Административная практика реализации Федерального закона от 18.07.2011 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Гудкова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Практика применения 223- ФЗ: способы осуществления закупок – выбор и порядок проведения»
Advertisements

Контрактная система Осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок.
Минфин России Служба контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Обзор административной и судебной практики Службы контроля Ханты-Мансийского.
1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
§ 2. Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурсов и аукционов Статья 48. Проведение открытого конкурса.
СФЕРА ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.
Последовательность проверки Протоколов и Извещений. 1. Форма проведения на соответствие ПП Предмет ТРУ. На соотв ч.2 ГК РФ 3. Наличие сведений в.
Практика рассмотрения Свердловским УФАС России жалоб по Закону о закупках в порядке ст.18.1 Закона о защите конкуренции.
Федеральный закон 94-ФЗ и 223-ФЗ: сходство и различия Начальник юридического отдела Главного управления материальных ресурсов Челябинской области Сухова.
Г. Нижний Ломов 2014 г. Планирование закупок и проведение экспертизы в рамках Федерального закона от 05 апреля 2013 года 44-ФЗ «О контрактной системе в.
Виды проверок организаций- исполнителей ГОЗ, проводимых контрольным органом, в том числе СМК по ГОСТ РВ
Администрация города Волгодонска Тема семинара: « Нарушения, выявленные в ходе проверок за II полугодие 2015 года »
22 проверки, из которых 20 – плановых и 2 – внеплановые; проверено 1673 процедуры размещения заказов; выявлено 671 процедура, которая проведена с нарушением.
Реестр договоров 223-ФЗ. Чем регулируется ведение Реестра договоров? Ст.4.1 Закона 223-ФЗ Постановление Правительства РФ от 31 октября 2014 года 1132.
СПК ПС ОМС 1 Тема 3.3 Порядок проведения конкурса.
Защита интересов заказчиков и поставщиков. План семинара Защита интересов заказчиков обеспечение исполнения контракта антидемпинговые меры (и не только)
3-й Форум юристов стран СНГ Правовые рамки проведения государственных закупок в России : Федеральный закон от 21 июля 2005 года 94-ФЗ с изм. от
Управление государственного заказа и лицензирования Белгородской об ласти «Контрактная система в сфере закупок в соответствии с последними изменениями»
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА В СФЕРЕ ЗАКУПОК: ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ УФАС ПО РМ Саранск, 2015.
Под закрытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке направляется заказчиком ограниченному кругу лиц, которые удовлетворяют требованиям,
Транксрипт:

Административная практика реализации Федерального закона от ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Гудкова Ирина Сергеевна, заместитель руководителя Московского УФАС России Федеральная антимонопольная служба г. Москва, 2015

2 Направления реализации полномочий антимонопольного органа по контролю закупок ТРУ отдельными видами юридических лиц Рассмотрение жалоб на действия заказчиков в порядке ст ФЗ Ведение реестра недобросовестных поставщиков Привлечение к административной ответственности Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства Участие в разработке и подготовка НПА

Федеральный закон от ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» вступил в силу Указанным законом установлена административная ответственность на нарушения в сфере закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц. В частности, примечание к статье 2.4 КоАП РФ дополнено положением, в соответствии с которым лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок товаров, работ, услуг юридическими лицами, попадающими под действие 223-ФЗ, включая членов закупочных комиссий, при нарушении требований законодательства о корпоративных закупках несут административную ответственность как должностные лица. 122-ФЗ также внес изменение в часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ, дополняющее перечень отраслей законодательства, за нарушение норм которого срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год, законодательством о корпоративных закупках. 3 Привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства о закупках

КоАП РФ дополнен статьями и , которыми вводятся новые составы административных правонарушений, а также статьей 23.83, устанавливающей полномочия федерального органа, осуществляющего контроль в сфере корпоративных закупок, и его должностных лиц. Статья 19.5 КоАП РФ дополнена частью 7.2, предусматривающей установление административной ответственности за невыполнение в установленный срок решения или предписания федерального органа, осуществляющего контроль в сфере корпоративных закупок, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства о корпоративных закупках. Федеральным законом также внесены изменения в процессуальные нормы КоАП РФ, уточняющие подведомственность дел об административных правонарушениях и конкретизирующих права должностных лиц федерального органа, осуществляющего контроль в сфере корпоративных закупок, по составлению протоколов об административных правонарушениях и основания проведения ими административного расследования. 4 Привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства о закупках

Административная ответственность должностных лиц Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей , частью 7.2 статьи 19.5, статьей настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Административная ответственность за нарушение законодательства о закупках. Составы административных правонарушений Часть 1 статьи КоАП РФ Состав Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в электронной форме, в иной форме. Лицо, подлежащее административной ответственности Должностное лицо, юридическое лицо Административное наказание Штраф – (должностное лицо); – (юридическое лицо).

