Профессиональное самоопределение. начинается с раннего возраста в играх детей и постепенно достигает своего реального завершения в юности и молодости.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Уровень профессиональной готовности учащихся 11-х классов общеобразовательной школы в рамках введения предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Advertisements

«Профессиональное самоопределение учащихся» Элективный курс 9 класс.
Психологические особенности старшего школьного возраста Задача возраста – формирование идентичности Ведущая деятельность – учебно-профессиональная Ориентация.
Трудовая деятельность как объект мотивации Психология мотивации персонала.
Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающегося: сущность, проблемы, критерии и условия организации Банцова М.Г., Братский.
Цели и задачи: Сформировать общее представление о способах овладения будущей профессией через составление схемы личного профессионального плана ; Определить.
Профориентационная работа классного руководителя «Твой выбор» Автор: Порфирьева Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с.Озерки.
УЧРЕЖДЕНИЕ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ» ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ (в помощь выбирающему профессию)
ТОМСК КЛАССЫ 03 Цель профориентационного содействия в школе - постепенно сформировать у ребенка внутреннюю готовность самостоятельно.
Готовность старшеклассников к личностному самоопределению.
Начальник центра научно-методического обеспечения воспитательной работы УО «РИПО»
Возрастные особенности детей 6-7-лет.
Актуализация проблематики выбора профессии.. Задачи Нашей задачей является, как можно значимей внести проблему выбора профессиональной деятельности в.
Программа развития компетентности в сфере профессионального самоопределения у учащихся 9-11 класса. «Я и мой выбор»
Формирование положительной мотивации у учащихся в процессе обучения иностранному языку на уроках и во внеурочной деятельности Формирование положительной.
Формирование личностных универсальных учебных действий Л. В. Шестопалова, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 20»
Коррекционно- развивающая работа психолога в начальной школе.
Влияние трудового обучения на выбор профессии обучающихся коррекционной школы VIII вида ГБОУ С(К)ОШ 565 Кировского района г. Санкт – Петербурга Иванова.
Проект программы «Время выбирать». Цель усовершенствование процесса и системы профессионального самоопределения в интересах личности и общества в целом.
Новые формы организации учебного процесса. Курс на модернизацию образования предусматривает разработку и внедрение современных технологий, в которых реализуется.
Транксрипт:

Профессиональное самоопределение

начинается с раннего возраста в играх детей и постепенно достигает своего реального завершения в юности и молодости. Профессиональное самоопределение

Дошкольник Возраст сюжетно- ролевых игр

Младший школьник Подражает значимым взрослым: родителям, учителям. Свои возможности младшие школьники реализуют в учебной и трудовой деятельности.

Подросток Возраст фантазий, мечты. Подростки к профессиям относятся избирательно. Они свои мечты не соотносят с практической деятельностью. Мечтают заниматься интересной работой, иметь верных друзей, много путешествовать.

Ранняя юность Необходимость решительного выбора профессионального самоопределения Романтические устремления в настоящем реализовать невозможно, возникает рефлексивный самоанализ: кто я? Каковы мои способности? Каков мой жизненный идеал? Кем я хочу быть?

Профессиональное самоопределение идет с точки зрения: выбор профессии с точки зрения СПОСОБНОСТЕЙ оптанта. выбор профессии с точки зрения СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ИНТЕРЕСОВ оптанта

Практическое принятие решения включает в себя два компонента 2.Выбор специальности. 1.Определение уровня квалификации будущего труда, объем и длительность подготовки к нему.

Юность Профессиональная подготовка в учебных заведениях или на предприятиях Желаемое будущее стало настоящим. Это настоящее не всем приносит удовлетворение. Некоторые разочарованы в выборе профессии.

Молодость Социально- профессиональная активность Имея место и опыт работы, актуальным является профессиональный рост. Возникают вопросы: Как совершенствоваться, повышая профессиональную квалификацию? Какие возможности повышения в должности. Работа может быть тупиковой. Возникает вопрос смены работы. Какие возможности приобретения смежной специальности или новой профессии.

Профессиональное самоопределение следует понимать как процесс становления мотивационно-смысловой доминанты субъекта труда в целостном пространстве жизненного пути человека (Л.И. Катаева, ТА. Полозова), где успешность профессиональной деятельности выступает критерием успешности жизни.

