Теоретические основы права и государства Сущность права. Понятие норм права, их структура и виды. Система права. Источники права Республики Беларусь. Действие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государство Признаки государства Публичная власть Административно- территориальная организация населения Государственный суверенитет Сбор налогов и пошлин.
Advertisements

Выполнила студентка 2-го курса, гр. ПВ-163, Сергеева Анна.
Понятие государства совокупность институтов публичной власти, механизм реализации политической власти особая форма политической власти, обладающая суверенитетом.
Административно-правовые нормы
Тема: Формы (источники) права Основные понятия: 1.Делопроизводство – отрасль деятельности, обеспечивающая документирование, организацию работы с официальными.
Административно-правовые нормы Лекция 3. План 1. Понятие и характеристика административно-правовых норм 2. Особенности структуры административно-правовых.
Выполнила: ученица 11 класса Бойко Эмма. Проверил: Дорошенко И.С.
1 Лекция 1 Основы теории государства и права д.м.н., профессор К.А. Виноградов Кафедра медицинской кибернетики.
Право в системе социальных норм.. Право Система норм установленных государством закрепляющих общественный и государственный строй охраняемых государством.
СИСТЕМА ПРАВА. Система права Отрасль права Подотрасль права Институт права Нормы права.
Система права. Система права (внутренняя структура права) Норма права Институты права Подотрасли права Отрасли права Совокупность правовых норм, регулирующих.
{ Аюпова Ф.Ф.. - это внутренняя структура права, которая представляет собой совокупность норм, институтов, подотраслей и отраслей права, объединяемых.
Коробова Е.В. Государство и политическая власть. Коробова Е.В. 1.1.Понятие, признаки и функции государства Государство – это единая политическая организация.
Нормы ПРАВА Нормы ПРАВА Источники ПРАВА Источники ПРАВА Нормативные акты, Законы Нормативные акты, Законы Правовое обеспечение ИД.
§ 9. Источники права Источники права - это официально закрепленные формы внешнего выражения содержания права.
Тема 7. Нормы права. Вопросы 1.Понятие и признаки нормы права. 2.Классификация норм права. 3.Структура нормы права.
Сущность права Право – система общеобязательных норм(правил) поведения, установленных или санкционированных Государством и обеспеченных его принудительной.
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ.
Урок 1,2. Тема: «Роль права в жизни человека, общества и государства». Домой: §29 + записи в тетрадях.
Чупров Л.А. МОУ СОШ 3 с. Камень_Рыболов Ханкайского района Приморского края.
Транксрипт:

Теоретические основы права и государства Сущность права. Понятие норм права, их структура и виды. Система права. Источники права Республики Беларусь. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Правонарушение и юридическая ответственность. Сущность государства. Понятие и основные признаки государства. Форма государства.

в ст. 1 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»: «Право – система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений». Понятие и сущность права

Норма права – это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения с целью их упорядочения. Основания классификации. в зависимости от принадлежности к той или иной отрасли права: гражданско-правовые нормы, административно-правовые, нормы трудового права и т.д. в зависимости от функций права: регулятивные и охранительные. по характеру изложения в НПА: управомочивающие (ч ст. 31 УИК ), обязывающие (ч. 3 ст.44 УИК) и запрещающие (ч. 4 ст.31 УИК )нормы. по времени действия различают общие нормы и временные по степени свободы воли адресатов бывают императивные и диспозитивные нормы. Понятие нормы права. Классификация юридических норм.

Элементы нормы права: Гипотеза – указывает на условия ее действия. Диспозиция – раскрывает содержание юридически значимого поведения субъекта права. Санкция – структурная часть нормы права, указывающая на возможные меры воздействия на нарушителя данной нормы. Способы изложения норм права в нормативно-правовых актах: Прямой - все элементы юридической нормы воспроизводятся в статье непосредственно, и в очевидной взаимосвязи друг с другом; Отсылочный - когда в статье один из элементов юридической нормы указывается путем отсылки к другой, конкретной, как правило, родственной статье этого же нормативно-правового акта (ч. 2 ст. 63 Конституции, ч.1 ст. 53 УИК); Бланкетный - когда статья указывает на элемент нормы права путем отсылки не к конкретной статье или законоположению, а к другому порядку правового регулирования (ст.ст. 317, 320 УК) Строение нормы права

это его деление на отрасли по основным видам общественных отношений, регулируемых нормами права частное и публичное Материальные отрасли - конституционное, административное, уголовное, трудовое, семейное и другие - определяют права и обязанности субъектов. Процессуальные отрасли - уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное - устанавливают порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел. Система права

Правовой обычай судебный прецедент нормативно-правовой договор нормативно-правовой акт юридическая доктрина Источники права

официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума, с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение (ст. 1 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»). Нормативный правовой акт

Конституция Республики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений; Решение референдума; Программный закон; Кодекс Республики Беларусь; Закон Республики Беларусь; Декрет Президента Республики Беларусь; Указ Президента Республики Беларусь; Постановления палат Парламента; Постановление Совета Министров Республики Беларусь; Акты Конституционного Суда Республики Беларусь; Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь; Регламент; Инструкция; Правила; Устав; Приказ; Решения органов местного управления и самоуправления; Виды нормативных правовых актов – ст. 2 Закона О НПА

НПА распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Исключения: иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных силах Беларуси); иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по белорусскому законодательству; некоторые нормативно-правовые акты распространяют свое действие и на тех граждан Беларуси, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс). Действие нормативных правовых актов по кругу лиц

Действие НПА начинается с момента вступления его в силу, а прекращается с момента утраты им юридической силы. Нормативно-правовые акты могут вступать в силу: с момента принятия; со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие; по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования. Утрата юридической силы происходит вследствие: истечения срока, заранее установленного в самом акте; прямой официальной отмены действующего НПА; замены одного НПА другим актом, устанавливающим новые правила регулирования той же социальной сферы. Закон обратной силы не имеет Действие нормативных правовых актов во времени

НПА могут действовать следующим образом: распространяться на всю территорию государства; действовать лишь на какой-то, точно определенной части страны; предназначаться для действия за пределами государства. Действие НПА в пространстве

– это виновное (1), противоправное (2), общественно опасное (3) деяние (4), совершенное деликтоспособным лицом (5), влекущее юридическую ответственность (6). Правонарушение

это мера государственного принуждения за совершенное правонарушение, связанная с претерпеванием виновным лицом лишений личного или имущественного характера. это обязанность субъекта претерпевать неблагоприятные для себя последствия совершенного правонарушения. это способность субъекта отдавать отчет за свое противоправное поведение и претерпевать меры принудительного воздействия. Виды юридической ответственности: 1. Уголовно-правовая ответственность 2. Административная ответственность. 3. Гражданская ответственность 4. Материальная ответственность 5. Дисциплинарная ответственность Юридическая ответственность

Государство - политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность. Признаки государства: 1) наличие публичной власти; 2) территориальная организация населения; 3) государственный суверенитет; 4) легитимность власти; 5) налоги и займы как средства материального, обеспечения деятельности государства; 6) наличие специального аппарата управления обществом; 7) организация жизни на правовых началах; 8) наличие государственной символики; армии; 9) государственный язык для общения на территории того или иного государства. Понятие и сущность государства

- совокупность внешних признаков государства, обусловленная его типологией. Любое государство можно охарактеризовать с позиции трех форм: формы правления представляет собой способ организации верховной власти государства (монархические и республиканские формы), формы государственного устройства характеризует способ организации территории, разделения власти между государством и его составными частями (унитарное государственное устройство и федеративное государственное устройство), формы государственного политического режима представляет собой совокупность средств, методов, приемов осуществления государственной власти (демократические и антидемократические режимы). Форма государства

Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного человека - монарха Виды: 1. Абсолютная монархия: верховная власть принадлежит одному лицу отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха. 2. Ограниченная монархия: Конституционная монархия - наличие представительного органа, которым ограничена власть монарха. Монарх же не вправе изменить конституцию. Парламентская монархия - правительство формируется из представителей определенных партий, получивших большинство на выборах в парламент; в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует; законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Дуалистическая монархия - юридически и фактически государственная власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. формы правления

Во главе – избираемый президент Президентская республика – президент обладает значительными полномочиями и является одновременно главой государства и главой правительства пост премьер-министра отсутствует, правительство формируется внепарламентским путем жесткое разделение властей Парламентарная республика формирование правительства происходит на парламентской основе, и оно ответственно перед ним глава государства выполняет представительские функции правительство занимает основное место в государственном механизме и осуществляет управление страной формы правления

Унитарное государство - это единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не имеющие политической самостоятельности. единая конституция и единая правовая система; единая система высших органов государствен­ной власти и управления; единое гражданство; единая судебная система и осуществление правосудия на базе единых норм права; деление территории на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью; подчинение местных органов государственной власти центральным органам государственной власти Федеративные государства: территория состоит из территорий субъектов субъекты федерации не обладают суверенитетом субъекты наделяются учредительной властью в вопросе принятия Конституции. субъекты и наделяются правом принимать собственные законы; правовые акты субъектов действуют только на территории субъекта субъекты, как правило, имеют собственную правовую и судебную системы каждый гражданин субъекта является одновременно и гражданином федерации Форма государственного устройства