Условия, пути и средства активизации познавательной деятельности К.психол.н., доцент Козловская Г.Ю.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мастер – класс « Технология программированного обучения» Василий Савельевич Новиков, кандидат юридических наук, доцент, академик Международной академии.
Advertisements

Для добавления текста щёлкните мышью Методы развития творческого мышления студентов в процессе обучения.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Соединение традиционных и интерактивных технологий на уроках трудового обучения Учитель трудового обучения Трибухина Е.А.
Педагогические технологии в образовательном процессе.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Мышление является объектом изучения ряда научных дисциплин: теории познания, логики, психологии и физиологии высшей нервной деятельности; последнее время.
Организация учебного процесса, использующего АМО, опирается на ряд принципов, к числу которых можно отнести принципы индивидуализации, гибкости, элективности,
Место активных методов в системе методов обучения Методы обучения Методы, направленные на первичное овладение знаниями Информационно- развивающие Проблемно-
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Имитационные методы активного обучения на уроках экономики Перминова Светлана Николаевна, Перминова Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания.
Применение метода кейс-стади в учебном процессе. Одна из важных особенностей современного образования, это его постоянное совершенствование. Изменения.
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
М.И. Махмутов указывал на пять уровней проблемности при осуществлении проблемного обучения. Первый уровень его характеризуется тем, что проблемная ситуация.
Самостоятельное обучение с использованием мультимедиа в системе высшего образования.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Мастер-класс Применение кейс – технологии на основе деятельностного подхода при обучении физике Учитель физики МБОУ «СОШ 14» имени А. М. Мамонова Попова.
Транксрипт:

Условия, пути и средства активизации познавательной деятельности К.психол.н., доцент Козловская Г.Ю.

Наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения того или другого предмета: не учить, а только помогать учиться (К.Д. Ушинский) Альфой и омегой нашей дидактики да будет изыскание и открытие способа, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся же больше учились... (Я.А. Коменский)

Активизация учебно-познавательной деятельности – это: - такое применение полученных знаний, которое обеспечивало бы развитие умственной деятельности студентов на последовательно усложняющихся, качественно отличных между собой уровнях умственной активности (А.Ф. Эсаулов); - умение направить в нужное русло характерную для учебного процесса борьбу между процессами возбуждения и торможения. «Если эта борьба будет направлена соответствующим, дидактически обоснованным путем включая интересы, волевые усилия, эмоции, то она обеспечивает активную и глубокую мыслительную деятельность, если нет, то возникает падение интереса к занятиям и безразличие к предмету познания» (С.И. Архангельский); -«целеустремленная деятельность преподавателя, направленную на совершенствование содержания, форм, методов, приемов и средств обучения с целью возбуждения интереса, повышения активности, творчества, самостоятельности студентов в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применении их на практике» (Р.А. Низамов); -создание таких психолого-педагогических условий, в которых студент может занять активную личностную позицию и в наиболее полной мере раскрыться как субъект учебной деятельности (А.А. Вербицкий, Н.Б. Лаврентьева)

Недостатки традиционного обучения с точки зрения эффективности управления познавательной деятельностью обучаемых являются: 1)один орган управления (преподаватель) и много управляемых элементов (обучаемых с разной степенью подготовки, различными способностями). Следовательно преподаватель поставлен перед необходимостью управлять одинакова качественно разными объектами управления, а проще говоря, ориентироваться на несуществующего "усредненного" обучаемого, а не на конкретного человека в данной аудитории. 2) обратная связь об усвоении учебной информации обучаемыми преподавателем контролируется не постоянно, а лишь при проведении зачетов, контрольных работ и проверок. Преподаватель не знает степень усвоения материала обучаемыми в каждый момент времени и поэтому не может оперативно корректировать свои педагогические воздействия. Обратная связь работает не постоянно, со значительными перерывами, информация поступает с большим опозданием и в недостаточном объеме. 3)Ограниченность возможности свободного управления каналами прямой и обратной связи преподавателя в учебной аудитории (иногда сразу с несколькими десятками обучаемых–лекция, групповое занятие). 4) преподаватель ограничен в значительной степени в возможности поддержать обучаемых в состоянии постоянной активной познавательной деятельности. Обучение–это двухсторонний процесс, а если одна сторона пассивна, то и эффективность обучения значительно снижается.

