Проект по теме: «Коррекция учащегося с трудностями в обучении» Студента 44 группы, Леонова А.А. Преподаватель: кандидат психологических наук, доцент Жарких.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Родителям будущих первоклассников. Готов ли ребенок к школе Тест для родителей Хочет ли ваш ребенок идти в школу? Привлекает ли вашего ребенка в школе.
Advertisements

ВАШ РЕБЁНОК ПОЙДЁТ В ШКОЛУ… Школа – тревожное место? Судите сами: увидеть класс – к выговору, кабинет – к ссоре неприятности или болезни, цифры – к хлопотам,
Игры Игра «Съедобное - несъедобное». Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный.
Тренинговые игры и упражнения, направленные на гармонизацию детско – родительских взаимоотношений. Тренинговые игры и упражнения, направленные на гармонизацию.
Чем и как помочь нашим детям? Учитель-дефектолог Герасимова Елена Михайловна. МАДОУ «Детский сад комбинированного вида 5. Черняховск г.
Татьяна Владимировна Душкина воспитатель первой квалификационной категории разновозрастной санаторной группы Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Тренинг коммуникативных умений Цели : Формирование навыков эффективного общения с использованием вербальных и невербальных компонентов. Развитие навыков.
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРВОМ КЛАССЕ (опыт работы) ПО ТЕМЕ «УЧИМСЯ ОБЩАТЬСЯ», Педагог-психолог Дмитриева Светлана.
Тренинг для учителей по педагогическому мастерству Занятие 1.
Психологическая готовность к школьному обучению Знания и умения : читать, писать, считать не гарантируют будущему первокласснику успех в школьном обучении.
Готовность ребёнка к обучению в школе. «Готовность к школе психологическая» (синоним: школьная зрелость) комплекс психических качеств, необходимых ребёнку.
Использование психологический игр на уроке географии.
Р АЗВИТИЕ НАЧАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У РЕБЕНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Елесина Анна 5 а/лог.
Готовность к школе: физическая, нравственная, психологическая, мыслительная.
Подготовила учитель начальных классов МОУ « СОШ с. Ново-Захаркино Духовницкого района Саратовской области » Матвеева Тамара Владимировна.
Классный час Мы - друзья! Разработала Галаганова Наталия-Нана Георгиевна, педагог-психолог МОУ Лицей 2, г. Волгограда Психологический классный час на сплочение.
Без памяти, мы бы существовали мгновения. Наше прошедшее было бы мертво для грядущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом.
Р АЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ РЕБЕНКА.. Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи,
Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности школьников Презентация учителя Фёдоровой Г.А.
«Выполняем домашние задания». Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это.
Транксрипт:

Проект по теме: «Коррекция учащегося с трудностями в обучении» Студента 44 группы, Леонова А.А. Преподаватель: кандидат психологических наук, доцент Жарких Н.Г.

Ведение Одними из основных задач образовательных учреждений является воспитание грамотного человека, подготовка его к участию в жизни общества, формирование у него необходимых для этого качеств, среди которых важное место принадлежит положительному отношению к учёбе и учебно-познавательной мотивации учебной деятельности. Также развитие произвольного, преднамеренного внимания является одним из непременных условий успешного обучения в школе. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения контролировать получаемый результат, умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям. Цель: развитие внимания и мотивации учения у ребенка 4 го класса. Задачи: 1)провести ряд занятий включающие в себя методики для коррекции вышеописанных трудностей младшего школьника; 2)составление рекомендации по развитию и обучению ребенка;

Коррекционно-развивающая работа Перед проведением работы проводилась диагностическая работа, после коррекционной работы необходимо повторно провести диагностику. При проведении коррекционно-развивающей работы необходимо собрать группу детей (около 5-6), в которую будет входить наш ребенок с трудностями. Данная работа содержит в себе 6 занятий, в которые входят упражнения и игры способствующие развитию внимания и мотивации учения. Каждое занятие будет проводиться в течении минут.

