Создание метапредметной среды школы Педсовет 9 ноября 2015 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Метапредметный подход как условие реализации новых стандартов Метапредметный подход как условие реализации новых стандартов Л.Н.Калинкина, педагог-психолог.
Advertisements

Метапредметный подход в организации современного урока Рябова Ж.А., методист отдела образования администрации МО «Чойский район»
Ф ОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Круглый стол РМО учителей истории и обществознания г МБОУ СОШ 5.
Хвоинская В.А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут Способы достижения метапредметных результатов. Хвоинская В.А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут 1.
Мыследеятельностная педагогика Мыследеятельностная педагогика является продолжением теории развивающего обучения В.В. Давыдова.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Презентация к уроку на тему: Что такое метапредмет?
Приемы и виды деятельности по формированию универсальных учебных действий, связанных с аналитическим чтением текста Астафьева Лариса Юрьевна, заместитель.
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер Системно – деятельностный подход в образовании Я слышу, и я забываю, Я вижу, и.
Ц С 1 сентября 2014 года наше образовательное учреждение перешло на новый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Метапредметность.. Мета – над, общее, интегрирующее.. МЕТА... (от греч. meta между, после, через), часть сложных слов, означающая промежуточность, следование.
Роль психологической службы в реализации стандартов нового поколения Связь универсальных учебных действий с учебными предметами 9 февраля 2011 г.
Лысова Галина Георгиевна, Заслуженный учитель РФ, учитель химии АНО «Частная школа «Премьер», Предметная интеграция как ресурс формирования.
Понятие метапредметности в современной педагогике, его структура и содержание Будапешт,2011.
Материалы к стандартам второго поколения. Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. Плутарх.
Разработка метапредметного урока по естественно-научным дисциплинам в условиях перехода на ФГОС основной школы.
Профильное обучение в современной школе: инновационные практики О.Б. Даутова, д.п.н., доцент 6 ноября 2015 г
Особенности деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Егорова О.А. – учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия 1 г.Майского»
Проектирование уроков развивающего обучения в свете достижения метапредметных результатов образования. Проектирование уроков развивающего обучения в свете.
Транксрипт:

Создание метапредметной среды школы Педсовет 9 ноября 2015 г.

Цель педсовета – организовать взаимодействие педагогов по формированию метапредметных результатов. Рассматриваемые вопросы: 1. Метапредметные результаты как интеграция усилий педагогического коллектива школы. (Углицких НЯ, зам. директора по НМР) 2. Координация деятельности педагогов по формированию метапредметных результатов. (Углицких НЯ; Романова ЕП, преподаватель междисциплинарного курса ) 3. Технология построения учебных занятий для обеспечения системно-деятельностного подхода и формирования метапредметных результатов. ( Осипова ГГ, зам. директора по УВР НОО; Циранова ТИ, учитель нач. классов)

Метапредметные результаты как интеграция усилий педагогического коллектива школы 9 ноября 2015 г. Углицких НЯ, заместитель директора по НМР

Что такое учебный метапредмет, метапредметное содержание, мета деятельность, метазнания ? Как обеспечить принцип метапредметности в школе? Как реализовать метапредметный подход в обучении школьников? Как объединить усилия педагогов по достижению метапредметных результатов?

Ключевые понятия темы

"Мета "– («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее, универсальное Метапредметные знания Знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним (см. философия, методология). Метапредметные умения присвоенные мета способы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки

Метапредметы Уровни интеграции Высший - Человек – Природа –Общест во (Взаимосвязь человека с окружающим миром) Межпредметный («Знание», «Знак», «Проблема», «Задача») Внутрипредметный « Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи. Я.А.Коменский

Метапредметные темы в рамках предметных курсов « Пространство и время», «Мир как система систем», «Порядок и хаос» «Гармония» «Знание - незнание», «Модель - способ - рисунок» Образ", "Идея", "Закономерность", "Задача", "Знак", "Опыт", "Конструкция» и т.д. Метапредметные задания Метапредметные темы

Надпредметные программы и курсы (программы внеурочной деятельности, междисциплинарные курсы, элективные курсы и т.п.) Книга (обучение эффективному чтению и выбору книг) Грамотный покупатель Дом (как использовать школьные знания в домашних делах) Инструкция (как научиться читать инструкции, пользоваться ими и самому составлять инструкции) Как стать успешным Культура мышления Культура познания Смысловое чтение и работа с текстом Основы проектной деятельности Исследование и т.д.

Возможности метапредметной деятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий : Развивающее обучение Эльконина-Давыдова; Мыследеятельностная педагогика Ю.В.Громыко; Коммуникативная дидактика; Эвристическое обучение; Логико-смысловое моделирование Личностно-ориентированное обучение; Школа М. Щетинина и др.