Критерии Уровни низкий (показатели) средний (показатели) высокий (показатели) 1. Отношение к изучению учебных дисциплин и в целом к учебе -безразличное (или иногда отрицательное) отношение - положительное отношение - активно-положительное отношение; - глубокое осознание общественной и личностной значимости высшего образования 2. Мотивация учебно- познавательной деятельности - нуждаются в помощи других, часто действуют по образцу; - мотивация неустойчива: положительные мотивы малочисленны, ситуативный; познавательные мотивы аморфны - осознают важность изучения не только специальных предметов, но и общеобразовательных; - важность учения осознается, но абстрактно; - главная ценность – получение качественного образования; - большинство предметов изучается систематически; - глубокое осознание необходимости, важности знаний по всем предметам 3. Познавательная потребность - очень редко тратят много времени на умственные занятия, предпочитают получать готовые ответы; - мало читают дополнительную литературу; - никогда не задают преподавателю никаких вопросов - иногда подолгу занимаются умственной работой; - нерегулярно обращаются к дополнительным источникам информации; - редко задают вопросы преподавателю - подолгу занимаются умственным трудом; - ищет недостающую информацию в разных источниках; - читают дополнительную литературу; - задают вопросы преподавателю 4. Познавательные интересы - учатся по необходимости; - преобладают ситуативныйе интересы; - тяга к эмпирическим прикладным знаниям - интерес есть, но недостаточно устойчив, эпизодичен - устойчивый интерес, чаще всего повышенный; - тяга к теоретическим знаниям 4. Причина проявления интереса к деятельности - внешне привлекательная, необычная форма, легкость выполнения действий - простота задания, доступность решения, - проблемность, неясность хода решения, возможность найти свое решение и поиск его Критерии и уровни сформированности учебно- познавательной деятельности студентов

три основных типа деятельности и поведения студентов в сфере обучения и познания: Первый тип личности отличается комплексным подходом к целям и задачам обучения в вузе. Интересы студентов сосредоточиваются на области знаний более широкой, чем предусмотрено программой, социальная активность студентов проявляется во всем многообразии форм жизни вуза. Этот тип деятельности ориентирован на широкую специализацию, на разностороннюю профессиональную подготовку. Второй тип личности отличается четкой ориентацией на узкую специализацию. И здесь познавательная деятельность студентов выходит за рамки учебной программы. Однако если первому типу поведения присуще преодоление рамок программы, так сказать, вширь, то в данном случае этот выход осуществляется вглубь. Система духовных запросов студентов сужена рамками "около профессиональных интересов". Третий тип познавательной деятельности студентов предполагает усвоение знаний и приобретение навыков лишь в границах учебной программы. Этот тип деятельности - наименее творческий, наименее активный - характерен для 26,8% опрошенных студентов. Таким образом, уже в результате самого общего подхода к анализу учебно- познавательной деятельности студентов выделяются три типологические группы, каждая из которых имеет свои модели поведения.

1 ) усилить учебную мотивацию учащегося за счет: а) внутренних и б) внешних мотивов (мотивов-стимулов); 2) создать условия для формирования новых и более высоких форм мотивации (например, стремление к самоактуализации своей личности, или мотив роста, по А. Маслоу; стремление к самовыражению и самопознанию в процессе обучения, по В. А. Сухомлинскому); 3) дать обучающемуся новые и более эффективные средства для реализации своих установок на активное овладение новыми видами деятельности, знаниями и умениями; 4) обеспечить большее соответствие организационных форм и средств обучения его содержанию; 5) интенсифицировать умственную работу учащегося за счет более рационального использования времени учебного занятия, интенсификации общения студента с преподавателем и обучающихся между собой; 6) обеспечить научно обоснованный отбор подлежащего усвоению материала на основе его логического анализа и выделения основного (инвариантного) содержания; 7) полнее учитывать возрастные возможности и индивидуальные особенности учащихся.

