Русская Православная Церковь в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Выполнил Храмцов Иван МОУ «Лицей 1» г. Всеволожска 10 «Б» класс.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль церкви в Великую Отечественную войну Приготовила ученица 9 «В» класса Редькина Виолетта.
Advertisements

Церковь и власть в годы Великой Отечественной войны Работу выполнила ученица 11 «А» класса ГБОУ центр образования 1417 г. Москва Воскобойникова К. Руководитель:
Выполнили: Шмыкова Анна, Синюкова Карина, Пономарева Екатерина (9 Б) Русская православная церковь в годы Великой Отечественной Войне.
Митрополит Сергий. Из обращения «Пастырям и пасомым Православной Христовой Церкви» В последние годы мы,жители России, Утешали себя надеждой, что военный.
Праздник «День народного единства» отдает дань памяти событиям 1612 года, когда Мининым и Пожарским была освобождена Москва, и было положено начало выхода.
«Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны»
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА На рассвете 22 июня 1941 г. германские войска вероломно вторглись на территорию СССР Это был невиданный по силе удар, нанесенный.
Автор: Павлиди Анастасия Олеговна учащаяся 10 класса ГБОУ СОШ п. Алексеевский м. р. Красноармейский Научный руководитель Моисеева Татьяна Васильевна учитель.
Калныня Светлана Викторовна Учитель МХК. По своему глубокому смирению Сергий долго отказывался стать игуменом обители. Только после строгого указания.
САЛЮТ ПОБЕДЫ. Еще тогда нас не было на свете, Когда гремел салют из края в край. Солдаты, подарили вы планете Великий Май, победный Май! Еще тогда нас.
Презентация для детей старшего дошкольного возраста Автор – Гребнева Т.В. воспитатель ГДОУ детский сад 40 Кировского района Санкт-Петербурга.
Вопросы для подготовки Ситуация на фронте весной 1942 г. Планы сторон; Немецкое наступление летом 1942 г. Начало Сталинградской битвы; Немецкий оккупационный.
Презентацию для детей старшего дошкольного возраста подготовила: ст. воспитатель ГБОУ г. Москвы детский сад 400 Волокитина Наталья Анатольевна.
Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной Войны (1937)-(1941)
ко Дню Победы - 9 мая для дошкольников и младшего школьного возраста
Презентация для детей старшего дошкольного возраста Автор – Гребнева Т.В. воспитатель ГДОУ детский сад 40 Кировского района Санкт-Петербурга.
День Защитника Отечества. Историческая справка День защитника Отечества – под таким названием мы отмечаем этот праздник. 23 февраля - день воинской славы.
. Началась самая кровопролитная, самая жестокая война из всех, которые знало человечество.
22 июня 1941 года в 4 утра без объявления войны фашистская Германия и её союзники напали на Советский Союз. В 5 часов немецко-фашистские войска перешли.
Церковь и Власть в годы Великой Отечественной войны Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия 30 г. Ульяновска Выполнил: Намисник Даниил, учащийся.
Транксрипт:

Русская Православная Церковь в Великой Отечественной войне гг. Выполнил Храмцов Иван МОУ «Лицей 1» г. Всеволожска 10 «Б» класс

- Здравствуйте! - Разрешите поразмышлять с Вами на важную тему, касающуюся каждого жителя нашей планеты : что есть добро (вера, жизнь…) и что есть зло что есть добро (вера, жизнь…) и что есть зло (война, смерть, его истоки…)…

Времена, когда молятся все…

Работая над данной темой, погружаясь в исторические события, я «ловил» себя на мысли, что на первый план здесь выходит духовная составляющая данного вопроса … Работая над данной темой, погружаясь в исторические события, я «ловил» себя на мысли, что на первый план здесь выходит духовная составляющая данного вопроса …Итак… - Начнём с причин…, с вопроса «Почему?», как всё начиналось… Послушаем:

