Опыт использования технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы. Прощина Е.В.,учитель русского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Белокопытова Е.В. учитель начальных классов МБОУ - СОШ 2.
Advertisements

Развитие критического мышления через чтение и письмо Городской семинар на базе МОУ гимназия56, г. Томска выступление: Успеховой М.В.
Опарина О.А.,учитель истории МОУ СОШ 2. : - способность ставить новые, полные смысла вопросы; - вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; -
Рассматриваемые вопросы Базовая модель критического мышления Базовая модель критического мышления Калейдоскоп уроков Калейдоскоп уроков Технология критического.
Акценты целей технологии Формирование нового стиля мышления – открытость, гибкость, рефлексивность; Развитие базовых качеств личности – мобильность, коммуникативность,
Технология развития критического мышления (ТРКМ) разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит) ТРКМ известна в России с 1997 года.
Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе Выступление на научно – практической конференции «Пути и средства модернизации.
Синквейн Синквейн. Слово «синквейн» Слово «синквейн» происходит происходит от французского слова «пять». от французского слова «пять». Это короткая Это.
Мастер - класс. Педагогическая технология «Развитие критического мышления» Мастер-класс Кухтачёва Ирина Витальевна заместитель директора по методической.
МОУ «Еланская средняя общеобразовательная школа» Бабушкина Жанна Викторовна, учитель биологии и географии.
Кривенцова Светлана Георгиевна МОУ СОШ 3 г.Балашов Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо.
Адаптированные приёмы и методы технологии РКМЧП на уроках русского языка в 3 классе Подготовила: Белобородова Светлана Новомировна, учитель начальных классов.
Проект «Функциональное чтение». Цель проекта: выработать навыки функционального чтения; способствовать развитию критического мышления через чтение и письмо;
Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
Методические приемы для развития критического мышления на уроках истории и обществознания.
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Критическое мышление – направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Технология развития критического мышления младших школьников.
Транксрипт:

Опыт использования технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы. Прощина Е.В.,учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 59

Технологическая цепочка урока вызов осмысление рефлексия

Русский язык 5 класс Тема: Имя существительное Метод кластера Кластер – графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.

Имя существительное Кто? Что? Подлежащее Часть речи Число Падеж Род Предмет На стадии вызова для стимулирования мыслительной деятельности

Русский язык 5 класс тема: Фонетический анализ слова. Прием кластера на стадии осмысления материала для его структурирования.

ЗВУКИ ГЛАСНЫЕ СОГЛАСНЫЕ ударные безударные звонкие твердые глухие мягкие парные непарные

Литература 7 класс тема: Остап и Андрий: два сына одного отца. Метод синквейна Синквейн – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, размышлений.

Правила написания синквейна 1 строка – одно существительное. 2 строка - два прилагательных или причастия. 3 строка – три глагола. 4 строка – 4 слова, выражающих отношение автора к теме. 5 строка - одно слово, ассоциация, отражающая суть темы.

Сравнительная характеристика героев Остап «добрый казак» (воин) Вспыльчивый отважный Сражается бьется мыслит Товарищ мужество преданость герой Сын Андрий «мазунчик» (балованый ребенок) Мечтательный влюбленый Предает чувствует убивает Предатель достоин смерти отступник«…я тебя и убью» враг

Литература 6 класс тема: Изобразительно – выразительные средства речи. Метод синквейна на этапе вызова для формулировки проблемного вопроса к системе уроков по теме в начале изучения.

Тропы Средства выразительности Красивые живые Украшают описывают имитируют «Богатство языка… богатство речи» Сокровища речи Постановка проблемных вопросов: так что же что такое тропы? Для чего они нужны? Средства выразительности Непонятные разнообразные Путают не различаю озадачивают «Богатства русского языка неизмеримы…» Проблема

Синквейн в системе уроков Задание: -находить аргументы в текстах стихотворений для доказательств, -составить рассказ по готовому синквейну, - создать на основе синквейна сочинения – рассуждения о роли изобразительно – выразительных средств.

Урок русского языка 6 класс Тема: Причастие Метод «Верные – неверные утверждения» на этапе осмысления нового материала для отслеживания собственого понимания материала.