Административная ответственность за нарушение законодательства о закупках. Составы административных правонарушений Часть 2 статьи КоАП РФ Состав Действия, предусмотренные частью 1 статьи КоАП РФ, совершенные должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз. Лицо, подлежащее административной ответственности Должностное лицо Административное наказание Штраф – или дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года.

8 Применительно к ч. 1 и ч. 2 ст КоАП РФ Закупки в электронной форме В соответствии с ч.4 ст.3 Закона о закупках Правительство России вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. Во исполнение указанной нормы принято постановление Правительства России от «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме» (далее - Постановление N 616). Таким образом, в случае закупки товаров, работ, услуг, перечисленных в Перечне товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме, утвержденном Постановлением 616, заказчик должен проводить такую закупку в электронной форме. При этом способ осуществления такой закупки (конкурс, аукцион, запрос предложения и иные), а также порядок закупки указанным способом заказчик определяет самостоятельно в положении о закупке. В случае, если товар, работа, услуга не включены в указанный перечень, заказчик не обязан, но может проводить закупку таких товаров, работ, услуг в электронной форме. N.B. Постановлением Правительства России от перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме, расширен и более детализирован (вступит в силу с ).

9 Закупки в электронной форме. Установление требования о представлении документов на бумажном носителе 1. Постановление ФАС Московского округа от N Ф /2013 по делу А /2013 При проведении закупки в электронной форме на оказание услуг по уборке производственных помещений антимонопольный орган вынес решение о совершении предприятием нарушения в виде установления требования к претендентам о представлении документов на бумажном носителе. В удовлетворении требования отказано, поскольку извещение о проведении закупки содержало указание на необходимость представления ряда документов на бумажном носителе, что является отступлением от избранной формы проведения закупки. 2. Постановление ФАС Московского округа от N Ф05-25/2014 по делу N А / Решением антимонопольного органа общество признано нарушившим Закон о закупках путем необоснованного установления требования по представлению части документов на бумажном носителе, обществу также выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Суд отменил указанное решение, ввиду того, что аукционная документация соответствует требованиям действующего законодательства.

Административная ответственность за нарушение законодательства о закупках. Составы административных правонарушений Часть 3 статьи КоАП РФ Состав Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке. Лицо, подлежащее административной ответственности Должностное лицо, юридическое лицо Административное наказание Штраф – (должностное лицо); – (юридическое лицо).

Административная ответственность за нарушение законодательства о закупках. Составы административных правонарушений Часть 4 статьи КоАП РФ Состав Нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи КоАП РФ. Лицо, подлежащее административной ответственности Должностное лицо, юридическое лицо Административное наказание Штраф – (должностное лицо); – (юридическое лицо).

Административная ответственность за нарушение законодательства о закупках. Составы административных правонарушений Часть 5 статьи КоАП РФ Состав Неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Лицо, подлежащее административной ответственности Должностное лицо, юридическое лицо Административное наказание Штраф – (должностное лицо); – (юридическое лицо).

13 Применительно к чч. 4-5 ст КоАП РФ Размещение информации Размещению на официальном сайте подлежит: 1. Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе: извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона. 2. Согласно части 2 статьи 4 Закона о закупках, заказчик размещает на официальном сайте план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения на официальном сайте такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от , вступившим в силу , утверждены Правила формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и Требования к форме плана закупки товаров (работ, услуг).

14 Применительно к чч. 4-5 ст КоАП РФ Размещение информации Размещению на официальном сайте подлежит: 3. Изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в единой информационной системе внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней. 4. Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

15 Применительно к чч. 4-5 ст КоАП РФ Размещение информации Размещению на официальном сайте подлежит: 5. Согласно части 19 статьи 4 Закона о закупках заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на официальном сайте: 1) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг; 2) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика); 3) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Закона о закупках; 4) сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у СМП. ! Заказчик должен размещать на официальном сайте также сведения, предусмотренные частью 19 статьи 4 Закона о закупках, в отношении договоров, сведения о которых заказчик вправе не размещать на официальном сайте в соответствии с частью 15 статьи 4 Закона о закупках.

