ФГОС Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Advertisements

Специфика разработки АООП (АОП) в рамках реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
Специфика разработки АООП (АОП) в рамках реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности образовательных организаций И. С. Гутник, директор МБОУ «ИМЦ»
Интерактивный тест для педагогов «Что я знаю о ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» КГКСКОУ СКШИ 8 вида.
Адаптированные основные образовательные программы начального общего образования.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного.
Ст. 9 п.1 Закона РФ «Об образовании» (309-ФЗ от ) О фициальным нормативным документом в ОУ, определяющим содержание образования определенного.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ: проблемы разработки и реализации. Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ: проблемы.
«Отдельные вопросы реализации основных образовательных программ начального и основного общего образования» Крестинина И.А., к.п.н., зав.кафедрой специального.
Учебный план Выступление на районном МО Учитель ГБОУ школы 7 Кузнецова В.Г.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Организационно-содержательные основы внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении МАОУ «СОШ 13» Семинар «ФГОС основного образования» Сентябрь.
ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: подходы к разработке, структуре и содержанию Нагимова Наталья Ивановна, ст. научный сотрудник.
Транксрипт:

ФГОС Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». ОВЗ Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». УО

Единство образовательного пространства Стандарты ориентированы на ФГОС общего образования В стандартах закреплены вариативные возможности обучения всех категорий детей с ОВЗ В структуре содержания образования выделены традиционные образовательные области, но содержание образовательных областей выстроено в принципиально новой логике: «Академический компонент» – накопление знаний, умений и навыков для их реализации в настоящем и будущем… «Компонент жизненной компетенции» – овладение знаниями, умениями и навыками для настоящей обыденной жизни (развитие отношений с окружающими в настоящем) Личностные результаты рассматриваются как итог овладения обучающимися компонентом жизненной компетенции Варианты АООП: от АК к КЖК

ФГОС включает требования к: структуре АООП (в том числе к соотношению обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; условиям реализации АООП ; результатам освоения АООП. Предмет регулирования отношений в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно- двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами Предмет регулирования отношений в сфере образования следующих групп обучающихся: с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Задачи ФГОС формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности ребенка (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями формирование основ учебной деятельности развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования; создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП и организационных форм получения образования обучающимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся

Ожидаемые результаты Деятельностный и дифференцированный подходы обеспечивают: овладение детьми системой знаний, опытом разнообразной деятельности и эмоционально- личностного отношения к окружающему социальному и природному миру общекультурное и личностное развитие обучающегося с ОВЗ составляет цель и основной результат развитие личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности обеспечение возможности успешной социализации детей и социальной адаптации Организация доступной детям учебной деятельности и применение образовательных технологий, как фактора достижения результатов с учетом особых образовательных потребностей детей

Особые образовательные потребности обучающихся раннее получение специальной помощи средствами образования обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса научный, практико- ориентированный, действенный характер содержания образования доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования удлинение сроков получения образования (зависит от АООП) систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений специальное обучение их "переносу" с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций обеспечение особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру

АООП могут быть реализованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или образовательных организациях. Положения ФГОС могут использоваться родителями (законными представителями) при получении образования в форме семейного образования, а также на дому или в медицинских организациях Стандарт устанавливает сроки освоения АООП НОО от 4 до 6 лет разными группами обучающихся с ОВЗ дифференцированно с учетом их особых образовательных потребностей Стандарт устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) лет.

ФГОС являются основой для: разработки примерных АООП обучающихся ; разработки и реализации АООП образовательными организациями; определения требований к условиям реализации АООП, в том числе на основе индивидуального учебного плана; определения требований к результатам освоения обучающимися АООП; разработки нормативов финансового обеспечения реализации АООП и нормативных затрат на оказание муниципальной услуги; объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям Стандарта, осуществления лицензирования ОД, государственной аккредитации ОД, государственного контроля (надзора) в сфере образования; осуществления внутреннего мониторинга качества образования в организации; разработки основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ, аттестации педагогических и руководящих работников организаций проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

АООП 1. самостоятельно разрабатывается в соответствии с ФГОС и с учетом примерной АООП и утверждается организацией 2. реализуется с учетом образовательных потребностей групп детей на основе специально разработанных учебных планов или отдельных обучающихся на основе индивидуальных учебных планов 3. организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП 4. АООП для обучающихся, имеющих инвалидность, дополняется ИПР инвалида в части создания специальных условий получения образования 5. реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности 6. возможно использование сетевой формы реализации 7. включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений 80% и 20%, 70% и 30% или 60% и 40%, 70% и 30% или 60% и 40%

Структура АООП Целевой раздел пояснительная записка планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО Содержательный раздел (ориентирован на достижение личностных, предметных, метапредметных результатов) программа УУД (или базовых УД) программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно- развивающей области и курсов внеурочной деятельности программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся (или нравственного развития, воспитания обучающихся) программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни программа коррекционной работы программа внеурочной деятельности Целевой раздел пояснительная записка планируемые результаты освоения обучающимися с УО АООП Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП Содержательный раздел (ориентирован на достижение личностных и предметных результатов) программа формирования базовых учебных действий программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно- развивающей области программа духовно-нравственного (нравственного) развития, воспитания обучающихся с УО программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни программа коррекционной работы программа сотрудничества с родителями программа внеурочной деятельности

Структура АООП Организационный раздел учебный план НОО, включающий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности система специальных условий реализации АООП НОО Организационный раздел учебный план, включающий предметные и коррекционно- развивающие области, внеурочную деятельность система специальных условий реализации АООП в соответствии с требованиями стандарта

