«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». В.А.Сухомлинский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Пример технологической карты урока открытия нового знания Этап урока Время Деятельность учеников Деятельность учителя Планируемые результаты ПредметныеУУД.
Advertisements

Осипченко Ольга Николаевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32 Грачёва Ольга Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32.
Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль.
Урок развивающего контроля. Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль.
ТИПЫ И СТРУКТУРА УРОКОВ ПО ФГОС Подготовила учитель математики МОУ- СОШ 4 Апресян Н.О.
Самоанализ урока русского языка «Перенос слов» Учитель начальных классов МБОУСОШ 57 Железняк О.И.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
1. Урок открытия нового знания 2. Урок рефлексии 3. Урок построения системы знаний 4. Урок развивающего контроля.
Типология уроков деятельностной направленности. Основные цели: 1.Познакомить с типологией уроков деятельностной направленности 2.Познакомить с логикой.
Зиганшина С. В., учитель начальных классов, МБОУ « НОШ 5» Урок ОНЗ.
Логика урока открытия нового знания (ОНЗ). ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: РАСШИРЕНИЕ ПОНЯТИЙНОЙ БАЗЫ (ПРЕДМЕТНОЙ И НАДПРЕДМЕТНОЙ) ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО СТРОИТЬ.
Типология современного урока (ФГОС). Новая типология уроков Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для.
Такие разные деревья… Проектирование урока деятельностной направленности
Урок открытия нового знания (ОНЗ).. 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2–3 мин) 1) актуализируются требования к ученику со стороны.
Урок с позиций системно- деятельностного подхода Урок с позиций системно- деятельностного подхода.
ОСОБЕННОСТИ УРОКА общеметодологической направленности (УОМН) (урока построения системы знаний)
РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА.
Технология деятельностного метода «Школа 2000…» Мотивация к учебной деятельности Актуализация и фиксация затруднения в действии Выявление места и причины.
Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ФГОС.
УРОК РЕФЛЕКСИИ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ФИКСИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
Транксрипт:

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». В.А.Сухомлинский

Чтобы быть успешным необходимо: самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность иметь определённую сумму знаний, умений, навыков самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их

Уроки рефлексии решают целый ряд образовательных задач: позволяют обобщить знания на разных этапах изучения материала, осуществить контроль уровня владения понятиями и способами, создать условия для формирования действий самооценки, планирования собственной деятельности.

Сравним: Традиционные уроки Уроки деятельностной направленности 1. Урок изучения (объяснения) нового материала; 2. Урок закрепления знаний и формирования соответствующих умений и навыков; 3. Урок повторительно-обобщающего характера (линейное повтозрение) 4.Повторительно-обобщающий урок (системное повтозрение) 5. Урок коррекции знаний, умений и навыков (Урок работы над ошибками) 6. Комбинированный урок 7. Урок контроля знаний, умений и навыков 1. Урок «открытия» нового знания; 2. Урок рефлексии; 3. Урок общеметодологической направленности; 4. Урок развивающего контроля.

Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Цели уроков рефлексии:

1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и фиксации затруднений в индивидуальной деятельности; 3) этап локализации индивидуальных затруднений; 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап обобщения затруднений во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Структура уроков рефлексии

1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности (1-2 мин.) Цель этапа- включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Добрые пожелания друг другу; Улыбнуться соседу и др.

Высказывания философов, учёных 1. Человек может допустить ошибку. Признание её облагораживает его, но дважды облагораживает, если человек исправит ошибку. А.Навои 2. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок. Конфуций 3. Совершить ошибку и осознать её – в этом заключается мудрость. Осознать ошибку и не скрыть её – это и есть честность. Цзи Юнь 4. Умение мужественно преодолевать самого себя – вот что всегда является одним из величайших достижений, которыми может гордиться человек. П.Бомарше 5. Зеркало отражает верно; оно не ошибается, ибо не думает. Думать – почти всегда значит ошибаться. Пауло Коэльо

Притча, пословица Человек может стать умным тремя путями: путём подражания, путём опыта, путём размышления. Китайская пословица Человек может стать умным тремя путями: путём подражания – это самый лёгкий путь, путём опыта – это самый трудный путь, и путём размышления – это самый благородный путь. Китайская пословица

Приём «Перепутанные логические цепочки» «начинается» «С» «успех!» « удачи» « малой» «С малой удачи начинается успех!» - Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным! - Как вы понимаете эти слова?

