Тьюторское сопровождение особого ребенка в условиях образовательной организации О. Л. Беляева, к.п.н., доцент кафедры коррекционной педагогики КГПУ им.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организационно-методические трудности построения процесса тьюторского сопровождения особого ребенка в условиях образовательной организации О. Л. Беляева,
Advertisements

Роль тьютора в реализации модели успешной социализации ребенка с ОВЗ С.В. Шандыбо, руководитель КРИП КГПУ им. В.П. Астафьева.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Тьюторство как условие обеспечения качества образования особых детей С.В. Шандыбо – руководитель КРИП КГПУ им. В.П. Астафьева.
Тьютор в образовательном процессе: основные задачи и функции Ястребова Г.А., канд. пед. наук, профессор
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ.
СТАТЬЯ Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
«ИНСТИТУТ ТЬЮТОРСТВА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ» Т.Д.Яковлева, доцент кафедры общей педагогики и психологи ГОАУ ЯО ИРО.
Проектирование образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей Данный раздел содержит специальные условия для получения.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Взаимодействие специалистов, осуществляющих психолого- педагогическое сопровождение инклюзивного процесса (школьный ПМПк). Зам. директора СУВР Федотова.
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Система работы с родителями в условиях модернизации дошкольного образования 1.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Транксрипт:

Тьюторское сопровождение особого ребенка в условиях образовательной организации О. Л. Беляева, к.п.н., доцент кафедры коррекционной педагогики КГПУ им. В.П.Астафьева

«В российском образовании произойдет довольно крупное событие. В школах появится еще одна должность – тьютор… » член-корреспондент РАН, ген. директор "Издательство Просвещение" Александр Кондаков 17 мая 2008

Тьюторство как профессия в современном образовании Специальность «тьютор» внесена в реестр профессий, определены квалификационные и иные характеристики данного специалиста (Последняя редакция приказа зарегистрирована в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. ( 18638), изменения касаются только оформления приказа: П р и к а з «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» / Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. URL:

Общие трудности Специфические трудности: вхождение в профессию недостаточное методическое обеспечение деятельности отвлечение специалиста на «бумажные» дела формализм в оценке результатов и др. внутренние причины профессиональных затруднений проектирования своей деятельности связанные с отсутствием на рабочем месте необходимых условий для индивидуализации образовательного процесса коммуникации организации рефлексивной деятельности контроля и диагностики образовательной деятельности обучающихся мотивации обучающихся Нечеткое нормативно- правовое закрепление позиций тьютора

Закон «Об образовании в РФ» статья Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя: использование специальных образовательных программ методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,

Статья 79, пункт 3 (продолжение) - предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся: 1. Необходимую техническую помощь, 2. Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, 3. Обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, 4. Другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Тьютор 4 Должностные обязанности Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения; координирует поиск информации обучающимися для самообразования; сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).

Должностные обязанности Совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей; координирует взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения: определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи.

Должностные обязанности Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования; создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий); обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов.

Должностные обязанности Поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона. Синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения. Способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося.

Главная организационная трудность - определение должностных обязанностей тьютора

Что делает ассистент? Что делает тьютор? Оказывает необходимую техническую помощь Проводит групповые и индивидуальные коррекционные занятия Обеспечивает доступ ученика в здание организации, осуществляющей образовательную деятельность Выполняет другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Организует координирует распределяет координирует выбирает создает условия и т.д.

Тьютор (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая должность. англ.педагогическая англ.педагогическая Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. Британская модель интернатного типа. (Википедия)

Историческая справка Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов и происходит из Великобритании. Он оформился примерно в XIV веке в классических английских университетах Оксфорде и несколько позднее в Кембридже. С этого времени под тьюторством понимают сложившуюся форму университетского наставничества.Великобритании ОксфордеКембридже

Индивидуализация + индивидуальный подход Открытое образование Тьюторское сопровождение

Индивидуальный подход Индивидуализация РАБОТА АССИСТЕНТА УЧИТЕЛЯ РАБОТА ТЬЮТОРА

(по материалам коллективной монографии «Тьютор в современной школе: сопровождение особого ребенка») &show_refs=0&SesCookieID= &UserID= Тьютор – это педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы (Т.М. Ковалева)

Смена предмета сопровождения В отношении теории и практики инклюзивного образования речь, как правило, идет об АОП и АООП. Идеология инклюзивного образования указывает на целесообразность сопровождать самого ребенка, а не его программу! Сегодня в теории и практике сопровождения особого ребенка очень много противоречий, в которых важно уметь разбираться.

