«Анализ результатов ЕГЭ по истории и выявление проблемных зон по результатам ЕГЭ 2015 г». вебинар для учителей истории, руководителей методических объединений,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Изменения КИМ ЕГЭ 2013 года. Основные направления совершенствования Добавлены новые/скорректированы задания в КИМ по истории, географии, обществознанию,
Advertisements

ОГЭ по обществознанию Экзаменационная работа состоит из 2 частей, включающих в себя 31 задание Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом Часть.
Часть 1 содержит 21 задание с выбором ответа (один верный ответ из исторических факторов, процессов, явлений, причин и следствий событий). Общее число.
«Анализ результатов ЕГЭ по истории и выявление проблемных зон по результатам ЕГЭ 2014г». вебинар для учителей истории, руководителей методических объединений,
1.Спецификация КИМ для проведения в 2014 г ЕГЭ по обществознанию 2.Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по обществознанию 3.Методические рекомендации.
Общие цифры ЕГЭ по обществознанию Минимальный балл 39 Средний балл 56,3857,11 Количество cдававших Не сдали ЕГЭ, % 3,9.
ЕГЭ 2015 Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей, включающих в себя 40 заданий. Часть 1 содержит 35 заданий с кратким ответом, в их.
Изменения в структуре ЕГЭ по Истории 2013 г. Районное методическое объединение учителей общественных дисциплин Автор С. Г. Журавлева 15 февраля 2013 г.
ИСТОРИЯ РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ ИСТОРИЯ РОССИИ На каждом этапе своего развития человечество ищет опору в прошлом и меняет к нему отношение, в зависимости.
ГИА по истории 2013 г. Подготовка выпускников 9 классов к ГИА.
ГИА по истории 2012/2013. Документ, определяющий содержание экзаменационной работы Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
ГИА по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (в новой форме). Время проведения экзамена: 180 минут (3 часа). Экзамен по обществознанию состоит из 31 задания: - часть 1 – 20.
ГИА 2012 Щекотихин С.Н.. План работы семинара 1.Анализ результатов диагностической работы по текстам методического кабинета АММР. 2. Изменение в расписании.
«Анализ результатов ЕГЭ по истории и выявление проблемных зон по результатам ЕГЭ 2013 г». вебинар для учителей истории, руководителей методических объединений,
ПредметИзменения Математика, биология, иностранные языки, химия, физика Изменений нет Русский язык1. Изменен формат задания А1. 2. Уточнены критерии проверки.
Коломина Н.Н. Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.
Заседание руководителей городских методических объединений руководителей учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений.
История и обществознание Новое в КИМах Подготовила Билль И.А., руководитель ГМО учителей истории и обществознания ЕГЭ
» 27 мая – русский язык » 30 мая – информатика, биология, история » 3 июня – математика » 6 июня – иностранные языки, физика » 10 июня – обществознание,
Государственная ( итоговая ) аттестация по истории 2011 г.
Транксрипт:

«Анализ результатов ЕГЭ по истории и выявление проблемных зон по результатам ЕГЭ 2015 г». вебинар для учителей истории, руководителей методических объединений, методистов РМК

МАТЕРИАЛЫ ВЕБ-СЕМИНАРА Материалы вебинара будут доступны на сайте Хабаровского краевого института развития образования

УЧАСТНИКИ ВЕБИНАРА Ведущие: Архипова Вера Васильевна, старший методист Центра общего образования, ХК ИРО, председатель предметной комиссии по истории ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА Журавлев Сергей Александрович

Состав участников Количество участников ЕГЭ по истории в 2015 году составило 1273 человек (на 87 человек меньше по сравнению с прошлым годом). Средний балл по краю составил 48,3 ( 2014 г –48,9). Средний тестовый балл по России- 47, 1. (на 1, 2 больше российского). По сравнению с прошлым годом средний краевой тестовый балл по истории уменьшился на 0,6 балла. Выше краевого средний тестовый балл в 5 районах (2013 г-9): Вяземском- 53,25, Комсомольском-53,40, Солнечном-52,00, Т, г. Комсомольске-на-Амуре -54,90, г. Хабаровске -49,11. Анализ ЕГЭ 2015 по истории и основные результаты