Укажите, верны ли даные утверждения. Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию ______________________ и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? ___________ Причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного___________________ Например, сверкавший, плачущая, палящее, переливающиеся, деревяный________________ Причастия, как и прилагательные, изменяются по падежам ______, числам________ и родам______ и имеют такие же падежные окончания________ В предложениях причастия обычно согласуются с именами существительными и выступают в роли обстоятельства ___________________ Причастия, как и глаголы, сохраняют: значение качества _______________________ возвратность / невозвратность _______________ вид (совершеный и несовершеный) _________________________________________ время (настоящее и будущее) _________________

Литература урок в 5 классе Тема: Мир детства в рассказе А.П. Чехова «Гриша». Метод «Корзина идей» на стадии вызова для создания условий для активной творческой работы, вызова интереса к даной теме на личностном уровне.

О ком этот рассказ? Он веселый или грустный? Каким ты представляешь Гришу? А каким было детство у А.П. Чехова? Какие произведения о детях ты помнишь?

Русский язык 7 класс Тема: Слитное и раздельное написание НЕ со словами разных частей речи. Метод инсерт на этапе вызова.

V-+?! уже знал новое или противоречащее прежним знания интересно не ясно, есть вопросы хочу узнать больше

Прочитай текст, заполняй таблицу по ходу чтения. Любой теоретический материал учебника Правописание н и н в причастиях и отглагольных прилагательных. 1. В полных формах страдательных причастий прошедшего времени, образованых от совершеного вида (как приставочных, так и бесприставочных) пишется н, например: купленый, исправленый, названый, спареный, срезаный, решёный, высушеный, брошеный, пленёный, даный, заставленый, наказаный, проработаный, встроеный и др. Исключения: с одним н пишутся полностью утратившие связь с причастиями отглагольные (образованые от совершеного вида) прилагательные, входящие в состав устойчивых сочетаний, например: конченый человек, прощёное воскресенье, названый брат, посажёный отец. Примечание 1. Вышеприведеные страдательные причастия могут употребляться и в значении прилагательного, но это не влияет на их написание, например: выдержаный человек (с выдержкой), даный случай (имено этот), заинтересованый разговор (представляющий интерес), изможденый старик (очень уставший). 2. В отглагольных прилагательных, образованых от бесприставочных глаголов несовершеного вида, пишется одно н, например: правленый, вяленый, жареный, варёный, мочёный, кипячёный, глаженый, кованый, кошеный, стриженый, стираный, ломаный, мощёный, плетёный, гружёный, плавленый, мороженый, а также раненый (хотя образовано от двувидового глагола ранить). С одним н пишется прилагательное смышленый. Исключения: С двумя н пишутся отглагольные прилагательные, образованые от бесприставочных глаголов несовершеного вида: виданый, виденый, деланый, желаный, слыханый, считаный, нежданый-негаданый.

Попробуй выполнить задание, заполняя по ходу чтения таблицу ЧЕТВЕРНЫЙ ЛИШНИЙ а) (Не)законченый портрет, (не)распустившийся цветок, (не)понимающий человек, (не)навидящий взгляд. б) Зал (не)освещен, письмо (не)распечатано, ответы (не)подготовлены, (не)приятная весть. в) (Не)начатая тетрадь; (ни)кем (не)исследованый край; (не)тронутый человеческой ногой; (не)спящий, а проснувшийся ребенок.

Метод «Шесть шляп мышления» Эдвард де Боно, 80-е гг. XX в. Шесть шляп мышления - простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связаные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированым и устойчивым.

Цвета шляп

Урок внеклассного чтения 6 класс А.П. Платонова "Юшка". (с использованием метода "шести шляп мышления") Инструкция к групповой работе. Белая шляпа: Выпишите фразы, характеризующие Юшку (Составьте портретную характеристику). Попробуйте охарактеризовать Юшку одним определением. Красная шляпа. Проанализируйте эпизод истязания Юшки детьми. Какие чувства вызвал эпизод? Черная шляпа. Выпишите цитаты, характеризующие отношение взрослых к Юшке, и ответьте на вопрос: «Почему взрослые жестоки к Юшке?» Желтая шляпа. Отношение Юшки к людям. Почему Юшка не обижался на людей, как это его характеризует? Синяя шляпа. Почему без Юшки жить людям стало хуже? Напишите свои предположения.

Таким образом, даная технология направлена на достижение результатов образования, заложеных в ФГОС ООО. - Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутреней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. - Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлективность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственость за собственый выбор и результаты своей деятельности.