1 Актуальные проблемы школьного биологического образования Калинова Г.С. Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, председатель ФКР ЕГЭ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Вологодский.
Advertisements

Творческая мастерская ЕГЭ по биологии: методика изучения трудных тем курса «Биология. Общие закономерности» Щеголькова Е.Ю
Эффективное использование и корректная интерпретация государственной итоговой аттестации Эффективное использование и корректная интерпретация государственной.
Основная образовательная программа основного общего образования Л.И. Воронцова, зав. отделом сопровождения профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской.
Филонова Л.В., зав.кафедрой теории и методики обучения и информатике Амурского областного ИРО.
Основная образовательная программа I ступени как объект стандартизации общего образования.
1 ФГОС НОО Содержание Примерной основной образовательной программы НОО.
Рабочая программа. Что такое рабочая программа ? Какова структура рабочей программы ? Каковы особенности содержания рабочей программы ?
Методические рекомендации для учителей. Основой образовательной деятельности в образовательном учреждении является учебная программа – нормативный документ,
Единый государственный экзамен по биологии.. Спецификация экзаменационной работы по биологии. - Назначение экзаменационной работы; - Документы, определяющие.
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 10 – 12 марта 2010 года.
Подходы к итоговой аттестации по биологии за курс основной школы.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Система оценки качества образования. – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным.
. Разработка основ образовательной программы образовательного учреждения с учетом требований федеральных образовательных стандартов и специфики образовательного.
Тестирование как система оценки и контроля знаний, умений обучающихся.
Тесты Особенности содержания и структуры контрольных измерительных материалов определяются целями, поставленными перед ЕГЭ Цель единого государственного.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ(итоговая) АТТЕСТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В НОВОЙ ФОРМЕ в 2013 – 2014 учебном году БИОЛОГИЯ.
Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному.
Транксрипт:

1 Актуальные проблемы школьного биологического образования Калинова Г.С. Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, председатель ФКР ЕГЭ по биологии

2 I. Переход на ФГОС общего образования (2010, 2012) с целью повышения его качества, обеспечения доступности, единого подхода к оценке работы образовательных учреждений. II. Единый государственный экзамен как основная форма итоговой аттестации. (статья 70 Закона об образовании)

3 I. Внедрение ФГОС основного общего образования Примерная основная образовательная программа основного общего образования (ПОООП ООО) Основная образовательная программа основного общего образования образовательной организации Примерная программа основного общего образования по предмету (биологии) Авторская программа основного общего образования по предмету (биологии) Рабочая программа основного общего образования по предмету (биологии)

4 I. Внедрение ФГОС основного общего образования Примерная программа - определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования; - содействует сохранению единого образовательного пространства; - предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).

5 I. Внедрение ФГОС основного общего образования Авторская программа - документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания предмета; - разрабатывается на основе оригинальной авторской концепции. Рабочая программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.

6 Обсуждение примерных программ на сайте Рособрнадзора определение того, в какой мере программа выступает в качестве средства реализации идей нового образовательного стандарта и может служить основной для разработки авторских и рабочих программ.

7 Особенности примерной программы (10-11 класс) Преемственность с содержанием курса биологии для основной школы Разгрузка содержания курса от сложных для освоения знаний и умений Реализация требований ФГОС, включая формирование УУД и метапредметных результатов Ориентация на формирование познавательной культуры

8 Структура примерной программы Пояснительная записка Основное содержание Примерное тематическое планирование Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса

9 Направления модернизации программы отработка номенклатуры научных биологических понятий; определение видов УУД – познавательных, коммуникативных, регулятивных; обоснование динамики формирования УУД; выделение в структуре программы раздела «универсальные учебные действия».

10 О новых подходах к контролю качества образования открытость и прозрачность системы оценивания соответствие международным стандартам широкий охват содержания проверки практико-ориентированная направленность проверки надежность и валидность измерительных материалов информационная безопасность как условие получения объективной информации о достижениях экзаменуемых

11 Изменения модели ЕГЭ Уменьшение общего числа заданий в тесте Сокращение заданий с выбором ответа – с 36 до 25 на 11 заданий Увеличение числа заданий с развернутым ответом (с 6 до 7) Включение новых типов заданий с развернутым ответом на анализ биологической информации и исправление допущенных в ней ошибок, распознавание биологических объектов на рисунках и обоснование их особенностей.

12 Достоинства заданий с выбором ответа обеспечивают контроль большого объема содержания, проверяют широкий спектр знаний и умений по биологии, в том числе эмпирических, фактологических знаний; позволяют большой группе выпускников (спортсменам, сиротам и др.) набрать минимальное число баллов для поступления в вуз; позволяют использовать машинную обработку заданий и быстро обработать результаты выполнения;

13 Достоинства заданий с выбором ответа обеспечивают равные условия для всех учащихся в процессе контроля и оценки, валидность, надежность КИМ; на их выполнение требуется немного времени и они дают возможность получить при проверке объективную картину; эти задания позволяют уделить больше внимания контролю овладения наиболее существенным фактическим материалом; выявить умения находить определения биологических понятий, терминов, законов, теорий, характеристику объектов и процессов, признаки их сходства и отличий и др.

14 Недостатки заданий с выбором ответа по полученным данным трудно судить о причинах выявленных пробелов в усвоении определенного материала; процесс разработки качественного инструментария очень трудоемок, нуждается в серьёзной экспертизе и апробации; невозможность проверять материал творческого характера, умения применять, добывать и оценивать приобретенные знания; в выборе ответа присутствует элемент случайности, угадывания верного ответа.

