Лекция 1 1. СОЦИОЛОГИЯ И ЖУРНАЛИСТИКА: РЕТРОСПЕКТИВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ; 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ЖУРНАЛИСТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ; 3. ОСОБЕННОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ И МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (Институт «УралИНСО»)
Advertisements

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ И КОНТУРЫ БУДУЩЕГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ИЗМЕРЕНИЙ АУДИТОРИИ РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ В РОССИИ Шариков Александр Вячеславович, профессор НИУ «Высшая.
Отделение деловой и Заведующий Р.И.Батыршин политической журналистики.
1 МЕСТО КАЧЕСТВЕННЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Стр. 1 ЦИРКОН, 2001 г. Исследовательская группа ЦИРКОН ЦИРКОН, 2001 г. Стр. 1 Исследовательская группа ЦИРКОН ЦИРКОН, 2001 г. Стр. 1 Выборы
«Социально-значимые управленческие инновации и их влияние на деятельность предприятий» ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «Социально-значимые управленческие.
Лекция 10. Электоральное поведение.. Основные вопросы 1. Избирательная кампания как объект социологического анализа. 2. Основные подходы и парадигмы социологического.
Введение В современной России власть, ее политические структуры и институты претерпевают существенные трансформации. Государство испытывает потребность.
Качественные методы исследования: значение, обработка и анализ данных.
РИПН - Волгоград Индекс потребительских настроений волгоградцев Презентация проекта для участия в региональном этапе конкурса PR-проектов «Серебряный лучник»
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Стратегия и тактика развития имиджа бизнес-ассоциации Ялта, 2011 Татьяна Шварц директор пресс-центра ТПП Саратовской области.
Стратегия имиджа. Поможет в выявлении лидеров общественного мнения; Разработает концепцию кампании; Осуществит медиапланирование кампании; Создаст новые.
Качественные методы. Сфера применения качественных методов Получение реальной картины мнений, что используется, в частности, для корректировки вопросов.
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» Кафедра менеджмента и маркетинга Кафедра менеджмента и маркетинга.
Формирование имиджа органов социальной защиты населения Свердловской области Сведения об авторском коллективе, осуществившем проект при поддержке РГНФ.
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ФГОУ ВПО СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт экономики, управления и природопользования направление «МЕНЕДЖМЕНТ» ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
1 Весна 2009 Подготовлен для: Sanatate Подготовлен: TNS Moldova 10 июня 2009 MMI Рейтинг ежемесячных изданий.
Консалтинговое агентство incorpore РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ, ВНУТРЕННИХ КОММУНИКАЦИЙ, ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМ КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ Москва,
Транксрипт:

Лекция 1

1. СОЦИОЛОГИЯ И ЖУРНАЛИСТИКА: РЕТРОСПЕКТИВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ; 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ЖУРНАЛИСТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ; 3. ОСОБЕННОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ЖУРНАЛИСТИКЕ.

Концептуальность - способность к системному анализу и моделированию изучаемого объекта или процесса. Структурность -, способность видеть и понимать сложную структуру, наличие многих слоев. Диалектизм - способность видеть процессы в развитии, объяснять или пытаться объяснить основные тенденции, понимать, что любое явление проходит стадии зарождения, роста, расцвета и умирания, переходит в новое качество. Способность учитывать социокультурную цикличность, уметь ею пользоваться в анализе. Умение учитывать, что в период переходных состояний (бифуркаций) неравновесные системы даже на слабые колебания (флуктуации) отвечают сильными резонансными изменениями. Прогностические способности - умение видеть цель, вычленить сверх цель движения, развития, процесса, определить характер этой цели, ее направленность. Многосторонность в изучении явлений и процессов, способность анализировать различные тенденции и разнородные идеи, разные точки зрения. Объективность - способность за внешними видеть сущность, за словами и декларациями обнаружить истинные мотивы и причины поступков, пытаться угадать или проанализировать настоящие цели политических, экономических и духовных элит. Доказательность, аргументировать - представление результатов с опорой на объективные данные.