обучение какой-либо деятельности, в том числе и профессиональной, может успешно осуществляться посредством моделирования в обучении предметного и социального содержания предстоящей деятельности Контекстное обучение теория обучения, основанная на глубоком изучении физиологических и психологических качеств обучающихся и рациональная методика учебного процесса, и эффективная организация ее Программированно е обучение Совокупность педагогических методов и приемов. Направленных на организацию учебного процесса, и создающих специальными средствами условия, мотивирующих обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала Использование активных методов обучения (АМО)

Учебная деятельность академического типа (информационная лекция) Квазипрофессион альная деятельность (деловая игра) Учебно- профессиональна я деятельность (производственная практика) Базовые формы деятельности обучающихся Семиотические - система заданий, предполагает работу с текстом и переработку знаковой информации. Имитационные- включают учебные задания предполагающие выход студента за рамки знаковой информации, соотнесение ее с будущей профессиональной деятельностью. Социальные- опыт коллективной работы в будущей профессиональной среде Обучающие модели

1) моделирование в учебной деятельности студентов целостного содержания и условий профессиональной деятельности специалистов: предметное и социальное содержание данной деятельности моделируется с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств; 2) единство содержательной и процессуальной стороны подготовки: при проектировании содержания учебного предмета и учебного материала, в них обозначается не только содержание само по себе, но и способы передачи содержания и усвоения; 3) совместной деятельности: формирование социальных умений и навыков взаимодействия и общения, индивидуального и коллективного принятия решений; 4) активности личности: студент как субъект учения ставится в деятельностную позицию; 5) проблемности: эффективность организации процесса усвоения материала повышается, если вводятся такие стимулирующие звенья, как проблемная ситуация, практическая направленность

Программированное обучение - управление процессом усвоения знаний с позиций кибернетики путем выбора преподавателем форм и методов обучения, соответствующих целям и задачам подготовки специалистов. Роль преподавателя сводится к отслеживанию психологического состояния слушателя и эффективности поэтапного освоения им учебного материала, а, в случае необходимости, регулированию программных действий. Элементами управления являются также: выработка плана изучения предмета, выбор метода контроля знаний и навыков. Программирование учебного процесса означает: 1 - строгий отбор в логическом порядке и в соответствии с целью обучения теоретического материала и практических навыков; 2 - использование в управлении процессом усвоения научных приемов педагогики и психологии; 3 - поддержание постоянной обратной связи со студентами путем текущего контроля; 4 - использование современных технических средств при изложении и контроле знаний; 5 - организацию постоянной активности студентов в процессе обучения; 6 - индивидуализацию обучения; 7 - развитие мыслительных способностей студента.

Алгоритмы программированного обучения Линейный алгоритм (алгоритм Скиннера)Скиннера Принципы: малых шагов учебный материал делится на малые части (порции), чтобы ученикам не нужно было затрачивать много усилий для их овладения; низкого уровня трудности порций уровень трудности каждой порции учебного материала должен быть достаточно низким, чтобы обеспечить правильность ответов учащегося на большинство вопросов. Благодаря этому учащийся постоянно получает положительное подкрепление при работе с обучающей программой. По Скиннеру доля ошибочных ответов учащегося не должна превышать 5 %. открытых вопросов Скиннер рекомендовал использовать для проверки усвоения порций вопросы открытого типа (ввод текста), а не выбор из множества готовых вариантов ответа, утверждая при этом, что «даже энергичное исправление ошибочного ответа и подкрепление правильного не предотвращают возникновение словесных и предметных ассоциаций, рождающихся при чтении ошибочных ответов». немедленного подтверждения правильности ответа после ответа на поставленный вопрос учащийся имеет возможность проверить правильность ответа; если ответ все же окажется неверным, учащийся принимает этот факт к сведению и переходит к следующей порции, как и в случае верного ответа; индивидуализации темпа учения учащийся работает в оптимальном для себя темпе; дифференцированного закрепления знаний каждое обобщение повторяется в различных контекстах несколько раз и иллюстрируется тщательно подобранными примерами; единообразного хода инструментального учения не делается никаких попыток дифференцированного подхода в зависимости от способностей и наклонностей учащихся. Вся разница между учениками будет выражаться лишь продолжительностью прохождения программ. К концу программы они придут одним и тем же путём.

