Подготовила логопед Реннер К.С. КГУ «Качарская средняя школа 1» « Письменные упражнения шлифуют речь, а упражнения в речах оживляют письменный стиль »

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
Advertisements

М ЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ЫПОЛНИЛА УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД МОУ «К ОРКАТОВСКИЙ ЛИЦЕЙ » А НИСИМОВА.
Количество учащихся начальных классов ГОУ СОШ 438 с различными видами речевых нарушений (по состоянию на январь 2009 года)
«Виды, причины и коррекция дисграфии» Центр психолого-педагогического сопровождения детей г.
«Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления» Семинар-практикум для родителей.
Частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры.
Занятия с логопедом. Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Непременным условием нормального развития речи является своевременное.
Коррекция дислексических нарушений у младших школьников с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Принципы коррекционно- логопедической работы при устранении нарушений письменной речи Подготовила учитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Логопедическая программа «Школа будущего первоклассника» Возраст детей 6-7 лет Подготовила : учитель-логопед О.Н. Шипелёва МОУ «Средняя школа 8» Г. Когалым.
Зачем нужен логопед в детском саду?. Известно, что детский возраст наиболее благоприятен для формирования восприятия и воспроизведения речи. Речь ребенка.
Неречевые симптомы Речевые симптомы Симптомы дисграфий Неточность слуховой диф-ции звуков Неправильное произношение звуков Нарушение различных форм языкового.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8 имени Бусыгина М.И.»» г. Усть-Илимска Иркутской области В.А.Мельникова.
Советы логопеда родителям первоклассников. Фонетический дефект В этом случае Вашему ребенку необходимы занятия с учителем-логопедом по постановке правильного.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
1.Развивать артикуляционную, мелкую, общую моторику у детей с ОНР. 2.Развивать память, внимание, логическое мышление, речь. 3.Использовать в своей работе.
Парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса.
БЛИЦ – ОПРОС Тема «Взаимодействие логопеда и воспитателей логопедических групп»
«Наглядный материал для дифференциации звуков «Л-В» Мариупольская городская ПМПК Учитель-логопед Хаевская А.Н.
Речь детей нарушена как система.. Дети с ЗПР имеют все нарушения речи наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом.
Транксрипт:

Подготовила логопед Реннер К.С. КГУ «Качарская средняя школа 1» « Письменные упражнения шлифуют речь, а упражнения в речах оживляют письменный стиль » Марк Фабий Квинтилиан

КГУ «Качарская средняя школа 1» Логопед Реннер Ксения Сергеевна Образование: высшее Стаж работы: 4 года Педагогический стаж: 4 года Категория: без категории Тема самообразования: « Использование информационных технологий на логопедических занятиях»

Дисграфия - представляет собой частичное расстройство процесса письма, которое связано с нарушением либо неполным формированием психических функций, отвечающих за контроль и реализацию письменной речи.

Причины возникновения дисграфии наследственная предрасположенность; травмы и заболевания, затрагивающие головной мозг; социально-психологические факторы; операции на головном мозге, опухолей, кровоизлияний в мозг, а также инсультов.

Симптомы и признаки дисграфии у детей пропуски букв; путаность в написании сходных по написанию или звучанию букв, к примеру, Л-М или Д-Т; использование лишь определенных падежей, разрывание слова или добавление к нему новых букв и слогов; предложения могут «идти» волной, обрываться на середине; пропуски строчек; замена прописных букв строчными и наоборот; нарушается строй предложения, то есть имеет место быть перестановка слов, которая усложняет понимание написанного текста.

Этиология Патогенные факторы, которые воздействуют на пренатальный, натальный и постнатальный периоды. Наследственные факторы, которые создают неблагоприятный фон, предрасполагающий к возникновению нарушений чтения и письма (задержка развития речи и т.д.). Органические причины: повреждения корковых зон головного мозга, участвующих в процессах чтения и письма; запаздывание созревания этих систем головного мозга, нарушения их функционирования. Функциональные повреждения: внутренние (например, длительные соматические заболевания) и внешние (неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, двуязычие в семье, недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых, неблагоприятная обстановка в семье ).

Виды дисграфии Артикуляторно-акустическую, при которой наблюдаются нарушения звукопроизношения, фонематического восприятия и артикуляции; Акустическую, для которой характерны проблемы с фонемным распознаванием; Аграмматическую, обусловленную недостаточным развитием лексико-грамматической стороны речи; Дисграфию, связанную с проблемами языкового анализа и синтеза; Оптическую, указывающую на нарушения зрительно-пространственных представлений.