15 Результаты ЕГЭ гг. по биологии Год Число участников Средний тестовый балл Число участников, набравших 100 баллов Мин. граница (первый. балл) Мин. граница (тест. балл) Не преодолели мин. границы участники (в %) , , , , , , , , , , ,1

16 Регионы с наибольшим числом участников ЕГЭ по биологии Регион Число участников 2015 Число участников 2014 Число участников г. Москва Республика Дагестан Московская область Республика Башкортостан г. Санкт-Петербург Краснодарский край Чеченская Республика

17 Регионы с наименьшим числом участников ЕГЭ по биологии п/п Регион Число участников 2015 Число участников 2014 Число участников Ненецкий автономный округ Чукотский автономный округ Еврейская автономная область г. Севастополь Магаданская область Республика Алтай Республика Крым 253

18 Регионы с наибольшим количеством 100-балльников Субъект РФ Количество 100- балльников % участников г.2014 г г. Москва 24360,30, г. Санкт-Петербург 950,250, Краснодарский край 640,170, Ростовская область 520,160, Московская область 470,080, Республика Калмыкия 400,930, Воронежская область 050,000,26 Средний процент по РФ 53,6354,83

19 Регионы с наибольшим количеством высокобалльников Субъект РФ % участников 2015 г.2014 г. 8 - Республика Калмыкия 19,3911, г. Москва 16,01 15, Самарская область 15,2 7, Тамбовская область 14,6412, Краснодарский край 13,839, Брянская область 13,047, г. Санкт-Петербург 11,7910,55 Средний процент по РФ 7,745,53

20 Выводы по результатам ЕГЭ 2015 Возросло число участников, не преодолевших минимальную границу (с 8,84% в 2014 г. до 15% в 2015 г.). Увеличилось число слабо подготовленных и набравших тестовые баллы от 0 до 40 (в среднем на 4%). Уменьшилось число участников со средними показателями тестовых баллов в диапазоне на 6%, в диапазоне на 2%. Возросло число участников, набравших высокие баллы в диапазоне баллов на 2%. Результаты по числу 100-балльников ЕГЭ в 2015 и 2014 г.г. сопоставимы.

21 Выводы по результатам ЕГЭ последних лет Полученные данные демонстрируют не случайные результаты, а отражают определенные тенденции в состоянии биологического образования; ЕГЭ признается важнейшим элементом общероссийской системы оценки качества образования, способствует интеграции РФ в мировое образовательное пространство; Контрольные измерительные материалы, используемые на ЕГЭ, отличаются валидностью, объективностью, стабильностью, доступностью.

22 Перспективы разработки экзаменационных моделей обусловлены переходом на ФГОС: включение заданий, проверяющих наряду с предметными метапредметные результаты; увеличение числа практико ориентированных заданий; разработка новых типов заданий; определение оптимального соотношения заданий разного типа и уровня сложности.

23 Перспективы разработки экзаменационных моделей обусловлены переходом на ФГОС: усиление компетентностной составляющей и практической направленности содержания; формирование универсальных и предметных способов деятельности; реализация индивидуальных траекторий обучения старшеклассников, приоритетное внимание изучению предметов, которые предстоит сдавать на ЕГЭ.

24 Перспективы разработки экзаменационных моделей обусловлены переходом на ФГОС: уменьшение процентного содержания заданий с выбором ответа для правильной ориентации учащихся на изучение предмета, развитие умения мыслить и уменьшение заучивания материала; акцент на задания с кратким и развернутым ответом, проверяющих как предметные, так и метапредметные результаты.

25 Включение устной части: существенно сужает объем проверяемого материала, возможность оценить уровень освоения всей системы знаний; увеличивает продолжительность экзамена; повышает риск претензий от участников, необъективность оценки;

26 Включение устной части: увеличивает число экзаменаторов, организационные и финансовые издержки, число апелляций; не позволяет сравнить результаты усвоения знаний по одним и тем же вопросам учащихся большой группы; потребует серьезных изменений в процедуре экзамена.

27 Государственный выпускной экзамен (устная форма) по биологии для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования (ГВЭ – 11) Комплект включает 15 билетов. Каждый билет включает 2 вопроса, позволяющие проверить основное содержание школьного курса биологии. В состав билетов включены вопросы, проверяющие теоретические знания обучающихся. Вопросы билетов сформулированы лаконично, охватывают содержание всех разделов курса биологии. Билет включает два вопроса на проверку знаний общебиологических закономерностей, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. На подготовку выпускника к ответу требуется мин.

28 Государственный выпускной экзамен (письменная форма) по биологии для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования (ГВЭ – 11) Экзаменационная работа по биологии состоит из 2 частей, включающих в себя 43 задания. Часть 1 содержит 36 заданий (1–36). К каждому заданию даётся четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Часть 2 содержит 7 заданий (37–43), из которых 6 с кратким ответом в виде последовательности цифр и 1 с развёрнутым ответом на решение задачи по цитологии, генетике, экологии.

29 Рекомендуемые материалы для подготовки к ЕГЭ Сборники экзаменационных заданий с грифом ФИПИ издательств: Интеллект-Центр, Национальное образование. Открытый сегмент федерального банка тестовых заданий Демонстрационные варианты ЕГЭ 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016.

30 Используемые термины Стандартизация теста – комплекс процедур и мероприятий, позволяющий создать для всех испытуемых равные условия. Валидность – характеристика инструментария, критерий его качества. Указывает, что именно инструмент измеряет и насколько хорошо он это делает. Дискриминативность (коэффициент дискриминации) – один из критериев качества тестовых заданий, способность задания разделять испытуемых с успешностью их деятельности. Дистрактор – варианты неверных ответов в заданиях закрытого типа. Трудность заданий – характеристика тестового задания, выражается процентом количества испытуемых репрезентативной выборки верно выполняющих это задание.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! 31