Разветвлённый алгоритм (алгоритм Кроудера)Кроудера Индивидуальный путь прохождения учебного материала. Принципы : сложность порций поверхностного уровня и их упрощение при углублении учебный материал выдается обучаемому сравнительно большими порциями и ставятся достаточно трудные вопросы. Если учащийся неспособен справиться с такой подачей материала (что определяется по неправильному ответу), то учащийся переходит к порции более глубокого уровня, которая проще. использование закрытых вопросов в каждой порции учащемуся предлагается ответить на вопрос, выбрав один из вариантов ответа. Только один вариант ответа является правильным и ведёт к следующей порции того же уровня. Неправильные ответы пересылают ученика в порции более глубокого уровня, в которых подробнее объясняется («разжёвывается») тот же материал. наличие разъяснений по каждому варианту ответа если учащийся выбирает ответ, программа объясняет ему, в чём он ошибся, перед тем, как перейти к следующей порции. Если ученик выбрал правильный ответ, программа поясняет правильность этого ответа, перед тем, как перейти к следующей порции. дифференцированный ход инструментального учения разные учащиеся пройдут обучение различными путями. Адаптивный алгоритм (Гордон Паск) Обучающая программа поддерживает оптимальный уровень трудности изучаемого материала индивидуально для каждого обучаемого, тем самым автоматически адаптируясь к человеку.

Отличительные особенности активного обучения (М.Новик ): -принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания; - достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной мере устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия); - самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Х.Е. Майхнер 10% 30% 20% 50%

80% 90%

Признаки методов активного обучения Проблемность. Обучаемый вводится в проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на известном ему чужом и своем профессиональном опыте, логике и здравом смысле. Адекватность учебно-познавательной деятельности характеру будущих практических (должностных) задач и функций обучаемого. Взаимообучение. Этот признак не отрицает индивидуализацию обучения, но требует его разумного сочетания и умелого использования. Индивидуализация, принудительный характер активизации устойчивая и длительная активность обучающегося в течение всего занятия повышение мотивации и эмоциональности обучающегося

проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция с запланированными ошибками, лекция пресс- конференция эвристическая беседа; поисковая лабораторная работа; учебная дискуссия; самостоятельная работа с литературой; семинары; стажировка на рабочем месте Выпускная работа деловая игра; производственные ситуации; педагогические задачи; ситуация инценсценировани е различной деятельности коллективная мыслительная деятельность; ТРИЗ работа; анализ конкретных ситуаций (АКС); разбор почты НЕИМИТАЦИОННЫЕ ИМИТАЦИОННЫЕ ИГРОВЫЕ НЕИГРОВЫЕ Классификация методов активного обучения в ВУЗе (А.М.Смолкин)

структурные группы элементов игровой деятельности, которые имеют место при реализации всех форм и методов активного обучения. Проблемное содержание. Имитационная модель это основной, центральный элемент деловой игры. Если рассматривать весь комплекс методов активного обучения, то в основе других игровых форм, вместо нее, могут использоваться творческие (или проблемные) задачи, ситуационные задачи, проблемные вопросы. Вторым элементом реализации проблемного содержания выступает игровая среда. Организация участников игрового действия. Этот элемент игры отражается в способах формировании команд, определении и распределении ролей. Игровое взаимодействие. Порядок, вид и способы действий участников определяют правила, которые описываются отдельно или в сценарии игры. Условия, в которых осуществляется игровое взаимодействие, называют игровой обстановкой. Методическое обеспечение. Требование формирования дидактической модели игрового действия, реализации принципа двуплановости выполняется при осуществлении всех перечисляемых выше игровых элементов, но только дидактическим целям служат такие игровые элементы как погружение, рефлексия и система оценивания. Они обеспечивают успешность игрового действия и поэтому в наибольшей степени отвечают дидактическим целям игры. Совокупность всех игровых элементов в части их дидактической направленности трактуется как игровая модель.