Ниже краевого средний тестовый балл в 14 районах: Амурском-(47,61), Аяно-Майскиом-(44,50), Бикинском- (48,42), Ванинском(47,52), Верхнебуреинском(48,11), районе имени Лазо(44,51), Советско-Гаванском(43,94), Нанайском(40,85), Николаевском(47,91), Охотском(38,29), районе им. П.Осипенко (39,38), Тугуро-Чумиканском(33,50), Ульчском(42,61), Хабаровском(43,98 ). Самый низкий средний тестовый балл в Тугуро-Чумиканском муниципальном районе(33,50). Анализ ЕГЭ 2014 по истории и основные результаты

Не превысили минимальный порог (<32 балла) в 2015 г-118 выпускников(9,27 ) в 2014 г- 141 выпускник (10, 4%), в 2013 г – 172, (11, 6%). Нет неудовлетворительных результатов в Аяно-Майском, Солнечном муниципальных районах. Наибольшее количество отрицательных оценок в Охотском (28,57), Тугуро-Чумиканском (25,00) районах В 2014 году в районе им. П.Осипенко-(33,3%), Ульчском-(30%). В процентном соотношении наибольшее количество отрицательных оценок стало меньше Анализ ЕГЭ 2014 по истории и основные результаты

100 баллов получил выпускник средней школы 23 г. Хабаровска. От 81-до 100 получили 36 выпускников. Анализ ЕГЭ 2014 по истории и основные результаты

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 40 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Часть 1 содержит 34 задания с кратким ответом. В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом: – задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов; – задания на определение последовательности расположения данных элементов; – задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах; – задания на определение по указанным признакам и запись в виде слова (словосочетания) термина, названия, имени, века, года и т.п.; 4. Структура экзаменационной работы в 2015 г

Ответ на задания части 1 дается соответствующей записью в виде цифры или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов; слова или словосочетания (также записывается без пробелов и разделительных символов). 4. Структура экзаменационной работы в 2015 г

Часть 2 содержит 6 заданий с развернутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение выпускниками различных комплексных умений. 35–37 – комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора). 4. Структура экзаменационной работы в 2015 г

38–40 – задания, связанные с применением приемов причинно- следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений. Задание 38 связано с анализом какой-либо исторической проблемы, ситуации. Задание 39 предполагает анализ исторических версий и оценок, аргументацию различных точек зрения с привлечением знаний курса. Задание 40 связано с представлением результатов историко-познавательной деятельности в свободной форме. Задание 40 – альтернативное: выпускник имеет возможность выбрать одного из четырёх предлагаемых деятелей различных эпох (один из исторических деятелей в списке изучается в курсе всеобщей истории) и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале. Задание 40 оценивается по системе критериев. 4. Структура экзаменационной работы в 2015 г

Таблица 1. Распределение заданий по частям экзаменационной работы Части работы Количество заданий Максимальный первичный балл Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 59 Тип заданий Часть ,8С кратким ответом Часть ,2С развернутым ответом Итого

Содержание материала по истории России представлено в работе по разделам: 1) VIII–XVII вв.; 2) XVIII – начало ХХ в.; 3) 1914–2012 гг. Ниже приведены основные принципы отбора заданий и составления вариантов КИМ ЕГЭ. 5. Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам действий

Значимость проверяемых фактов. Отражение различных аспектов истории: экономики, социальных отношений, внутренней и внешней политики, материальной и духовной культуры. В работе 2015 г. выделены отдельные позиции, на которых проверяется знание истории материальной и духовной культуры (3, 11, 20, 33–34) и знание истории Великой Отечественной войны (14, 15, 16) Пропорциональность представления заданий, связанных с различными эпохами. В работу включены 11 заданий по истории VIII – начала ХХ в. и 10 заданий по Новейшей истории. Каждое из остальных заданий может проверять знание различных исторических эпох (VIII – начало XXI в.), но устанавливается такое сочетание заданий, чтобы в совокупности они охватывали основные содержательные разделы курсов истории. Расположение заданий 1–21 части 1 в хронологической последовательности (по названным выше периодам). 5. Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам действий

