1 Результаты качественного исследования потребностей маломобильных пожилых людей, пострадавших от национал-социализма, и оказываемых им мер поддержки.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формы социального обслуживания пожилых людей Классификация форм социального обслуживания. социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское.
Advertisements

Методическая разработка по теме: Презентация к лекции Особенности системы социального обеспечения и социального обслуживания пожилых и инвалидов.
Психологический климат в семье Руководители проекта Артемьева Н.В. – учитель обществознания Маркова С.В. – учитель психологии.
Игрушкина Татьяна, специальный педагог, руководитель отдела по работе с семьями СПб ИРАВ Современные подходы к построению программ раннего вмешательства.
Выполнил: «Информационная культура в информационном обществе: основные аспекты, проблемы, перспективы»
НЧОУ «МИР ДЕТСТВА» Основная миссия: реализация развивающих, спортивно- оздоровительных и творческих программ для детей и взрослых, укрепление семейного.
Российский государственный социальный университет Кафедра социальной работы и психологии Дипломная работа: «Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного.
Тема «Об использовании потенциала общественных организаций и движений для продвижения государственных услуг и электронных сервисов» Татьяна Басаргина Ассоциация.
Социально значимая программа скорой социальной помощи «Кнопка помощи» Источники финансирования: субсидия, пожертвования физических и юридических лиц. Объем:
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
«Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов»
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
РОЛЬ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ.
служба по уходу MARIANNA e.V Мы делаем все возможное, чтобы Вы и члены Вашей семьи чувствовали уверенность в завтрашнем дне, обрели спокойствие, гармонию.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
О порядке и об условиях предоставления социальных услуг в ГКУСО «ЧСРЦН»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки.
УСИЛЕНИЕ РОЛИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕАГИРОВАНИИ НА ГЕНДЕРНОЕ НАСИЛИЕ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ. СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ 4. Принципы и стандарты.
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать учащегося, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью,
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
Транксрипт:

1 Результаты качественного исследования потребностей маломобильных пожилых людей, пострадавших от национал-социализма, и оказываемых им мер поддержки. Представление рекомендаций Исследовательский проект при поддержке Фонда «Память, ответственность и будущее» и CAF Россия Центр независимых социологических исследований Санкт-Петербург, 2015 По решению Минюста РФ, АНО «ЦНСИ» включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции ИА (7-ФЗ «О некоммерческих организациях»)

2 Елена Богданова, к.с.н., Центр независимых социологических исследований Елена Чикадзе, Центр независимых социологических исследований Наталья Кравец, Центр независимых социологических исследований Дарья Скибо, Центр независимых социологических исследований Анастасия Асикяйнен, Университет Хельсинки Исполнители проекта:

3 Исследование в городе (Санкт-Петербург) и сельской местности (Тосненский район Ленинградской области) Метод рефлексивной качественной социологии с элементами биографического исследования. Фокусированные биографические интервью с МЛПНС; Проблемноориентированные интервью с лицами, осуществляющими уход за маломобильными пожилыми людьми (родственниками или специалистами); Проблемноориентированные интервью с экспертами (исследователи, чиновники, психологи и пр.) и руководителями НКО Исследовательский подход и методы:

4 16 интервью с МЛПНС. Из них: 6 с жителями области, все женщины в возрасте от 75 до 87 лет. Две из них живут в семьях; одна одинокая, две одинокие (незамужние и бездетные) сестры, живущие вместе; одна информатика живет одна (дочь в Санкт-Петербурге). Услугами соцработников пользуются двое. 10 с жителями Санкт-Петербурга. Двое мужчин (86 лет и 93 года), остальные женщины (в возрасте от 79 до 91 года). Четверо информантов одинокие или живущие одни, еще двое –супружеская пара, остальные четверо живут с семьей. Трое одиноких / живущих отдельно информантов и супружеская пара пользуются услугами соцработников и / или патронажных работников общественных организаций. 12 проблемно ориентированных интервью с членами семей МЛПНС или профессионалами, осуществляющими заботу о пожилых. 5 интервью с представителями НКО: 4 в Санкт-Петербурге и одно в Тосно. 10 проблемно ориентированных интервью с экспертами. Помимо интервью: обзор законодательства, обзор научной литературы и исследований, обзор сайтов НКО, обзор волонтерской деятельности в сфере помощи маломобильным пожилым людям, пострадавшим от национал-социализма Эмпирическая база:

5 Объективные причины социального исключения (невозможность передвигаться без посторонней помощи, сокращение возможностей самообслуживания, сокращение социальных связей); Влияние ааатравматичной памяти на современные состояния МЛПНС. О: Вот это то, что я помню, оно меня изнутри съедает. В: Съедает? О: Съедает, понимаете. Я это чувствую, но я не могу это побороть (Кейс 6. Ж., 1924 г.р., н.в.о., СПб). Fridman, A, Bakermans-Kranenburg, Mj., Sagi-Schwartz, A., Van Ijzendoorn, Mh. (2011) Coping in old age with extreme childhood trauma: Aging Holocaust survivors and their offspring facing new challenges. Aging & Mental Health. Vol.15(2): Специфика группы МЛПНС:

6 «Скрытость» статуса маломобильных бывших узников за статусами инвалидов, пожилых, достигших 80- летнего возраста, участников и инвалидов ВОВ; Объективация пожилых как общая проблема российского законодательства (исследования д.с.н. Ирины Григорьевой); Общая проблема дефицита ресурсов сферы социального обслуживания пожилых на дому; Пробелы в государственном обслуживании МЛПНС (в силу «размытости» статуса жертв национал социализма). Группа МЛПНС из перспективы государства:

