«ЧИТАТЕЛЬ – СЛУШАТЕЛЬ – СОБЕСЕДНИК» Условия для литературного образования детей дошкольного возраста Белькович Виктория Юрьевна, к.п.н., доцент кафедры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анкетирование: Учащихся 1. Любишь ли ты читать книги? Да – 13 Нет – 0 Не знаю – 2 2. Что ты больше любишь: Читать сам – 10 Слушать чтение взрослых – 3.
Advertisements

ВАШ РЕБЁНОК ПОЙДЁТ В ШКОЛУ… Школа – тревожное место? Судите сами: увидеть класс – к выговору, кабинет – к ссоре неприятности или болезни, цифры – к хлопотам,
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад 1 г. о. Орехово – Зуево Московской области Разработала: Воспитатель.
Развитие речи детей посредством художественной литературы. Подготовила воспитатель Кулик Е.Т.
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в приобщении ребенка к чтению»
Роль чтения в интеллектуальном развитии ребёнка. «Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным, благодаря книге». «Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Междуреченская средняя общеобразовательная школа.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РУКОВОДСТВУ ЧТЕНИЕМ ДЕТЕЙ 2012 Prezentacii.com.
Чтение художественной литературы тема :« Играем в сказку » в воспитательно - образовательном процессе ДОУ 2286.
К ак стать родителями читающего ребёнка Подсказки для заботливых взрослых.
Рекомендации для родителей МОУ СОШ 23 г. Копейска Слётова Л. А.
Школа для родителей. «Познание» Физическое развитие Познавательно- речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Социально- личностное развитие.
Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников (родительское собрание)
МАДОУ 81 «Солнышко» комбинированного вида Воспитатель: Катышева Елена Сергеевна Первая квалификационная категория Педагогический стаж работы: 6 лет.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 7 г.Мирный Республика Саха (Якутия) Родительское собрание, посвященное Детскому.
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить.
ДЕТИ И ТЕЛЕВИДЕНИЕ. Возможности телевидения Помогает детям находить ответы на вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за занятости; Понять что такое.
Детская литература с практикумом по выразительному чтению Преподаватель Григорьева О.В.
Презентация к уроку (1 класс) на тему: Презентация "Технология продуктивного чтения"
Транксрипт:

«ЧИТАТЕЛЬ – СЛУШАТЕЛЬ – СОБЕСЕДНИК» Условия для литературного образования детей дошкольного возраста Белькович Виктория Юрьевна, к.п.н., доцент кафедры дошкольного и начального общего образования

Только усвоив мысль и чувство, создавшие формы языка, дитя… получает ключ к сокровищнице народного духа. К.Д. Ушинский

Влияние на ребенка-читателя традиционной и электронной книги (Р. Пацлаф «Физиологическое воздействие телевидения на развитие ребенка») Критерии сравнения Традиционная книга Телевизор, электронные книги Развитие мыслительных способностей, воображения При чтении-слушании включается воображение, которое помогает понять и прочувствовать содержание текста, оценить интересно-не интересно, понятно-не понятно, нравится – не нравится и т.д. Воображение ребенка не развивается из- за готового зрительного ряда, мыслительные (критические) способности отключаются из-за двигательной и физиологической пассивности Развитие механизма вероятностного прогнозирования У ребенка- слушателя есть возможность предвосхищать содержание текста во время пауз, которые делает взрослый. Это поддерживает интерес к чтению, развивает воображение Телевизор не успевает прогнозировать развитие сюжета из-за быстрой смены кадров и специфической монтажной связи между ними Организация совместной деятельности, речевой коммуникации взрослого и ребенка При совместном чтении происходит личностная и образовательная коммуникация как обмен чувствами, мыслями, информацией. В остановках можно обсуждать прочитанное, отвечать на вопросы и возвращаться к тексту, что в будущем формирует способность перечитывать При совместном просмотре возможность обсуждать увиденное затруднена. Если же ребенок остается с телевизором «один на один»», он обречен на молчание. В результате речь его скудная, неразвернутая, «невопрошающая»

Совместная деятельность при литературном слушании Действия взрослого Направленность действий Действия ребенка Читает Слушает Отвечает Спрашивает Направляет внимание на иллюстрацию Рассматривает, комментирует Спрашивает Отвечает Поддерживает интерес Удивляется Комментирует, поясняет Слушает, уточняет Перечитывает Просит перечитать

Детские стихи должны проверяться дважды. Одна проверка- это сами дети. Вторая - взрослый человек с тонким вкусом. Если стихи нравятся и тем, и другому- все в порядке. Если только взрослому, это, вероятно, не детские стихи. Но если они нравятся только ребенку, это не стихи вообще, это халтура. С.Я. Маршак

ГАДЮКА ( Борис Заходер «Мохнатая азбука») Как это принято у змей, Кусают за ногу Гадюки, А потому При встрече с ней Берите, дети, ноги в руки!

«… для ребенка, хотя он и говорит, неизвестно само слово. Для него само слово есть прозрачное стекло, через которое ребенок смотрит на то, что скрыто за этим стеклом, но не видит самого стекла» (Л.С. Выготский)

Не заботьтесь о том, что дети мало тут поймут. Но именно и старайтесь, чтобы они как можно менее понимали, но больше чувствовали. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце переполняется чувством изящного; пусть литература действует на них, как и музыка. – прямо через сердце, мимо головы, для которой еще настанет время. Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее. В.Г. Белинский

Ритуал вечернего чтения Сами того не подозревая, мы открываем для себя едва ли не главное назначение сказки, и даже шире - назначение искусства: устанавливать перемирие в битве жизни. Даниэль Пенак (Педагогическое эссе) Сказка для ребенка, прежде всего, – идеальный способ удержать возле себя взрослого. Джани Родари

«ЧИТАТЕЛЬ – СЛУШАТЕЛЬ – СОБЕСЕДНИК» Условия для литературного образования детей дошкольного возраста 1. Становление читателя протекает успешно, если смена «эпохи детства» сопровождается соответствующей сменой содержания читательских интересов, преимущественных способов восприятия литературы и игровых действий ребенка. Для успешного читательского развития необходимо, чтобы на каждом этапе детства ребенок «влюблялся» в литературу заново. 2. До самой школы на каждом возрастном этапе у ребенка возникают способности, необходимые для удовлетворения читательских потребностей следующего этапа, и зарождается читательская потребность, соответствующая ведущей деятельности того же приближающегося этапа. 3. Развивать новые (более «взрослые») читательские способности нужно так, чтобы не погубить, уже приобретенных! 4. Каждый этап читательского развития в первые семь лет жизни читателя сенситивен к развитию тех или иных читательских способностей. Особенно высокая чувствительность к стихам (К. Чуковский говорит о «стиховом периоде»). 5. В школьном возрасте литературная деятельность ребенка приобретает самостоятельность и отпочковывается от ведущей деятельности.