Об организации системы профилактики суицидального поведения обучающихся в образовательных организациях Иркутской области. Проблемы и ошибки Галстян Маргарита.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Министерство образования Иркутской области ГБОУ «Центр профилактики, реабилитации и коррекции» Организация профилактики детских суицидов в образовательной.
Advertisements

Психологическое сопровождение образовательного процесса МОУ Детский сад 382.
Комплексная модель взаимодействия педагогического коллектива, учащихся, родителей МКОУ СОШ 4 и общественности по сохранению психологического здоровья обучающихся.
Подготовили: социальные педагоги Шевченко Н.В., Хрипунова К.Ю., Социально-педагогическая служба сопровождения в МОУ «Средняя общеобразовательная школа.
Психологическое сопровождение образовательного процесса.
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ Фурсова Наталья Анатольевна. ИЗМЕНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ИЗМЕНЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ ИЗМЕНЕНИЕ ХАРАКТЕРА ПИТАНИЯ НЕСФОРМИРОВАН- НОСТЬ НАВЫКОВ.
Осуществление взаимодействия педагогических работников общеобразовательных учреждений и инспекторов по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел.
Осуществление взаимодействия педагогических работников общеобразовательных учреждений и инспекторов по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел.
- Выявление детей с ОВЗ и детей – инвалидов, нуждающихся в психолого – педагогической помощи; - Взаимодействие со специалистами районных ДОУ, СОШ, детским.
«Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие.… Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет.
Психологическое сопровождение образовательного процесса Педагог-психолог 1 кв.категории Маркина Н.В.
Деятельность Психологического Центра МПК НовГУ Великий Новгород 2009.
Общие положения 1.1. Социально-психологическая служба (далее СПС) – является структурным подразделением школы; СПС в своей работе руководствуется: конституцией.
МОУ СОШ 5 г. Искитима Новосибирской области Роль школьной психологической службы в деле привлечения в школу детей, уклоняющихся от учебы.
Marketing AGENCY Государственное бюджетное учреждение города Москвы центр социальной помощи семье и детям «Печатники» Программа выявления педагогической.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Организация сопровождения в образовательных учреждениях.
Пути и способы организации профилактической антинаркотической работы в образовательных учреждениях МОУ Калиновская СОШ Заместитель директора по ВР Питькова.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей 59 г.Сочи Общешкольное родительское собрание Закон 1539 в действии! Подводим итоги.
Алгоритм социально-психологического сопровождения учащихся «группы риска» «ШАНС» Разработчик: Педагог-психолог МБОУ СОШ 44 Шматова С.А.
Транксрипт:

Об организации системы профилактики суицидального поведения обучающихся в образовательных организациях Иркутской области. Проблемы и ошибки Галстян Маргарита Николаевна

Исторический опыт Профессиональный и организационный ресурс Сфера социального влияния Комплексное, системное воздействия на все субъекты образования Информированность Активный участник межведомственного взаимодействия Правовая ответственность

За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые! Профилактики суицидального поведения в чистом виде не бывает. Профилактика – это комплексный, многоуровневый, многогранный и очень важный процесс, охватывающий все субъекты образования. Даже сформированная и устойчивая воспитательная система не может функционировать без четко организованной, системной, планомерной профилактической работы. Решить задачи профилактики без подготовленных профессиональных кадров невозможно.

Проблемы не лежат на поверхности. Провести анализ планов воспитательной работы школы, классных руководителей, социального педагога и педагога-психолога на соответствие профилактическим задачам, сформулированным по результатам мониторинга психо-эмоционального состояния обучающихся. При необходимости внести корректировки. Внести дополнения в должностные инструкции заместителя директора по воспитательной работе, классных руководителей, социального педагога и педагога-психолога в части организации профилактической работы с обучающимися.