Характеристика некоторых активных методов обучения Проблемная лекция Отличается от обычной тем, что начинается с постановки проблемы, которую в ходе изложения учебного материала лектор последовательно и логично решает или раскрывает пути ее решения. Постановка проблемы побуждает слушателей к работе мысли, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, привлекает чуткость слушателей. Эвристическая беседа Представляет собой ряд вопросов преподавателя, направляющих мысли и ответы учащихся. Успех беседы зависит от умелой постановки серии вопросов и знания предполагаемых ответов учащихся. Беседа может начинаться с сообщения фактов, описания явлений, событий, демонстрации фрагментов кинофильмов, показывающих проблемные ситуации, которые надобно разрешить. Учебная дискуссия. Преподаватель излагает две различные точки зрения, касающиеся одной и той же проблемы, и предлагает учащимся предпочесть и обосновать свою позицию. Выявление позиций студентов, их правильных и ошибочных суждений дает вероятность более обоснованно и убедительно утвердить в их сознании основные теоретические положения и выводы.

Метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, метод конкретных ситуаций) техника обучения, использующая описание учебно-производственных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале, или же приближены к реальной ситуации.англ. Метод кейсов: - обеспечивает последовательный переход от овладения профессиональными знаниями к самостоятельному исполнению профессиональных функций; - позволяет преподавателю осуществлять обратную связь не только на уровне знаний, но и на уровне умений; - дает вероятность учащимся реально понять межпредметные связи, и их роль в профессиональной деятельности.

Виды ситуаций (кейсов): 1.Ситуация-проблема представляет собой описание реальной проблемной ситуации. Цель обучаемых: найти решение ситуации или прийти к выводу о его невозможности. 2.Ситуация-оценка описывает положение, выход из которого уже найден. Цель обучаемых: провести критический анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения. 3.Ситуация-иллюстрация представляет ситуацию и поясняет причины ее возникновения, описывает процедуру ее решения. Цель обучаемых: оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие. 4.Ситуация-упреждение описывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировочный характер, служит иллюстрацией к той или иной теме. Цель обучаемых: проанализировать данные ситуации, найденные решения, использовав при этом приобретенные теоретические знания.

Мозговой штурм Метод мозгового штурма (мозговая атака, мозговой штурм, англ. brainstorming) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать быть может большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения: 1) Постановка проблемы. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма. 2) Генерация идей. Основной период, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Правила для этого этапа: a) Главное - количество идей. Не делайте никаких ограничений. b) Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, т.к. оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. c) Необычные и более того абсурдные идеи приветствуются. d) Комбинируйте и улучшайте любые идеи. 3) Группировка, отбор и оценка идей. Это позволяет выделить наиболее ценные идеи и вручить окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными.

Социально-психологический тренинг – интерактивная форма групповой работы позволяет работать с жизненными ситуациями, путем формирования недостающих поведенческих навыков и умений. СПТ включает три блока методов : дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, моделирование практических ситуаций, метод кейсов и др.); игровые методы (имитационные, деловые, ролевые игры, мозговой штурм и др.); сенситивный тренинг (тренировка самопонимания, межличностной чувствительности, эмпатии к другим людям). В ходе тренинга развивающаяся группа оказывает воздействие на каждого члена группы в трех плоскостях: познавательный – участник группы осознает, как его привычное поведение и способы отношений позволяют разрешать ситуации, осмысливает причины своего поведения и понимает, как в дальнейшем более эффективно вести себя в подобных ситуаций; эмоциональный – участник тренинга, поддержанный другими членами группы, осознает свои психологические защитные механизмы, корректирует отношения с другими, изменяет эмоциональное отношение к себе, что повышает его самоуважение, стабилизирует самооценку; поведенческий – участник группы вырабатывает адекватные ситуации, способы поведения.

Деловая игра метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости (Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989) Психолого-педагогические принципы организации деловой игры (Вербицкий А. А., 1991): принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства; принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности; принцип совместной деятельности. При этом выявляются и моделируются наиболее характерные виды профессионального взаимодействия «должностных» лиц; принцип диалогического общения. Всестороннее коллективное обсуждение учебного материала обучающимися позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов и деятельности. принцип двуплановости отражает процесс развития реальных личностных характеристик специалиста в «мнимых», игровых условиях. Разработчик ставит перед обучающимся двоякого рода цели, отражающие реальный и игровой контексты в учебной деятельности. принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса её развёртывания в игровой деятельности.

Цели использования: формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов; воспитание системного мышления специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире; передача целостного представления о профессиональной деятельности и её крупных фрагментах с учётом эмоционально- личностного восприятия; обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений; воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом; обучение методам моделирования, в том числе математического, инженерного и социального проектирования.

