АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА (введение) ГОУ СПО СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ Кафедра «Медико-биологических дисциплин » Преподаватель Беляева.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Специальность: Сестринское дело ОП 02: Анатомия и физиология человека Преподаватель Тема: «Анатомия и физиология как науки. Понятие об органе и системах.
Advertisements

Урок биологии в 6 классе Тема урока: Органы и системы органов животных. Ведущая дидактическая цель: изучение нового материала. Форма урока: комбинированная.
2 лекция Основные понятия Части тела. Области тела. Внутренние органы. Мышцы. Скелет. Полости тела : грудная., брюшная. Млекопитающие. Структура тела человека.
Строение организма человека. Науки, изучающие организм человека. План 1. Структура тела человека. 2. Cистемы органов человека. 3. Науки, изучающие организм.
Органы и системы органов г. Части тела: Голова Шея Туловище Верхние конечности Нижние конечности Внутри туловища имеются : грудная и брюшная полости.
Тестовые задания по биологии Тема тестирования: «Человек как биологический вид. Общий обзор строения и функций организма человека» Класс:8.
ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 3 КЛАСС УМК «ГАРМОНИЯ» МАРЧЕНКО Е.В., МБОУ СОШ 3.
1.Организменный Голова,шея,туловище,конечности(руки,ноги,пальцы ) 2.Системный Системы внутр.органов- кровообращения, дыхательная, пищеварительная, выделительная.
Твоё удивительное тело. Окружающий мир. 4 класс. Проверь себя: голова шея туловище нижние конечности верхние конечности.
Система органов функционально единая группа органов живого организма.Она делится на 6 систем.
Выполнила: Николенко Ирина (ИП) 4 курс Морфологические особенности скелета туловища.
СКЕЛЕТ ЧЕЛОВЕКА Караваев Андрей 8 « Р » класс. Общая информация Скелет – это совокупность костей, пассивная часть опорно - двигательного аппарата. Служит.
ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. Курс «Возрастная физиология и психо- физиология» представляет собой совокупность естественно-научных знаний об.
Общий обзор организма человека Анатомия, 8 класс Орлова Ю.Ю. Урок 6.
Кафедра нормальной физиологии КрасГМА ВВЕДЕНИЕ В КУРС НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ. ПОНЯТИЕ О ГОМЕОСТАЗЕ И МЕХАНИЗМАХ САМОРЕГУЛЯЦИИ.
. Система опоры и движения Тема: «Опорно-двигательная система человека» Задачи: Изучить отделы скелета и кости, их образующие.
Учитель начальных классов Ермакова Ю.А.. МОУ Дергаевская СОШ 23 ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА 3 класс УМК «Гармония»
CТРУКТУРА ТЕЛА. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ.. Тело человека имеет структуру, т.е определенное строение, расположение частей. Если вы посмотрите на.
Опорно-двигательный аппарат Строение скелета человека Учитель Новикова В.М.
Общая характеристика, особенности строения и жизнедеятельности класса Млекопитающих.
Транксрипт:

АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА (введение) ГОУ СПО СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ Кафедра «Медико-биологических дисциплин » Преподаватель Беляева Ф.Ф.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ: 1. Уровни организации организма человека. 2. Место анатомии и физиологии в системе биологических наук. 3. Основные направления анатомии как науки. 4. Связь анатомии с другими науками. 5. Анатомическая терминология. 6. Анатомические методы исследования организма человека. 7. Понятие физиологии, ее роль в медицине.

Системный Из органов построены системы органов: нервная, опорно-двигательная, сердечно-сосудистая, дыхательная, пищеварительная, выделительная, половая, эндокринная, кроветворная, иммунная, сенсорная. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА Клеточный Человек как и все живое состоит из клеток (эпителиоциты, миоциты, нейроциты, остеоциты, хондроциты, эритроциты и др.) Тканевой Из клеток построены ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органный Из тканей построены органы: наружные (нос, рука, ухо …) и внутренние (мозг, сердце, желудок ……).

