Воспитательные возможности урока физики / из опыта работы Бакус Л.Р./ «Моральные качества личности имеют большее значение, чем интеллектуальные достижения»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Здоровьеориентированное содержание школьной программы по физике – как одно из направлений здоровьесберегающих и развивающих технологий предпрофильного.
Advertisements

Подготовила учитель физики МБОУ СОШ 1 Хусяинова Л. Н.
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Этот период обучения.
МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ»
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Корнеенко Людмила Валерьевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ 390.
Задачи современного общего образования в школах РФ Научить: организовывать свою деятельность; объяснять явления действительности; ориентироваться в мире.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ – ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Подготовила: Мелентьева О.М. Воспитатель 1 квалификационной категории МАДОУ детский сад 2 Г. Златоуста. 2013г.
«самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни» К.Д. Ушинский Щербинина В.С.
Самостоятельная работа как способ развития мышления и познавательного интереса учащихся.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики Выполнила учитель физики МБОУ «Нижнеингашская средняя общеобразовательная школа 2» Терешонок.
Мелишникова Светлана Сергеевна воспитатель МБДОУ детский сад 48 «Пчелка»
МБДОУ детский сад комбинированного вида 12 «Белочка» с корпусом 2 «Соболёк» Исследовательский проект «Воздух, которым мы дышим» Воспитатель: Софьина Т.А.
«Формирование экологической культуры через проектно – исследовательскую деятельность» Воспитатель: Рыбыдайло Нина Александровна Конкурс Радуга презентаций.
Поект Проект «Я расту здоровым и счастливым». На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. В дошкольном.
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ. Принципы и компоненты процесса обучения Процесс обучения совокупность последовательных взаимосвязанных действий учителя и.
Транксрипт:

Воспитательные возможности урока физики / из опыта работы Бакус Л.Р./ «Моральные качества личности имеют большее значение, чем интеллектуальные достижения» А. Эйнштейн. учитель физики высшей квалификационной категории Бакус Людмила Робертовна МБОУ СОШ 8 г. Конаково, Тверская область Всероссийский фестиваль педагогического творчества

Место физики среди школьных дисциплин Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Физика - основа научно-технического прогресса создаёт у учащихся представление о научной картине мира. показывает гуманистическую сущность научных знаний подчёркивает нравственную ценность знаний, формирует творческие способности учащихся, формирует мировоззрение учащихся, способствует воспитанию высоконравственной личности, что является основной целью обучения.

Воспитательные возможности урока физики Изучение физики по программе для общеобразовательных учреждений на базовом уровне направлено на достижение целей по освоению знаний, овладению умениями, развитию навыков по предмету, а также по воспитанию убеждённости в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; использованию приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. С целью решения актуальных для современной школы задач и оптимизации учебно-воспитательного процесса использую технологии: технология личностно – ориентированного обучения И.С.Якиманской (ситуация успеха, возможность выбора, атмосфера сотрудничества, рефлексия) межпредметных связей. здоровьесберегающая технология (формирование экологической компетентности учащихся и воспитания у них экологической грамотности ). Ведущие формы проведения занятий: беседы, практические работы, обмен информацией, наблюдения и опыты, игры и другие формы с активным использованием наглядности, созданием проблемных ситуаций, опорой на жизненный опыт учащихся.

Использование межпредметных связей на уроках физики Целый ряд физических сведений получают учащиеся на уроках биологии, экологии, географии, природоведения за счёт наблюдений за растительным, животным миром, природными явлениями. Это даёт возможность : разнообразить уроки, сделать их увлекательными, запоминающимися, воспитывающими. Межпредметные связи содействуют формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы, помогают им использовать свои знания при решении практических и экспериментальных задач. Цель применения: способствовать развитию интереса к естественным наукам, формированию мировоззрения учащихся, воспитанию личности школьника. Задачи применения: расширение знаний учащихся по физике; приобретение практических, информационных, коммуникативных умений; развитие интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения задач, выполнения опытов, подготовки творческих работ;