Тьютор – специалист, наделенный новым рядом функциональных обязанностей. Тьютор – специалист, наделенный целым рядом функциональных обязанностей. Тип профессии - «человек – человек». Взаимодействие и процесс общения тьютора связаны: - с подопечным (тьюторантом), когда выявляются интересы, организуется процесс обратной связи и т.п. - координацией деятельности разных субъектов образования (родителей, педагогов, воспитателей и др.), которые могут стать ресурсом в разработке и реализации АОП, АООП, СИПР.

Деятельность тьютора в рамках сопровождения особого ребенка – это всегда работа в междисциплинарной команде. Что отличает междисциплинарную команду: – общие ценностные ориентиры в профессиональной деятельности и в вопросе о включении детей с ОВЗ в среду школы в частности; – профессиональная и личностная поддержка друг друга; – единый философский и методологический подход в работе со всеми участниками образовательного процесса; – взаимодополняемость профессиональных позиций и знаний специалистов в подходе к ребенку и его семье, их тесное сотрудничество на разных этапах работы; – единый профессиональный язык;

Междисциплинарная команда – достоверная информация о продвижении ребенка, динамике его развития, представляемая специалистами и учителями друг другу, активная позиция в формировании запроса; – скоординированность и четкая организация действий как в рабочих, так и в проблемных, критических ситуациях; – привлечение дополнительных методических, материальных и других ресурсов; – участие в широком профессиональном сообществе.

Тьютор ребенка с ОВЗ Основная задача тьютора – помощь самому ребенку, А далее - его родителям, учителю и другим участникам образовательного процесса в адаптации в образовательной среде, формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения

Взаимодействие учителя и тьютора ребенка с ОВЗ Осуществляется как минимум в трех основных направлениях: 1) в процессе обучения детей; 2) в процессе социализации ребенка; 3) в процессе работы с родителями «особого ребенка».

Формы взаимодействия учителя и тьютора Одна из основных форм взаимодействия учителя и тьютора в процессе обучения – индивидуальная помощь «особому ребенку». Основная задача учителя и тьютора в процессе обучения – помочь ребенку с проблемами в развитии в формировании основ учебной деятельности. На организационном этапе в зависимости от задачи, которую ставит учитель перед всем классом, тьютор помогает ребенку освоить понятия «урок», «перемена», поясняет, что нужно делать, когда звенит звонок, обращая внимание ребенка на требования учителя и действия других детей.

Организация рабочего места Следующий этап взаимодействия – организация рабочего места в соответствии с учебным предметом, поиск страницы в учебнике, тетради и т.д. На этом этапе важно, что педагог сопровождения не выполняет за ребенка необходимые действия, а помогает только тогда, когда это необходимо для организации дальнейшей работы ребенка на уроке или когда он сам просит о помощи

Формирование у детей умения контролировать свою деятельность и оценивать ее. Взаимодействия учителя и тьютора в ходе формирования у детей умения контролировать свою деятельность и оценивать ее. Создание ситуации успеха для «особого ребенка», возможность гордиться своими достижениями – результат взаимодействия двух педагогов на уроке. Следует сказать и о стратегии помощи «особому ребенку» со стороны тьютора: от «большой» помощи к «маленькой», от положения «рядом все время» к положению «рядом, когда нужна помощь и поддержка» (до полной самостоятельности). Ребенок получает помощь, но при этом он должен очень многое делать самостоятельно, совершать ошибки и по возможности самостоятельно их исправлять.

Другие формы взаимодействия учителя и тьютора а) индивидуальная помощь тьютора другим учащимся класса; б) проведение части урока; в) при организации работы на уроке по подгруппам – работа с одной из подгрупп; г) помощь всем детям при реализации какого-либо проекта на уроке.

«Учитель – тьютор – дефектолог» Взаимодействие учителя и тьютора в процессе обучения осуществляется и в методическом плане. В триаде «учитель – тьютор – дефектолог» – это: – разработка индивидуального образовательного плана для ребенка с ОВЗ; – постановка цели и конкретных задач в организации помощи ребенку при освоении им образовательной программы; – решение вопросов о способе и средствах подачи и за- крепления нового материала с учетом особенностей позна- вательной деятельности конкретного ребенка или группы детей, составление и оформление индивидуальных карточек с заданиями; – планирование системы уроков, включая проектную деятельность; – совместное решение вопросов преподавания и оценки успешности учебной деятельности «особых» детей в классах на методических совещаниях, составление методических рекомендаций; – помощь учителю в оформлении методических пособий и др.