Способы коррекции дисграфии Устранение нарушений в звукопроизношении и фонематических процессахзвукопроизношении фонематических процессах Работа над обогащением словарного запаса и улучшением связной речи младших школьников обогащением словарного запаса Акцент на формирование грамматической стороны речи грамматической стороны речи Развитие аналитико- синтетической деятельности аналитико- синтетической Занятия, направленные на улучшение пространственного и слухового восприятия пространственного и слухового восприятия Занятия, развивающие память и мышление память и мышление Развитие двигательной сферы Упражнения для закрепления полученных навыков

Отработка опорных звуков Мелкая моторика рук Артикуляционная гимнастика Направленная воздушная струя Фонемати- ческий слух Звукопроизношение

ВОЛШЕБНИКИ (развитие фонематического восприятия) Задание: "Сейчас мы будем превращать одно слово в другое. Я назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: кит - кот. Слова для изменения: дом, сон, пил, мел. Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет. Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

Акцент на формирование грамматической стороны речи «Закончи предложение». Логопед начинает предложение, а ребёнок заканчивает его, отвечая на поставленный вопрос. После этого ребёнок должен произнести предложение целиком. Почтальон разносит (что?) … Учитель учит (кого?) … Повар варит (что?) … «Кому что нужно?» Детям предлагаются картинки с изображением людей различных профессий. Логопед задаёт вопрос: «Кому что нужно?» Ножницы -- … (парикмахеру), кисть -- … (маляру), топор -- … (плотнику), метла - - … (дворнику), скрипка -- … (скрипачу), указка -- … (учителю), поварской колпак -- … (повару), лопата -- … (садовнику).

Работа над обогащением словарного запаса и улучшением связной речи младших школьников Изменить слово по аналогии Баран – баранина, Жемчуг - …, Свинья -…, Картофель -…, Теленок -…, Горох -…, Песок- песчинка, Чай -…, Дождь-…, Пыль -…, Пух -…, Вишня -...

Развитие аналитико- синтетической деятельности « Какая гласная пропущена?» Д С О Н М Ж Ш И ТЬ ТЬ Л Л Ё ША ЖА

Занятия, направленные на улучшение пространственного и слухового восприятия Графические диктанты Графические диктанты. Например: «Ключик»«Ключик»

Занятия, развивающие память и мышление Ребенку предлагаются слова, написанные в столбик. Через сек, эти слова убирают и предлагают второй столбик слов. Ребенок должен найти слова, которые он запоминал. Например: сад лужа лужа мыло река заяц окно мяч лук снег заяц лук флаг вода луна лес снег окно гроза дом

Развитие двигательной сферы I. Упражнения для развития тонкой моторики ру­ки и зрительно-двигательных координаций. 1. Срисовывание графических образцов (геометричес­ких фигур и узоров разной сложности). 2. Обведение по контуру геометрических фигур раз­ной сложности с последовательным расширением радиу­ са обводки (по внешнему контуру) или его сужением (об­водка по внутреннему контуру). 3. Вырезание по контуру фигур из бумаги (особенно вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги). 4. Раскрашивание и штриховка (этот наиболее извес­тный прием совершенствования моторных навыков обыч­но не вызывает интереса у детей младшего школьного воз­раста и поэтому используется преимущественно только как учебное задание на уроке. Однако, придав этому за­нятию соревновательный игровой мотив, можно с успе­хом применять его и во внеурочное время). 5. Различные виды изобразительной деятельности (ри­сование, лепка, аппликация и пр.). 6. Конструирование и работа с мозаикой. 7. Выкладывание фигур из спичек (палочек). 8. Выполнение фигурок из пальцев рук. 9. Освоение ремесел (шитье, вышивание, вязание, пле­тение, работа с бисером и пр.). II. Игры и упражнения для развития крупной моторики (силы, ловкости, координации движений). 1. Игры с мячом (самые разные). 2. Игры с резинкой. 3. Игры типа Зеркало: зеркальное копирование поз и движений ведущего (роль ведущего может быть пере­дана ребенку, который сам придумывает движения). 4. Игры типа Тир: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами и пр.). 5. Весь спектр спортивных игр и физических упраж­нений.

Коррекция дисграфии как правило, делится на 4 основных этапа: диагностический; подготовительный; коррекционный; оценочный

Первый этап коррекции дисграфии и дислексии предполагает выявление данных расстройств у детей с помощью диктантов, обследования состояния лексико-грамматической стороны речи и анализа его результатов.

Второй этап направлен на общее развитие ручной моторики, пространственно-временных представлений, памяти и мышления.

Для третьего этапа коррекции дисграфии и дислексии характерно преодоление дисграфических нарушений. Работа в данном случае реализуется преимущественно на синтаксическом, лексическом и фонетическом уровнях и нередко направлена на устранение проблем со связной речью, чтением и звукопроизношением.

Мазанова для коррекции дисграфии также рекомендует уделять большое внимание дифференциации букв, которая включает изолированное написание их: в слогах; в словах; в словосочетаниях; в предложениях; в тексте.

Последний этап методики призван оценить результаты коррекции дисграфии и дислексии, поэтому на нем обычно проводится повторная проверка навыков письма и чтения, а также анализ всевозможных письменных работ детей.

Рекомендации: Формировать банк дидактических и демонстрационных материалов по устранению дисграфии у младших школьников. Обеспечивать своевременное выявление младших школьников с нарушениями письма. Проводить консультативную работу с учителями и родителями. Разработать рекомендации для учителей и родителей по профилактике дисграфии у школьников. Подобрать для работы наиболее оптимальные формы и методы, направленные на устранение дефектов письменной речи.