Код 1Виды умений и познавательной деятельности Количе ство заданий Максимальный первичный балл Процент максимального первичного балла за выполнение заданий по данному виду деятельности, равного 59 1Знание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории, периодизации всемирной и отечественной истории 12 20,3 Таблица 2. Распределение заданий экзаменационной работы по умениям и видам познавательной деятельности

2.1Умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа 7915,3 2.2Умение осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности) 123,4 Таблица прилагается

В экзаменационную работу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Они располагаются по принципу нарастания от простых к наиболее сложным. Часть 1 содержит задания базового и повышенного уровней, часть 2 –задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Таблица 3. Распределение заданий по уровню сложности 6. Распределение заданий КИМ по уровню сложности

Уровень сложности заданий Количество заданий Максимальный первичный балл Процент максимального балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 59 Базовый ,5 Повышенный 91627,1 Высокий 41525,4 Итого Таблица 3. Распределение заданий по уровню сложности

7. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны цифра или последовательность цифр, требуемое слово (словосочетание). Полный правильный ответ на задания 1–22, 25–26, 29–31, 33–34 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов. Полный правильный ответ на задания 23, 24, 28, 32 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка (в т.ч. отсутствует одна из цифр или имеется одна лишняя цифра) – 1 балл; если допущено две и более ошибок (в т.ч. отсутствуют две и более цифры или имеются две и более лишних цифр) или ответ отсутствует – 0 баллов.

Полный правильный ответ на задание 27 оценивается 3 баллами; если допущена одна ошибка – 2 балла; допущено две-три ошибки – 1 балл; допущено четыре и более ошибок или ответ отсутствует – 0 баллов. Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За выполнение заданий 35, 36, 37 ставится от 0 до 2 баллов; за задание 38 – от 0 до 3 баллов; за задание 39 – от 0 до 4 баллов; за задание 40 – от 0 до 6 баллов. Задание 40 оценивается по трём критериям (указание времени жизни исторического деятеля, указание и характеристика основных направлений деятельности, указание основных результатов деятельности). Максимальный первичный балл Баллы для поступления в сузы и вузы подсчитываются по 100-балльной шкале на основе анализа результатов выполнения всех заданий экзаменационной работы. 7. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 210 минут. Примерное время выполнения отдельных заданий составляет: 1) для каждого задания части 1 – 1–7 минут; 2) для каждого задания части 2 – 5–20 минут. 8. Продолжительность ЕГЭ по истории

Изменена структура варианта КИМ: каждый вариант состоит из двух частей. Задания в варианте представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С. Изменена форма записи ответа на каждое из заданий 1- 21: в КИМ 2015 г. требуется записывать цифру, соответствующую номеру правильного ответа. Периодизация разделов работы приведена в соответствие с Историко-культурным стандартом (третий раздел начинается с 1914 г., а не с 1917 г., как было ранее). 9. Изменения в КИМ 2015 года по сравнению с КИМ 2014 года

С целью реализации требований, заложенных в Концепцию нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, к имеющимся заданиям добавлено еще одно задание на проверку знания фактов героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны (задание 15). С целью оптимизации проверки знаний по истории России XX в. добавлено задание на умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа по периодам 1914–1941 гг. и 1945–1991 гг. (19). 9. Изменения в КИМ 2015 года по сравнению с КИМ 2014 года