Занятие 1 Цель: знакомство, развитие моторно-двигательной внимания, самоорганизация, отработка навыков адекватного оценивания себя и своих достижений. 1. Упражнение «Знакомство» Цель: познакомить учащихся друг с другом. Инструкция. Каждому участнику группы предлагают назвать себя собственным или вымышленным именем, и только названное имя фигурирует в общении. Выбор имен говорит о том, как ученик воспринимает свое Я. 2. Упражнение «Будь внимательным» Цель: стимулировать внимание. Инструкция. Ученики стоят произвольно. На сказанное психологом слово «зайчики» - дети начинают прыгать, на слово «коньки» - бить ногой об пол, на слово «раки» - пятиться, на слово - «птицы» - махать руками «аист» - стоять на одной ноге. 3. Упражнение «Зеваки» Цель: развитие у детей произвольного внимания. Инструкция. Дети идут по кругу друг за другом, держась за руки. По сигналу "Стоп!" останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180° и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала. Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры. Игра может закон­читься, когда в игре останется 2-3 ребенка. Они торжественно объявляются победителями. 4. Упражнение «Ассоциации». Цель: формирование наблюдательности, воображения; обогащение словарного запаса; углубление знаний о предметах, явлениях, состояниях. Инструкция. Дети с помощью мимики и жестов, показывают различных животных, персонажей из сказок, книг, мультфильмов. Остальные пытаются угадать, того, кого показывает ребенок. 5. Упражнение «Шкала роста». Цель. Отработка навыков адекватного оценивания себя и своих достижений. Инструкция. Детям предлагаются три степени оценки: высокая - "звездочка", средняя - "флажок", низкая - "грибок", ребенок выбирает тот предмет, на который сам себя оценивает и кладет в свой "кармашек" занятий, объясняя при этом свой выбор. 6. Упражнение «Найди общее». Цель: развитие умения находить общее в предметах и явлениях, умения высказывать свое мнение, расширение словарного запаса. Инструкция. Детям предлагаются карточки с изображением времен года, явлений живой и неживой природы, животных, птиц, рыб и т. д. 7. Общее обсуждение - Узнали ли что-то новое? - Какой момент занятия больше всего запомнился? - Какой был настрой?

Занятие 2 Цель: развитие произвольного внимания и памяти, расширить знания о профессиях, пополнить словарный запас учащихся, формирование желания учиться. 1. Упражнение «Встаньте те, кто...» Цель: продолжить знакомство, разогрева группы. Инструкция. Дети сидят в кругу. В центре - психолог, количество стульев меньше на один от количества участников. Психолог говорит: «Встаньте те, кто...» и называет определенную примету (например, кто любит мороженое, урок физкультуры, красный цвет). Те, которые считают, что примета им подходит, встают и пытаются занять свободное место, кроме стула, расположенного рядом с психологом. 2. Упражнение "Мир профессий". Цель: расширить знания о профессиях, пополнить словарный запас учащихся. Инструкция. Ребятам предлагаются карточки с изображением рабочих инструментов (дети выбирают то, что им нравится), с помощью которых рассказывают о профессиях. 3. Упражнение «Цветные карандаши» Цель: развитие произвольного внимания и памяти. Инструкция. Ученикам показывают 5 цветных карандашей. Они отворачиваются, а психолог забирает один карандаш. Нужно угадать, какой именно забрали карандаш. Можно потом усложнить - убрать два, а потом три карандаши. 4. Упражнение «Шкала роста». Цель. Отработка навыков адекватного оценивания себя и своих достижений. Инструкция. Детям предлагаются три степени оценки: высокая - "звездочка", средняя - "флажок", низкая - "грибок", ребенок выбирает тот предмет, на который сам себя оценивает и кладет в свой "кармашек" занятий, объясняя при этом свой выбор. 5. Общее обсуждение. - Дети обсуждают, что нового они сегодня узнали. - Какое упражнение было самым интересным?