Следующий слайд

-Вдумайтесь : «война объявлялась каждому лично, по-имённо …» Начиналась война духовная, цель которой была «доказать беспомощность русской святости»…

Почему война? Причина ? Историческая справка : В годы гражданской войны, а затем в период «наступления социализма по всему фронту» политика советской власти по отношению к Церкви и верующим становилась все более репрессивной. Десятки тысяч священнослужителей и мирян, не пожелавших отречься от своей веры, были расстреляны, растерзаны, погибли в застенках и лагерях. Тысячи храмов были разрушены, ограблены, закрыты, превращены в народные дома, склады, мастерские, просто брошены на произвол судьбы. Согласно некоторым источникам, между 1918 г. и концом 30-х годов погибло до 42 тысяч православных священников. В годы гражданской войны, а затем в период «наступления социализма по всему фронту» политика советской власти по отношению к Церкви и верующим становилась все более репрессивной. Десятки тысяч священнослужителей и мирян, не пожелавших отречься от своей веры, были расстреляны, растерзаны, погибли в застенках и лагерях. Тысячи храмов были разрушены, ограблены, закрыты, превращены в народные дома, склады, мастерские, просто брошены на произвол судьбы. Согласно некоторым источникам, между 1918 г. и концом 30-х годов погибло до 42 тысяч православных священников.

Задаю вопрос: -Что было бы с нашей верой, если бы и дальше продолжались эти гонения?

Почему война? Причина ? Вот что пишет об этом архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). «В 1937 году Сталиным была объявлена «пятилетка атеизма», в результате которой страна должна была забыть само слово Бог. Перед Русской Церковью разверзлась бездна…Но казавшееся бессмыслинным примирение Русской Церкви пусть с безбожной, но государственной властью принесло нежданный благодатный плод. Война! Страшнейшая и кровопролитнейшая во всемирной истории, она явилась тем жгучим лекарством, коим Господь Промыслитель врачевал омертвевшую душу народа- богоносца, и тем грозным средством, что понудило безбожную власть дать спасительный глоток воздуха уже задыхавшейся русской Церкви. Союз Церкви и сталинского режима, немыслимый в любых других условиях, становился законным и необходимым в войне против гитлеровского нашествия – в борьбе за существование самого русского народа Божия…». Вот что пишет об этом архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). «В 1937 году Сталиным была объявлена «пятилетка атеизма», в результате которой страна должна была забыть само слово Бог. Перед Русской Церковью разверзлась бездна…Но казавшееся бессмыслинным примирение Русской Церкви пусть с безбожной, но государственной властью принесло нежданный благодатный плод. Война! Страшнейшая и кровопролитнейшая во всемирной истории, она явилась тем жгучим лекарством, коим Господь Промыслитель врачевал омертвевшую душу народа- богоносца, и тем грозным средством, что понудило безбожную власть дать спасительный глоток воздуха уже задыхавшейся русской Церкви. Союз Церкви и сталинского режима, немыслимый в любых других условиях, становился законным и необходимым в войне против гитлеровского нашествия – в борьбе за существование самого русского народа Божия…».

Почему война? Причина ? - Немного жутковато, не правда ли ? Война – «лекарство»…, объединяющее начало… Наступало время, когда молятся все… И сама церковь, и многомиллионные массы верующих пошли на союз, прочный союз с государством во имя спасения Родины. Этот союз невозможен был до войны.

Следующий слайд

- « Мы сами своими руками разрушали свои святыни…», придумали себе вымышленных врагов… И вот ВОЙНА - где уже сражаться надо с настоящим врагом.

И началась ВОЙНА = борьба добра и зла…

С началом гитлеровской агрессии против Советского Союза Русская Православная Церковь без колебаний встала в ряды защитников Отечества, духовно освятив грядущую Победу. С началом гитлеровской агрессии против Советского Союза Русская Православная Церковь без колебаний встала в ряды защитников Отечества, духовно освятив грядущую Победу.

