Тема: «Создание ситуаций успеха и стимулирование рефлексии в ситуации неуспеха в образовательном пространстве» Подготовила: преподаватель физики Колодина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Классный руководитель 5 класса ФГКОУ СОШ 167 Петросова Т. Г.
Advertisements

Как правильно проверить домашнее задание?. Какие они? Что они знают? Как мне лучше организовать опрос, чтобы все были задействованы ?
Воспитание и обучение успехом. Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств. Януш.
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В.А.Сухомлинский « В борьбе добра со злом воспитание.
Автор : учитель начальных классов МОУ НОШ 1 Садофьева Ольга Владимировна.
Материал подготовила педагог-психолог О.Ф. Лысова.
«Организация ситуации успеха на уроке как фактор развития успешной личности.
Ситуация успеха. «Человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем-то для него важном... Если ребенку.
Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Словарь.
Подготовила учитель русского языка и литературы Кунникова Наталья Серегбаевна.
Автор : учитель начальных классов МОУ « СОШ 2» г. Истра Московской области Николаева М. В.
Приемы рефлексии на уроках в начальной школе. Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний,
Маршалова Г.И. МОУ гимназия 1 г. Балашова РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ В ФОРМИРОВАНИИ УДД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Рефлексия и самооценка деятельности обучающихся на уроке.
«Некоторые подходы к организации ситуации успеха в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.» Цель: Познакомить с педагогическими возможностями использования.
« Успех в учении-единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться…» К. Д. Ушинский « Успех в.
Воспитание ситуацией успеха Совещание педагогов школы Автор Презентации Зырина А. Д.
«Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников Методический семинар.
L/O/G/O «Создание ситуации успеха в классах коррекционно- развивающего обучения для детей с ЗПР»
«Организация комфортной психологической среды обучения в процессе реализации ФГОС»
Транксрипт:

Тема: «Создание ситуаций успеха и стимулирование рефлексии в ситуации неуспеха в образовательном пространстве» Подготовила: преподаватель физики Колодина Т. В.

Эпиграф: Дайте, дайте первую удачу! Чтобы, гордость юную не пряча, Человек, как молодой орел, Прянул в небо и себя обрел, Путь свой во Вселенной обозначив! Дайте, дайте первую удачу!

Вступление Концепция модернизации российского образования на предстоящее десятилетие нацеливает общеобразовательные учреждения на формирование конкурентно-способной, успешной личности, готовой к различным уровням коммуникаций в современном, очень непростом мире.

Сегодняшнее образование предполагает поворот образовательного учреждения к обучающемуся; принятие его личностных особенностей, интересов; уважение его достоинств; доверие к нему; понимание социально-педагогической ситуации его развития; создание максимально благоприятных условий для раскрытия его способностей и дарований; оказание комплексной психолого-педагогической помощи и защиты в процессе его развития. Главный смысл деятельности преподавателя состоит в том, чтобы создать каждому обучающемуся ситуацию успеха, дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Сегодня мы поведем разговор о ситуации успеха, ее типах и технологии её создании в практической деятельности преподавателей.

Очень часто в нашей повседневной работе нам приходится сталкиваться с нежеланием студентов идти на занятия, выполнять домашние задания, расширять запас своих знаний. Почему это происходит? Студент приходит в техникум преисполненный желания учиться, он надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны преподавателей и однокурсников. Крушение этого оптимизма - самая серьезная проблема обучения. Так почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли этом образовательное учреждение и ее методы обучения? Какую роль играет при этом преподаватель? Может ли преподаватель сформировать интерес у обучающихся к учебному процессу и при помощи чего?

На эти и другие вопросы искали ответ не только наши современники, но педагоги прошлых лет. Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызвать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.

Преподаватель должен создать источник внутренних сил обучающегося, т. е. такие условия, в которых студент испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ему необходимо помогать добиваться успеха в учебной и внеурочной деятельности. А для этого нужно создавать ситуацию успеха. Что же такое, с научной точки зрения, ситуация успеха? Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха».