Суицидальное поведение заразно. Проводить комплекс профилактических мероприятий только силами педагогов без взаимодействия с родителями не эффективно. Возлагать всю ответственность за профилактику детских суицидов только на педагогов – крайне опасно. Необходимо четко разделить ответственность между образовательной организацией и родителями (законными представителями). Профилактика детских суицидов должна осуществляться в тесном взаимодействии с органами опеки и попечительства и полиции. Координатором такого взаимодействия должна стать КДНиЗП, либо специально созданный штаб (районный, муниципальный).

Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека. Говорить о самоубийстве с детьми необходимо очень осторожно и только профессионалам. Важно ежегодно проводить исследования межличностных отношений в образовательной организации и включать в перспективный план воспитательной работы школы мероприятия, направленные на улучшение психологического микроклимата и нормализацию (оптимизацию) межличностных отношений.

Второй по значимости (после нарушения детско- родительских отношений) причиной суицидов среди подростков являются нарушения межличностных отношений в школе. ВАЖНО: Формирование классных (детских) коллективов, нормализация стиля общения педагогов с обучающимися (воспитанниками), оптимизация учебной деятельности обучающихся, вовлечение детей в социально-значимые виды деятельности, организация детского самоуправления, формирование установок на самореализацию в социально- одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).

вселять у детей уверенность в свои силы и возможности; внушать им оптимизм и надежду; проявлять сочувствие и понимание; осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками; поддерживать не только отличников и медалистов. Искоренять формализм, невежество и равнодушие!

Наличие в школьных коллективах детей-изгоев – признак нездоровых межличностных отношений и отсутствия воспитательной системы! Еще более ужасными являются некоторые факты нарушения межличностных отношений между педагогами и обучающимися (воспитанниками), особенно с применением насилия со стороны взрослых.

Субъекты профилактики: педагоги дети родители Уровни профилактики: Общий, Первичный, Вторичный, Третичный

Зада чи повышение групповой сплоченности детских и педагогического коллективов, оптимизация психологического климата и межличностных взаимоотношений в школе. Меро прият ия диагностика ученических и педагогического коллективов с целью уточнения особенностей социально-психологического климата; тренинги сплочения и коммуникативной компетентности в детских коллективах; групповые занятия по профилактике эмоционального выгорания для педагогов; другие мероприятия для оптимизации психологического климата (акции, большие психологические игры, конкурсы и пр.) Прим еры цикл классных часов (занятий) на тему «Жизнь прекрасна!», акции и флэш-мобы «Мы голосуем за жизнь!», «Улыбка», «Жизнь замечательных людей», посвященных жизненным ценностям, диспуты на снижение агрессии «От противостояния – к пониманию», «Мы люди – мы разные», «Ящик доверия», акция «Если тебе плохо – позвони!»

Изучение особенностей социально-психологического статуса и адаптации учащихся с целью своевременной профилактики и эффективного решения возникших трудностей. Участие в создании системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп (система волонтеров, медиаторов по разрешению конфликтов, педагогическая поддержка, психологическое консультирование и др.). Участие в разработке и проведении общешкольных и классных мероприятий, целью которых будет содействие формированию позитивного образа Я, уникальной и неповторимой личности, коммуникативной компетентности, ценностного отношения к жизни и др. Участие в разработке и проведении родительских собраний и педагогических советов по нормализации детско-взрослых отношений.

Изучение межличностных отношений в образовательной организации, проведение ряда мероприятий по профилактике конфликтов. Подготовка и участие в проведении социально- психолого-педагогических консилиумов в образовательной организации по результатам выявленных проблем, разработка и контроль исполнения индивидуальных планов (программ) сопровождения всеми участниками консилиума. Своевременная корректировка индивидуальных планов (программ) сопровождения обучающихся «группы риска» и их семей по результатом диагностических исследований, бесед, наблюдений.

