«Предикты психической дезадаптации у детей и подростков и формирование зависимых форм поведения» Гагаркина Ирина Григорьевна
Психологические травмы детства как указатель возможных форм нарушенного развития и поведения Отвержение родителем (чаще своего пола) Не чувствует права на существование. Пример: нежеланный ребенок, не своевременно появился, «не того» пола. Формируется низкая самооценка, Малоценность своей личности в жизни других людей.
Психологические травмы детства как указатель возможных форм нарушенного развития и поведения (продолжение) Покинутый, переживает свою травму преимущественно на уровне «иметь» и «делать». Пример: появление в семье нового младенца, присмотр в отсутствие родителей во время их отпуска няней, частое отсутствие мамы в связи с ее занятостью, госпитализация без родителей, болеющая мать, отсутствие (занятость) отца. Ведущим переживанием детства является недостаток общения с родителем противоположного пола. Бросает начатое, важное для себя; позволяет себе «упасть», недостаточно занимается собой, не уделяет себе необходимого внимания. Склонен к психосоматическим расстройствам, с целью привлечения к себе внимания.
Психологические травмы детства как указатель возможных форм нарушенного развития и поведения (продолжение) Униженный (пристыженный) дает себя знать в ребенке в возрасте от одного до трех лет. Проявляется при конфликте с родителем, который занимается уходом за ребенком, его физическим развитием, гигиеной (чаще мать), испытывает недостаток свободы, чрезмерный контроль. Находит утешение в еде. Сам себя унижает, когда сравнивает себя с другими и преуменьшает свои заслуги. Причиняет себе страдания, взваливая на себя чужую ответственность и лишая себя свободы и необходимого личного времени.
Психологические травмы детства как указатель возможных форм нарушенного развития и поведения (продолжение) Предательство. Эта травма пробуждается в возрасте после двух лет, связана с Эдиповым комплексом. Крушение доверия или несбывшихся ожиданий по отношению к родителю противоположного пола. Обманывает сам себя, внушая ложные истины, Нарушает обязательства по отношению к самому себе. Занятость контролем и проверкой того, что делают другие, не оставляет времени на себя.
Психологические травмы детства как указатель возможных форм нарушенного развития и поведения (продолжение) Несправедливость переживается с 3-х до 6 лет с родителем своего пола, когда ребенок осознает, что является человеческим существом, отдельной целостной сущностью со своими особенностями. В период «Я - самости», в случаях, когда блокируется индивидуальность, ребенку не позволяется быть самим, отсутствует признание и уважение к личности, должен быть исполнительным и совершенным. Страдание от холодности родителя, от его неспособности выражать себя и чувствовать другого. Чрезмерная требовательность к самому себе Не считается со своими ограничениями и создает себе стрессовые ситуации. Самокритичен и с трудом замечает свои положительные качества и результаты работы. Не умеет доставить себе удовольствие и радоваться жизнью.
Семейный Профессиональный Социальный Развернутый и конструктивный план жизни: Стойкие деструктивные стереотипные сценарии поведения Позитивный и негативный жизненный опыт
Самоактуализация (self-actualisation) представляет собой процесс, включающий в себя здоровое развитие людей, возможный лишь при удовлетворении потребностей в уважении, признании, достоинстве, осознании собственной пользы в социуме. Создатель «межличностной теории психиатрии» H.S. Sullivan (1947, 1953) утверждал, что « тревога – продукт межличностных отношений, первоначально передающаяся от матери и впоследствии связанная с угрозой безопасности». Невроз рассматривается Э. Фроммом (1941) как « пожизненная зависимость от внешнего объекта », как неудачная попытка разрешить конфликт между непреодолимой зависимостью и стремлением к свободе.
Персонологическая динамика личности в ходе кризиса осуществляется в цепочке: Психопатизированная (пост психотическая) Психопатическая Препсихопатическая Невротическая Акцентуированная Нормальная, гармоническая
В профилактике аддикций важнейшим шагом является личностная реализация Реализация физиологических, социально приемлемых форм проявления пароксизмального побуждения: накопление аффектов (гнев, ненависть, ярость, мстительность) и их взрывообразная разрядка; нетерпимость. Реализация потребностей в профессии, например, матрос, летчик, пожарный. Выставление себя напоказ. Тщеславие, стремление к эпатажу, специфические формы поведения (манерность), моральная цензура. Реализация потребностей в профессии, например артист; народный трибун. Социально-позитивные, экстремально-позитивные формы проявления пароксизмального побуждения –стремление к справедливости, доброте, милосердии к окружающим, застенчивость. Самопредставление в различных видах мира коллективных фантазий. Выбор профессии, например, актер, политик, занятия миссионерской деятельностью.
Профилактика проявлений симптомов аддиктивного поведения (продолжение) Поддержка социально-позитивных потребностей циркулярного круга побуждений, например, отказ от личного в пользу коллектива (семьи,религии, социального класса, народа). Выбор профессии, например, политик, оратор, артист. Реализация физиологических, социально приемлемых форм проявления побуждения к контактам- циркулярного круга: потребность в прикреплении к объекту, личности, группе. Выбор профессии: например, повар, продавец, музыкант (духовые инструменты), лингвист.
Сопоставление это культуральных подходов. Особенности воспитания в каждой семье свои, но они напрямую связаны с собственным поведением родителей и теми традициями, которые из поколения в поколение передаются в семьях. - Поиск смысла жизни - Установление эмоциональных контактов - Забота о теплых интерьер- зональных отношениях - Этническая доминанта сознания Восточная модель - Приоритеты на сохранение собственного здоровья - Приоритеты в деятельности (карьера, престижность, увлеченность работой по типу трудоголизма) - Забота о собственной привлекательности, внешности и т.д. - Сексуальные ценности Западная модель
Диагностические критерии психодезадаптационных состояний у детей и подростков Высокий уровень тревожности и страхов, низкие показатели умственной работоспособности, низкие показатели уровня интеллектуального развития, сочетающиеся с низким баллом успеваемости, признаки психоэмоционального напряжения Психологический критерий Потенциальная или более выраженная учебная дезадаптация в виде низкой учебной активности и слабой успеваемости Критерий эффективности учебной деятельности Нарушение школьных норм поведения и школьной дисциплины, неуспешность социальных контактов в виде дерзости с учителями, грубости и драк со сверстниками Социально- психологический критерий Индивидуально-психологические особенности, обусловленные конституционально-биологическими, экзогенно-органическими, соматическими и социально-психологическими факторами и/или их сочетаниями Критерий биологической предрасположенности Отдельная симптоматика различного регистра преходящего характера или сохраняющаяся от трех недель до нескольких месяцев с частотой проявления от 1 до 3 раз в неделю и с субъективным чувством идентификации своего состояния как «нездоровья» Преклинический критерий
Для молодых семей - программа «Факультет отцов». повышение роли отца в процессе формирования личности ребенка; вовлечение отцов в процесс воспитания ребенка с целью защиты интересов и социальных прав ребенка, формирования и сохранения психического и физического здоровья детей; создание групп поддержки здоровья мужчин, проведение обучающих семинаров и психотерапевтических групп.
Для молодых мам «Культура материнства» Компетентность матери в вопросах воспитания и взаимодействия с ребенком. Знание и умение применять на практике развивающих программх для детей разных возрастных групп. Психология поведения матери в период ухода и вскармливания младенца.
«Энергия любви – главная движущая сила живой природы и человеческого сообщества»
Спасибо за внимание!