Из работы исключены два задания на знание основных фактов, процессов, явлений по периодам VIII–XVII вв. и XVIII – середина XIX в. (А2 и А7 по нумерации 2014 г.). Аналогичные задания 1 и 5 (А1 и А6 по нумерации 2014 г.) в работе сохранены. Уточнены формулировки заданий 39 и 40 и критерии оценивания задания 40. Всего заданий – 40; из них с кратким ответом – 34; с развёрнутым ответом – 6; по уровню сложности: Б – 27; П – 9; В – 4. Максимальный первичный балл за работу – Изменения в КИМ 2015 года по сравнению с КИМ 2014 года

Задания с кратким ответом Выполне но % выполне ния 79,2657,4274,7168,5070,3157,1160,0254,6064,0243,4436,6855,6242,8156,48 Выполне но частично % частично го выполне ния 0,00 Часть 1

,1957,6668,8142,9756,1763,1670,2334,3319,8031,6640,3851,6917,8325,2939,9826,8753,1818,7728,6744, ,00 43,6011,080,00 30,8750,200,00 49,100,00 Часть 1

Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный интервал выполнения задания – 60–90%); Лучше всего справились с заданием 1 (79,26), в 2014 г (75,59%), проверяемый вид деятельности – знание основных фактов, процессов, явлений– (VIII–XVII вв.). Самый низкий процент выполнения задания 27 (17, 83%) проверяемый вид деятельности - Различное содержание в разных вариантах (систематизация исторической информации, представленной в различных знаковых системах (таблица)), проверяемое содержание-раздел курса (VIII – начало XXI в..). Выполнение заданий части 1

Задания с развернутым ответом Выполнено % выполнения 16,9768,117,319,353,0674,168,0117,60 Частично выполнено % частичного выполнения 22,4716,9718,4641,8742,110,0057,6635,74 Часть 2

Количество выполненных заданий находится в пределах в 2015 г -от 3,06 до 68,11, в 2014 г- от 3,90 % до 77,43% в 2013 г. – от 8,53 % до 73,66, %. Средний процент выполненных заданий – в 2014 г.-25,92%, в 2013 г -29,54 %. Задание 35 предполагает умение характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания. Верно выполнили данное задание 16,97%, в 2014 г.-22,72%, в 2013 г. - 31,99 %). Выполнили частично 22,47%, в 2014 г- 24,85 %, в 2013 г. - 12,70 %), Выпускников, выполнивших верно задание С1 -по сравнению с прошлым годом меньше на 0,84%, выполнивших частично меньше на 2,38%. Часть 2

Задание 36- умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа. Верно выполнили данное задание В 2015 г.- 68,11% в 2014 г. -53,75 %, В 2013 г. - 48,52%, выполнили частично – В 2015 г 16,97%, в 2014 г. -27,65, в 2013 г. -18,95 %, ), выпускников. Выпускников, выполнивших верно задание 36 в 2015 г. по сравнению с прошлым годом больше на 14,36 %, выполнивших частично меньше на 1,055%.. Вывод: результаты выполнения выпускниками задания С2 выше по сравнению с 2014 годом. Часть 2

Задание 37 –умение использовать принципы причинно- следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа при работе с источником. Верно выполнили данное задание В 2015 г. 7,31 %, в 2014 г- 11,47 %, в 2013 г. - 20,56 %,) выполнили частично – 18,46, в 2014 г.-21,18%, в 2013 г.- 23,79 %выпускников. Выпускников, выполнивших верно задание 37 в 2015 г. по сравнению с прошлым годом меньше на 4,16%, выполнивших частично меньше на 2,721%.. Часть 2

Общий вывод: наиболее успешно участники ЕГЭ справились с заданиями 40 – 74, 16%. Задание ,11% (работа с историческим источником) В практике преподавания предмета необходимо усиление внимания к заданиям, связанным с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации, привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора). Часть 2

СОБЫТИЯ ВРЕМЯ А) XIX Всесоюзная партийная конференция 1) июнь – июль 1988 г. Б) изоляция М.С. Горбачёва в Форосе 2) август 1991 г. В)избрание Президента СССР 3) декабрь 1991 г. Г)подписание Беловежского соглашения 4) декабрь 1993 г. 5) март 1990 Установите соответствие между событиями периода «перестройки» в СССР и указанным временем: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

Место сражения ГодВоеначальник Синопская бухта_________ (А)_________ (Б) _________ (В)_________ (Г)А.В.Суворов _________ (Д)1812Д.С.Дохтуров Плевна 1877_________ (Е) В6. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.