Следующий слайд

« Нацизм – это не только политика, это ещё и религия … новая религия …»

-Как победить эту «новую религию»? - Во время войны сложно было победить без исконно русских убеждений. Православие издавна было национальным вероисповеданием. В «период перемен» ( гг.) большевики отказывались от традиционной русской религии. Но во время войны, «времени собирать камни», нужно было вернуться к исконно русскому, традиции помогали объединению народа на основе общей истории, общего вероисповедания.

Это хорошо понимал и Гитлер. Одно из его указаний гласило, что фашисты должны препятствовать влиянию одной церкви на большой район, зато появление сект на оккупированных территориях, как форму раскола и разъединения, следует поощрять. Это хорошо понимал и Гитлер. Одно из его указаний гласило, что фашисты должны препятствовать влиянию одной церкви на большой район, зато появление сект на оккупированных территориях, как форму раскола и разъединения, следует поощрять.

1418 дней и ночей свершала наша страна и ее народы свой героический подвиг во имя жизни на земле, во имя всего человечества. В годину суровых испытаний не осталась в стороне от великой скорби и Русская Православная Церковь. С началом Великой Отечественной войны она объявила о своей полной поддержке всенародной борьбы с гитлеровскими захватчиками дней и ночей свершала наша страна и ее народы свой героический подвиг во имя жизни на земле, во имя всего человечества. В годину суровых испытаний не осталась в стороне от великой скорби и Русская Православная Церковь. С началом Великой Отечественной войны она объявила о своей полной поддержке всенародной борьбы с гитлеровскими захватчиками.

Глава Русской Православной Церкви – Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) обратился 22 июня 1941 года, в день праздника Всех святых в земле Российской просиявших, к православным, всему народу. Глава Русской Православной Церкви – Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) обратился 22 июня 1941 года, в день праздника Всех святых в земле Российской просиявших, к православным, всему народу.

НАЧАЛО… 22 июня 1941 г., после нападения Германии на СССР митр. Сергий сначала в проповеди, а затем в письменном обращении, которое он сам лично напечатал на машинке, заявил, что " Церковь всегда была с народом ". « Наша Православная Церковь всегда делила с народом и успехи и испытания. Не оставит она его и сегодня. Церковь даст свое святое благословение предстоящей борьбе". Далее Сергий призвал священнослужителей не оставаться молчаливыми наблюдателями.Это воззвание нашло горячий отклик в народе. 22 июня 1941 г., после нападения Германии на СССР митр. Сергий сначала в проповеди, а затем в письменном обращении, которое он сам лично напечатал на машинке, заявил, что " Церковь всегда была с народом ". « Наша Православная Церковь всегда делила с народом и успехи и испытания. Не оставит она его и сегодня. Церковь даст свое святое благословение предстоящей борьбе". Далее Сергий призвал священнослужителей не оставаться молчаливыми наблюдателями.Это воззвание нашло горячий отклик в народе.

Изменение отношений государства к Церкви Во время войны не было препятствий для массовых богослужений и церковных сборов (которые шли, в основном, на помощь фронту), снимались ограничения на религиозную деятельность. Органы власти на местах теперь не препятствовали открытию храмов, прекратились репрессии. Когда проводилась политика гонений на церковь, верующие вели религиозную деятельность подпольно, теперь же они получили свободу вероисповедания. Во время войны не было препятствий для массовых богослужений и церковных сборов (которые шли, в основном, на помощь фронту), снимались ограничения на религиозную деятельность. Органы власти на местах теперь не препятствовали открытию храмов, прекратились репрессии. Когда проводилась политика гонений на церковь, верующие вели религиозную деятельность подпольно, теперь же они получили свободу вероисповедания.