Занятие 3 Цель: совершенствовать развитие переключения и распределения внимания, проанализировать свои умения и навыки. 1. Упражнение «Здравствуйте!" Цель: активизировать работу группы. Инструкция. Дети сидят в кругу, психолог выбирает двух игроков. Звучит музыка, ученики идут по кругу с закрытыми глазами и здороваются с учениками. Затем выбирают четверо игроков, и так далее, пока не будет играть вся группа. Обсуждение: что чувствовали вы, когда здоровались с закрытыми глазами? 2. Упражнение «Модель» Цель: развивать наблюдательность. Инструкция. Ученики объединяются в тройки. Один ученик - «модель», два других - эксперты. Экспертам необходимо рассмотреть модель. После этого они отворачиваются в разные стороны, начинают по очереди описывать модель. Кто называет больше особенностей модели, то выиграет. 3. Упражнение "Что я умею, чего не умею, чему хочу научиться". Цель: проанализировать свои умения и навыки. Инструкция. Детям предлагается составить три списка: "Что я умею", "Чего я не умею", "Чему хочу научиться", совместно обсудить то, что написали дети. 4. Упражнение «Попроси игрушку» Цель: обучить детей эффективным способам общения. Инструкция. Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-нибудь предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она также нужна и твоему товарищу. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы ее тебе отдали». Затем участники 1 и 2 меняются ролями. 5. Финальное обсуждение. Что больше всего запомнилось из сегодняшнего занятия?

Занятие 4 Цель: развитие внимания методом мнемотехники, подвести детей к пониманию необходимости учения. 1. Упражнение Цель: создание позитивной атмосферы. Инструкция. Ученики становятся в круг. Психолог рассказывает стихотворение, ученики повторяют его и выполняют определенные движения. Все вместе Станем дружно мы в круг. Сколько друзей - посмотри вокруг. Руку друга протяну - Ссору с другом не стану. Будем дружно работать, Правила игры не забывать. 2. Упражнение Упражнение «Домино» Цель: расширение возможностей внимания методом мнемотехники. Инструкция. Для проведения данного упражнения понадобится набор открыток или картинки детского лото. Ученики садятся за стол. Каждому дается по несколько карт так, чтобы не было видно рисунка. Первый ученик берет одну карточку, кладет ее рисунком вверх и начинает рассказ. Это может быть сказка, фантазия, юмористический рассказ, которое обязательно включает в свой сюжет изображенную на картинке вещь. Далее передается слово соседу, который переворачивает свою картинку и продолжает сюжет. Упражнение продолжается по кругу, пока не закончатся карты. По окончании упражнения психолог раскладывает все карты на столе и предлагает ученикам сложить их в том порядке, в котором они были использованы во время упражнения. 3. Упражнение Упражнение "Кот и лодыри" Цель: подвести детей к пониманию необходимости учения. Инструкция. Педагог читает стихотворение С.Я. Маршака "Кот и лодыри", затем задает детям вопросы: Кто такой лодырь? Назови иначе такого человека. Быть лодырем - это плохо или хорошо? Что может случиться с лодырем в будущем, когда он вырастет? Можно ли пропускать уроки без уважительной причины и почему? Зачем люди учатся? Зачем дети ходят в школу? 4. Упражнение "Что я знаю о школе?" Цель: уточнить знания детей о школе. Педагог проводит блицопрос детей. Примерные вопросы: Как надо обращаться к учителю? Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить? Что говорят, если нужно выйти в туалет? Что такое урок? Как узнают, что нужно начинать урок? Что такое перемена? Для чего нужна перемена? Как в школе называется стол, за которым дети пишут? Где пишет учитель, когда объясняет задание? Что такое отметка? Какие отметки хорошие, а какие плохие? Что такое школьный дневник? В классе учатся дети одного возраста или разного? Что такое каникулы? 5. Общее обсуждение. - Какие впечатления от занятия?