Административная ответственность за нарушение законодательства о закупках. Составы административных правонарушений Часть 6 статьи КоАП РФ Состав Нарушение установленных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок изменений, вносимых в правовые акты, регламентирующие правила закупки товаров, работ, услуг заказчиком, утвержденные с учетом положений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Лицо, подлежащее административной ответственности Должностное лицо, юридическое лицо Административное наказание Штраф – (должностное лицо); – (юридическое лицо).

17 Применительно к ч. 6 ст КоАП РФ Размещение информации Размещению на официальном сайте подлежит: Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению на официальном сайте не позднее чем в течение 15 дней со дня утверждения (часть 1 статьи 4 Закона о закупках).

Административная ответственность за нарушение законодательства о закупках. Составы административных правонарушений Часть 7 статьи КоАП РФ Состав Несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг. Лицо, подлежащее административной ответственности Должностное лицо, юридическое лицо Административное наказание Штраф – (должностное лицо); – (юридическое лицо).

19 Применительно к ч. 7 ст КоАП РФ Размещение информации В извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, следующие сведения: 1) способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ); 2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика; 3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг; 4) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг; 5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота); 6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа; 7) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

20 Применительно к ч. 7 ст КоАП РФ Размещение информации В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: 1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; 2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; 3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик; 4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги; 5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота); 6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

21 Применительно к ч. 7 ст КоАП РФ Размещение информации В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: 7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей); 8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке; 9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям; 10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке; 11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки; 12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; 13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Административная ответственность за нарушение законодательства о закупках. Составы административных правонарушений Часть 8 статьи КоАП РФ Состав Предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг. Лицо, подлежащее административной ответственности Должностное лицо, юридическое лицо Административное наказание Штраф – (должностное лицо); – (юридическое лицо).

Административная ответственность за нарушение законодательства о закупках. Составы административных правонарушений Часть 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ Состав Невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Лицо, подлежащее административной ответственности Должностное лицо, юридическое лицо Административное наказание Штраф – (должностное лицо); – (юридическое лицо).

Административная ответственность за нарушение законодательства о закупках. Составы административных правонарушений Статья КоАП РФ Состав Непредставление или несвоевременное представление информации о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) либо представление заведомо недостоверной информации о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Лицо, подлежащее административной ответственности Должностное лицо, юридическое лицо Административное наказание Штраф – (должностное лицо); – (юридическое лицо).

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения : об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров. Возможные варианты способов уклонения от заключения договора: -прямой письменный отказ от подписания договора, -неподписание победителем проекта договора в предусмотренный закупочной документацией срок, -Несвоевременное представление обеспечения договора или представление обеспечения в форме, не предусмотренной закупочной документацией, -Предъявление при подписании договора встречных требований по условиям договора в противоречие ранее представленным в заявке участника. 25 Реестр недобросовестных поставщиков

Уклонение от заключения договора по вине заказчика Согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе к порядку заключения и исполнения договоров. При проведении проверки факта уклонения победителя от заключения договора комиссиями антимонопольных органов нередко устанавливается факт нарушения заказчиком процедуры заключения договора, установленной закупочной документацией и положением о закупке, в частности заказчики не надлежащим образом выполняют требования в части передачи победителю закупки проекта договора. В таких случаях сведения о поставщиках не подлежат включению в РНП в связи с недобросовестными действиями заказчика, в следствие которых нарушено право победителя закупки заключить договор в порядке и на условиях, прописанных в документации. Постановление ФАС Московского округа от Ф /2014 по делу А В антимонопольный орган поступило обращение ОАО «НИАЭП» о включении сведений о третьем лице в реестр недобросовестных поставщиков, по результатам рассмотрения которого сведения в реестр включены не были. Арбитражный суд отказал в удовлетворении требования, поскольку не доказано, что третье лицо уклонилось от заключения договора, так как отсутствуют доказательства передачи ему проекта договора. 26 Реестр недобросовестных поставщиков