Изменение отношений государства к Церкви 1943 год можно считать годом официального «потепления» отношений Сталина с православием год можно считать годом официального «потепления» отношений Сталина с православием. «Компетентные органы» предложили Сергию, митрополиту Ленинградскому Алексию и Киевскому Николаю провести встречу со Сталиным. Сталин принял трёх митрополитов в Кремле. Он говорил о том, что правительство высоко ценит патриотическую деятельность Церкви. «Что теперь мы можем сделать для вас? Просите, предлагайте», - сказал он. В ходе той встречи Сергий был избран патриархом. Принято также решение о создании духовных академий в Москве, Киеве и Ленинграде. Сталин согласился с церковнослужителями по вопросу о необходимости выпуска церковных книг. «Компетентные органы» предложили Сергию, митрополиту Ленинградскому Алексию и Киевскому Николаю провести встречу со Сталиным. Сталин принял трёх митрополитов в Кремле. Он говорил о том, что правительство высоко ценит патриотическую деятельность Церкви. «Что теперь мы можем сделать для вас? Просите, предлагайте», - сказал он. В ходе той встречи Сергий был избран патриархом. Принято также решение о создании духовных академий в Москве, Киеве и Ленинграде. Сталин согласился с церковнослужителями по вопросу о необходимости выпуска церковных книг.

Русская Православная Церковь обозначила свою позицию во время войны. Церковь неотрывна от государства и наравне с остальными она должна трудиться на благо общей победы. «Малодушного - ободрить и вразумить; огорчённого - поддержать и утешить; колеблющемуся - напомнить о долге...» - в этом заключалась моральная помощь Церкви в годы войны. Русская Православная Церковь обозначила свою позицию во время войны. Церковь неотрывна от государства и наравне с остальными она должна трудиться на благо общей победы. «Малодушного - ободрить и вразумить; огорчённого - поддержать и утешить; колеблющемуся - напомнить о долге...» - в этом заключалась моральная помощь Церкви в годы войны.

Сбор пожертвований для нужд фронта Результаты патриотической деятельности Церкви были и материально ощутимы. Хотя на восстановление храмов после их массового разрушения требовались немалые средства, Церковь посчитала неправильным во время войны заботиться о своём благополучии, а не народном. Включившись во всенародное патриотическое движение, Церковь развернула деятельность по сбору средств на нужды Великой Отечественной войны. Результаты патриотической деятельности Церкви были и материально ощутимы. Хотя на восстановление храмов после их массового разрушения требовались немалые средства, Церковь посчитала неправильным во время войны заботиться о своём благополучии, а не народном. Включившись во всенародное патриотическое движение, Церковь развернула деятельность по сбору средств на нужды Великой Отечественной войны.

Сбор пожертвований для нужд фронта Всего за годы войны взносы Церкви и верующих в Фонд обороны превысили 150 млн. рублей. Всего за годы войны взносы Церкви и верующих в Фонд обороны превысили 150 млн. рублей. Движимые желанием помочь Родине в трудную минуту, многие верующие несли свои скромные пожертвования на нужды обороны прямо в храм. На собранные Русской Православной Церковью деньги были построены колонна танков «Дмитрий Донской» для полка, дошедшего до Праги, самолеты для авиаэскадрилий «За Родину» и «Александр Невский».

- Но, конечно, решающим фактором войны является не количество и качество оружия (хотя это тоже очень важно), а прежде всего человек, его дух, его способность быть носителем лучших военных традиций своего отечества. -Была сделана ставка на русский народ. Русский патриотизм стал одним из важнейших источников победы.

Христианство всегда несло заряд большой нравственной силы, что особенно важно было в годы войны. В религии черпали утешение и силу для жизни и труда в тяжелейших условиях войны. Русская православная церковь призывала к смирению и терпению, к милосердию и братству. Война проявила лучшие черты русского православия. Христианство всегда несло заряд большой нравственной силы, что особенно важно было в годы войны. В религии черпали утешение и силу для жизни и труда в тяжелейших условиях войны. Русская православная церковь призывала к смирению и терпению, к милосердию и братству. Война проявила лучшие черты русского православия.