Занятие 5 Цель: развивать и совершенствовать внимание, формирование у детей доверия к окружающим сверстникам 1. Упражнение «Здравствуйте!" Цель: активизировать работу группы. Инструкция. Дети сидят в кругу, психолог выбирает двух игроков. Звучит музыка, ученики идут по кругу с закрытыми глазами и здороваются с учениками. Затем выбирают четверо игроков, и так далее, пока не будет играть вся группа. Обсуждение: что чувствовали вы, когда здоровались с закрытыми глазами? 2. Упражнение «Лишний предмет» Цель: развивать внимательность. Инструкция. Ученики делятся на группы. Задача: найти лишний предмет, так чтобы остались однородные предметы: помидор, масло, щенок, слива, молоток, тигренок, хлеб, сыр, корова, мороженое, жеребенок, клещи, яблоко, пила, вишня, гвоздь. 3. Упражнение «Прогулка с компасом» Цель: формирование у детей доверия к окружающим сверстникам. Инструкция. Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий – сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом», разговаривать с ним. Учитель движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий – других «туристов» с «компасами». После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера. 4. Упражнение «Найди отличия» Цель: развивать и совершенствовать внимание. Инструкция. Психолог показывает ученикам два почти одинаковых рисунка и просит найти, чем один рисунок отличается от другого. 5. Общее обсуждение. - Какие впечатления от занятия?

Занятие 6 Цель: развивать и совершенствовать внимание, формирование доверия и воспитание желания учиться. 1. Упражнение «Встаньте те, кто...» Цель: разогрев группы. Инструкция. Дети сидят в кругу. В центре - психолог, количество стульев меньше на один от количества участников. Психолог говорит: «Встаньте те, кто...» и называет определенную примету (например, кто любит мороженое, урок физкультуры, красный цвет). Те, которые считают, что примета им подходит, встают и пытаются занять свободное место, кроме стула, расположенного рядом с психологом. 2. Упражнение «Зверушки» Цель: развитие моторно-двигательной внимания. Инструкция. Ученики передвигаются по кругу. Детям предлагают выполнять по команде двигательные действия, имитирующие животных: - «зайчик» - прыгают; - «раки» - пятятся; - «лошади» - тикают; - «гуси» - ходят, помахивая руками - «аист» - ходить, высоко поднимая ноги. 3. Упражнение «Первоклассник» Цель: уточнить знания детей о школьных принадлежностях, воспитывать у них желание учиться, собранность, аккуратность. Инструкция. На столе у учителя лежит портфель и много разнообразных предметов: ручка, пенал, тетрадь, дневник, карандаш, ложка, ножницы, ключ, расческа и т. д. Педагог предлагает ребенку посмотреть на разложенные предметы и как можно быстрее собрать свой портфель. Игра заканчивается, когда ребенок сложит все вещи и закроет портфель. Нужно обращать внимание не только на то, как быстро справился ребенок с заданием, но и на то, насколько аккуратно он это сделал. 3. Упражнение «Пропусти число» Цель: развитие слухового внимания, повышение самооценки Инструкция. Психолог предлагает учащимся сосчитать вслух, причем числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, следует пропускать. Вместо этих цифр необходимо произнести «Хороший я» 4. «Головомяч» Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу. Инструкция. Учитель: «Разбейтесь на пары и ложитесь на ковер друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно поднять мяч и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате. 5. Общее обсуждение. - Что больше всего понравилось на занятиях? - Какое упражнение больше всего понравилась? - Какое у вас настроение?

Рекомендации учителям 1. По возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3–5 раз, т.е. осуществлять постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое. 2. Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла. 3. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т.д. Основная задача каждого учителя – не только научить (в нашем случае – математика), а развить мышление ребенка средствами своего предмета. 4. Выявление даже маленьких успехов учащихся. 5. Привлечение к оцениванию самих учащихся. 6. Полезно показать, что знал и умел учащийся вчера, что – сегодня. Это даёт возможность ребёнку увидеть своё продвижение, динамику в развитии. 7. Применение групповых форм работы для проверки знаний: работа в парах, взаимопроверка, использование «сигнальных кружков», рассказ задания друг другу.