Постановление Правительства России от «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ч. 3 ст. 5 Закона). Утверждает: Перечень сведений, включаемых в РНП; Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в ФОИВ, уполномоченный на ведение РНП; Правила ведения РНП; Форму РНП; Требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения РНП. Примечание. Приказ ФАС России от /13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным Законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». 27 Реестр недобросовестных поставщиков

28 Реестр недобросовестных постащиков Направлять сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров - обязанность заказчиков Куда: обращения о включении сведений в реестр направляются заказчиками в центральный аппарат ФАС России или территориальные органы ФАС России по месту нахождения заказчика, направляющего такие сведения. Как: Обращения могут быть поданы в письменном виде или направлены в виде электронного документа, подписанного электронной подписью, через сайт zakupki.gov.ru. Последствия: Наличие сведений об участнике закупки в реестре может быть установлено заказчиком в качестве основания для отказа такому участнику в участии в закупке. Реестровая запись, содержащая сведения о недобросовестных поставщиках, включается в реестр сроком на 2 года.

29 Распределение полномочий между ФАС России и его территориальными органами Центральным аппаратом ФАС России рассматриваются жалобы на действия (бездействие) заказчиков при закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых (начальная цена договора) составляет свыше одного миллиарда рублей и на действия (бездействие) операторов электронных площадок. Иные жалобы на действия (бездействие) заказчиков при проведении закупок рассматриваются территориальными органами ФАС России: по месту нахождения заказчика; по месту нахождения филиала заказчика – в случае если закупка осуществляется филиалом заказчика (по согласованию с территориальным органом). При этом ФАС России вправе поручить территориальному органу рассмотрение жалобы, а также принять решение о рассмотрении жалобы в центральном аппарате ФАС России.

Антимонопольные требования при проведении закупок товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: 1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников; 2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; 3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений; 4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений. Согласно ч. 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции с указанные требования распространяются, в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Антимонопольные требования при проведении закупок товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках Примеры дел по ограничению конкуренции 1. Дело Московского УФАС России /77-15 (в суде А /15) Установление требований к банковской гарантии, которые привели к ограничению конкуренции. Установление безальтернативного способа обеспечения аукционной заявки только в виде банковской гарантии, учитывая в совокупности небольшой размер обеспечения, срок приема заявок, конкретный перечень банков, гарантии которых принимаются организатором торгов; требования о представлении оригинала гарантии в составе заявки; может создать определенные трудности потенциальным участникам закупки в получении такого обеспечения в указанные сроки при отсутствии альтернативной возможности внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки, способствовать ограничению числа потенциальных участников закупки и, таким образом, привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении Аукциона. 2. Дело Московского УФАС России /77-14 (в суде А /2014) Заказчик при проведении закупки на право заключения договора на оказание охранных услуг допустил нарушение ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении доп. требований к участникам (лицензия на гос.тайну) и объединение в один лот территориально, функционально не связанных друг с другом работ (разные объекты для охраны в разных субъектах РФ) 3. Дело Московского УФАС России /77-14 (в суде А /2014) Объединение трех видов тормозных колодок в один лот. Колодки не являются взаимозаменяемыми или взаимосвязанными, ввиду чего не могут использоваться для последовательного достижения одной цели – ремонта тормозного оборудования железнодорожного подвижного состава.

Перечень случаев, в которых участник закупки вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика в антимонопольный орган, установленный ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, не является закрытым. Участник закупки имеет право обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ услуг, как в антимонопольный орган, так и в суд. При этом рассмотрение жалобы участника закупки осуществляется антимонопольным органом по правилам ст Закона о защите конкуренции. Суд указал на то, что административная (внесудебная) форма защиты прав и законных интересов участников закупки является более экономичной и более оперативной по сравнению с судебным порядком оспаривания, что является значимым для участника закупки. дела А /2012, А /2013 А /2014 Судебная практика. Полномочия антимонопольного органа по рассмотрению жалоб на действия заказчика 32

Действие Закона о закупках распространяется на все закупки товаров, работ, услуг организациями, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках, за исключением закупок, указанных в части 4 статьи 1 Закона о закупках. Начиная с 1 января 2012 г. предприятие при закупке товаров, работ, услуг обязано руководствоваться положениями Закона о закупках, независимо от того, закупаются такие товары для собственного потребления или для их дальнейшей перепродажи населению. дело А /2012 Судебная практика. Сфера применения 223-ФЗ 33

