Организация образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в систему дошкольного образования « Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в.
Advertisements

Комплексно-тематический принцип моделирования и планирования образовательного процесса Заведующий МБДОУ «Детский сад 55» Бардасова С.Н.
Реализация области «Познание» в условиях ФГТ МБДОУ Детский сад 154 Заместитель заведующего по УВР Поликина Ольга Сергеевна.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
К.Ю. Белая, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО МАСТЕР - КЛАСС.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 6 «СКАЗКА» БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ БОРИСОВА.
Logo Составила старший воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 67» Энгельсского.
ФГТ в ДОУ В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы.
Что такое ФГТ «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы.
Рекомендации по написанию основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
ДОУ « Солнышко » Организация работы ДОУ в условиях внедрения ФГТ.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
Реализация Федеральных государственных требований в дошкольных образовательных учреждениях Учитель-дефектолог ГБОУ специальная (коррекционная) НШДС 1822.
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ Реализация образовательных областей «Познание» «Коммуникация» «Чтение художественной литературы» через познавательно-речевое.
Нормативно-правовая база: Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г. Национально-образовательная стратегия «Наша новая школа»
Приказ министерства образования и науки РФ Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной.
МАДОУ ЦРР ДС 482 Структурное подразделение Педагогический совет 3 «Обновление содержания организации работы педагогов в самостоятельной и совместной деятельности.
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования Только за 2 года появилось несколько значимых нормативных документов,
Транксрипт:

Организация образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

План 1. Содержание образования как составной компонент образовательной среды ДОУ. 2. Образовательный процесс и его организация в ДОУ: 2.1. Функции образовательного процесса в соответствии с современными требованиями;

План 2.2. Принципы и подходы к организации образовательного процесса; 2.3. Структура образовательного процесса; 3. Модели организации образовательного процесса в ДОУ. 4. Типы обучения.

План 5. Формы организации детей в процессе обучения. 6. Методы обучения: наглядные, словесные, практические, игровые.

Литература: 1. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб., 2013 г. 2. Фролова А.Н. Дошкольная педагогика: конспект лекций. –Ростов н/Д, 2009.

Литература: 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г «Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 4. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. – М, 2000 г.

Жан Овидий Декроли «Я имею целью создать связь между науками, заставить их сойтись в одном центре. Этот центр – ребенок, к которому все сходится, от которого всё расходится».

1 вопрос: 3 компонент образовательной среды - освоение содержания дошкольного образования. Определяется: - Федеральными государственными стандартами дошкольного образования (с января 2014 г.). - Примерной образовательной программой, которую реализует конкретное ДОУ; - возрастными особенностями и спецификой индивидуального развития детей данной группы;

ФГОС в образовании Структура федеральных государственных образовательных стандартов включает в себя три группы требований: - к структуре основной образовательной программы; - к условиям ее реализации; - к результатам ее освоения.

Федеральные государственные стандарты в образовании (ФГОС) - Федеральные государственные требования(ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования отражены в приказе Минобрнауки от г. 655 « Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

ФГОС в образовании Федеральные государственные требования (ФГТ) к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования отражены в приказе Минобрнауки РФ от г. «Об утверждении ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»(проект).

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

2 в. Образовательный процесс Образовательный процесс дошкольного учреждения – целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений, навыков в соответствии с целями и задачами образования, развития личности. Образовательный процесс – это профессионально организованное взаимодействие педагога с детьми, включающее все элементы учебно-воспитательной работы.

Соотношение понятий: педагогический процесс и образовательный процесс Педагогический процесс меняется, адаптируется как система к современным требованиям. на соотношение ПП и ОП есть две точки зрения: 1) Образовательный процесс – это часть педагогического процесса; 2)Сейчас, педагогический процесс воспринимается как образовательный, так как произошли интеграция воспитания и обучения.

Исследователи-ученые: Ф.Фребель; М.Монтесори; А.П.Усова; Д.В.Менжерицкая.

2.1. Функции образовательного процесса: 1) обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; 2) Строится с учетом принципов целостности и интеграции содержания дошкольного образования и основывается на комплексно- тематическом принципе построения;

Функции образовательного процесса: 3) обеспечивает осуществление воспитание, обучение, развитие в двух основных организационных моделях: совместная деятельность взрослого и детей, а так же самостоятельная деятельность детей.

Функции образовательного процесса: 4) развивающая функция – совершенствование физических сил, интеллектуальных возможностей, духовности и других психических процессов. 5) просветительская (информационная) функция – усвоение детьми знаний о природе, обществе, отношениях между людьми, об отношении людей и т.д.

2.2. Принципы организации образовательного процесса: 1. Общедидактические принципы; 2. Специальные принципы, специфические для организации образовательного процесса в каждом виде ДОУ; 3. Принципы, отражающие ориентацию на современные образовательные технологии.

1 группа: Общедидактические принципы обучения: 1) принцип воспитывающего обучения; 2) принцип развивающего обучения (зона актуального развития и зона ближайшего развития); 3) принцип научности; 4) принцип наглядности; 5) систематичности и последовательности;

Общедидактические принципы обучения: 6) принцип доступности обучения; 7) принцип осознания, сознательности и активности в обучении; 8) принцип индивидуализации процесса обучения; 9) принцип учета возрастных особенностей детей.