Взаимодействие в процессе социализации ребенка Основными задачами тьютора в этом направлении при сопровождении ребенка с ОВЗ будут: - помощь в инициации и построении контактов с другими детьми, с учителями и другими специалистами; - развитие коммуникативных навыков и возможностей, формирование направленности на других детей; - помощь в формировании психологического климата класса, доброжелательных, дружеских взаимоотношений между детьми и адекватных форм коммуникации друг с другом и с «особым» ребенком.

Направления совместной работы 1. С учителем (классным руководителем) и воспитателем тьютор планирует и проводит праздники, коллективные творческие дела, экскурсии и т.д. 2. С учителем и психологом – наблюдает, обсуждает и оценивает социальную ситуацию в классе, вырабатывает стратегию дальнейшей работы по формированию сплоченности в детской группе

Формы совместной работы 1. Проведение в классе структурированного занятия «Круг» в начале дня; 2. Проведение игровых перемен, включение «особого ребенка» в сферу общения всех детей; 3. Внеучебные и внеклассные мероприятия: реализация совместных проектов, экскурсии, праздники и др.

Взаимодействие в процессе работы с родителями «особого ребенка» Направления работы учителя и тьютора 1. Координация действий педагогов и родителей в процессе помощи ребенку в освоении образовательной про- граммы и социализации. 2. Разъяснение способа подачи учебного материала и его закрепления дома, разработка памяток для совместной работы родителей и детей.

Модель организации тьюторского сопровождения особого ребенка

Этапы модели Схема тьюторского сопровождения в школе включает в себя несколько этапов: 1. этап проектирования ресурсов, 2. этап реализации и оценки 3. проектирования новых ресурсов.

На предварительном этапе Тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом; встречается со специалистами и представителями ПМПК для получения рекомендаций. Получив общие сведения, он знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного. Происходит постепенное установление контакта. На этом этапе часто необходимо заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом, местами общего пользования.

Тьютору целесообразно заранее провести встречи с родителями, учащимися, педагогическим коллективом для разъяснения и информирования, подготовки к приходу в ОУ ребёнка с ОВЗ, формирования социального интереса у всех участников образовательного процесса. Это могут быть беседы на родительском собрании, показ фильмов о детях с ОВЗ, об инклюзивном образовании. «Уроки доброты», (РООИ «Перспектива»). Важно стимулировать активность детей класса в организации школьной жизни. Так, например, участие учеников в составлении правил совместной работы – залог того, что эти правила будут восприняты детьми и ученики начнут им следовать

Адаптационный этап Это повседневная, последовательная работа тьютора и ученика по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь ОУ, постепенное включение ребёнка в различные учебные и внеучебные ситуации. Сроки адаптации детей в школе очень индивидуальны и зависят от типа особенностей развития (в пределах нескольких месяцев, у детей с аутизмом могут составлять 1–1,5 года). На этом этапе тьютор осознает потенциальные возможности, решения, определение позитивных и негативных факторов влияния на ситуацию и т.д.

Раздел II. ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСОБОГО РЕБЕНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

О профессиональных задачах тьютора в организации деятельности особого ребенка на уроке Моделирование вариантов тьюторского сопровождения особого ребенка напрямую зависит от его особых потребностей, включая состояние психофизического здоровья, а также от образовательной среды, которую семья выбрала для своего ребенка. Это может быть и массовый класс, и класс для обучающихся со схожими проблемами здоровья на базе инклюзивной школы или школы, где обучаются только дети с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с моделями сопровождения определяются и профессиональные задачи тьютора в организации деятельности особого ребенка на уроке.

Сопровождение на уроке Сопровождение на уроке предполагается в тех случаях, когда он значительно отличается по степени готовности к освоению общих программных требований по предметам. Значит, в тьюторском сопровождении могут нуждаться: 1. Некоторые обучающиеся отдельного класса для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые по состоянию здоровья нуждаются в помощи не только относительно освоения академического компонента образования и компонента жизненной компетенции, но и в физического передвижения, организации рабочего места, оперирования учебными принадлежностями, самообслуживания, озвучивания ответов и др. 2. Обучающиеся с интеллектуальными или иными нарушениями, которые включены в обычный класс

Деятельность тьютора на уроке Деятельность тьютора по сопровождению обучающегося на уроке условно можно разделить: 1) на действия, направленные на оказание необходимой поддержки и помощи тьюторанту по освоению им «акаде- мического компонента» и компонента «жизненной компетенции»; 2) действия, обеспечивающие включение тьюторанта в образовательный процесс, помогающие преодолеть различные ограничения.

