Разработка рабочих программ учебных предметов / коррекционных курсов в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Page 1 Требования к рабочей программе в контексте ФГОС ООО Капустина Р.Ф., директор МБУ ИМЦ ОО октябрь, 2013 год.
Advertisements

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
2011 – 2012 учебный год РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ.
Медникова Л. А., к. п. н., доцент кафедры теории и методики обучения КОИРО.
ВЫПОЛНИЛА: ПЛЕХАНОВА М.И. УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ МКОУ «МАМОНТОВСКАЯ СОШ» Требования к рабочей программе в контексте ФГОС ООО.
РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ООО Туркина М. А., учитель технологии МБОУ СОШ 59.
Создание рабочих программ в рамках ФГОС – обязательный компонент планирования деятельности учителя Зауташвили Е.Е. МБОУ СОШ 2 г. Лакинск.
От образовательной программы школы к рабочей программе педагога МАОУ «СОШ 13» Семинар «ФГОС основного образования» Сентябрь 2015 года.
Шувалова Н. С., заместитель директора по УВР МУ СОШ 66 г. Иваново.
Рабочая программа Основной документ педагога Для учителей химии, биологии
Рабочая программа как нормативный документ в педагогической практике учителя.
Рабочая программа Рабочая программа – нормативный документ,определяющий содержание, объем, структуру учебного процесса по изучению конкретной учебной.
В свете требований ФГОС. обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.
Содержание образования определенного уровня и направленности в конкретном образовательном учреждении определяется основной образовательной программой,
Page 1 Требования к рабочей программе в контексте ФГОС ООО Капустина Р.Ф., директор МБУ ИМЦ ОО октябрь, 2013 год.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ с учетом реализации требований стандарта к результатам освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных,
Рабочая программа. Что такое рабочая программа ? Какова структура рабочей программы ? Каковы особенности содержания рабочей программы ?
Рабочая программа как способ организации деятельности педагога Востокова С.Н., зам. директора по организационно- правовым вопросам и аналитико-прогностической.
Р АБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ КАК МЕХАНИЗМ ПЕРЕХОДА НА ФГОС Текучева С.Ф., заместитель директора по УВР МАОУ «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского»
Транксрипт:

Разработка рабочих программ учебных предметов / коррекционных курсов в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями )

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации » С. 2 п. 9 С. 47, Приказ 1599 п. 2.8: программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно - развивающей области – компонент содержательного раздела АООП п

Разработка рабочих программ и планирование учебной деятельности - одна из наиболее сложных задач, стоящих перед учителями.

это документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения какой - либо учебной дисциплины, в соответствии с которым учитель непосредственно осуществляет учебный процесс в конкретном классе по учебному предмету.

Цель рабочей программы – планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине. Задачи учебной рабочей программы – конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучаемых.

нормативная ; информационно - методическая ; организационно - планирующая.

1. Наличие признаков нормативного документа. 2. Учет основных положений адаптированной образовательной программы. 3. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения. 4. Системность и целостность содержания образования. 5. Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса ; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы. 6. Учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана. 7. Конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.

ориентированность на формирование социально - значимых умений и навыков, жизненных компетенций, необходимых для социализации, ориентации в социальной среде, повседневных жизненных ситуациях ; интегративное изучение отдельных дисциплин ; невозможность полной стандартизации, наличие разноуровневых программ, адаптированных для индивидуального обучения ; поддержка и развитие сложившегося уровня индивидуализации и вариативности образования.

1) пояснительная записка, в которой : конкретизируются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса ; общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися ; описание места учебного предмета в учебном плане ; личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса ; 2) содержание учебного предмета, коррекционного курса ; 3) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся ; 4) описание материально - технического обеспечения образовательной деятельности.

обязательные предметные области ; коррекционно - развивающую область.

Предметные области : Предметы 1. Язык и речевая практика 1.1 Речь и альтернативная коммуникация 2. Математика 2.1 Математические представления 3. Окружающий мир 3.1 Окружающий природный мир 3.2 Человек 3.3 Домоводство 3.4. Окружающий социальный мир 4. Искусство 4.1 Музыка и движение 4.2 Изобразительная деятельность 5. Физическая культура 5.1 Адаптивная физкультура 6. Технологии 6.1 Профильный труд

Коррекционные курсы : сенсорное развитие, предметно - практические действия, двигательное развитие, альтернативная коммуникация Коррекционно - развивающие занятия

В случае, если у обучающегося имеется готовность к освоению содержания варианта 1 АООП, то в СИПР могут быть включены отдельные темы, разделы, предметы данного варианта АООП.