Отец правителя ПравительСын правителя Иван Калита Иван Красный_________ (А) Михаил Романов Алексей Михайлович _________ (Б) _________ (В)_________ (Г)Николай I _________ (Д)Александр III_________ (Е) В6. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.

1) Ситуация, изображённая на карикатуре, характеризует научные дискуссии во второй половине 1940-х гг. 2) В образе профессора, к которому обращается молодой человек, изображён Т.Д. Лысенко. 3) Руководитель страны в период, когда велись научные дискуссии, которым посвящена карикатура, не принимал в этих дискуссиях чью-либо сторону. 4) «Мичуринское направление», приверженцем которого является молодой человек, изображённый на карикатуре, было разгромлено в результате вмешательства в научные дискуссии Н.И. Вавилова. 5) Наука, название которой указано справа на карикатуре, была объявлена в СССР лженаукой. В12. Какие суждения о данной карикатуре являются верными? Укажите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, которыми они обозначены.

Задание 37, умение использовать принципы причинно следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа при работе с источником. Верно выполнили данное задание -7,31%, в 2014 г-–11,47, в 2013 г. - 20,56 %. Выполнили частично 18,46%, в 2014 г- 21,18%, в 2013 г.- 23,79%, выполнили неверно(не приступили) в 2014 г- 67,35%,в 2013 г.- 55,65%выпускников. Выпускников, выполнивших верно задание 37 в 2015 г. по сравнению с прошлым годом меньше на 4,13%, в 2014 г на 8,89%, выполнивших частично меньше на 2, 68%, в 2014 г. на 2,61%. Вывод: результаты выполнения выпускниками задания 37 немного ниже по сравнению с предыдущими годами. Задания 37

В практике преподавания предмета необходимо усиление внимания к заданиям, связанным с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации, привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора). Задания части 2

Верно выполнили данное задание- 9,35% Выполнили частично -41,87% Задание 38

Задание 39 предполагает умение использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа при рассмотрении фактов, явлений, процессов. Верно выполнили данное задание 9,35%, в 2014 г- 13,60% в 2013 г.- 12,63 %, выполнили частично 41,87%, в 2014 г- 36,91% -в 2013 г.- 36,42%, выполнили неверно(не приступили) 49,49% (2013 г.-- 50,94% ) выпускников. Выпускников, выполнивших верно задание 39 в 2015 г меньше на 3, 25% по сравнению с прошлым годом, в 2014 г. больше на 0,971%, выполнивших частично больше на 0, 49%. В 2014 г. На 0,45% меньше выпускников, которые выполнили задание неверно. В целом, задание 39 выполнили хуже по всем показателям по сравнению с 2014 г. Задания части 2

Задание 39– анализ исторических версий и оценок фактов, процессов с привлечением знаний курса. С 2013 г. изменена структура задания С5. Новое задание предполагает приведение аргументов, как в поддержку, так и в опровержение оценки определенного исторического явления, процесса. Данное изменение нацелено на расширение комплекса проверяемых умений, в частности включения в перечень умения формулировать и аргументировать различные точки зрения на одну и ту же проблему, что необходимо, например, при ведении дискуссии. Максимальный балл, который можно получить за полное правильное выполнение задания – 4 балла. Задания части 2