МЕСТО АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК Биология – это совокупность наук о живой природе. Включает два основных раздела: морфологию и физиологию. Морфология изучает форму и строение живых существ. Физиология изучает процессы жизнедеятельности организма (питание, дыхание, выделение, размножение и т.д.). К числу морфологических дисциплин относится анатомия человека.

Анатомия – это наука, изучающая форму и строение отдельных органов, систем и организма в целом, рассматриваемых с позиций развития, функциональных возможностей и постоянного взаимодействия с внешней средой. Общая анатомия Нормальная (систематическая) анатомия Остеология Артрология (синдесмология) Миология Спланхнология АнгиологияНеврология Топографическая анатомия Патологическая анатомия

Описательная а. - (изучает органы, наблюдаемые при вскрытии трупов); Систематическая а. - (изучает организм последовательно, по системам); Топографическая а. - (изучает организм по областям, положение органов и их взаимоотношения друг с другом и со скелетом); Пластическая а. - (исследует внешние формы и пропорции тела человека); Сравнительная а. (изучает и сопоставляет тело человека и строение животных); Функциональная а. - (изучает структуры отдельных органов и частей тела с учетом выполняемых ими функций) Возрастная а. - изучает возрастные изменения органов и тканей. НАПРАВЛЕНИЯ АНАТОМИИ

Анатомия человека физиология медицина эмбриология геронтология гистология цитология общая биология эволюционное учение Связь анатомии с другими науками

АНАТОМИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ Норма - это оптимальный интервал в строении организма, в пределах которого он остается здоровым и в полном объеме выполняет свои функции. Порок развития (мальформация) это стойкие морфологические или функциональные изменения органа или организма, возникающие в результате нарушения развития зародыша, плода или дальнейшего формирования органов после рождения ребенка.

АНАТОМИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ Долихоморфный (от греч. dolichos длинный), тип телосложения человека для которого характерны узкое и длинное туловище, длинные конечности (астеник); Брахиморфный (от греч. brachys короткий) тип телосложения человека для которого характерны короткое, широкое туловище, короткие конечности (гиперстеник); Мезоморфный (от греч. mesos средний), наиболее близкий к идеальному тип сложения человека (нормостеник).

Области тела человека: 1 - теменная; 2 - лобная; 3 - глазница; 4 - область рта; 5 - подбородочная; 6 - передняя область шеи; 7 - латеральная область шеи; 8 - область ключицы; 9 - ладонь кисти; 10 - передняя область предплечья; 11 - передняя локтевая область; 12 - задняя область плеча; 13 - подмышечная; 14 - грудная; 15 - подреберная; 16 - надчревная; 17 - пупочная; 18 - боковая область живота; 19 - паховая; 20 - лобковая;

Области тела человека: 21 - медиальная область бедра; 22 - передняя область бедра; 23 - передняя область колена; 24 - передняя область голени; 25 - задняя область голени; 26 - передняя голеностопная; 27- тыл стопы; 28 - пяточная; 29 - тыл кисти; 30 - передняя область предплечья; 31 - предплечье; 32 - задняя область предплечья; 33 - задняя локтевая; 34 - задняя область плеча; 35 - передняя область плеча; 36 - область молочной железы; 37 - дельтовидная; 38 – ключично-грудной треугольник; 39 - подключичная ямка; 40 - грудино-ключично-сосцевидная; 41 - область носа; 42 - височная область;

Анатомическая позиция – человек стоит, ноги вместе, ладони обращены вперед. АНАТОМИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

Сагиттальная плоскость – отделяет правую половину тела от левой половины; Фронтальная плоскость – отделяет переднюю часть тела от задней части; Горизонтальная плоскость – отделяет вышележащие отделы тела от нижележащих. АНАТОМИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

1. Вертикальная (продольная) ось – направлена вдоль тела стоящего человека. По этой оси располагаются позвоночный столб и лежащие вдоль него органы (спинной мозг, пищевод и др.); 2. Латеральный означает удаленность от вертикальной оси. 3. Медиальный – близость к вертикальной оси 4. Фронтальная (поперечная) ось совпадает с фронтальной плоскостью, ориентирована справа налево или наоборот. 5. Сагиттальная ось – расположена в передне-заднем направлении, как и сагиттальная плоскость. АНАТОМИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