Особен ность осуществляется в отношении детей и подростков группы риска, имеющих в наличии три и более факторов суицидального риска. Мероприя тия комплекс мероприятий, содействующих повышению компетентности педагогов и родителей в области распознавания маркеров суицидального риска, а также оказать поддержку детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Примеры Практико-ориентированные семинары, родительские собрания по профилактике детских суицидов, тренинги родительской компетентности, диагностика суицидального риска, депрессии и уровня тревожности, индивидуальная психокоррекционная работа по снятию тревожности и т.д.

На основании анализа наблюдений, текущей диагностики, жалоб учителей, запросов родителей выделить подростков «группы риска», имеющих комплекс суицидальных факторов. Провести дополнительную диагностику, позволяющую оценить патохарактерологические особенности, уровень тревожности и агрессивности, степень дезадаптации, степень риска по суициду. Провести анализ диагностических данных с выходом на рекомендации. Подготовка и участие в проведении внеплановых (экстренных) социально-психолого-педагогических консилиумов в образовательной организации по результатам диагностических исследований, разработка и контроль исполнения планов (программ) сопровождения всеми участниками консилиума.

Участвовать в разработке, корректировке и реализации индивидуальных планов (программ) сопровождения. Включить подростков «группы риска» в индивидуальные и групповые занятия, целью которых будет: отреагирование эмоционального напряжения, реабилитация коммуникативной компетентности, реабилитация образа Я, развитие фрустрационной толерантности, ранняя профилизация и др. Реализовать свою часть ответственности при работе с семьей подростка. Ознакомить педагогический коллектив с признаками суицидального поведения, а также обозначить педагогам как можно больше анти суицидальных факторов и способов педагогической поддержки ребенка.

Разработать памятки для родителей и педагогов (как распознать острое кризисное состояние у ребенка и что с этим делать). Организовать встречи педагогов и родителей с другими специалистами.

Осуществляется с группой детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и высказывающих суицидальные намерения. То есть работать с теми, кто или косвенно (через записки, дневниковые записи, словесные ключи), или прямо говорит о желании самоубийства. Основная задача предотвращение суицида.

Предложить подростку эмоциональную поддержку. Проработать суицидальные чувства. Сфокусировать внимание на сильных сторонах подростка. Направить к психотерапевту (психиатру). Постараться встретиться через определенное время и наладить постоянный контакт. Связаться с родителями (законными представителями).

Предложить подростку эмоциональную поддержку. Проработать суицидальные чувства. Укрепить желание жить (через амбивалентные чувства). Обсудить альтернативы самоубийства. Заключить контракт на жизнь. Направить к психотерапевту (психиатру) как можно скорее. Связаться с семьей, друзьями.

Постоянно оставаться с подростком, не оставляя его ни на минуту. При необходимости удалить предметы, которые могут стать орудием самоубийства. Заключить контракт на жизнь. Немедленно связаться с психиатром или опытным врачом, вызвать «скорую помощь» и организовать госпитализацию. Информировать семью.

Предполагает мероприятия, снижающие последствия и уменьшающие вероятность парасуицида, социальную и психологическую реабилитацию суицидента и его социального окружения. В первую очередь адресатом этого профилактического уровня становятся дети или подростки, совершившие попытку суицида. Важно серьезно относиться к подобным действиям, так как при условии сохранения источника боли (фрустрации, конфликта и т.п.) подросток может предпринять вторую попытку «бегства» от проблемы.

Нарушения детско-родительских отношений. В 89,2% случаев стиль и методы воспитания были патологическими (О.П. Ворсина). Нарушения межличностных отношений: конфликты со сверстниками и школьные конфликты. Любовные конфликты. Судебные конфликты и конфликты, связанные с состоянием здоровья (инвалидизацией).

У 31,9% суицидентов наблюдаются различные проявления девиантного поведения: алко и наркотизация, бродяжничество, побеги из дома и учреждений, участие в криминальных подростковых группировка, противоправные действия. Как отмечают О.П.Ворсина и Г.Г. Симуткин, злоупотребление психоактивными веществами выявлено у 16,3% суицидентов, но лишь 4,2% наблюдались по этому поводу у специалистов. У 27 % детей и подростков (практически каждый третий суицид) в момент суицида обнаружено алкогольное опьянение. О.П. Ворсина в своем исследовании утверждает, что до совершения самоубийства 86,1% детей и подростков не попадало в поле зрение психиатров.