Само же профессиональное самоопределение следует рассматривать в единстве трех субъективно- личностных форм жизнедеятельнос ти человека: выбор профессии реализации содержания трудовой деятельности выбор трудового пространств для приложения личностью ресурсов трудовой активности

На самоопределение влияют: Социальное положение семьи Материальное благополучие семьи Уровень образования родителей Случайные факторы подросткового и юношеского увлечений

Раннее профессиональное самоопределение обычно связано: с неблагополучными семейными условиями; с низкой успеваемостью в школе; с недостаточно осознанным выбором специальности

Профессиональное самоопределение: это повзросление; это устойчивый образ «Я»; это самовыражение и т. д. Учитывать при самоопределении: возраст выбора профессии; уровень информированности; уровень притязаний оптанта.

Возраст выбора профессии Чем младше возраст выбирающего профессию, тем вероятнее, что выбор несамостоятелен, сделан по чьей-то подсказке. Уровень информированности: о содержании будущей профессии; о своих особенностях личности.

Уровень личных притязаний У большинства летних юношей и девушек уровень притязаний завышен, что стимулирует их преодолевать трудности выбора профессии. Заниженные притязания не стимулируют положительного решения вопросов самоопределения.

Очень сильно на выбор профессии оптантом влияет семья. Семья обычно заинтересована в профессиональном определении своих детей: домашние разговоры о проблемах на работе; посещение рабочего места родителей; внешние атрибуты профессий, инструмент; сама окружающая атмосфера.

Только зрелая личность может осмысленно сделать правильный выбор профессии. А.П. Чернявская выделяет пять таких параметров: 1.Автономность. Человек должен принимать самостоятельное решение, а не навязанное из вне. Это возможно при наличии: своих целей, инициативы и активности; знаний и навыков в области профессий; ориентации на успех; опыта решения жизненных проблем (опыта по планированию своих поступков, общих дел своего времени и т. д.); умения прогнозировать профессиональный рост; умения принимать компромиссные решения меж­ду своими желаниями и возможностями. 2.Информированность о мире профессий (в целом и, в частности, отдельных) и умение соотнести информацию со своими особенностями. 3.Умение принимать решения. 4.Умение планировать свою профессиональную жизнь. 5.Эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии.

Мотивы выбора профессии. В настоящее время основными мотивами выбора профессии являются: Материальный Родительские установки. Интерес к профессии.

Проблема поиска смысла своего существования, определения жизненных целей важно для сохранения психического и психологического здоровья любого человека и в любом возрасте. Но есть период в жизни человека, когда она действительно становится ключевой, определяющей, - это период юности.

Ключевые темы для подростков. Принятие и избегание ответственности становится ключевой темой психологического консультирования подростков. Поэтому, занимаясь в рамках профориентации определением подходящей профессии, психологи в фокусе внимания держим другую, более важную задачу принятия ответственности за выбор самим подростком.

Согласно Ялому, «пока человек верит, что его ситуация и его дисфория порождаются кем-то другим или некоторой внешней силой, какой смысл стремиться к личностному изменению? Люди обнаруживают неистощимую изобретательность в нахождении путей избегания сознания ответственности».

Существует несколько механизмов избегания ответственности: Избегание автономного поведения. Отрицание ответственности: потеря контроля Перенос ответственности на другого. Склонность отрицать ответственность путем ощущения себя невинной жертвой событий.

Психологи условно разделили процесс формирования профессионального самоопределения на несколько этапов: 2. Время игры. 3. Время действий. 1.Время фантазий.

«Если индивид в полной мере испытывает желание, ему предстоит принять решение, или сделать выбор. Решение - это мост между желанием и действием. Принять решение означает взять внутренние обязательства по отношению к ходу действия. Если не следует никакого действия, я считаю, что нет никакого настоящего решения, а есть флирт с решением, своего рода неудавшееся решение» (И. Ялом)

Время действий. Этот период разделяется в свою очередь на три этапа: A)Послешкольный период, характеризующийся резкой сменой условий жизнедеятельности, - это время профессионального самоопределения и образования. Б) Период осознанных действий - поиск работы закрепление на рабочем месте. B)Период социальной стабильности постоянная работа, карьерный рост.

заключение Оказывая психологическую поддержку учащимся 9-х классов, мы имеем дело еще с игровыми представлениями о будущей профессиональной деятельности. Задача сопровождения на этом этапе является привнесение подростковые представления о трудовых отношениях взрослой экспертной оценки.