1 вариант Русский язык Чтение Речевая практика 2 вариант Речь и альтернативная коммуникация Альтернативная коммуникация

наименование образовательной организации ; название предмета, для изучения которого написана программа ; указание класса, в котором изучается предмет ( для индивидуальной рабочей программы – Ф. И. О. и класс ученика ); Ф. И. О. и должность автора ( авторов ); гриф утверждения программы. Ежегодно рабочая программа принимается педагогическим советом либо методическим объединением ( данное решение отражается в протоколе педагогического совета либо заседания методического объединения, а на последней странице рабочей программы ставится гриф согласования : СОГЛАСОВАНО. Протокол педагогического совета / заседания методического объединения учителей от ) и утверждается приказом руководителя образовательного учреждения ( гриф утверждения ставится на титульном листе : УТВЕРЖДАЮ Директор ( подпись ). Расшифровка подписи. Дата ); год разработки программы.

Муниципальное образовательное учреждение « » Принята решением Утверждаю : педагогического совета Директор от ХХХХ.20 ХХг. ___________/ ХХХХХХ протокол Х РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебного предмета « Математические представления » 3 класс Автор – составитель : ХХХХХ. 2015

1) пояснительная записка, в которой : конкретизируются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса ; общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися ; описание места учебного предмета в учебном плане ; личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса ; 2) содержание учебного предмета, коррекционного курса ; 3) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся ; 4) описание материально - технического обеспечения образовательной деятельности.

общие цели образования специфика учебного предмета / коррекционного курса формирование элементарных математических представлений, способствующих социально - бытовой адаптации обучающихся с умеренной умственной отсталостью. формирование средств альтернативной коммуникации и, способствующих социально - бытовой адаптации и личностному развитию обучающихся с тяжелой умственной отсталостью формирование основных сенсорных эталонов, способствующих оптимизации психического развития ребёнка и более эффективной социализации его в обществ

Конкретны Достижимы Измеряемы

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса ; 2) общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися ; 3) описание места учебного предмета в учебном плане ; 4) личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса ; 5) содержание учебного предмета, коррекционного курса ; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся ; 7) описание материально - технического обеспечения образовательной деятельности.

В учебном плане данный курс является элементом " Коррекционно - развивающей области " и проводится во внеурочное время. Частота занятий - 2 раза в неделю, форма организации – групповые занятия. Группа (5 – 7 обучающихся ) комплектуется из обучающихся параллели 1– х классов. Преподавание коррекционного курса « Сенсорное развитие » связано с преподаванием других предметов и курсов учебного плана : Речь и альтернативная коммуникация. Сформированные на занятиях курса сенсорные эталоны, служат основой для накопления, уточнения, активизации вербальных и невербальных средств коммуникации на предмете речь и альтернативная коммуникация. Математические представления. Сформированные на занятиях курса сенсорные эталоны служат основой для накопления и закрепления знаний об элементарных математических представлениях. Окружающий мир. Сенсорные эталоны служат основой формирования целостных образов и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Музыка и движение. Развитие слуховых и двигательных восприятий, эмоциональное и практическое обогащение опыта. Изобразительная деятельность ( лепка, рисование, аппликация ). Накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам изобразительного искусства. Формирование предпосылок к освоению доступных средств изобразительной деятельности.

1) пояснительная записка, в которой : конкретизируются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса ; общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися ; описание места учебного предмета в учебном плане ; личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса ; 2) содержание учебного предмета, коррекционного курса ; 3) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся ; 4) описание материально - технического обеспечения образовательной деятельности.

Личностные и предметные Опора на ФГОС ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ !!! « Мягкие формулировки »: предмет ориентирован на …; обучающиеся получат возможность научиться …; курс ориентирован на формирование … Соответствие задачам

формирование положительного отношения к школе и учебной деятельности ; развитие представления о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни ( ответственно относиться к занятиям : быть готовым к занятиям ); развитие самостоятельности в выполнении элементарной предметно – практической деятельности ; формирование предпосылок к эстетическому восприятию окружающего мира ; социально - эмоциональное участие в процессе общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми ; формирование установки на безопасный ( умение обращаться с ножницами, клеем и т. п.), здоровый образ жизни ( физкультминутки, гимнастика для глаз ), наличие мотивации к труду ( прибраться на парте после выполненного задания и т. д.).