Воспитывающие возможности задач Решение задач – неотъемлемая составная часть процесса обучения физике, поскольку она позволяет формировать и обогащать физические понятия, развивать физическое мышление учащегося и их навыки применения знаний на практике, содействовать развитию у учеников положительных черт характера. Нужно стремиться сообщать ученику не только новые знания, но и помогать ему глубже и лучше познать то, что он уже знает, то есть сделать "живыми" уже имеющиеся у него основные научные сведения, научить сознательно ими распоряжаться, пробудить желание применить их. Использую : задачи мини – рассказы; задачи, затрагивающие личностные качества человека; занимательные задачи; задачи с нетипичными ситуациями; задачи с бытовым содержанием; задачи с доп. познавательной информацией; задачи – исследования; сюжетные задачи; задачи с худ. содержанием;

Функции сюжетных задач и задач с художественным содержанием Сюжетные задачи – задачи, в которых описан некоторый жизненный сюжет (явление, событие, процесс), с целью нахождения определённых количественных характеристик или значений. учат видеть и правильно объяснять с точки зрения физики повседневные явления. содержат в себе информацию, активизирующую познавательную деятельность и эмоциональную сферу ученика на различных этапах урока. могут выполнять в процессе обучения физике побуждающую, познавательную, воспитывающую, развивающую, контролирующую функции. Задачи с художественным содержанием - задачи, в содержании которых использован текст или мотивы художественных произведений привлекают фрагменты с элементами литературы, истории формируют у учащихся любовь к природе, родному краю, обогащать образное мышление, развивать фантазию, что является необходимым фактором успешного усвоения учебного предмета.

Использование на уроках физики сюжетных задач и задач с художественным содержанием я представляю свой опыт по применению таких выразительных средств, как использование отрывков из стихотворений русского писателя И.А.Бунина (учащиеся получают задания составить к ним вопросы и ответить на них); использование фрагментов текстов из статей любителя природы и человека необычайно талантливого, создавшего оригинальный жанр коротких рассказов - размышлений о природе Василия Пескова (информация, полученная из этих фрагментов,помогает учащимся в ответе на вопросы или составлении к ним вопросов); использование фрагментов музыкальных произведений русских композиторов П. Чайковского и Н. Римского-Корсакова (динамические паузы); использование ярких выразительных фотографий из сети Интернет; использование физкультминуток, органично вписывающихся в канву мероприятия. Для более эффективного решения поставленных задач я конструирую качественные вопросы и расчётные задачи в виде небольших сюжетов. Использую на различных типах уроков; на различных этапах урока в соответствии с целями уроков. Мощное средство воспитания личности школьников на уроке физики связь обучения с жизнью, практикой, бытом

Роль домашнего физического эксперимента Современные процессы социального обновления, протекающие в обществе, востребовали человека, способного творчески, аналитически решать личные и общественные проблемы, сознательно строить свой внутренний и духовный мир. Производству требуются специалисты, обладающие не только необходимыми знаниями, умениями и навыками, но и такими качествами, как самостоятельность, организованность, способность решать творческие задачи, проектировать собственную деятельность, проявляющие готовность к самообразованию и саморазвитию, к ускоренной адаптации, к изменениям в производстве, в социальном пространстве. Прерогативой преподавания физики всегда являлся физический эксперимент. Домашние экспериментальные работы – вид деятельности учащихся, в котором они могут проявить свои творческие способности. Владение современными технологиями существенно повысит качество работы и представления её результатов. Эффективным способом обучения учащихся созданию микро презентаций в ходе выполнения домашних практических работ, позволяют подготовить учащихся к дальнейшей проектной деятельности.

Необходимость проведения занимательных и одновременно познавательных домашних физических опытов, начиная с седьмого класса. Важны опыты: наиболее соответствующие интересам детей, учитывающие их предварительную подготовку по технологии производства, а также математические способности, непременным условием всех опытов должна являться их безопасность. Обращение к истории науки при подготовке серии домашних экспериментальных заданий покажет ученику, как труден и длителен путь учёного к истине, которая формулируется сегодня в виде короткого уравнения или закона. Опыт показывает, что подобное обращение к истории науки и техники имеет большое воспитательное значение: домашний физический эксперимент является составной частью общественно – полезного производительного труда, в процессе этого труда школьники не только знакомятся с различными профессиями, практически проверяют себя, «примеряют» себя к тем или иным сферам производства, профессиям, но и учитель получает благоприятные условия для изучения личности школьника. У учителя физики есть уникальная возможность не только рассказывать о физ. явлениях и законах, но и найти способы настолько приблизить эти явления к ученикам, чтобы они стали вместе с ним исследователями этих явлений. Уверенность учащихся в возможности экспериментального подтверждения научных фактов заставляет с особым уважением относиться к предмету, где каждое положение доказуемо. Домашние физические опыты