Некоторые действия тьютора, направленные на оказание необходимой поддержки и помощи тьюторанту по освоению им «академического компонента» и компонента «жизненной компетенции» – даёт тьюторанту дополнительную инструкцию для выполнения учебного задания; – перефразирует инструкцию учителя, делая её доступной для понимания тьюторантом; – дает индивидуальные задания; – контролирует выполнение учебного задания; – помогает тьторанту разными способами выполнять задания учителя класса (включая предоставление образца выполнения, совместное выполнение и др.); – вырабатывает навык самостоятельного письма (и другие навыки), пользуясь разными приемами (например «рука в руке»); – исполняет роль «напарника» в учебных диалогах с тьюторантом (в том числе в невербальных диалогах); – побуждает находить пути переноса имеющихся умений и навыков в новую ситуацию или делает это вместе с ним; – дробит инструкцию или вопрос учителя класса на несколько простых односложных.

Пример действий тьютора Например, всем обучающимся учитель дает инструкцию: «Возьмите каждый свои ножницы и разрежьте пять полосок бумаги пополам». В это время тьютор, видя, что тьюторант не приступает к выполнению или, заранее зная, что он не может на данное время воспринимать такие инструкции, дробит её на несколько более простых следующим образом: «Возьми свои ножницы (1). Отсчитай пять полосок бумаги (2). Возьми одну полоску бумаги (3). Разрежь её пополам (4). Возьми еще одну полоску» (5) и т.д.

Некоторые действия тьютора, обеспечивающие вклю- чение тьюторанта в образовательный процесс, помогающие преодолеть различные ограничения – помогает оценочно отнестись к выполненному тью- торантом заданию, практическому изделию, дать своей работе оценку; – помогает пользоваться учебным оборудованием, техническими средствами обучения; – предусматривает и помогает во время урока занимать тьюторанту удобную для выполнения разных видов работ позу (можно прилечь на коврик, расслабиться на стуле, постоять за конторкой и др.), возвращает его в «исходное» положение ученика и т.д. – обеспечивает (по необходимости) активность тьюторанта. Например, если тьюторант быстро утомляется на уроке и для снятия усталости ему нужно пройтись, тьютор помогает ему в этом, сопровождая во время таких «прогулок» из класса в класс. В это же время он ведет беседу с учеником о том, что «нужно пройтись и вернуться в класс, нужно пробовать слушать дольше» и т.д.

Действия тьютора по сопровождению особого ребенка на уроке по реализации исходно- диагностического блока рабочей программы по предмету – осуществляет индивидуальное наблюдение за ходом выполнения заданий тьюторантом, - заносит выводы в предусмотренные заранее для этого протоколы, листы наблюдений и т.д. – замеряет и фиксирует разнообразные параметры результативности, необходимые для получения «общей картины» исходно- диагностического блока. Например: засекает и записывает время концентрации внимания тьюторанта на рассма- триваемом предмете, объекте наблюдения или исследования.

Что нужно знать тьютору о ребенке Для того чтобы тьютору особого ребенка было легче планировать собственные действия на уроке, ему необходимо знать: – все исходно-диагностические данные на ребенка; – содержание всех разделов общеобразовательной программы, по которой учится весь класс, а также содержание адаптированной образовательной программы, предназначенной для обучающегося- тьюторанта; – содержание рабочей программы по предметам, составленной учителем класса для работы со всеми учащимися; – содержание календарно-тематического планирования по предметам; – содержание каждого урока, на котором он будет сопровождать тьюторанта, и заранее его планировать

Форма подготовки к сопровождению тьюторанта на уроке

«Внеурочная» деятельность тьютора Помимо «урочной» деятельности у тьютора достаточно времени уйдет и на «внеурочную» деятельность, связанную с его подготовкой к сопровождению тьюторанта на уроке. Такая деятельность включает в себя: – модификацию используемых учителем класса учебных пособий (выделение шрифтом или цветом ключевых слов, сокращение подробностей, дополнение текста иллюстрациями, рисунками; упрощение языковых конструкций и т.д.); – модификацию ресурсов (использование альтернативных источников подачи и восприятия учебной информации, например, программ для распознавания речи; привлечение волонтеров, сотрудничество с другими учителями и тьюторами, организация помощи сверстниками или родителями);

«Внеурочная» деятельность тьютора – модификация стратегий и технологий обучения (ис- пользование демонстраций с пошаговыми инструкциями, так называемыми «визуальными опорами»; – модификация инструментария для оценки результатов обучения (использование заданий, схожих с теми, что даются всем ученикам класса, но в упрощенной форме; - отбор для оценивания тех критериев, достижение которых доступно в некоторой степени сопровождаемому ученику; использование для оценивания результатов обучения практико-ориентированных заданий, отражающих степень овладения социальными и другими навыками, составляющими «компонент жизненной компетенции» обучающегося)

