Разновидности речи Русский язык 8 класс. РазговорныйНаучный Официально- деловойПублицистичес кий Художественный Цель(зачем?) Обмен мыслями, впечатлениями,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Сколько микротем в данном тексте? 1)1 2)2 3)3 4)4.
Advertisements

Стилистика Подготовка к ЕГЭ. Текст – целостное законченное высказывание Признаки текста: Наличие темы и основной мысли Наличие или возможность заголовка.
Функциональные стили речи исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения ; разновидность литературного.
Функциональные стили речи. Функциональные стили речи : Исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого.
Технология развития устной речи Веселова З.Т., Заслуженный учитель РФ.
Текст как законченное целостное высказывание Элективный курс по русскому языку в 9 классе.
Подробное изложение по рассказу К.Паустовского «Первый снег» 5 класс.
Работу выполнила Ученица 7 «Б» класса Петрова Анна Работу выполнила Ученица 7 «Б» класса Петрова Анна.
Текст. Признаки текста. Анализ текста. Признаки текста: Смысловая цельность (единая тема) Грамматическая связь предложений.
Что мы знаем о типах и стилях речи? Интерактивный тренажёр для повторения типов и стилей речи Степанова Н.А., учитель МБОУ «Прутская СОШ»
Стили речи 1. Разговорный стиль 2. Научный стиль 3.Официально-деловой стиль 4. Публицистический стиль 5. Художественный стиль.
Текст как законченное целостное высказывание. Признаки текста Наличие темы и основной мысли Наличие темы и основной мысли Наличие или возможность заголовка.
Функциональные стили речи. Функциональные стили речи : Исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого.
ТИПЫ РЕЧИ Повествование Кто ? Что ? Где ? Когда ?
В пространстве текста. ( Комплексный анализ текста ) Всем хорошим я обязан книге. М.Горький Марютина Наталья Витальевна
Подробное изложение «Первый снег». Урок русского языка в 5 классе. Учитель Ревенко Нина Васильевна. ГБОУ СОШ 2031.
Изложение по тексту К.Г.Паустовского «Первый снег»
Восемнадцатое марта. Классная работа. Обучение написанию сочинения- рассуждения на лингвистическую тему: «Зачем нужна пунктуация?»
Научный стиль речи. К научному стилю относятся такие жанры: статьи в научных журналах и сборниках, монографии, диссертации, энциклопедии, словари, справочники,
Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!
Транксрипт:

Разновидности речи Русский язык 8 класс

Разговорный Научный Официально- деловой Публицистичес кий Художественый Цель(зачем?) Обмен мыслями, впечатлениями, общение Сообщение, передача научной информации Точная передача деловой информации Сообщение, воздействие на слушателей или читателей Воздействие на мысли и чувства Сфера применения (где?) Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и послания Официальная обстановка; уроки, лекции; научно- популярные книги Официальная обстановка;дело вые бумаги Официальная обстановка; средства массовой информации, в выступлениях Художественая литература Особености Преобладание разговорной и просторечной лексики; интонация, мимика, жесты Однозначные слова; термины; отсутствие образных средств Термины, речевые штампы, канцеляризмы; конкретность, официальность Торжественая лексика, эмоциональность; соединение стандартизированых слов и средств выразительности Широкое использование изобразительно- выразительных средств; использование средств других стилей

Определи стиль текста. 1. Солнце с…дится в тучи дым припадает к земле ласточки летают низко – всё это приметы дождя. А незадолго перед дождём слышь…тся (не)ясное дыхание влаги. Но вот начинают крапать первые капли. Потом дождь расходится. Тогда(то) и вознюююкает чудесный прохладный запах земли смоче(н,н)ой дождём. 2. Матери! Вам принадлежит голос, право творить на земле закон. Блеском и славою покрыли себя в веках тысячи и тысячи ваших сыновей, они обогатили нашу жизнь великими открытиями…

Определи стиль текста. 3. Царизм стоявший на страже крепостников- помещиков, душил свободу народов, пров…дел реакционую внутренюю и внешнюю политику, тормозил развитие страны Вы ведь знаете Гаврилу, слободского плотника? - Ну да, знаем. - А знаете ли, отчего он такой всё (не)весёлый ходит, всё молчит, знаете?

Определи стиль текста. 5. При сложении двух натуральных чисел получается новое натуральное число называемое суммой этих чисел. Числа которые складывают называют сл…гаемыми. 6. Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошв…л к окну – за стёклами всё было снежно и безмолвно. В тума(н,н)ом небе на голов…кружительной высоте стояла одинокая луна и вокруг неё перед..вался желтоватый круг.

К какому стилю относится даный текст? Какие нарушения лексических норм вы обнаружили в тексте. Исправьте. Киев... основан в 6-7 веках как центр племени полян. В русских летописях известен с 860 года. В 9-нач. 12 веков столица Киевской Руси. В 1240 году разрушен вредными монголо-татарами. В 1362 году сразу захвачен Литвой,в 1569 году- Польшей. С 1654 года в составе России. Ну а теперича он столица Украины. (Из тетради по истории ученика 6-го класса).

