Кафедра русского языка и методики его преподавания Тема: Качества коммуникативной целесообразности лекция 4 доцент, к.филол.н. БарбашоваЕ.Н. Красноярск.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Речевое оформление сочинения Критерии: Речевое оформление сочинения Критерии: Смысловая цельность Смысловая цельность Связность Связность Логичность Логичность.
Advertisements

Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих.
Качество речи Выполнила Шарнина Юлия ученица 11класса.
Тема 4. Культура речи Тема 4. Культура речи Культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения,
Основные требования к публичному выступлению Арутюнян Ирина Алексеевна, заместитель директора МОУ «Центр творческого развития и гуманитарного образования.
Культура речевого общения Михайлова И.М.. Что должен знать учитель о качествах речи? Теоретическая часть.
Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ.
Выполнили: Индюшкина Ольга, Салимова Ксения. Говорить публично – значит излагать свои мысли, приводить доводы так, чтобы они нашли отзвук в сознании и.
Культура речи педагога в ДОУ. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих.
Подготовила студентка группы э 121 б Прохорова Анастасия.
Выполнила : студентка группы 1 Д 5 СО 41 Надежда Блохина Ярославль, 2010.
Выполнил: студент Кочкин Дмитрий Барнаул Закон мышления - это внутренняя, существенная, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь между элементами.
Духовно – нравственное воспитание в рамках новых стандартов образования. Культура речи и профессионализм.
« Обучение учащихся речевой деятельности ». Целью методической разработки является исследование обучения видам речевой деятельности учащихся на современном.
Культура речи и этикет. План Формирование культуры речи – главная воспитательная задача Формирование культуры речи – главная воспитательная задача Литературный.
Мухортиков и Кумышь. Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива.
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Коммуникативные нормы речи Шаврина О.Г., Зав.кафедрой ГиЭО.
Общение наивысшая радость, дарованная людям. Кеннет Томас.
Выполнила : Студентка 205 группы Лечебного факультета Джиоева Надежда.
Транксрипт:

кафедра русского языка и методики его преподавания Тема: Качества коммуникативной целесообразности лекция 4 доцент, к.филол.н. БарбашоваЕ.Н. Красноярск 2015

Содержание Истоки культуры речи Культура речи в кругу гуманитарных дисциплин Качества хорошей речи Выводы

К истокам культуры речи Риторика лежит в основе культуры речи, так как последняя выделилась сравнительно недавно (в ХХ веке). Риторика значилась одной из семи художеств («искусств»), составляющих основной цикл гуманитарных знаний. Риторика – филологическая дисциплина, объектом которой являются теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи. Она охватывает проблематику эффективности речи, помогает преодолеть недостатки речи.

Аллегорическое изображение риторики Дама восседала на пышном троне, как Regina Atrium (Богиня искусства), облаченная в ослепительные одежды, на которых были вытканы речевые фигуры. Из ее уст произрастала «лилия», которая символизировала orates, или красоту речи, причем не красоту речи этой дамы, а красоту вообще. Рядом с лилией был изображен «меч», означавший наглядное выражение – persuasio (искусство убеждать). Дама восседала на пышном троне, как Regina Atrium (Богиня искусства), облаченная в ослепительные одежды, на которых были вытканы речевые фигуры. Из ее уст произрастала «лилия», которая символизировала orates, или красоту речи, причем не красоту речи этой дамы, а красоту вообще. Рядом с лилией был изображен «меч», означавший наглядное выражение – persuasio (искусство убеждать). По обеим сторонам располагались величайшие ораторы и поэты прошлого, возглавляемые Цицероном и Вергилием. По обеим сторонам располагались величайшие ораторы и поэты прошлого, возглавляемые Цицероном и Вергилием. Вергилий – чуть поодаль, словно показывая, что поэзия - лишь одна из форм красноречия. А Цицерон – на первом плане, так как риторика принадлежит не поэтам, а всем говорящим. Вергилий – чуть поодаль, словно показывая, что поэзия - лишь одна из форм красноречия. А Цицерон – на первом плане, так как риторика принадлежит не поэтам, а всем говорящим.

Аннушкин Владимир Иванович, Институт русского языка им. Пушкина «Начиная с 20-х годов ХХ столетия, получает развитие предмет культура речи. Интерес к вопросам речевого искусства в двадцатые годы был особенно велик – достаточно напомнить об Институте живого слова, открытом в 1918 году, сборниках "Русская речь", многочисленных работах по ораторскому искусству (А.В.Миртов, Б.Казанский, В.Гофман и др.), где авторы стремились "учить говорить весь народ". Культура речи – чисто русский феномен, национальный термин, введенный в русскую науку в е годы Г.О.Винокуром,В.В.Виноградовым, С.И.Ожеговым. Он отсутствует в иностранных филологиях в силу специфичности проблем, рождаемых самой конструкцией русского языка. Культура речи понималась у нас только как учение о литературной норме – и добавлять в нее идеологической- содержательные компоненты было опасно. Свидетельством тому прекращение всяких исследований по ораторскому искусству, начиная, по крайней мере, с 30-х годов».

«Понятия риторика и культура сопоставляются неслучайно. Главная идея филологии – устроение жизни и совершенствование человека через язык. Язык интересует филолога не просто как система знаков, а как перспективное приложение к его практическому применению».