Выводы Все действия тьютора и его деятельность по сопровождению особого ученика на уроке напрямую связаны с удовлетворением особых образовательных потребностей конкретного школьника. Профессиональные задачи тьютора в организации деятельности особого ребенка на уроке должны быть направлены на оказание необходимой поддержки и помощи тьюторанту по освоению им академического компонента, а также в накоплении тьюторантом доступных ему навыков, максимально расширяющих область развития его жизненной компетенции

Практики, примеры, жизнь… Опыт частичной интеграции детей с умеренной умственной отсталостью в общеобразовательные школы города Красноярска Кудинова Ю.П., тьютор Красноярской общеобразовательной школы 5

Сетевое взаимодействие учреждений: Красноярский государственный педагогический университета им. В.П. Астафьева; Красноярская общеобразовательная школа 5, где обучаются дети с умеренной умственной отсталостью (КрИП); общеобразовательные школы 65, 94, которые территориально приближены к коррекционной школе; центр психолого-медико-социального сопровождения 2, координирующий взаимодействие школ.

Модель частичной интеграции Наиболее эффективной для детей с умеренной умственной отсталостью является модель частичной интеграции, когда дети являются учениками отдельной организации (школы) или отдельного класса, но при этом регулярно (не реже 1 раза в неделю) посещают общеобразовательную школу.

Модель частичной интеграции Посещение ребенком общеобразовательной школы происходит согласно составленному расписанию, которое зафиксировано в договоре между общеобразовательной и коррекционной школой и согласовано с родителями. Ученик с умеренной умственной отсталостью посещает общеобразовательную школу 1 раз в неделю. За одно посещение он включается в 1 урок (либо фронтальное внеклассное мероприятие), 1 индивидуальное и 1 подгрупповое занятие.

Ряд противопоказаний Учет особенностей поведения детей, затрудняющих включение детей в коллектив здоровых сверстников: Ребенок демонстрирует крайнее затруднение при включении в контакт со взрослым или сверстником, Преобладание эмоционального настроя с элементами негативизма, агрессии, Склонность к провокациям конфликтных ситуаций, Излишняя настойчивость, агрессивность и др.

Учёт показателей Уровень понимания речи ребенком Ситуативный уровень понимания речи (ребенок знает свое имя, но понимание названий предметов обихода, игрушек, частей тела только начинает формироваться, Ребенок не понимает слов – действий (также является противопоказанием для включения в модель частичной интеграции). Если же в процессе занятий уровень понимания речи достигнет номинативного уровня, то противопоказание снимается.

Учёт показателей Понимание ребенком средств невербальной коммуникации. Владение-невладение способностью к подражанию (может копировать жесты и мимику взрослого, однако, у него отсутствует функциональное содержание жеста, т.е. ребенок, повторяя жест, не понимает его значение).

Формы организации занятий фронтальное занятие, индивидуальная деятельность, подгрупповая досуговая деятельность. Во время занятий в общеобразовательной школе ребенка сопровождает тьютор. Во время фронтального занятия ребенок включается в коллектив целого класса, это либо урок, либо деятельность после урока. Вид деятельности выбирается с учетом интересов и склонностей ребенка. Например, это может быть урок музыки, хоровой кружок и т.п. Содержание такого урока или внеклассного мероприятия должно быть относительно доступно для понимания ребенку с умеренной умственной отсталостью.

Досуговая деятельность Включение в досуговую деятельность с подгруппой сверстников из 3-5 человек. Это может быть проектная деятельность, игра, участие в театрализованной деятельности, спортивные мероприятия, совместная ручная деятельность, видеомоделирование. Подгрупповая деятельность направлена не только на актуализацию имеющихся у ребенка с умеренной умственной отсталостью средств общения, но и на развитие у него коммуникативных умений.

Ручная деятельность Две формы организации ручной деятельности: 1. Совместно – индивидуальной форме. При совместно – индивидуальной организации деятельности каждый участник делал свою часть работы «независимо» от других и вливался в общую работу. 2. Совместно – последовательной. Совместно – последовательная форма предполагает усложнение: общая задача выполняется последовательно каждым участником (один вырезает, другой располагает, третий наклеивает). В результате дети учатся кооперироваться с партнером.

Предварительная подготовка Условием успешного включения в подгрупповую деятельность и фронтальное занятие является предварительная подготовка на индивидуальном занятии. Индивидуальное занятие проводит тьютор, опираясь на тематическое планирование учителя.

С наилучшими пожеланиями