Верно выполнили данное задание 3,06%, в 2014 г. -3,90%, в 2013 г- 8,53%, выполнили частично 42,11%, в 2014 г.- 42,13%, в 2013 г.- 42,81%. выполнили неверно, (не приступили)в 2014 г. - 53,97% в 2013 г.- 48,66% выпускников. Выпускников, выполнивших верно задание 39 меньше на 0, 84% по сравнению с прошлым годом, выполнивших частично меньше по сравнению с прошлым годом на 0,02%. В 2014 г. меньше на 0,68%. В 2013 г. на 5,31 % больше учащихся, которые выполнили задание неверно. Уровень сложности задания 40%.выпускниками не достигнут. Задания 39

Задание 40 - сочинение на историческую тему, предполагающее анализ деятельности какой-либо исторической личности. Это задание раскрывает умение представлять результаты историко-познавательной деятельности в форме исторического сочинения. В связи с необходимостью, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных стандартов среднего (полного) общего образования, включения в КИМ ЕГЭ по истории заданий, проверяющих знание всеобщей истории, в задании 40 представлены не три, а четыре исторических деятеля, один из которых изучается в курсе всеобщей истории. Задания 40

Задание 40 также усовершенствовано в направлении большей формализации при оценивании работ. По отдельному критерию оценивается указание основных результатов деятельности исторической личности. Максимальный балл, который можно получить за правильное выполнение задания 40-6 баллов. Задание 40 оценивается по трем критериям указание времени жизни исторического деятеля, характеристика основных направлений деятельности и 40.3 ее основных результатов. Верно выполнили задание ,16%, в 2014 г.- 77,43%, в 2013 г-73,66 % выпускников, выполнили частично 0,0%, в 2014 г _0,0%, выполнили неверно (не приступили) -22,57% (2013 г.- 26,34 %). Самый большой процент 77,16%.- экзаменуемые получили при выполнении задания 40.1, что свидетельствует об умении выпускников выбирать того исторического деятеля, время жизни которого знают. Задание 40

Верно выполнили задание ,01%, в 2014 г. -8,24% в 2013 г- 17,81%, выпускников, выполнили частично - 57,66%, в 2014 г- 61,54%,в 2013 г-50,94-%), выполнили неверно (не приступили) -30,22% (2013 г-31,25-%). Верно выполнили задание , 6%, в 2014 г.-16,25%, в 2013 г -22,65%)\, выполнили частично 35, 74%, в 2014 г.- 37,06% -, в 2013 г -31,59%. Выполнили неверно (не приступили) 46,69% (2013 г -45,77%). Более половины выпускников приступили к выполнению задания 40, но, к сожалению, не смогли правильно указать основные направления деятельности и основные результаты. Задание 40

- систематическая работа с «лентой времени» - методическое пособие П.В. Горы «Повышение эффективности обучения истории в средней школе» - составление различных информационных таблиц на уроках истории -систематическая работа с генеалогическим древом. Рекомендации

Задания на работу с иллюстративным материалом 33 34

1)На карикатуре изображён политический деятель, пришедший к власти в Германии в 1939 г. 2)На карикатуре отражены события, произошедшие в период коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. 3)Все удары Красной армии, образно показанные на карикатуре, были нанесены в зимний период. 4)В период, когда произошли события, отражённые на карикатуре, уже был открыт Второй фронт во Франции. 5)В период, когда произошли события, отражённые на карикатуре, союзники СССР действовали против Германии и её союзников в Северной Африке. Какие суждения о данной карикатуре являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Например, в данном задании необходимо определить изображенный персонаж, обратить внимание на название городов и, конечно, проанализировав ситуацию, изображенную на карикатуре, понять ее смысл. Если участник экзамена смог справиться с заданием, то, очевидно, он может использовать имеющиеся у него знания для «чтения» иллюстративного материала. Задания на работу с иллюстративным материалом 33 34

1. Составь план рассказа. 2. Укажи время и место действия. 3. Расскажи об изображенных людях; опиши их внешний вид, орудия труда, оружие, утварь, их действия, взаимоотношения представителей различных социальных групп. 4. Рассказ заверши выводами, подчеркни свое отношение к изображенному. 5. Употреби правильно новые слова и выражения, которые помогут твоему рассказу стать исторически точным и живым План рассказа