Цели и задачи: 1)Учить формировать знания о физических величинах, явлениях, законах. иллюстрировать физические явления и законы физики примерами из биологии, географии, экологии. детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группе. 2)Развивать познавательную активность учащихся, диалектическое и системное мышление, гибкость ума, смекалку, речь, умение переносить и обобщать знания из разных предметов, умение работать над замыслом 3)Воспитывать любовь к природе, родному краю, экологическую грамотность с использованием здоровьесберегающего элемента, бережно относиться к своему здоровью, использовать полученные знания в повседневно, чувство ответственности за порученное дело, уважению к труду, эмоциональную сферу учащихся посредством включения в канву урока музыкальных произведений, выразительных худ. средств ( поэзия, фотографии и видеофрагменты природных пейзажей)

Урок «Диффузия» 7 класс /фрагмент/ Учитель: Дорогие путешественники! Наш путь лежит по родным просторам: через леса, через поля. Мы будем любоваться нашей природой, дышали чистым воздухом, укреплять своё здоровье вдали от шумного и пыльного города. В пути вы должны помогать друг другу, чтобы избежать ушибов и травм.

ПРИВАЛ «НА ЛЕСНОЙ ОПУШКЕ» При 8-часовой работе двигателя расходуется 380 кг кислорода Такое же кол-во кислорода выделяет 1 га леса в течение почти 2-х суток Человек потребляет в сутки в среднем 1 кг пищи, 2 кг воды и около 2,5 кг воздуха Кожа дышит «чистым» воздухом. 30% кислорода поступает в организм через кожу. I. Задания группам: «Экологические» Группа 1 1. Как происходит процесс очистки воздуха лесом? Группа 2 2. Чем объясняется, что пыль не спадает с поверхности, обращенной вниз? Группа 3 3. Пояснить смысл мордовской народной пословицы: «Много леса – не руби, мало леса – береги, нет леса – посади».

II. Задания командам: «Поэтические» Прочтите отрывки из стихотворений певца русской природы Ивана Бунина. Составьте к ним вопрос. Ответьте на него. Обратите внимание на выделенные слова. Они помогут вам узнать физическое явление. Группа 1 Группа 2 «..И в молодом березняке «Чем жарче день, тем сладостней в бору Грибами пахнет и листвою» Дышать смолистым свежим ароматом»

Группа 3 «Полями пахнет, - свежих трав, От сенокосов и дубрав Лугов, прохладное дыханье! Я в нем люблю благоуханье»

Динамическая пауза - музыкальная П.И.Чайковский «Вальс цветов» / фрагмент/

ПРИВАЛ «ОКНО В ПРИРОДУ» Учитель: Дорогие путешественники! Много интересного человек может узнать, читая книги и научно –популярную литературу, а также периодические издания. В течение ряда лет в газете «Комсомольская правда» в рубрике « Окно в природу» помещал свои очерки о природе писатель Василий Песков. III.Задания группам : « Биологические» Прочтите фрагменты статей В.Пескова «Пчёлочка златая: жужу – жижу – жу…» и «Похожий на солнце». Информация из этих статей поможет вам в ответах на вопрос ы. Группа 1 «Что же представляет собою живое солнышко?» Правильно ли утверждение, что подсолнух поворачивается вслед за солнцем? Можно ли подсолнечник назвать цветком? Группа 2 Какова задача цветков из венчика? Каково назначение хоботка пчелы? Группа 3 «Почему мед называют «душою цветов»? Как пчела – путешественница находит дорогу к цветку?

