Деятельностный подход при формировании лингвокультуроведческой компетенции на уроках русского языка: от слова к тексту. Мазепа Е.В. учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 46.
Формирование лингвокультуроведческой компетенции. Современные образовательные стандарты второго поколения нацеливают учителя на организацию работы по формированию культуроведческой компетенции обучающихся. Для учителей словесности правомернее было бы говорить о лингвокультуроведческой компетенции, так как язык (как часть культуры) сам по себе имеет культурное значение.
В этом случае становится особенно важным этап отбора дидактического материала, где обязательно содержится информация культуроведческого содержания, подобранная с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Ещё одним основополагающим принципом современного обучения становится деятельностный подход в организации работы на уроке: становится особенно актуален принцип подбора методических приёмов и технологий, реализующих деятельностный подход.
При этом многих учителей волнует такой вопрос: как на протяжении семи лет обучения русскому языку в среднем и в старшем звене не допустить ослабления интереса к предмету. Как поддерживать этот интерес, не забывая о подготовке к экзаменам, о развитии творческих и интеллектуальных способностей учащихся, о крепких фундаментальных знаниях по предмету?
Одной из интересных форм работы в шестом классе при изучении раздела «Лексика» может стать игра «Кругосветка». Игра проводится на уроке обобщения материала. Время проведения ограничено, обычно это минут. Каждому ребёнку на парту раздаются слова-названия одного из пластов лексики, например, «устаревшие слова», «диалектные» или даже «историзмы», «архаизмы». Кроме родового наименования даётся на парту по нескольку слов видового значения, например, кафтан, пенсне, пламя, ланиты и т.д. Ребёнок на партах одноклассников должен найти и собрать слова для своей тематической группы.
Большинство слов, конечно же, будет из учебника русского языка, с которыми они уже успели познакомиться на предыдущих уроках, но обязательно нужно дать детям «новые» слова, с которыми они ещё не встречались или встречались на уроках литературы. Значения этих слов, если они не понятны детям, можно написать на доске и прикрыть, приготовить раздаточный материал со значением слов или воспользоваться мультимедийными средствами. Затем ребята защищают свою работу, объясняя, почему они выбрали именно эти слова.
Головным уборам русских женщин уделялось особое внимание. Головной убор был важнейшим элементом народного костюма, служил своеобразной визитной карточкой. По нему можно было узнать, из какой местности его владелица, ее возраст и семейное положение. … Женские головные уборы северных губерний назывались «кокошники», южных – «сороки». Женщины носили «глухие» головные уборы, под которыми прятали волосы, так как считалось, что женские волосы обладают колдовской силой, а кроме того, показаться «простоволосой» было верхом неприличия. … В отличие от женских, названия девичьих головных уборов, как и их форма, разнообразны: венец, повязка, поселок, перевязка, лента, корона и др. ( Ф. Пармон)
- Встречали ли вы где-нибудь сведения о головных уборах русских женщин? - Какая информация в этом тексте для вас была новой? - Значение каких слов вам непонятно? - Найдите значения этих слов в словаре. - В этимологическом словаре найдите происхождение слов кокошник, сороки, поселок, корона.
- Объясните расстановку знаков препинания в тексте. - Сделайте морфемный разбор слов : простоволосой, натемник, поселок, перевязка.
Вначале даётся слово-символ, которое и будет заголовком текста. Лучше всего подходят слова нравственного, культуроведческого содержания: искусство, патриотизм, героизм, милосердие. К этому слову-символу прошу подобрать ассоциации. После этого кто-то оглашает свой список, выявляется частотность слов, каждый ученик добавляет слова в свой перечень. Обязательно нужно сформулировать тезис сочинения. На первых порах лучше это делать коллективно, затем дети будут справляться самостоятельно. Например, если вы взяли слово-символ «искусство», то тезисом может стать следующее выражение: искусство помогает выжить. Если вы работаете с 11-м классом, можно разделить ребят на две группы. Первая группа должна написать сочинение с аргументами на жизненном материале, вторая – на литературном. Вывод проговаривается вслух (Например, как бедна была бы человеческая жизнь без произведений искусства).
так организовать деятельность ребёнка на уроке, чтобы он: получил или закрепил знания; был заинтересован и в том, что он делает, и тем материалом, который ему предоставляет учитель.
Деятельностный подход на культуроведческом материале даёт тот сплав, который пытается получить каждый неравнодушный учитель в процессе обучения.