А. Дистервег (17901866) «Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Учитель иностранного языка МБОУ – СОШ 1 г. Аркадака Терехова М. М.
Advertisements

Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС.
«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования.
«Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». К.Д. Ушинский ( ) «Новый стандарт это, прежде.
9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
Системно – деятельностный подход как инструмент реализации ФГОС нового поколения Выступление Бабуриной Елены Васильевны руководителя ШМО предметной области.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного.
Системно-деятельностный подход как основа реализации основной образовательной программы школы. Бехтянова Юлия Юрьевна, заместитель директора по УВР МОУ.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Деятельностная парадигма образования Психологические основы развивающего обучения.
«Системно - деятельностный подход как главное условие реализации требований ФГОС нового поколения» Познакомить учителей с системно-деятельностным подходом.
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер МКОУ «Березовская основная общеобразовательная школа» 30 марта 2012 года.
Научные основы системно – деятельностного подхода.
С ИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны.
Системно- деятельностный подход в обучении и образовании.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения МО учителей начальных классов МОУ СОШ.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения Учитель начальных классов МКОУ «СОШ 19»
Транксрипт:

А. Дистервег ( ) «Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни…». «Дать труд человеку, труд свободный, напор- няющий душу, и дать средства к выполнению этого труда – вот полное определение цели педагогической деятельности». К.Д. Ушинский ( )

Системно-деятельностный подход как методологическая основа организации образовательного процесса Аристова Татьяна Владимировна, ст. преподаватель кафедры дошкольного и начального образования

Формирование и развитие у педагогов компетентности в организации образовательного процесса рамках системно-деятельностного подхода. Цель. Задачи. 1. Определение понятий «системный подход», «деятельностный подход»,«системно-деятельностный подход», «образовательный процесс», «деятельность» 2. Понимание планируемых результатов освоения ООП НОО как ориентиров организации образовательного процесса.

«О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации», «Формируются современные представления о фундаментальности образования – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться». Из требований к умениям учащихся в ФГОС 2004: «Самостоятельная организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение средств, поиск и устранение причин возникших трудностей, контроль и оценка своей деятельности и др.)». «Владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива и др.)».

Системно-деятельностный подход Системный подход Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько Ф.Ф. Королева, Т.А. Ильина, А.В.Усова Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов Системно-деятельностный подход 1985 г Деятельностный подход

Системный подход 1)Система характеризуется составом и структурой. Элементы системы, связи и отношения, благодаря которым обеспечивается существование, функционирование и развитие системы, называются системообразующими 1) Педагогическая система - совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности

Системный подход Системный подход базируется также на понятии образовательной системы. Г.Н. Сериков под образовательной системой понимает взаимосвязанное единство отдельных частей образования, образующее новое (по сравнению с каждой из частей и их совокупностью) качество, которому присущи свои специфические свойства

Системный подход Системный подход направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин); совокупности взаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи); совокупности сущностей и отношений (Холл А. Д., Фейджин Р. И., поздний Берталанфи).

Системный подход Использование системного подхода в решении проблем образования, предполагает выполнение следующих требований: определять образование как систему; исследовать каждый компонент системы образования в целях определения и обеспечения полноты ее состава; определять всю совокупность структурных связей, и в случае необходимости изменять, делать структуру образования более совершенной; разобраться в механизме функционирования отдельных звеньев системы образования, ее целостной организации, управлять этим механизмом на научной основе; определять тенденции и предвидеть уровни развития системы образования как важнейшее условие совершенствования процесса в целом.

Деятельностный подход В.В. Давыдов, который разрабатывал положения деятельностного подхода к обучению, отмечал, что: конечной целью обучения является формирование способа действий; способ действий может быть сформирован только в результате деятельности, которую, если она специально организуется, называют учебной деятельностью; механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью по овладению знаниями, умениями и навыками.

Целеустремленная система, нацеленная на результат обратная связь (коррекция, обратная ориентация ). психолого-возрастные и индивид. особенности развития личности ребенка Что значит деятельность? Деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. "Российский Энциклопедический словарь"

Единица деятельности, отдельный акт, поступок человека Акты, действия или поступки – основаны на тех или иных побуждениях или мотивах и направлены на определенную цель В различных условиях цель может быть достигнута различными способами и средствами Действие выступает как решение задачи Действия Деятельность

Общие деятельностные основания теорий учебной деятельности ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧЕНИКА МЕТОДОМ ВКЛЮЧЕНИЯ В АКТИВНУЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЬ – УПРАВЛЕНЕЦ, ОРГАНИЗАТОР ПРОЦЕССА УЧЕНИК – СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВЕДУЩАЯ РОЛЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА

Системно-деятельностной подход Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат. результат как системообразующий фактор деятельности.. Н.А.Бернштей назвал этот результат удивительно метафоричным термином: "образ потребного будущего". П.К.Анохин говорил о "системообразующем результате" и создании "функциональной системы". А.Н.Леонтьев говорил о "результате как мотиве и ценности деятельности". Таким образом, с самого начала в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности как целенаправленной системы.