Группа 1 Группа 2 Группа 3

Фрагменты статей: Группа 1: 1.«..Прежде всего - это не один цветок, а соцветие. Сотни цветков, прочно сидящих в корзине – шляпке» 2. «Это утверждение всего лишь легенда. Подсолнухи любят солнце, но не поворачиваются вслед за ним» Группа 2: 1.«..Самые крайние цветки образуют желтый нарядный венчик. Но эти цветки бесплодны, семян они не дают. Их задача: яркой, броской окраской привлекать опылителей – насекомых к остальному сообществу» 2. «..Хоботком из цветов она вытягивает нектар, а на ворсинках тела невольно переносит пыльцу (мужское семя растений) на пестики (женские половые органы цветов). Таким образом, происходит опыление (оплодотворение) растений. Восемьдесят процентов цветковых растений опыляются насекомыми, и главный опылитель из них – пчёла» Группа 3: 1.«..Мед иногда называют «душою цветов». В июне, во время буйного разнотравья, опустите травинку в глубину цветка, дотроньтесь до неё потом языком, и вы поймете мудрость этих слов – «душа цветов» 2. «..Не удивляйтесь, если пчела прилетела к цветку, на котором вы её наблюдаете километра два-три. Пчелы-разведчицы особым танцем в улье указали ей путь и расстояние до цветов. Ориентируясь по солнцу (и в облачный день пчела знает его положение в небе), и метит путь специфическим запахом – маячки запаха помогают ей без ошибки находить дорогу домой»

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Упражнение « Где пахнет?»( повороты головы) И.П.: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поверните голову вправо - сделайте шумный короткий вдох носом с правой стороны. Затем поверните голову влево – «шмыгните» носом с левой стороны. Вдох справа – вдох слева. Посередине голову не останавливать, шею не напрягать, вдох не тянуть!

Урок «Расчёт пути и времени движения» 7 кл. /фрагмент/ Задания группам : Прочтите фрагмент текста статьи В.Пескова « О мёде и воске»: «..Путешествуя летом на автомобиле, вы замечали, наверное, на ветровом стекле золотистые кляксы. Это, столкнувшись с машиной, потерпела катастрофу пчела. В некоторых местах пчелиные трассы перекрещиваются с автомобильными трассами. Перелетая дорогу, одни пчелы растекаются желтыми пятнами на ветровых стеклах, другие с потоками воздуха засасываются в радиатор. Столкновение с машинами смертельно для пчел» Решите задачи, составленные на основе этого текста: Группа 1 Автомобиль и пчела движутся прямолинейно в одном направлении, так что через некоторое время расстояние между ними не меняется. Укажите, относительно каких тел каждый из них находится в покое и относительно каких тел они в течение этого промежутка времени движутся? Группа 2 Скорость тяжелогруженой пчелы при благоприятной погоде в среднем 18 км/ч. Выразить скорость пчелы в м/с. Сравнить скорость пчелы со скоростью автомобиля, движущегося со скоростью 15 м/ с. Группа 3 За сколько минут тяжелогружёная пчела пролетит 2 км пути, имея скорость 18 км/час? За сколько минут это путь пройдёт автомобиль со скоростью 15 м/с?

Урок «Расчёт массы и объёма тела» 7 класс /фрагмент/ Прочтите фрагмент текста статьи В.Пескова « О мёде и воске»: «..Все, что пчела соберет с цветов в транспортную « цистерну» - зобик, предназначено для семьи. Транспортировка нектара – наиболее трудная часть пчелиной работы. Низко, почти над самой травой, подобно пуле, летит тяжелогруженая пчелка домой…Капелька сладкого душистого вещества (двадцатая часть грамма) сдается на обработку в улей» Решите задачу, составленную на основе этого текста: Группа 1 Сколько миллиграмм нектара в день сдаст на обработку в улей пчела, если сборщицы нектара при благоприятных условиях в среднем делают 10 вылетов в день? Переведите мг в граммы. Группа 2 Какова масса мёда, содержащегося в трёхлитровой банке? Плотность мёда найдите в таблице. Группа 3 Какой вместимости нужна банка для хранения 1 кг мёда? Плотность мёда найдите в таблице.

Урок «Атмосферное давление» 7 класс /фрагмент/ Группа 1 Прочтите фрагмент текста статьи В.Пескова « О мёде и воске»: «..Хоботком из цветов она вытягивает нектар» Решите качественную задачу, составленную на основе этого текста: Что общего между процессами питья человеком сока через трубочку и сбором нектара пчелой с помощью хоботка?