Краниальная область тела – голова, шея; Каудальная – область тела ниже пупка; Дорсальная полость – включает в себя черепную и позвоночную полости; Вентральная полость – включает в себя полость грудной клетки и полость перикарда. Брюшная полость – расположена ниже диафрагмы. В ней находятся желудок, печень, селезенка, кишечник; Тазовая полость – содержит женские половые органы, мочевой пузырь и мужские мочевыводящие каналы. АНАТОМИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

Проксимальный - означает близость какой-то части тела к туловищу; Дистальный – удаленность какой- либо части тела от туловища. Верхний – superior, соответствует понятию краниальный. Нижний – inferior, понятию каудальный. Передний – anterior, соответствует понятию вентральный. Задний – posterior, – соответствует понятию дорсальный. АНАТОМИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

АНАТОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

ПРИЖИЗНЕННЫЕ МЕТОДЫ Антропометрия измерение различных частей тела человека Рентгенография Эхолокация (ультразвуковые методы исследования) Компьютерная томография Магнитно- резонансная томография Эндоскопия осмотр полостей внутренних органов при помощи специального оптического прибора эндоскопа Соматоскопия визуальный осмотр и пальпация анатомических образований на живом человеке.

АНАТОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА АНТРОПОМЕТРИЯ Измерение роста в положении стоя, сидя. Измерение окружности головы, груди. Выявление искривления позвоночника. Выявление плоскостопия

АНАТОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА ВИЗУАЛЬНЫЙ – внешний осмотр кожи, ногтей, волос, цвета и прозрачности мочи, слюны и т.д. МИКРОСКОПИЯ – изучение клеток, тканей, жидкостей организма.

АНАТОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА РЕНТГЕНОГРАФИЯ – получение изображений внутренних органов на пленке. УЗИ – ультразвуковое исследование органов грудной и брюшной полости.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА ЭНДОСКОПИЯ – позволяет заглянуть внутрь полых органов. ЭКГ – регистрация биопотенциалов сердца.

АНАТОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА КОМПЬЮТЕРНАЯ ТОМОГРАФИЯ – позволяет получит изображение послойного среза любого участка тела.

МАГНИТНО-РЕЗОНАНСНАЯ ТОМОГРАФИЯ О снована на том, что различные вещества неодинаково поглощают электромагнитное излучение. По спектру поглощения можно определить строение любого органа и части тела, а также обнаруживать опухоли. МРТ позволяет получить достоверное детальное изображение виртуальных срезов тканей и органов.

АНАТОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА РАДИОИЗОТОПНОЕ СКАНИРОВАНИЕ – введение в организм радиоактивных изотопов «разведчиков», с помощью которых можно выявить нарушения функций органа, так как больные органы будут давать более яркое свечение, чем здоровые.

АНАТОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА Посмертные исследования включают следующие методы: вскрытие трупов по региональному принципу и препарирование; бальзамирование отдельных органов и целых трупов; распилы частей тела (по Пирогову) или разрезы органов; инъекция сосудистого русла органов красящими массами (применяется для изучения источников кровоснабжения, придания органу естественной окраски); инъекция полых органов застывающими массами с последующим расплавлением тканей органа кислотой или щелочью (метод изготовления коррозионных препаратов с его помощью изучают форму полостей, рельеф интраорганного сосудистого русла).

ФИЗИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕЛОГО ОРГАНИЗМА И ОТДЕЛЬНЫХ ЕГО ЧАСТЕЙ: КЛЕТОК, ТКАНЕЙ, ОРГАНОВ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ. ФИЗИОЛОГИЯ РАСКРЫВАЕТ МЕХАНИЗМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА, ИХ СВЯЗЬ МЕЖДУ СОБОЙ, РЕГУЛЯЦИЮ И ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ. Работа сердца Работа мышц Размножение Кровообращение, газообмен Проведение нервного импульса Терморегуляция

Функциональные исследования являются основой клинической диагностики, а также методом оценки эффективности лечения и прогноза заболевания. Поэтому физиология является теоретической основой медицины.