В 1

– коммуникации и обмен установками (Ховланд и Йельская школа); – эмпирическое изучение значений (Осгуд и другие исследователи из Иллинойского университета); – межличностные отношения в связи с процессами массовой коммуникации (Лазарсфельд и его коллеги из Колумбийского университета); – теории диссонанса, консистентности и другие психологические теории, рассматривающие когнитивные процессы в их отношении к массовой коммуникации); международные коммуникации (Пул, Дойч, Дэвисон); – группы и групповые процессы в их отношении к массовой коммуникации (Ньюком, Аш, Шериф, Левитт, Бэйвелас); – применение математической теории информации Шеннона в отношении к процессам массовой коммуникации (Миллер, Черри и др.); – контент-анализ (Берельсон, Холсти и др.); системная теория (Миллер и др.); ориентация в информации (Картер); проблемы языка (Хомский и др.); обучение на материале средств массовой информации (Мэй, Лумсдэйн и др.)

Конец 19 и начало ХХ в. – это время формирования и развития классической социологии г. - Макс Вебер, выступая в австрийском университете с лекцией, ввел понятие «социология прессы». 20-е годы - в США уже проводились массовые опросы. начало 30-х гг. - добавились обследования аудитории. 30-е гг. - активно изучала свою аудиторию и британская радиовещательная корпорация Би-би-си. 40-е гг. - развиваются эмпирические исследования журналистики. Ведущие исследователи того времени – Липпман, Лазарсфельд, Берельсон, Лассуэлл и др. Лазарсфельд и Берельсон в 1940 г. провели исследование влияние СМИ на результаты выборов президента. Были получены неожиданные результаты: выявились лидеры общественного мнения, и было положено начало теории двухступенчатого потока коммуникации е гг. – профессионализация социологии. Эталон исследовательской работы - проект "Американский солдат" (руководитель Сэмюэл Стауффер) г. – начало интенсивного развития теории массовой коммуникации

20-е гг. - взлет социологических исследований и в области журналистики (интересы, грамотность читателя) 30-е гг. – социология – буржуазная наука Начало 60-х гг. – возрождение социологии. Борис Грушин. Институт общественного мнения при «Комсомольской правде» (НЕТ СРЕДНЕГО ЧИТАТЕЛЯ!). Разработка типологии аудитории. «Мир мнения и мнения о мире» е гг. - организованы масштабные исследования («Литературная газета и ее аудитория», «Районная газета», «Известия», «Труд», Центральное телевидение) Перестройка – «Региональная пресса» («эффект ореола»)

В 2

(англ. European Society of Marketing Research Professionals) одна из наиболее известных и уважаемых исследовательских ассоциаций в мире, образованная в 1948 году. ESOMAR объединяет компании и организации, проводящие маркетинговые исследования и исследования в области общественного мнения. Членство в ESOMAR означает соблюдение членом определенных стандартов проведения исследований и служит определенной гарантией высокого качества исследований. На сегодняшний день в ESOMAR существует только индивидуальное членство, в то же время имеется каталог компаний (т. н. ESOMAR Directory), в которых работают члены ESOMAR. Принято считать, что компания, находящаяся в ESOMAR Directory, является членом ESOMAR.

Всероссийский (до 1992 года - Всесоюзный) центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) - старейшая и наиболее известная российская компания, проводящая опросы общественного мнения. ВЦИОМ был основан в декабре 1987 г. Управляющий орган ВЦИОМ - Совет директоров, опирающийся в своей работе на Научно-экспертный совет ВЦИОМ. Сегодня ВЦИОМ - ведущая российская исследовательская организация в области общественного мнения. Приоритетной сферой деятельности ВЦИОМ является проведение социологических исследований политического, социального и электорального характера. Руководители ВЦИОМ являются членами ESOMAR. В своей деятельности ВЦИОМ следует принципам научной объективности и строгости, руководствуясь этическим Кодексом ESOMAR. ВЦИОМ использует широкий спектр исследовательских техник, представленных в социологической практике. Это личные интервью, телефонные интервью, фокус-группы, углубленные интервью, опросы экспертов, тесты продукции, упаковки и рекламы, дневниковые исследования, аудит розничной торговли и др. Центр обеспечивает полный технологический цикл проведения исследовательских работ - от разработки программы исследования до презентации аналитических отчетов. ВЦИОМ обладает специализированной программой построения выборок, которые охватывают всю Россию. Для минимизации эффекта смещения выборки, неизбежно возникающего в ходе полевых работ, используется специально разработанная программа взвешивания данных.