В годы Великой Отечественной войны глубокая и прочная связь русского народа и Православной Церкви раскрылась со всей убедительностью и полнотой. В годы Великой Отечественной войны глубокая и прочная связь русского народа и Православной Церкви раскрылась со всей убедительностью и полнотой. На фронте и в тылу, на оккупированных территориях и в концлагерях вера укрепляла русского человека. На фронте На фронте и в тылу, на оккупированных территориях и в концлагерях вера укрепляла русского человека. На фронте нередко перед боем солдаты осеняли солдаты осеняли себя крёстным себя крёстным знамением – просили Всевышнего Всевышнего защитить их. защитить их.

Большинство воспринимали православие как национальную религию. Прославленный маршал Жуков перед боем вместе с солдатами говорил: «Ну, с Богом!». В народе сохраняется предание о том, что Г. К. Жуков возил по фронтам Казанскую икону Божией Матери. Большинство воспринимали православие как национальную религию. Прославленный маршал Жуков перед боем вместе с солдатами говорил: «Ну, с Богом!». В народе сохраняется предание о том, что Г. К. Жуков возил по фронтам Казанскую икону Божией Матери.

Тоже важно… В годы войны, в народе ходило предание, что во время обороны Москвы в самолёт поместили икону Тихвинской Божией Матери, самолёт летал вокруг Москвы и освящал границы, как в Древней Руси, когда на поле боя часто выносили икону, чтобы Господь защитил страну. В годы войны, в народе ходило предание, что во время обороны Москвы в самолёт поместили икону Тихвинской Божией Матери, самолёт летал вокруг Москвы и освящал границы, как в Древней Руси, когда на поле боя часто выносили икону, чтобы Господь защитил страну.

Тысячи верующих и священнослужителей различных вероисповеданий самоотверженно сражались с врагом в рядах действующей армии, партизанских отрядах и подполье, являя собой пример служения Богу, Отчизне и своему народу.

Подведём итоги. Православная Церковь объединилась со светской властью в борьбе с фашистами. Войну объявили священной, освободительной, и Церковь благословила эту войну. Помимо материальной помощи, Церковь морально поддерживала людей, на фронте и в тылу. На фронте верили в чудотворную силу икон и крестного знамения. Молитвы выступали в роли душевного успокоения. Тыловики в молитвах просили Бога уберечь родных от гибели. Православная Церковь объединилась со светской властью в борьбе с фашистами. Войну объявили священной, освободительной, и Церковь благословила эту войну. Помимо материальной помощи, Церковь морально поддерживала людей, на фронте и в тылу. На фронте верили в чудотворную силу икон и крестного знамения. Молитвы выступали в роли душевного успокоения. Тыловики в молитвах просили Бога уберечь родных от гибели.

Победа досталась нелегко: огромные потери, разруха и кошмар концентрационных лагерей вошли в историю Отечества навсегда. Важнейшую роль в итоге войны сыграл героизм народа, его самоотверженность и боевой дух. Этот героизм вдохновлялся не только патриотизмом, жаждой мести, но и верой. Верили в Сталина, в Жукова, ещё верили в Бога. Победа досталась нелегко: огромные потери, разруха и кошмар концентрационных лагерей вошли в историю Отечества навсегда. Важнейшую роль в итоге войны сыграл героизм народа, его самоотверженность и боевой дух. Этот героизм вдохновлялся не только патриотизмом, жаждой мести, но и верой. Верили в Сталина, в Жукова, ещё верили в Бога.

Выбор Главное в жизни - правильный выбор!

- Вот такая получилась работа… Не судите строго. Спасибо за внимание. И в завершении акция «Мы помним, мы скорбим»…

Следующий слайд

Используемая литература : htm htm В (Лукья́ненко С. В.) Выбор! (Лукья́ненко С. В.)