Киев... основан в 6-7 веках как центр племени полян. В русских летописях известен с 860 года. В 9-нач. 12 веков столица Киевской Руси. В 1240 году разрушен монголо-татарами. В 1362 году захвачен Литвой,в 1569 году-Польшей. С 1654 года в составе России. Теперь он является столицей Украины.

Т екст 2. Найдите и исправьте ошибки в оформлении деловой бумаги. Начальнику отделения связи г. Москвы В-485 М.И. Прохоровой Соколова А.П., живущего по адресу: ул. Волгина, д.5, кв.44, Заявление Уважаемая, Мария Ивановна! Так как я со своею семьёй уезжаю на целый месяц отдыхать в Крым и моя квартира с 15 июля по 15 августа будет закрыта, то очень прошу Вас в моё отсутствие всю корреспонденцию, поступающую на моё имя, оставлять в почтовом отделении. Заранее весьма признателен Вам. А.Соколов. 10 июля 2010 г.

Начальнику отделения связи В-485 г. Москвы М.И. Прохоровой Соколова А.П., проживающего по адресу: ул. Волгина, д.5, кв.44 заявление. Уважаемая Мария Ивановна! С 15 июля по 15 августа 2015 года я со своей семьей уезжаю в отпуск, моя квартира будет закрыта. Прошу Вас всю корреспонденцию, поступающую на моё имя, оставлять в почтовом отделении. 10 июля 2010 г. А.Соколов

Перейдём к повторению типов речи. ПОВЕСТВОВАНИЕ Раскрывает последовательно развивающиеся действия и состояния (в динамике) Схема: общая характеристика предмета (лица)+действие 1, действие 2, действие 3…. Языковые средства: лексико-грамматические группы глаголов со значением развивающегося действия; изменение времени, вида, наклонения глаголов; наречия со значением времени, места; составные сказуемые со значением начала, конца, продолжения действия; изменение порядка слов Пример: Вдруг кусты раздвинулись и на полянку вышел охотник с собаками. Заяц, увидев врага, подпрыгнул и побежал. Собаки, почуяв след, с громким лаем рванулись за зверьком.

ОПИСАНИЕ Перечисляет признаки одновременые или постояные (в статике) Схема: общая характеристика предмета (лица)+признак 1, признак 2, признак 3…. Языковые средства: единство и соотнесёность видо-временых форм сказуемых; единое наклонение глаголов-сказуемых; ряды однородных членов предложения; назывные предложения; безличные конструкции; неполные предложения Пример: В избушке лесника тепло и сухо. Пахнет какими-то терпкими травами, сушёными грибами, длиными гирляндами свисающими в потаёном уголке за печью. Покой. Уют. Тишина.

РАССУЖДЕНИЕ Устанавливает причино-следственую связь (рассуждать – значит доказывать) Схема: тезис – доказательства – вывод Языковые средства: вводные слова, выражающие различную степень уверености, источник мнения, оформляющие построение рассуждения; вопросительные предложения, называющие проблему; осложнёные, сложные предложения, объединяющие ряд доказательств; сложные предложения причино-следственого характера Пример: Кем быть? Этот вопрос стал темой спора, завязавшегося в 9 классе. А я хочу быть учителем литературы. Во-первых, я очень люблю читать книги; во- вторых, я хочу передать любовь к книге другим людям – своим ученикам; в-третьих, я люблю выступать перед аудиторией. Вот такие доводы привожу я себе, решая трудный вопрос о выборе профессии.

Определи тип речи текста, приведи доказательства (лучше в тетради), приготовься выразительно читать тексты и выступать с обоснованием перед классом 1. Крыша сарая была замшелая, в дырах, значит, сарай долго не ремонтировался. Из дыр тянулись и исчезали в листве какие-то тонкие верёвочные провода, следовательно, здесь были ребята. На стволах обклёваных воробьями вишен блестела горячая смола, пахло смородиной, ромашкой, полынью. Следовательно, стояла жаркая погода.

Продолжи работу 2. На стволах обклёваных воробьями вишен блестела горячая смола. Когда её касались, она прилипала к рукам и одежде, но ребята продолжали работу, протягивая верёвочные провода от дыр замшелой крыши сарая к деревьям.

Продолжи работу 3. На стволах обклёваных воробьями вишен блестела горячая смола. Крепко пахло смородиной, ромашкой, полынью. Замшелая крыша сарая была в дырах, и из этих дыр тянулись по раскинувшимся ветвям и исчезали в листве деревьев какие-то верёвочные провода.

Подведём итоги Бегло передистай слайды Какие моменты показались тебе наиболее сложными? Задержись на них, повтори, уточни, приготовься выполнять самостоятельную работу по комплексному определению типов и стилей речи Сформулируй 2-3 вопроса по даной теме для одноклассников (лучше в тетради), предположи, какие вопросы могут задать ребята. Ты готов на них ответить? Оцени свою работу на уроке (по десятибалльной шкале) по следующим параметрам: активность на уроке – понимание темы – интерес к даной форме работы -