Структура деловой игры -Имитационная модель объекта -центральный элемент, позволяющий реализовать цепочку решений,- формирует проблемное содержание игры. В качестве модели может выступать организация, профессиональная деятельность, совокупность законов или физических явлений и тому подобное. -Среда (внешнее окружение имитационной модели), представляющая профессиональный, социальный или общественный контекст имитируемой в игре деятельности специалистов. -участники, организуемые в команды, и выполняющие индивидуальные или командные роли. -игровая деятельность в виде вариативного воздействия на имитационную модель, зависящего от её состояния и осуществляемого в процессе взаимодействия участников, регламентируемого правилами. - модель управления - система воздействия участников на имитационную модель в процессе их взаимодействия -дидактическая модель игры -система оценивания, -действия игротехника.

Видеометод – метод использования источников экранного пре­поднесения информации (видеокамеры, видемагнитофона, учебного телевидения, а также компьютеров с дисплейным отра­жением информации). Видео­метод служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, система­тизации. Словом «видеотренинг» обозначают тренинг, основанный на использовании видеозаписи. В практике сочетаются два основных способа применения видеозаписи в учебных целях: показ готовых видеоматериалов (видеопросмотр) и использование записи по ходу выполнения заданий, ее просмотр и анализ (видеообратная связь).

Проблемы использования АМО : · Даже интерактивные методы обучения не способны преодолеть нежелания студента участвовать в процессе обучения. · Для некоторых студентов активные методы предстают чем-то, что разрушает их привычное представление о процессе обучения, что соответственно создаёт некий внутренний дискомфорт · Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе. · Для некоторых студентов работа в команде с использованием активных методов - только способ ничего не делать. Если преподаватель в должной мере не владеет методиками интерактива, то процесс обучения может превратиться в обычную анархию.

сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией

связно и логично излагать мысли аргументировать свои соображения обосновывать предлагаемые решения отстаивать свои убеждения соблюдать этику дискуссии

Подготовить активирующие вопросы Говорим только о проблеме Рамки обсуждаемой проблемы Дискуссия, а не диалог Конструктивная критика Подведение итогов

Дискуссия (от лат. discussio - рассмотрение) Дискуссия (от лат. discussio - рассмотрение) аргументированное обсуждение проблемы

Предварительное планирование Неформальность ситуации Участие каждого индивидуума Четкая цель Наличие лидера Соблюдение этических правил делового общения ЭФФЕКТИВНАЯ ДИСКУССИЯ

Здесь нет врагов Краткость – сестра таланта Выступай только по теме Слушать, чтобы слышать Уточни, если не понял Умей признать свою ошибку Критика + свое решение

Подготовительный Организационный Актуализация Постановка задач после проблемных выступлений Ведение обсуждения Подведение итогов Оценка результатов

Продуктивные Дискуссионные Проблемные Трудные Иметь несколько решений Интересные Внутренне интеллектуальн ые

«портфолио» (от франц. porter носить + лат. in folio в размер листа) технология работы с результатами учебно- познавательной деятельности, индивидуализации обучения

демонстрация образовательных результатов развитие рефлексии повышение уровня самооценки

Диагностическа я Целеполагания Мотивационная Информационна я Контролирующая

схемы, таблицы, рисунки алгоритмы решения учебных задач проекты творческие работы анкеты и результаты их обработки дневники наблюдения глоссарий грамоты, сертификаты, знаки достижений

уровень подготовки портфолио оценки по блокам бально- рейтинговая оценка индивидуальное собеседование презентация(защи та) семинар выставка дистанционное представление на сайте

Лазарев Д. Презентация. Лучше один раз увидеть. - М.: Альпина паблишерз, Островский С.Л. Как сделать презентацию к уроку? / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», Рейнольдс Гарр. Презентация в стиле дзен. - М.: Вильямс, Роберт И.В. и др. Информационные и коммуникационный технологии в образовании. - М.: Дрофа, 2007 Современные образовательные технологии/ Под ред. Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2011 Шестак Н.В. Технология обучения в системе непрерывного профессионального образования в здравоохранении. - М.: Издательство СГУ, 2007.