ТАГИЛЬСКИЙ ПОДНОС: ИЗ ВЕКА В ВЕК Горбунова Юлия Владимировна МАОУ "СОШ 17" г. Краснотурьинска.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тагильские подносы Выполнила: Паршукова Анастасия, ученица 8- 1 класса, 142 лицей. Выполнила: Паршукова Анастасия, ученица 8- 1 класса, 142 лицей.
Advertisements

© Курганова Александра, ИСТОРИЯ ЖОСТОВА История Жостова своеобразна. Возникновение промысла принято связывать с 1825 годом Искусство Жостова.
Работу выполнила: воспитатель по ИЗО МДОУ ЦРР д/с 58 «Жемчужинка» Рудометкина Наталья Петровна Нижнетагильская роспись.
Народные промыслы УРАЛА. Презентацию подготовила: Ученица 9 класса Касаткина Галина. Учитель: Цветкова Наталья Валентиновна.
История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в нескольких подмосковных селах и деревнях - Жостове, Осташкове, Хлебникове и других -
Работу выполнила Ученица 6 класса Медведева Кристина Проверил: Курцева М.А.
Жостово Гжель Хохлома Учитель ИЗО МАОУ СОШ 11 Г.Тимашевска Жукова Наталья Гурезовна.
.Художественная культура Урала является составной частью истории культуры России. Вместе с тем она представляет собой не просто провинциальный вариант.
ЖОСТОВО. РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ Уже почти 200 лет радует людей прикладное искусство мастеров подмосковного села Жостово, сверкающей лаком черной, синей,
Народное искусство Народное искусство Народное искусство изначально связанно с трудовой деятельностью человека. Народное искусство изначально связанно.
Б УКЕТЫ ИЗ Ж ОСТОВА Работу выполнила Кулигина Гульнара, 9 а класс.
Златоустовская гравюра на стали Выполнила: Франкова Ксения, ученица 8-1 класса, МОУ лицея 142.
Истоки и современное развитие народных художественных промыслов Проект подготовили учащиеся 2 « А» класса.
Работу выполнила Ученица 9«А» класса Чистякова Елена.
Презентация по МХК Тема:Жостовские подносы Выполнил ученик 8 класса Государственного училища (колледжа) духового искусства Бердников Юрий Москва, 2010.
История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень (в их число входило и Жостово) возникли мастерские по.
«Народные художественные промыслы» «Народные художественные промыслы» Урок-семинар.
Хохломская роспись, русский народный художественный промысел; возник в 17 в. Название происходит от села Хохлома. Декоративная роспись на деревянных изделиях.
ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ РОСПИСЬ. ИСТОРИЯ РОСПИСИ Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические.
Проектная работа ученицы 6 « А » класса школы 1354 города Москвы Олейниковой Дарьи Руководител ь : учитель географии - Филичева Т. И год.
Транксрипт:

ТАГИЛЬСКИЙ ПОДНОС: ИЗ ВЕКА В ВЕК Горбунова Юлия Владимировна МАОУ "СОШ 17" г. Краснотурьинска

Цель: Познакомить детей с уральской народной росписью по металлу, её характерными особенностями и историей возникновения. Формировать интерес к истории и культуре своего народа.

Подносный промысел на Урале возник 260 лет назад – в Нижнем Тагиле, вотчине заводовладельцев Демидовых. Зародился промысел во время того, как в Россию из Европы пришла мода на лакированные изделия. Нижний Тагил был богат мастерами. Кустари покупали листы мягкого и ковкого кровельного железа и делали из них ковши, шкатулки, столики, подносы, покрывая их лаковой живописью. Складывались целые династии, ревниво хранившие секреты своего промысла.

Первым мастером считался Андрей Степанович Худояров. Именно ему молва приписывает честь изобретения знаменитого «хрустального» лака, который был прозрачен как стекло, и превосходил по прочности все известные тогда лаки. Такое покрытие придавало краскам особую сочность и яркость, разнообразие цветовых оттенков, позволяло видеть фактуру металла, его идеальную поверхность.

Почему же именно в Нижнем Тагиле зародился этот удивительный промысел?

Дело в особенностях развития этого региона. Одной из главных причин рождения железного подноса явилось изготовление в Нижнем Тагиле металла высокого качества марки «Старый соболь», известного далеко за пределами не только Урала, но и России, и наличие квалифицированных мастеров, блестяще владеющих навыками работ с ним.

Как же создавались нижнетагильские подносы в те далекие времена? Прежде всего за дело брался коваль. Он выкраивал ножницами круглые, прямоугольные или гитарообразные куски кровельного железа. Пятифунтовым молотом мастер-отковщик бил по заготовкам до тех пор, пока железо не принимало формы подносов. После этого он делал «гуртик» загибал края, выделывал крыловидные или прорезные края и ручки.

Фон подносов тагильские мастера готовили самых разных тонов. В одном случае они символизировали зеленую траву-мураву, в другом пламенную вечернюю зарю, в третьем теплую летнюю ночь. Иногда фон раскрашивали «под черепашку» или «под малахит».

Как же расписывали подносы? Краски тогда мастера готовили сами: самоцветные каменья растирались в пудру, замешивались на льняном, ореховом, маковом масле с добавлением натуральных смол. После настаивания в плотно закупоренных сосудах краски разбавлялись секретной олифой и были готовы к употреблению.

Демидовы создали при нижнетагильском заводе художественную школу и присылали туда из Петербурга картины, гравюры, мраморные скульптуры в качестве наглядных пособий, приглашали для преподавания художников, окончивших Петербургскую академию художеств. Это наложило определенный отпечаток на стиль нижнетагильской росписи.

Благодаря «хрустальному» лаку подносный промысел в Нижнем Тагиле процветал. Тагильские подносы увозили на продажу на Ирбитскую и Макарьевскую ярмарки, а оттуда в центральные губернии России, в Среднюю Азию и Персию...

Владельцы подносных заведений Н. Тагила. Роспись подносов мало-помалу стала массовым производством и это привело к развитию предпринимательства.

Но уже во второй половине XIX века уральские подносы стали делать из тонкого, «жидкого» железа, вводить трафареты, живопись заменять налепными гравюрами. Сократилось количество мастеров «писак» и закрылась живописная школа. Потомки основателей династии Демидовых стали жить преимущественно в Италии и потеряли интерес к своим уральским художествам.

В наше время сохранился единственный в России Музей искусства изготовления и росписи жестяных подносов – «Дом Худояровых», он располагается в двух- этажном бревенчатом здании бывшего дома семьи уральских художников.

На сегодняшний день, количество коллекции подносов – более 1000 единиц хранения.

Тагильскую роспись не спутаешь ни с какой другой! Лаковая роспись – не только промысел, это один из символов Урала. Современные мастера не забывают традиции демидовской школы и отдают предпочтение сюжетным картинам известных тагильских художников Худояровых.

Спасибо за внимание