Экспериментальная задача «Простая пластмассовая крышка» Прохорова М. и Минакова Н. демонстрируют и поясняют опыт Группа 1 Посмотрите, как устроена крышка. Её толщина посредине меньше, чем по краям. Материал крышек очень эластичен. Чтобы закрыть банку, надо надвинуть крышку на отверстие банки и ладонью нажать на середину крышки. Слышится характерный хлопок. Крышка герметично закрывает банку. Объяснить принцип действия крышки.

Экспериментальная задача «Как работают легкие» В статье В.Пескова « О меде и воске» приводится такой пример: «Температура тела во время полета тяжелогруженой пчелы на десять градусов выше, чем у сидящих без движения пчёл, а кислорода она потребляет в 50 раз больше, чем в минуты покоя» Учитель: Процесс дыхания, как вы знаете из курса биологии является важной жизненной функцией живых организмов. Группа 3 Как работают лёгкие человека? Салдин Д. демонстрирует и поясняет опыт с самодельным прибором ( резиновая плёнка имитирует диафрагму, а шарик – лёгкие) Диафрагма опускается – Вдох. Диафрагма поднимается – Выдох. Оттягиваем плёнку – шарик надувается. Надавливаем на плёнку – шарик сдувается. Лёгкие наполняются атм.воздухом. Так же работают и лёгкие человека.

Берегите пчёл! Учитель: Дорогие путешественники! Сегодня был ветреный день, и вы, наверное, заметили, как низко над нашей опушкой летали пчелы. Пчелы обычно летают низко, чтобы не подвергаться воздействию ветра. Они не могут преодолеть сильный ветер. Вспомните скоростные автотрассы! Пчелам нужен чистый воздух, как и человеку! Мёд не только вкусный, но и полезный. В меде есть витамины. Пчелиным прополисом поласкают горло, если оно заболит. Пчела может ужалить, она так защищается. Пчелиный яд является лекарством. Из мёда делают мази, крема и натирают больные места.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА – МУЗЫКАЛЬНАЯ Римский-Корсаков «Полёт шмеля» /фрагмент/

Урок «Гидравлический пресс» 7 класс /фрагмент/ Задания группам «Практические» Группа 1 Раздавите на бумаге подсолнечное зерно. Что вы увидите? Объясните явление. В чем главная ценность «Цветка – солнца»? Как, поначалу, экзотическое для России растение вернулось на свою родину в Америку ценнейшей масличной культурой? Найти в тексте статьи В. Пескова «Похожий на солнце» информацию по данному вопросу. Группа 2 Найти в тексте статьи В. Пескова «Похожий на солнце» информацию о том, кем, где и когда был изобретен первый примитивный пресс для отжима масла из подсолнечных семян. Рассказать об устройстве этого пресса. Группа 3 Найти в тексте статьи В. Пескова «Похожий на солнце» информацию о совершенствовании винтовых прессов. Привести примеры о бурном развитии маслобойного дела в степной России. Почему вблизи старых деревянных построек кустарного заводика все еще чувствуется запах масла?

Группа 1 Раздавите на бумаге подсолнечное зерно. Что вы увидите? Объясните явление. В чем главная ценность «Цветка – солнца»? Как, поначалу, экзотическое для России растение вернулось на свою родину в Америку ценнейшей масличной культурой? Найти в тексте статьи В. Пескова «Похожий на солнце» информацию по данному вопросу.

Группа 2 Найти в тексте статьи В. Пескова «Похожий на солнце» информацию о том, кем, где и когда был изобретен первый примитивный пресс для отжима масла из подсолнечных семян. Рассказать об устройстве этого пресса.

Группа 3 Найти в тексте статьи В. Пескова «Похожий на солнце» информацию о совершенствовании винтовых прессов. Привести примеры о бурном развитии маслобойного дела в степной России. Почему вблизи старых деревянных построек кустарного заводика все еще чувствуется запах масла?

Подсолнечное масло имеет приятный запах и вкус. Подсолнечное масло имеет приятный запах и вкус. В косметике масло входит в состав различных мазей Учитель: Итак, благодаря солнцу, воде и земле, на которой вырос подсолнух, а также трудолюбию человека, взрастившего его, мы имеем ценный и полезный продукт – подсолнечное масло. Задания группам «Питательные» Почему рекомендуют заправлять салаты маслом? Почему это делают непосредственно перед едой? Благодаря какому физическому явлению происходит всасывание питательных веществ в стенках кишечника?