Учебный план (ОВЗ) Определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающей областей по классам (годам обучения) АООП НОО может включать как один, так и несколько учебных планов. Учебные планы обеспечивают возможность преподавания и изучения государственного языка РФ, государственных языков республик РФ и родного языка из числа языков народов РФ, устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение по классам (годам) обучения. Учебный план включает предметные области в зависимости от вариантов АООП НОО Количество учебных занятий по предметным областям за 4 учебных года не может составлять более часов, за 5 учебных лет - более часа, за 6 учебных лет - более часов. Обязательным элементом структуры учебного плана является "Коррекционно-развивающая область", реализующаяся через содержание коррекционных курсов Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО определяет организация

Учебный план (ОВЗ) В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов; учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с ОВЗ, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, включает часы на внеурочную деятельность (не более 5 часов в неделю) и часы на коррекционно-развивающую область (не менее 5 часов в недел ю)

Учебный план (УО) Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающих областей по классам (годам обучения) Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяет организация Учебные планы обеспечивают возможность преподавания и изучения государственного языка РФ, государственных языков республик РФ и родного языка из числа языков народов РФ, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение по классам (годам) обучения Учебный план включает предметные области в зависимости от варианта АООП АООП может включать как один, так и несколько учебных планов Количество учебных занятий по предметным областям для обучающихся с легкой УО (интеллектуальными нарушениями) за 9 учебных лет составляет не более часов, за 12 учебных лет - не более часов, за 13 учебных лет - не более часов Количество учебных занятий для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой УО; тяжелыми и множественными нарушениями развития за 12 учебных лет составляет не более часов, включая коррекционные курсы, за 13 учебных лет - не более часов, включая коррекционные курсы

Учебный план (УО) Обязательным элементом структуры учебного плана является "Коррекционно- развивающая область", реализующаяся через содержание коррекционных курсов Количество часов, выделяемых на реализацию коррекционно-развивающей области учебного плана для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), составляет за 9 учебных лет не более часов, за 12 учебных лет - не более часов, за 13 учебных лет - не более часов. Выбор коррекционных курсов и их количественное соотношение самостоятельно определяется организацией исходя из особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основании рекомендаций ПМПК и (или) ИПР. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов

Структура рабочих программ (ОВЗ, УО) Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов должны содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели при получении образования с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса; 2) общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса; 3) описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане; 4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; 5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, коррекционного курса (в зависимости от варианта АООП); 6) содержание учебного предмета, коррекционного курса; 7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; 8) описание материально- технического обеспечения образовательного процесса.

К организации образовательной деятельности… Определение варианта АООП осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого- медико-педагогического обследования, в случае наличия у обучающегося инвалидности с учетом ИПР и мнения родителей (законных представителей). Обучающийся имеет право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой аттестации в иных формах При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательная организация в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности организаций дополнительного образования, организаций культуры и спорта Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане должны быть предусмотрены равномерно распределенные периоды учебного времени и каникул В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе организаций и организаций дополнительного образования В процессе освоения АООП НОО сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта АООП НОО на другой. Перевод обучающегося с ОВЗ с одного варианта программы на другой осуществляется организацией на основании комплексной оценки результатов освоения АООП, по рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством РФ Продолжительность занятий, продолжительность перемен между уроками и коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется действующими санитарно- эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения обучающихся

Требования ФГОС к результатам освоения АООП Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися с ОВЗ разных вариантов АООП НОО (или только к личностным и предметным) Личностные результаты включают овладение обучающимися компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию Стандарт устанавливает требования к личностным и предметным результатам освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) двух вариантов АООП Совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию

Требования ФГОС к результатам освоения АООП Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной и коррекционно-развивающей области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые составляют основу умения учиться, обеспечивают овладение межпредметными знаниями, приобретение опыта познания и осуществление разных видов деятельности. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельности, овладением доступными видами деятельности, опытом социального взаимодействия

Требования ФГОС к результатам освоения АООП Итоговая оценка качества освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО осуществляется организацией Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО должно быть достижение предметных и метапредметных результатов (в зависимости от варианта АООП НОО - предметных результатов) и достижение результатов освоения программы коррекционной работы Стандарт устанавливает дифференцированные требования к результатам освоения АООП НОО в соответствии с особыми образовательными потребностями разных групп обучающихся с ОВЗ Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области, характеризуют опыт специфической для предметной области деятельности по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни Стандарт определяет для каждой предметной области дифференцированные требования к личностным и предметным результатам с учетом особенностей и возможностей развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями )

Требования к кадровым условиям Квалификация педагогических и учебно- вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Высшее профессиональное педагогическое специальное (дефектологическое) образование; Высшее/среднее профессиональное пед. образование и удостоверение о повышении квалификации или переподготовке в соответствующей области Высшее специальное (олигофренопедагог; сурдопедагог, тифлопедагог…) образование Тьютор – высшее профессиональное педагогическое образование, удостоверение о повышении квалификации по соответствующей программе установленного образца. Ассистент (помощник) – не ниже среднего общего образования с прохождением соответствующей программы подготовки. Ассистент- родитель обучающегося – без требований к образованию.

fgos-ovz.herzen.spb.ru Требования к материально- техническим, информационным, учебно-методическим и другим условиям - зависят от варианта стандарта (уровня АООП) Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ в редакции от 19 октября 2015 года