Реакция протеста наблюдалась в 50,6% случаев. Привлечение внимания к ситуации – в 37,3% случаев. Попытки избежать страданий, угроз – в 7,8% случаев. Самонаказание – в 3% случаев. Отказ от жизни – в 1,3% случаев.

Раннее выявление суицидальных факторов и их устранение. Установление истинных причин и мотивов суицидального поведения ребенка для того, чтобы как можно быстрее и эффективнее оказать ему помощь. Установленные причины влияют на направление ребенка на обследование к врачу- психиатру и выбор психолого-педагогических методик.

Всего муниципальных СОШ – 850 В них обучается – человек Обеспечены педагогами-психологами – 539 СОШ (63,4%). Всего в них работает 703 педагога-психолога Аттестованы – 247 педагогов-психологов (35%). Из них имеют ВКК 83 человека (11,8%), IКК- 164 человека (23,3%). Молодых специалистов – 128 человек (18,2%). 328 педагогов-психологов (46,6%) -????

По профилактике детских суицидов – 231 человек (32,8%) По профилактике насилия – 211 человек (30%) По профилактике аддиктивного поведения – 184 человека (26%) По профилактике употребления ПАВ – 230 человек (32,7%) По выявлению и коррекции комп.зависимости – 92 человека (13%) По организации психолого-педагогической коррекции социально-негативных явлений – 300 человек (42,7%) По иным направлениям – 285 человек (40,5%)

Всего муниципальных СОШ – 850 В них обучается человек Обеспечены социальными педагогами – 647 СОШ (76%) Всего в них работают 765 социальных педагогов Аттестованы – 176 человек (23%). Из них имеют ВКК – 23 человека (3%), IКК – 153 человека (20%) Молодых специалистов – 100 человек (13%) 489 социальных педагогов (64%) - ???

2888 обучающихся состоят на учете в ПДН 1930 обучающихся состоят на учете в КДНиЗП 3486 обучающихся (1,2%) состоят на разных учетах по следующим основаниям: За употребление ПАВ – 290 человек (8,3%) За правонарушения и преступления – 1813 человек (52%) За бродяжничество и пропуски – 575 человек (16,5%) За попытки суицида – 18 человек (0,5%) За иные основания – 790 человек (22,7%) Количество семей, состоящих на учетах: В ПДН – 3061 В КДНиЗП – 2423

Разрабатывать программы профилактики отклоняющегося поведения несовершенолетних (муниципальные, школьные). Стимулировать, активизировать, помогать, организовывать повышение квалификации педагогов-психологов, социальных педагогов, заместителей директоров по ВР, классных руководителей по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Подбирать и систематизировать валидные методики диагностического исследования. Формировать планы воспитательной работы с учетом данных мониторинга состояния профилактической работы, анализа межличностных отношений и результатов диагностических исследований. Проводить тематические родительские собрания и классные часы.

Не допускать и жестко пресекать нарушение конфиденциальности полученных в ходе работы сведений. Возобновить практику проведения психолого- педагогических консилиумов; разрабатывать планы (программы) индивидуального сопровождения детей «группы риска». Осуществлять постоянную взаимосвязь с органами опеки и полиции. Улучшать психологический микроклимат и взаимоотношения в школьном коллективе между обучающимися, обучающимися и педагогами, педагогами и родителями. Осуществлять контроль профилактической деятельности на всех уровнях.

664013, г.Иркутск, Ул.Павла Красильникова, 54 а, проезд до остановки «Школьная» в Ново- Ленино, тел.: 8 (3952) , Сайт: prc38.ru

Спасибо за внимание!