Метапредметные технологии обучения и воспитания ТРКМ Технология ПДО Технология ПЧ Технология проектного обучения Исследовательская деятельность ИКТ-технологии. Технология личностного развития ТРИЗ

Возможности метапредметной деятельности Проектная деятельность Исследовательская деятельность Внеурочная деятельность Социально-трудовая

Метадеятельность – универсальная деятельность, которая выходит за рамки любого предмета и рамки школы Мета деятельность Проектировочная Исследовательская Социально-трудовая Прогнозирующая Моделирующая Сценирующая Конструирующая Игровая, ролевая В ФГОС метапредметные результаты определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках ОП, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях»

Метадеятельность охватывает все образовательное пространство школы Мета предметная среда школы Проектная и исследовательская деятельность Междисциплинарные курсы Элективные курсы Воспитательное пространство школы Школьное самоуправление Предметы учебного плана Внеурочная деятельность охватывает урочную и внеурочную деятельность, воспитательный процесс, внешкольную деятельность

Метапредметные результаты Объединение усилий всего педагогического коллектива школы

Как обеспечить в школе интеграцию учебных предметов? Как организовать взаимодействие учителей-предметников по формированию метапредметных УУД?

Метапредметный подход Ответ на эти вопросы требует скоординированной метапредметной работы и введения метапредметной составляющей в преподавание учебных предметов.

XXI век - век рефлексивных форм знания. Это время, когда мало быть погруженным в «свой» предмет, необходимо знать особенности его устройства, прорывные зоны развития и методы конфигурирования с другими типами знаний. Любой педагог-предметник должен быть еще хотя бы немножко поли предметником, мета предметником.

Метапредметный подход Предметный уровень Передача учащемуся предметного содержание Передача учащемуся обобщенного способа работы Метапредметный уровень Метапредметный подход позволяет уйти от предметной специализации, но не предполагает отказ от предметной формы, напротив, предполагает развитие ее на рефлексивных основаниях.

Основная задача педагога в условиях ФГОС– инициировать действия учеников Как учить? обновление средств и способов обучения Ради чего учить?ценности образования Чему учить?обновление содержания Вектор смещения акцентов нового стандарта « Великая цель образования – не знания, а деятельность». Герберт Спенсер

Как учить? Эффективность учебно-воспитательной деятельности учителя Словесные 10% - 20% (слышит) Наглядные 50% (видит) Практические 90 % (делает сам) Э ффективность учебно-познавательной деятельности учащихся « Я слышу – и я забываю, Я вижу – и я помню, Я делаю – и я понимаю». Конфуций

ФГОС: главный результат - УУД Метапредметные: - Познавательные - Коммуникативные - Регулятивные Предметные Личностные

Сформировать УУД - значит

Как сформировать УУД Комплект заданий по формированию метапредметных УУД Образцы выполнения заданий Алгоритмы способов деятельности Система формирования метапредметных результатов

Координация деятельности педагогов Междисциплинар ные курсы Учебные предметы Координация деятельности педагогов по формированию метапредметных УУД

Междисциплинарный курс « Развитие познавательных способностей» 5-6 класс График формирования УУД Сроки Формируемые УУД 5 класс Формируемые УУД 6 класс Предметы Сентябрь- октябрь Выделение существенных признаков понятий (общих и частных) Выделение существенных признаков Классификация Сравнение Ноябрь Декабрь Сравнение Установление причинно- следственных Установление логических связей Установление закономерностей Установление причинно- следственных Построение логических рассуждений «чтение» графиков. диаграмм История Обществознание География. Биология Химия Физика Русский язык Математика Январь-февраль Классификация, сравнение Классификация, сравнение История Обществознание География. Биология Химия Физика Русский язык Математика Март-апрель Установление закономерностей Решение творческих задач Май Установление логических связей Решение проблемных ситуаций

Междисциплинарный курс « Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» Сроки Стратегии 5 кл ПредметыСтратегии 6 кл Предметы Октябрь – Ноябрь Мозговой штурм Глоссарий Ориентиры предвосхищения Батарея вопросов Литература\ Рус. Язык, Англ. Язык История, Обществознание Естественные наук География Математика Вопросы после текста Литература\ Рус. Язык, Англ. Язык История, Обществозн Естественные наук География Математика Декабрь Чтение в кружок Чтение про себя с вопросами Литература\ Рус. Язык Англ. Язык История Обществознание Биология, химия География Тайм-аут Проверочный лист Творческий пересказ ( литература) Литература\ Рус. Язык, Англ. Яз История, Общест. Естественные наук География Математика Январь- февраль Чтение с остановками Литература, Рус. Язык Англ. Язык, История Обществознание Биология, химия География Экскурсия по тексту Список тем книги ( литература ) Цитаты ( литература) Литература\ Рус. Язык, Англ. Яз История, Общест. Естественные наук География Математика Март Чтение с пометами Те же Цитаты (литература) Апрель Отношения между вопросом и ответом Синквейн Литература\ Рус. Язык, Англ. Язык История, Обществознание Естественные наук География Математика Загадки Следуем за персонажем книги (литература) Литература\ Рус. Язык, Англ. Яз История, Общест. Естественные наук География Математик а Май Вопросы после текста Те же Доклад и отзыв Те же

Решение педсовета 1. Учителям-предметникам: обеспечить систематическое формирование метапредметных УУД в преподавании предмета; подготовить комплект заданий по формированию познавательных УУД; осуществлять обучение способам деятельности на основе алгоритмов. 2. Скоординировать деятельность учителей- предметников и педагогов междисциплинарных курсов по формированию метапредметных УУД. Утвердить график взаимодействия педагогов по формированию метапредметных УУД в 5-6 классах. 3. Провести обучающие семинары для педагогов по применению в ОП стратегий смыслового чтения и работы с текстом. 4. Провести семинар «Технология построения проектных уроков и учебных занятий для обеспечения системно-деятельностного подхода и формирования метапредметных умений»