«До середины XIX века наукой, объединяющей филологические (словесные) дисциплины, была словесность как учение о развитии дара слова и всей совокупности словесных произведений речевой культуры. В середине XIX века после критики революционеров- демократов и рождения "новой Науки о Слове" из риторики выделяется стилистика как учение о средствах речевого воздействия. ХХ век оставил на месте классической риторики и словесности лишь художественную литературу и предложил новый предмет - культуру речи как учение о нормах литературного языка, а в школе - аспект развитие речи».

«Цель риторики и культуры речи – совершенствовать через стиль речи стиль жизни. Стиль жизни формируется стилем речи. В стиле речи – богатство или бедность мысли, вкус или безвкусица слова, изящество или убожество звукоизвлечения».

Риторика сопоставляется со множеством не- речевых наук: философией, этикой, психологией. Философия и профессиональная образованность всегда были и остаются интеллектуальной основой общения. Вне этики риторика становится искусством манипулирования общественным мнением. Психология всегда соединялась с риторикой: еще Платон требовал от риторики знания "видов человеческих душ", а психология общения не может не затрагивать вопросов речевого воздействия.

Леон Иванов Стилистика и культура речи представляют собой обособившиеся и самостоятельно развивающиеся подразделы старой риторики. Проблематика ряда других дисциплин, филологических и нефилологических, пересекается с проблематикой риторики. К кругу традиционных риторических дисциплин относятся эристика, диалектика и софистика. К дисциплинам нериторического цикла относят лингвистическую теорию аргументации, исследование коммуникации, общую семантику, структурную поэтику, литературоведческий анализ текста.

Качества речи - свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего. правильность речи правильность речи точность точность логичность логичность выразительность выразительность ясность ясность чистота чистота богатство богатство уместность уместность

точность Точность речи чаще всего связывают с точностью словоупотребления. Точность речи определяется: - знанием предмета, - знанием предмета, - логикой мышления, - логикой мышления, - умением выбирать нужные слова. - умением выбирать нужные слова.

А. С. Пушкин отмечает: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат».

Предметная точность Понятийная точность Неточность понятийная

Нарушение точности речи это употребление слов в несвойственном им значении; не устранённая контекстом многозначность; порождающая двусмысленность; смешение паронимов, омонимов.

Логичность речи – это коммуникативное качество, предполагающее умение последовательно, непротиворечиво и аргументированно оформлять выражаемое содержание.

закона тождества: каждая мысль в пределах одного рассуждения, одного доказательства, од­ ной теории должна оставаться неизменной, сохранять одно и то же содержание.

Логические ошибки подмена тезиса: Знаете ли вы, о чем я хочу вас спросить? Нет! Неужели вы не знаете, что лгать нехорошо? Конечно, знаю. Но именно об этом я и собирался вас спросить, а вы ответили, что не знаете. Выходит, что вы не знаете то, что вы знаете.

закон противоречия: два взаимоисключающих суждения об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными. Земля вращается вокруг Солнца истинно. Солнце вращается вокруг Земли ложно.

закон исключенного третьего: из двух противоречащих суждений одно должно быть истинным, а другое ложным и не может быть третьего суждения, истинного по отношению к тому же предмету в то же самое время.. Это прямоугольник – Это не прямоугольник.

закона достаточного основания: правильная мысль должна быть аргументирована; чтобы признать суждение о предмете истинным, должны быть указаны достаточные основания.

Выразительность речи. Выразительность речи усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей. Ряд исследователей подчеркивает, что выразительность речи во многом зависит от ситуации общения.

Выразительность бывает информационная и эмоциональная. Информационная выразительность достигается отбором информа­ции, которая заинтересовывает слушателя и читателя. Эмоциональная выразительность речи достигается изобразительными и выразительными средствами языка: тропами, фигурами, пословицами, поговорками, фразеологическими выражениями, крылатыми словами, а также интонацией и жестами.

Чистота речи - отсутствие в ней лишних слов, слов - сорняков, слов - паразитов. Слова - сорняки, слова - паразиты не несут никакой смысловой нагрузки, не обладает информативностью. Забота о чистоте речи повышает качество речевой деятельности.

Богатство и разнообразие речи Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря.

Интонационное богатство речи «Теперьяподнимитетоже» Теперь я, под ними те тоже. Теперь я под ними, те тоже. Теперь я под ним, и те тоже. Те перья под ними, те тоже. Те перья под ним, и те тоже. Те перья подними, те тоже. Те перья поднимите тоже.

Уместность речи строгое соответствие ее структуры условиям и задачам общения, содержанию выражаемой информации, избранному жанру и стилю изложения, индивидуальным особенностях автора и адресата.

Виды уместности В лингвистической литературе последних лет принято выделять уместность стилевую, контекстуальную, ситуативную и личностно-психологическую или уместность, обусловленную: а) внеязыковыми и б) внутриязыковыми факторами.

Ясность речи Понимание изначально создается вниманием, т. е. говорящий и пишущий должны использовать все средства его развития: нетривиальность подачи материала, диалогический характер (риторические вопросы, учет реакций аудитории, стимулирование со мышления и сотворчества), ритмичность как сочетание различных элементов воздействия: факта и комментария, прозы и поэзии, вариантов темпа, тона.

Выводы: В истоках культуры речи – риторика. К.р. связана, кроме того, со стилистикой, психологией общения, психологией, философией и др. науками. Качества хорошей речи – качества коммуникативной целесообразности.