Задачи Ожидаемые результаты формирование и развитие представлений о цвете, форме и величине ; формирование пространственно - временных представлений ; формирование количественных представлений и счета в пределах 8; знакомство с цифрами и числами 6 – 8, формирование умения писать цифры в тетради ; выполнение операций сложения и вычитания, сравнения групп в пределах 8 на наглядно – действенной основе. Распознавать геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник, прямоугольник ; Различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности Определять количество дней в неделе, их последовательность ; Ориентироваться в схеме тела, в пространстве ; Соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой Считать на предметной основе в доступных пределах ребенку ; Узнавать, соотносить и писать цифры 1-8; выкладывать их последовательно в ряд ; Выполнять операции сравнения, сложения и вычитания ; решать простые задачи на нахождение суммы и остатка с опорой на наглядность в доступных ребенку предеоах.

Организация оценивания Методы оценивания Способы обозначения выявленных результатов

особенности текущего психического и соматического состояния каждого обучающегося ; в процессе предъявления заданий должны использоваться все доступные обучающемуся средства невербальной коммуникации ( предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные технологии ) и речевые средства ( устная, письменная речь ); формы выявления возможной результативности обучения должны быть вариативными для различных детей, разрабатываться индивидуально, разрабатываться в тесной связи с практической деятельностью детей ; способы выявления умений и представлений детей с умственной отсталостью могут носить как традиционный характер, так и быть представлены в другой форме, в том числе в виде некоторых практических заданий ;

выявление результативности обучения должно быть направлено не только на определение актуального уровня развития, но и « зоны ближайшего », а для некоторых обучающихся « зоны отдаленного развития », т. е. возможностей потенциального развития ; выявление представлений, умений и навыков в каждой образовательной области должно создавать основу для дальнейшей корректировки специальной индивидуальной образовательной программы, конкретизации плана дальнейшей коррекционно - развивающей работы ; в процессе предъявления и выполнения заданий обучающимся должна оказываться необходимая помощь, которая может носить разнообразный характер ( дополнительные словесные и жестовые инструкции и уточнения, выполнение ребенком задания по образцу, по подражанию, после частичного выполнения взрослым, совместно со взрослым ).

При оценке необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка, например : « выполняет действие самостоятельно », « выполняет действие по инструкции » ( вербальной или невербальной ), « выполняет действие по образцу », « выполняет действие с частичной физической помощью », « выполняет действие со значительной физической помощью », « действие не выполняет »; « узнает объект », « не всегда узнает объект », « не узнает объект »;

Традиционные методы ( выполнение контрольных / самостоятельных работ, практические работы, тестирование ) Метод экспертной группы Наблюдение Индивидуальный психолого - педагогический эксперимент Изучение продуктов деятельности

Объективность ; Комплексность, т. е. возможность охватить все аспекты и этапы формирования учебного навыка ; Чувствительность к минимальным продвижениям обучающихся ; Минимизация временных затрат ; Простота в использовании на практике ; Возможность оценить прочность сформированных навыков в течение длительного времени и возможность их применения ; Нацеленность на улучшение качества обучения с возможностью быстрой корректировки программ.

Количественные показатели Оценка Бально - уровневая система Количество правильно выполненных заданий за промежуток времени Количество невербальных знаков, используемых за единицу времени в заданной модели общения … Качественные критерии по итогам практических действий ! – не выполняет ; ПП – выполняет со значительной помощью ; П – выполняет с частичной помощью ; И – по последовательной инструкции ; О – по образцу ; ОШ – самостоятельно, но с ошибками ; С – самостоятельно и без ошибок.

1) пояснительная записка, в которой : конкретизируются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса ; общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися ; описание места учебного предмета в учебном плане ; личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса ; 2) содержание учебного предмета, коррекционного курса ; 3) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся ; 4) описание материально - технического обеспечения образовательной деятельности.

Структуировано : По направлениям ( блокам, разделам ) По этапам Направления / этапы должны быть соотносимы с задачами и ожидаемыми результатами

Август : 1. Предварительное составление рабочей программы Сентябрь ( сроки могут варьироваться ): 1. Реализация исходно - диагностического блока рабочей программы по предмету. 2. Корректировка рабочей программы на основе результатов диагностики. 3. Согласование и утверждение рабочей программы. В течение учебного года : Реализация рабочей программы, допустимы корректировки.