятельность, диалог, дискуссия, деловое общение детей. Допустимым является только проблемное изложение знаний, когда учитель идёт к школьникам не с готовым знанием, а с вопросом. На первом этапе обучения основным является метод учебных задач, на втором проблемное обучение.

Принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи. Преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта. Моделирование выделенного отношения для изучения его свойств в предметной, графической и буквенной формах. Преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде». Построение системы частных задач, решаемых общим способом. Контроль за выполнением предыдущих действий. Оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

Моделирование способа деятельности Модель План Алгоритм Знаки Словесное описание Таблица Схема Критерии Правила

Сотрудничество + моделирование способа – вот ключевые моменты введения нового знания Пример: катание с горки аквапарка. Скатился – ушёл глубоко в воду – испугался, чуть не захлебнулся. Больше не полез. Другие пытаются понять, как это работает? Пример: загнать шарик в лунку. Одни лупят по кнопкам, другие пытаются понять, как это работает?

Модель рабочей программы Модель публичного выступления Модель поведения на перемене Модель работы в группе Модель – алгоритм завязывания шнурков Модель начала урока (встал около парты, сел по разрешению учителя и пр.) Модель пользования телефоном в школе

1. Самоопределение к деятельности (оргмомент.) 2. Актуализация знаний. 3. Постановка учебной проблемы. 4. Поиск решения учебной проблемы. «Открытие нового знания». 5. Первичное закрепление. 6. Включение нового знания в систему знаний и повторение. 7. Рефлексия деятельности (итог урока). В своей книги Е.Л. Мельникова «Проблемный урок или Как открывать знания с учениками» дает 4 этапа процесса творческой деятельности: постановка учебной проблемы; поиск решения; выражение решения; реализация продукта. 43

Принятие задачи В какой момент вышли на способ деятельности: Анализ конкретной ситуации для явления способа Моделирование способа Решение конкретных задач с помощью этого способа. Здесь же контроль за соблюдением способа Оценка достижения цели (цель должна быть – овладеть новым способом) 44 Может ли деят подход на уроке изучения нового?

Сумей промолчать в нужный момент! Пусть дети сами поставят задачу, откроют знания. Чуть-чуть только сопровождай их!

1. Мотивирование к учебной деятельности. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 3. Выявление места и причины затруднения. 4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). 5. Реализация построенного проекта. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8. Включение в систему знаний и повторение. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). 46

Тема : «Матрёшка – душа России». 1. Актуализация знаний. Всё ли знаем про матрёшку? Вопрос один, а версий несколько. – Какой у вас возник вопрос? С чего логичнее начать изучение темы про матрёшку? 2. Составление плана. 1) Что такое матрёшка? 2) Из истории создания. 3) Центры по изготовлению матрешек. 4) Этапы росписи матрёшек. 5)Авторские миниатюры. 47

3. Работа по плану. Подбор фактов, которые доказывают или опровергают гипотезы (работа в парах и другие методы). 4. Составление схемы росписи матрёшки или таблицы. 5. Первичное закрепление. 6. Рефлексия (Синквейн) Дети создали модель изучения народных промыслов на других уроках. Овладели способом учения (УУД).После применения его на нескольких уроках можно дать оценку, работает он или нет. 48

Так был ли способ? Если – да, ты – молодец! Была ли актуализация наличного теоретико-познавательного опыта детей? Определена ли конечная учебная цель-мотив? Кто поставил учебную цель и определил средства для её достижения? (Дети совместно с учителем). Мы открыли новое знание вместе с детьми или я сама всё красиво, наглядно, доступно рассказала детям? Или дети сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях? Использовались ли задания, которые порождают разные точки зрения? Действия детей направлены на овладение новым способом деятельности или на тренировочные упражнения? Вышли нет на способ деятельности? Было ли моделирование способа деятельности в виде таблицы, схемы, опорного сигнала, критериев, плана, словесного описания, знаков, алгоритмов, правил и пр.. Осуществлялся ли самоконтроль за выполнением действий? Была ли самооценка усвоения общего способа как результата решения данной конкретной ситуации?

Технология – совокупность приёмов и методов, которые гарантированно приводят к определённому результату. У технологии строго запланированный результат. Яркий пример: проектная технология.

Мотивируем детей. Ставим цель как задачу. Анализируем ситуацию, что нам надо для этого (ресурсы), кого пригласить, куда сходить… Составляем план – это модель способа действий. Выполняем конкретные действия, соотносим их с планом. Получаем результат – соотносим с целью деятельности. Рефлексия по достижению цели. 51

Главное в деятельностном подходе – формирование субъектной позиции школьника. Это – открытие знаний вместе с учениками. Если ребёнок ХОЧЕТ учиться – значит, он в ДЕЯТЕЛЬНОСТИ! Нет мотива – нет деятельности. 52

1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – 4. – С Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, Методическое пособие «Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами УМК «Перспектива» ( в помощь учителю). 5. Мельникова Е.А. Проблемный урок в начальной школе, или Как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. – М., АПКи ПРО. 6. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г. 7. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе Список литературы

54