о 1992 г. Фонд работал при ВЦИОМ. С середины 1992 г. Фонд стал полностью самостоятельным. В 1996 г. Фонд стал базовой социологической организацией предвыборного штаба Б.Н.Ельцина. С тех пор основным заказчиком и потребителем результатов исследований Фонда является Администрация Президента РФ. Аналогичную роль Фонд играл и в штабе В.В. Путина в гг. и в 2004 г. Фонд имеет солидный опыт проведения обширных политологических исследований для большинства избирательных кампаний современной России. В их числе – парламентские кампании гг., 2003 г.; президентские гг., 2004 г.; серия избирательных кампаний гг., 2004 г. в регионах России. Крупными заказчиками Фонда наряду с Администрацией Президента РФ были Правительство РФ, ЦБ РФ, МОСТ-Банк, ГАЗПРОМ, ВАЗ, ОРТ, ВГТРК, НТВ, НТВ+, ЮКОС, Интеррос, ВИДЕО ИНТЕРНЕШНЛ, ИНТЕРФАКС, РИА "Вести» Фонд получил известность и за рубежом, выполняя работы для USIA, ROPER STARCH, BBC, Стэнфордского университета, Фонда "Евразия", посольств различных стран в России и др. Типы работ – мониторинг общественного мнения, тематические исследования, социологическое сопровождение избирательных кампаний, крупных социальных проектов. Информационные продукты – еженедельный бюллетень "Доминанты. Поле мнений", "лента новостей" ФОМ-Инфо

TNS Россия признанный лидер в области медиа-измерений, предлагающий своим клиентам стратегически важную информацию для эффективного медиапланирования, программирования эфира, планирования контента и позиционирования СМИ. В рамках синдикативных и заказных исследований измеряют объёмы и изучаем характеристики и предпочтения аудитории всех каналов СМИ. предоставляются данные по 190 национальным изданиям, всем эфирным теле- и радиоканалам; выборка репрезентирует население России в возрасте 16 лет и старше, проживающее в городах с населением более 100 тысяч человек 57.8 млн. человек; общий объем выборки – около интервью в год; выборка является многоступенчатой случайной индивидуальной.

Проводит медиа исследования с 1991 г., включая 3-х летний опыт ведения национальной телевизионной дневниковой панели г. - проведение первого в России комплексного исследования аудиторий телевидения, радио и прессы, осуществленного совместно с французским исследовательским агентством Mediametrie. Начат самостоятельный мультимедиа мониторинг в Москве и Санкт-Петербурге на основе личных интервью г. - внедрение компьютерной системы телефонных опросов в Москве (CATI - Computer Assisted Telephone Interviewing). Запущен ежедневный мониторинг телевизионной и радиоаудитории в Москве по методике DAR (Day-After-Recall). КОМКОН способствовал введению в лексикон отечественных рекламных агентств и СМИ таких сейчас уже привычных понятий как Rating, Share, Reach, Frequency, CPT и др г. - впервые в России было проведено комплексное маркетинговое исследование потребления, стиля жизни и медиапредпочтений среди детей и подростков в возрасте от 4-х до 15-ти лет. Позднее (начиная с 1998 года) этот проект станет регулярным и получит название New Generation г. - начата еженедельная подготовка данных об аудиториях телеканалов и телепрограмм на основе всероссийской дневниковой панели КОМКОН запустил новый тип исследований радиоаудитории – тестирование музыкального формата радиостанций г. - экспертами компании КОМКОН разработан Метод психографического шкалирования, позволяющий исследовать особенности характера и мировоззрения целевых групп

В 3

особенность ограничение Информационное поведение человека диктуется индивидуальными психологическими механизмами 1. Количественные методы исследования должны сочетаться с качественными 2. Социологические методы исследования должны подкрепляться психологическими 3. Социология может дать только количественные фактологические показатели, но не объяснить причины или зависимости. Информационное поведение человека чрезвычайно вариабельно 1. С помощью социологии мы можем делать лишь краткосрочные замеры 2. Эти замеры дают нам сведения лишь о цифровых данных. Они не определяют эффективность СМИ Информационное поведение человека обусловлено сложной системой факторов 1. Социология не позволяет давать долгосрочные прогнозы при столь значительном числе переменных 2. Выявление доминантных тем аудитории слишком размыто и требует дополнительного использования методов других наук Информационное поведение человека может быть скорректировано СМИ (самореализующиеся прогнозы, самонейтрализующиеся прогнозы) 1. Социологические данные могут быть убедительным аргументом в процессе формирования общественного мнения. 2. Социологическая информация должна быть грамотно адаптирована