7 Компенсация дефицита государственных ресурсов в базовом обслуживании МЛПНС на дому (покупка продуктов, доставка продуктовых подарков, уборка, общение); Попытки реализации программ, компенсирующих «пробелы» государственной заботы о МЛПНС (центры дневного пребывания, организация мероприятий на дому, привлечение МЛПНС к арт- терапии, реализация проектов по сбору воспоминаний – например ЦЖИ); Помощь НКО не избыточна, скорее недостаточна. Роль НКО в обеспечении заботы о МЛПНС:

8 Остаются нерешенными проблемы удовлетворения базовых потребностей в: безопасности, достойном медицинском обслуживании, доступе к лекарствам, благоустроенном быте своевременном доступе к информации, необходимой для обеспечения жизнедеятельности МЛПНС Рекомендации основаны на выявленных потребностях МЛПНС

9 Рекомендации Проблема доступа к медицинским услугам и недостатка информации о существующих возможностях медицинской помощи Рекомендуется информирование родственников и лиц, оказывающих услуги ухода, о существующих ресурсах помощи; обучение волонтеров и родственников методам и техникам, позволяющим сохранять навыки самообслуживания, новым технологиям, способствующим сохранности здоровья и мобильности; мероприятия, посвященные просвещению МЛПНС в области их здоровья и медицинской помощи.

10 Рекомендации Потребность МЛПНС в сохранении позиции субъекта, способного к активным действиям и принятию решений Рекомендуется развитие позитивного восприятия сохранных функций и возможностей пожилых и использование их для продления периода активности: рекомендуется оказывать помощь в поддержании сохраняющихся контактов с родственниками, друзьями, знакомыми с использованием различных средств коммуникации; стимуляция самостоятельного выполнения посильных действий, связанных с самообслуживанием. Работа с жилым пространством пожилого человека, в основе которой лежит восприятие жилой среды как ресурса, позволяющего сохранять самостоятельность. Расширение доступных для МЛПНС территорий: двор, близлежащие территории, публичные места города. Мягкая поломка рутины с целью сохранения и развития когнитивных способностей, осмысления жизненного опыта, прорабатывания ааатравматичной памяти

11 Потребность в разнообразии будничной повседневности Рекомендуется поддержка работа с будничной повседневностью МЛПНС, развитие деятельности, которая могла бы способствовать утверждению независимости и субъектности МЛПНС, и при этом наполнять их жизнь смыслом (трудотерапия? Jackson, J., Carlson, M., Mandel, D., Zemke, R., Clark, F. (1998) Occupation in Lifestyle Redesign: The Well Elderly Study Occupational Therapy Program. American Journal of Occupational Therapy. 52(5): ). Вовлечением пожилых в любую посильную общественно-полезную деятельность, позволяющую позиционировать МЛПНС как полезного члена общества, способного помогать и быть причастным к решению какой-либо общей задачи. Рекомендации

12 Потребность в преодоление чувства тревожности, беспомощности, «брошенности» Рекомендуется поддерживать усилия, направленные на создание ощущения непрерывной заботы. Это могут быть проекты, связанные с подготовкой волонтеров-компаньонов для пожилых людей, в задачи которых входит общение и эмоциональная поддержка МЛПНС (специальная подготовка, длительный контакт, регулярные взаимодействия). Также важны проекты, повышающие чувство защищенности и безопасности, например, обеспечивающие надежный доступ к экстренной помощи, «тревожной кнопке». Рекомендации

13 Потребность в сопричастности к каким-либо группам или сообществам Рекомендуется поддержка мероприятий, имеющий целью создание и сплочение групп МЛПНС (по локальности, по интересам, по общности пережитого в прошлом и пр.). Важна качественная подготовка подобных встреч, размеренная периодичность, долгосрочность проектов. Задача данного вида деятельности состоит в том, чтобы структурировать повседневность МЛПНС, создать перспективу приближающегося события, повысить уверенность МЛПНС в себе, помочь стабилизировать их эмоциональные состояния. Рекомендации

14 Потребности в признании Рекомендуется применение биографически ориентированного подхода к работе с МЛПНС. Важны не только воспоминания периода ВОВ, но и послевоенная биография. В частности, ресурс видится в знании профессиональной/трудовой биографии, семейной истории, увлечениях, навыках, умениях. Именно эта информация позволяет определить сферы компетенции пожилого человека. Знание этих сфер позволяет позиционировать его как эксперта, например, в области его профессии, хобби, заботы о детях, садоводстве, кулинарии, и пр. Возможна поддержка творческих и художественных проектов – таких как выставки, книги воспоминаний, документальное кино – основанных на воспоминания или знаниях МЛПНС. Рекомендации

15 Потребность эмоционального контакта с близкими Рекомендуется поддержка проектов, направленных на обеспечение эмоционального общения между МЛПНС и членами их семей. Учитывая также важность работы с ааатравматичной памятью и эффективность разговорной терапии, можно рекомендовать поддержку мероприятий (конкурсов), связанных с исследованиями молодыми членами семей биографий своих бабушек и дедушек. Также рекомендуется поддержка проектов, направленных на подготовку «профессионализированных» волонтеров, настроенных на длительный контакт, имеющих представление о психологических последствиях травмы и о специфических потребностях группы МЛПНС. В качестве эксперимента стоит рассмотреть возможности привлечения в качестве волонтеров членов семьи МЛПНС. Рекомендации

16 Спасибо за внимание !