2 группа: Специальные принципы: комплексность, вариативность обучения в зависимости от уровня подготовленности воспитанников и их способностей, индивидуализации обучения, принципы формирования мотивационной основы обучения, смены видов деятельности и динамичности детского восприятия на занятиях.

3 группа: Принципы, отражающие ориентацию на современные образовательные технологии. Принцип проектного обучения; Принцип игрового обучения и др.

2.2 Основные подходы к построению образовательного процесса: Системно-структурный подход; Деятельностный подход; Интегрированный подход; Дошкольное образование – это пропедевтика школьного обучения; Комплексно-тематический подход.

2.3. Структура образовательного процесса: целевой компонент; содержательный компонент; деятельностный (организационный) компонент; результативный компонент.

2.3. Целевой компонент ОП: Цель данного процесса - создание условий, способствующих комфортному психологическому состоянию ребенка и присвоению им общечеловеческой культуры, разностороннее развитие ребенка, развитие его интересов и способностей.

2.3 Содержательный компонент ОП: включает содержание обучения (определено ФГОС ДО). 1) 5 направлений работы с детьми дошкольного возраста: - социально-личностное развитие, - физическое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие.

Образовательные области, в которых реализуются перечисленные направления развития:

Образовательные области, через которые реализуются выше перечисленные направления развития: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество».

Виды детской деятельности: Игровая; Коммуникативная; Трудовая; Познавательско-исследовательская; Продуктивная; Музыкально-художественная; Чтение. Таб. 1

3. Деятельностный (организационный) компонент: Содержание образовательного процесса может быть реализовано через: 1) регламентированную совместную деятельность педагогов и детей (непосредственно образовательная деятельность в виде занятий и «образовательных ситуаций»); 2) совместную деятельность педагогов и детей в ходе других режимных моментов; 3) оптимальную организацию самостоятельной деятельности детей.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ - Это деятельность двух или более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности),

Под самостоятельной деятельностью детей - понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Самостоятельная деятельность: Важная роль в организации самостоятельной деятельности детей отводится созданию воспитателем разнообразной предметно- развивающей среды (материалы для игры, рисования, лепки и др.). Это обеспечить выбор по интересам каждому ребенку и возможность включаться во взаимодействие с ровесниками или действовать индивидуально.

4. Результативный компонент: - Результаты совместной и самостоятельной деятельности детей и взрослых отражаются в мониторинге по итогам освоения детьми образовательных областей и по степени сформированности социального портрета ребенка каждого возраста и выпускника ДОУ.

3 в. Модели образовательного процесса: Учебная модель; Комплексно-тематическая; Предметно-средовая.

Учебная модель характеризуется: организацией содержаний образования по принципу разделенных учебных предметов (по сферам познания или по видам деятельности). Инициатива и управление деятельности принадлежит всецело взрослому. Позиция взрослого – учительская.

Учебная модель характеризуется: Модель рассчитана на заблаговременное и жесткое программирование образовательной среды, развертывание образовательных содержаний в логике учебного предмета. ОП осуществляется в дисциплинарной школьно-урочной форме. Предметная среда обслуживает урок.

Комплексно-тематическая модель: Тема как сообщаемое знание о какой- либо сфере действительности. Реализация темы в разных видах детской деятельности (игра, рисование и др.) Более свободная позиция, приближает её к партнерской. Менее жесткой в этой модели становится и организация предметной среды.

Комплексно-тематическая модель: Стандартный набор тем придает системность образовательному процессу. Однако образовательный процесс направлен на расширение представлений у ребенка об окружающем, а не на его развитие. Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому потенциалу взрослого.

Предметно-средовая модель: Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду, минуя взрослого как их деятельного носителя. Взрослый в этой модели – лишь организатор предметной среды, его функция – подбор развивающего материала.

Предметно-средовая модель: Топография образовательной среды не меняется на протяжении всего дошкольного возраста. Меняется лишь сам ребенок, вычерпывая в процессе многократных упражнений развивающее содержание, заложенное в предметном материале. Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка приводит к утере системности образовательного процесса.

4 в. Типы обучения: 1. Прямое обучение (предполагает, что воспитатель определяет дидактическую задачу, ставит её перед детьми, дает образец, по которому дети выполняют задание);

Типы обучения: 2. Проблемное обучение (детям не сообщаются готовые знания, не предлагаются способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую ребенок с помощью имеющихся знаний не может. Разрешить проблемную задачу дети могут только в диалоге друг с другом и педагогом);

Типы обучения: 3. Опосредованное обучение (на основе собранных данных об уровне обученности, воспитанности детей педагог организует предметно-материальную среду, подбирает средства, с помощью которых усваиваются новые знания, умения).

5 в. Формы организации детей: Индивидуальные; Подгрупповые; Групповые, фронтальные,

6 в. Методы обучения: Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.

Методы обучения: Наглядные; Словесные; Практические; Игровые.

Наглядные методы обучения: Наблюдение; Демонстрация картин, предметов, фильмов и т.д. Наглядные приемы: показ способов действий, показ образца.

Практические методы Упражнение (подражательные, конструктивные, творческие); Опыты и экспериментирование; Моделирование.

Игровые методы: Дидактическая игра; Игровые приемы: загадывание и отгадывание загадок, сюрпризный момент, обыгрывание ситуации и т.д.

Словесные методы Рассказ педагога; Беседа, Чтение художественной литературы. Словесные приемы: вопросы к детям, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.

Спасибо за внимание!