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупках, проводимых в рамках Закона о закупках, установлен специальной нормой ст Закона о защите конкуренции и не подлежит регулированию главой 9 названного закона. Таким образом, является несостоятельными доводы заявителя о недействительности оспариваемых актов (решения и предписания антимонопольного органа) в связи с не извещением в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции приказа о возбуждении дела и создании Комиссии и определения о назначении дела к рассмотрению. дело А /2012 Судебная практика. Порядок рассмотрения жалоб на действия заказчика 34

Судами установлено, что жалоба на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке ст Закона о защите конкуренции может быть подана: 1. Во всех случаях, непосредственно участниками закупки; 2. В случаях, если такое обращение связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, кроме участников закупки, лицами, чьи права и законные интересы затронуты. дело А /2012 дело А /2012 Судебная практика. Кто вправе обжаловать действия заказчика 35

В случае если в Положении о закупках заказчика установлено, что заказчик может установить требования в отношении закупаемой продукции в форме технического задания, в том числе допускается в требованиях к продукции указывать товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, и при этом в требованиях должны быть указаны слова «или аналог» («или эквивалент»), то содержание в документации указания на товарный знак без сопровождения словами «или аналог» («или эквивалент») будет не соответствовать требованиям Положения о закупке. дело А /2014 если в Положении о закупках в обязательном порядке не установлено требование указывать в документации на возможность поставки аналога и эквивалента, то заказчик, руководствуясь своими потребностями, в документации о закупке вправе установить требование о закупке конкретного наименования товара (с указание на товарный знак или знак обслуживания). при отсутствии прямого законодательного запрета антимонопольный орган не вправе делать выводы о потребностях хозяйствующего субъекта. дело А /2013 Судебная практика. Требования к закупаемому товару (работам, услугам) 36

Устанавливая в документации о закупке возможность поставки аналога товара (эквивалента), заказчик обязан в документации установить параметры эквивалентности поставляемых товаров или параметры определения соответствия поставляемого товара требуемому, или параметры, по которым возможно определить равнозначность или превосходство предлагаемого к поставке товара. Отсутствие в конкурсной документации параметров определения соответствия или эквивалентности поставляемого товара не может служить основанием для отклонения поданной заявки на основании ее несоответствия требованиям такой документации. дело А /2014 Судебная практика. Требования к закупаемому товару (работам, услугам) 37

Отсутствие в действующем законодательстве требования установления в конкурсной документации порядка расчета баллов и значимости критериев оценки заявок участников не свидетельствует о том, что такие критерии и порядок не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов. Отсутствие названных критериев и порядка расчета баллов может привести к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение победителя может быть основано на субъективном усмотрении организатора торгов (его конкурсной или аукционной комиссии). Более того, критерии начисления баллов, а также вес (ценность) в баллах каждой разновидности документов являются необходимыми для участников квалификационного отбора, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности торгов, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов. Постановление Президиума ВАС РФ 3323/13 от Судебная практика. Порядок оценки и сопоставления заявок 38

Заказчик был привлечен к административной ответственности за неисполнение предписания антимонопольного органа, выданного в соответствии с ч. 20 ст и п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции. Под неисполнением в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения. Неисполнение в срок указанного предписания является нарушением антимонопольного законодательства (ч. 4 ст. 51 Закона о защите конкуренции). Суд в решении указал, что нарушение требований ст. 51 Закона о защите конкуренции, т.е. невыполнение предписания, виданного по результатам рассмотрения на основании ст названного закона жалобы, является нарушением именно антимонопольного законодательства. Дело А /15 Судебная практика. Неисполнение предписания = нарушение антимонопольного законодательства 39

Закупочная деятельность заказчиков регламентируется Положением о закупке, содержащим требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч.2 ст.2 Закона о закупках), а также документацией о проведении закупки (ч.10 ст.4 Закона о закупках). Заказчик незаконно отказался от заключения договора с победителем закупки. Документации был установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа заказчика от заключения договора с победителем закупки либо со вторым участником закупки. Ни одного из оснований для отказа от закупки или отказа от заключения договора, указанных в документации, у заказчика не было, но он все равно отказался от заключения договора. Антимонопольным органом такие действия заказчика признаны нарушающими законодательство о закупках, положение о закупках и документацию. Суд подтвердил выводы антимонопольного органа. Дело А /15 Судебная практика. Отказ заказчика от заключения договора с победителем закупки 40