системно- деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе: - от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями; - от "изолированного" изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач; - от стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий; - от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения"

16 Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих учебную деятельность школьников Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить? ценности образования Чему учить? обновление содержания Цель педагогической деятельности – развитие личности младшего школьника на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира Системно-деятельностный подход

Деятельностно ориентированные принципы Принцип обучения деятельности Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации Принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика (зона ближайшего развития) Принцип опоры на предшествующее развитие Креативный принцип

Что значит научить учиться? 1)Научить учиться – это значит сформировать познавательную мотивацию, знание всех шагов учебной деятельности, умение их самостоятельно выполнять и осуществлять их рефлексию

Предметные Требования к результатам освоения ООП – ведущая, системообразующая составляющая ФГОС 19 Метапредметные Личностные Ориентация: ценностно-смысловая; в социальных ролях и межличностных отношениях Самоопределение: личностное, профессиональное, жизненное Смыслообразование: связь между целью (результатом) деятельности и ее мотивом Морально- этическая ориентация Регулятивные : организация деятельности Коммуникативные: речевые навыки и навыки сотрудничества Познавательные: Общеучебные: знаково-символические, логические, постановка и решение проблемы Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом РЯ Лит ИЯ Мат Е /н Муз ИЗО Тех Физ Соц

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ЛИЧНОСТНЫЕ УУД) МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (РЕГУЛЯТИВНЫЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ, КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД) ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по определению и применению способов действий с предметным содержанием 20 ЦЕЛЬ

- цель педагогической деятельности - субъект педагогической деятельности - субъекто-объект педагогической деятельности - взаимоотношения «субъект – субъекто-объект» - содержание деятельности - педагогические средства - результаты деятельности 21 Система педагогической деятельности:

22 «В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает:…»… ФГОС НОО: п. 7

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных активов;.

ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий – УУД), гарантированность их достижения, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Системно- деятельностный подход Не отрицает ЗУНовского подхода.( На операционально-технологическом уровне без ЗУНов ничего не получится). компетенция деятельность компетентность.( Компетенция как объективная характеристика реальности должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью, как характеристикой личности. Эта формула помогает нам понять, что такое компетентность. Это знание в действии. И компетентностный подход не противостоит деятельностному, а снимается им.)

УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ учебное действие, имеющее надпредметный характер. УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ структурная единица учебной деятельности; представляет собой процесс, направленный на достижение некоторой учебной цели. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ процесс самоизменения человека, результатом которого являются приобретенные им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности. УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность и ее рефлексию (то есть знание ее структуры, составляющих ее УУД, умение выполнять все УУД и осуществлять их рефлексию). СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЙ ФГОС

Современные подходы в образовании Системный подход – о бщенаучный уровень анализа и организации образовательного процесса Деятельностный подход – конкретно научный уровень анализа и организации образовательного процесса Компетентностный подход Технологический подход

ВЫБОР ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫТЕХНОЛОГИИЦЕЛИ -технология деятельностного метода, - технология личностно- деятельностного обучения, - технология проблемно- диалогического обучения, - технология организован- ной коммуникации, - технологии, основанные на создании учебных ситуаций, -технология оценки учебных успехов, - технология формирования самоконтроля и самооценки учебной деятельности, - технологии проектного обучения и др. ? 28

ЦЕЛЬ1РЕЗУЛЬТАТ 1 ЦЕЛЬ2РЕЗУЛЬТАТ 2 ЦЕЛЬ3РЕЗУЛЬТАТ 3 ЦЕЛЬ4РЕЗУЛЬТАТ 4 ЦЕЛЬ5РЕЗУЛЬТАТ 5 …… РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГОБУЧАЮЩИЙСЯ 29 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Алгоритм проектирования педагогической деятельности 1. Определить тему для изучения 2.Определить, какие результаты деятельности обучающихся необходимо получить при изучении этой темы: 2.1. личностные 2.2. метапредметные 2.3. предметные 3. Определить возможности для оценки достигнутых результатов 4. Сформулировать цель своей деятельности 5. Определить технологии достижения цели 6. Определить результаты каждого этапа технологии 7. Конкретизировать цель на каждом этапе технологии 8. Конкретизировать возможности для оценки достигнутых результатов на каждом этапе технологии 9. Определить содержание взаимодействия в образовательном процессе: 9.1. действия обучающихся на каждом этапе 9.2. действия педагога на каждом этапе 30

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ Этап тех- ноло гии 6. Результаты: 7. Оценка результа тов 8. Цель этапа 9. Взаимодействие: 6.1. личност- ные 6.2. метапред- метные 6.3. предмет ные действия педагога действия обучающихся 5.1.

Аристотель «Ученик – это не сосуд, который надо напорнить, а факел, который надо зажечь». Н.А. Рубакин « Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования ». Жан-Жак Руссо «Пусть ученик не заучивает науку, а выдумывает ее сам». А. Дистервег « Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Бернард Шоу «Единственный путь, ведущий к знанию, это деятельность».

ЭТАПЦЕЛЬ Содержание деятельности (взаимодействие) РЕЗУЛЬТАТ Действия педагога Действия обучающихся РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ

С-38

Николай Иванович Лобачевский, «Чтобы выполнить педагогическую миссию, надо ничего не разрушать и все совершенствовать ».

1. Что такое системно- деятельностный подход? 2. Как организовать образовательный процесс в соответствии с системно- деятельностным подходом