Ситуация успеха - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать преподаватель. Переживания радости, успеха - явления, вызывающие чувство самодостаточности, психологической комфортности, эмоциональной стабильности. Ситуация успеха может подкрепляться изо дня в день. Даже разовое переживание успеха может резко улучшить психологическое самочувствие, ритм деятельности и взаимоотношения с окружающими. Необходимым условием для развития личности, ее защищенности, психологического комфорта является формирование сплоченного и дружного студенческого коллектива, создание доброжелательной атмосферы в группе.

В педагогическом смысле успех может быть результатом продуманной, подготовленной тактики преподавателя, семьи. Успех – категория не абстрактная. Радость успеха школьника отличается от радости студента. В основе ожидания успеха, как правило, у школьников лежит стремление заслужить одобрение старших, у студентов - реакция одногруппников, стремление утвердить свое «Я», «сделать заявку» на будущее. Школьник не столько осознает успех, сколько переживает. Студент и осознает, и переживает.

Как помочь студенту поверить в себя, осознать собственные возможности и реализовать их? Для этого педагог организует ему ситуацию успеха. Деятельность, приносящая успех, является основным фактором личностного роста, потому что успех обучающегося - это единственный источник его внутренних сил и энергии. Без ощущения успеха у обучающегося пропадает интерес к учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для студента ситуации успеха - субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий обучающемуся справиться с поставленной перед ними задачей.

Ситуация успеха особенно важна в работе с обучающимися, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Вместе с этим преподаватель довольно часто сталкивается с другой проблемой - когда благополучный и, в общем-то, успевающий студент, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает прилагать усилия в учебе, пускает все на самотек.

Алгоритм создания ситуации успеха 1. Снятие страха Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. "Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться". "Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения". "Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили". 2. Авансирование успешного результата Помогает преподавателю выразить свою твердую убежденность в том, что его студент обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает студенту уверенность в свои силы и возможности. "У вас обязательно получится". "Я даже не сомневаюсь в успешном результате". 3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает обучающемуся избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. "Возможно, лучше всего начать с....." "Выполняя работу, не забудьте о....."

Алгоритм создания ситуации успеха 4. Внесение мотива. Показывает студенту ради чего, ради кого совершается данная деятельность, кому будет хорошо после выполнения. "Без твоей помощи твоим товарищам не справиться...» 5. Персональная исключительность. Обозначает важность усилий студента в предстоящей или совершаемой деятельности. "Только ты и мог бы...." "Только тебе я и могу доверить..." "Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой..." 6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий. "Нам уже не терпится начать работу..." "Так хочется поскорее увидеть..." 7. Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. "Тебе особенно удалось то объяснение". "Больше всего мне в твоей работе понравилось..." "Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы".

Особенностью новых государственных стандартов общего образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Обучающиеся овладевают ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться. Важное требование - формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

Виды рефлексии: рефлексия эмоционального состояния и настроения; рефлексия деятельности на уроке; рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия эмоционального состояния и настроения позволяет установить эмоциональный контакт в начале урока и в конце. Отражает внутреннее состояние студента; самочувствие (комфортно – дискомфортно); является средством самопознания.

Рефлексия деятельности это осмысление способов и приёмов работы с учебным материалом, поиск более рациональных приёмов. Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, в конце урока, чтобы оценить активность каждого студента на разных этапах урока.

Рефлексия содержания позволяет выявить уровень осознания содержания пройденного. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. При взаимодействии с обучающимся, преподаватель использует (в зависимости от обстоятельств) один из видов личностной рефлексии.

Классификация рефлексии По содержанию рефлексия может быть устной и письменной. По цели выделяют 3 группы рефлексии. Физическую (успел – не успел, легко – тяжело) Сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно), Духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). По форме деятельности

По форме деятельности: Фронтальная (выборочная) Индивидуальная - формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень) Групповая - акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал Никита», «Какую помощь в работе оказала Лена»). Коллективная. Преподавателя всегда важно знать, комфортно ли чувствует себя студент на уроке, при изучении данной темы или вопроса. Интерес к предмету, к изучаемой проблеме со стороны ученика - это 50% успеха урока.

УрокЯ на уроке Итог интересноработал понял материал скучноотдыхал узнал больше, чем знал безразличнопомогал другим не понял

Спасибо за внимание!!! Успеха всем в работе!!!