Оценка заявок на участие в конкурсе осуществлялась исходя из двух критериев: цена договора и неценовые критерии, в т.ч. по критерию «квалификация участника конкурса» учитывалось только наличие опыта сотрудничества с самим заказчиком. Между тем установление столь узкого подкритерия объективно влечет за собой нарушение принципа равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, ограничивая количество участников лишь контрагентами заявителя, поскольку участники, не имеющие опыта такого сотрудничества, объективно лишены возможности победить в конкурсе. Ссылка заказчика на нормы Закона о закупках относительно предоставления заказчику возможности самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок отклонена судом, поскольку названные положения не освобождают заказчика от обязанности при формировании конкурсной документации соблюдать иные требования действующего законодательства. Также отклонен как документально не подтвержденный довод заказчика относительно установления упомянутого подкритерия в целях экономически эффективного расходования денежных средств. Установление столь узкого ограничивающего критерия не позволяет выявить участника закупки, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений в указанной сфере, а также, вопреки утверждению заказчика, не способно обеспечить равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах. Дело А /13 Судебная практика. Предъявление требований к опыту работы 41

42 Стандарт закупочной деятельности Анализ ряда положений о закупках крупных заказчиков, проведенный ФАС России, показал, что практически во всех положениях отсутствует регламентация важных моментов (ключевых узлов) закупочного процесса. По результатам проведенной работы Федеральной антимонопольной службой разработан Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, включающий предложения по оптимизации и унификации закупочной деятельности, которые могут быть использованы при утверждении положения о закупке. I. Обеспечение публичности, открытости закупочного процесса заказчика Размещение информации о закупочной деятельности заказчика не только в ЕИС, но и на официальном сайте заказчика в сети Интернет, а также в иных общедоступных источниках. II. Выбор способа закупки В Положениях как правило отсутствует порядок выбора способа закупки (в каких случаях какой способ применять).

43 Стандарт закупочной деятельности III. В Положении о закупке должны быть: - Порядок формирования предмета закупки, порядок формирования лотов, -Порядок определения НМЦ договора, -Исчерпывающий перечень требований к участникам закупки, -Возможность изменения заявки в ходе процедуры закупки (что можно поменять, в какие сроки, по чьей инициативе и пр.) -Исчерпывающий перечень оснований отказа в допуске к закупке, -Порядок оценки и сопоставления заявок и критерии оценки и сопоставления заявок (в Положении по крайней мере должны быть изложены основные подходы к оценке и сопоставлении заявок по каждому способу закупки), -Привлечение экспертов (то может быть экспертом, как они выбираются, в каких случаях и на каких этапах и каком порядке они привлекаются и т.д.).

44 Стандарт закупочной деятельности IV. Отсутствие конфликта интересов при осуществлении закупочной Деятельности 1. Установление в положении о закупке запрета на координацию деятельности участников закупок, ведение переговоров, нарушение конфиденциальности сведений, содержащихся в заявках, предложениях участников закупки 2. Установление в положении о закупке запрета на конфликт интересов при осуществлении закупочной деятельности. Должен быть определен порядок формирования комиссий заказчиков (кто входит, как принимаются решения и пр.). Должны быть положения про аффилированность членов комиссии (запрет на вхождение в состав комиссий заказчика аффилированных лиц либо отстранение их от работы в закупках, где принимают участие аффилированные лица) и отсутствие у них заинтересованности, 3. Независимость операторов электронных площадок.

45 Стандарт закупочной деятельности V. Недопустимо ограничивать участие физ.лиц, и лиц, применяющих упрощенную налоговую систему, в закупках (должен быть решен вопрос определения цены договора с такими участниками и порядок оценки заявок, учитывающий разные системы налогообложения) VI. Экономические механизмы, применяемые в целях защиты заказчика от недобросовестных участников закупок 1. Установление обеспечения заявки на участие в закупке 2. Установление обеспечения исполнения договора 3. Установление в положении о закупке, типовой документации о закупке, типовом договоре размера и порядка взыскания неустойки, порядка приемки товаров, работ, услуг по договору 4. Антидемпинговые меры