Приём «Удивляй!» (сообщение интересных фактов по теме урока или грамматическом явлении, прочтение лингвистической сказки) Задание: определите, о какой части речи говорится в эпиграфе Я в языке одни предметы называю, Запомните, друзья, - вот главный мой секрет: Когда процесс и признак я обозначаю, То их всегда вам представляю как предмет. П. Чесноков

Нестандартный вход в урок Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний. Интеллектуальная разминка Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности. Разминку можно проводить по-разному: Что лишнее? Обобщить – приставка, корень, суффикс, окончание – что это? Какое слово скрывается? (акофенит - фонетика). Распредели слова на группы и так далее Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске и задаются вопросы.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия (5-8 мин) Для этого необходимо, чтобы учащиеся: - воспроизвели знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий; - активизировали соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы; - актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»); - попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для закрепления на данном уроке; - зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия. Цель: повтозрение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Пример слепого кластера ФОНЕТИКА ( ) ГЛАСНЫЕ (6) ? ? ? ? ? ? ?

Правописание корней «раст-ращ-рос» и «лаг-лож» ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ 1) ударные 2) …………………..… 1)проверяемые 2)………………..…….. 3) чередующиеся удазрением 1) ……-…… 2) Е - И 1) ……-…… 2) …….- лож - Вставь пропущенные слова, корни, буквы. Озвучь данную схему. - Как ты думаешь, схема полная или неполная? – Подумай, что пропущено в данной схеме?

Прием «Сорбонки»

Текст с пропусками Заполните пропуски. Различают три типа речи:__________________________ В _________________________ рассказывается о каком-либо событии, последовательно перечисляются действия героев. В________________________ изображается, рисуется какой-либо предмет (природа, люди, животные и т. д.). В ______________________________ что-то доказывается, раскрывается причина и следствие какого-то явления, события. В рассуждении обычно выдвигается мысль, которую надо доказать _______________________. Затем приводятся доказательства ___________________. В конце рассуждения делается _____________________.

Решение лингвистической задачи Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите их подряд. Су…фикс, сл…во сочетание, соглас…ные, па…но, пр…сложение, сын…аксис, глас…ные, ол…цетвозрение, транс…рипция, уд…зрение. Какое слово лишнее? Почему? (панно – не термин) Подчеркните слова, которые будут нужны для повторения и изучение темы? По выделенным словам расскажите, что вы знаете о «Фонетике». Суффикс, слово сочетание, согласные, панно, пресложение, сынтаксис, гласные, олицетвозрение, транскрипция, удазрение.

Прием Инсерт «ИНСЕРТ» – прием маркировки текста – интерактивная система заметок для эффективного чтения и размышления. Знак «галочка» (V) – отметьте в тексте уже известную вам информацию; Знак «плюс» (+) – отметьте новую информацию; Знак «минус» (–) – отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у вас представлениями, то, о чем вы думали иначе; Знак «вопрос» (?) – отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительного изучения и понимания, то, о чем вы бы хотели узнать подробнее. Знак «восклицательный знак» (!) – отмечается то, что вызвало интерес и желание узнать об этом больше.

Приём РАФТ 9 класс: Представь себе, что ты – запятая. Расскажи о своей жизни в стране Обособленных Членов Предложения. 5,6 класс: представь, что ты – Имя Существительное. Расскажи о себе. Ребёнок выбирает для себя некую роль, т.е. пишет или составляет устно текст не от своего лица.

Приём «Согласен – Не согласен» Приём, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Формирует: умение оценивать ситуацию или факты; умение анализировать информацию; умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-». Пример: 1.Слово, имеющее одно лексическое значение, однозначное Слова разные по звучанию, но сходные по своему лексиче­скому значению это омонимы Словарный состав языка лексика. + 4.Слово, имеющее несколько лексических значений, мно­гозначное Слово сходство по отношению к слову различие антоним. +

Приём Корзина идей, понятий, имён приоткрыть приподнять присесть привстать Распредели слова по корзинкам. Своё решение объясни. лесного лес лесничий лесник Лесной лесному

Вариант приёма «Корзина» Задач, делаешь, из-за туч, молодежь, шалаш, хорош, беречь, с крыш, стричь, пригож, речь, меч, могуч. Сколько корзин вам понадобится, чтобы распределить данные слова? Возможны разные варианты ответов.

Приём «Формула ПОПС» Формула ПОПС - учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы: П – позиция О – объяснение (или обоснование) П – пример С – следствие (или суждение) Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…». Второе пресложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …». Третье пресложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать это на примере …». И, наконец, четвертое пресложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Приём Лови ошибку Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию. Предлагается информация, содержащая неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.

Действия, которые нужно предпринять 1Прочитать теоретический материал в учебнике 2Составить план прочитанного текста 6Рассказать изученный материал соседу по парте 4Заполнить слепую таблицу 5Обсудить с товарищами 3Выписать ключевые слова 7Рассказать изученный материал классу 8Выполнить практические задания по теме

Приём «Толстые и тонкие вопросы» Для достижения цели на уроках необходимо использовать таблицу: ? *кто... *что... *когда... *может... *будет... *мог ли... *как звали... *было ли... *согласны ли вы... *верно.. ? * дайте объяснение, почему... *почему вы думаете... *почему вы считаете... *в чем разница... *предположите, что будет, если... *что, если...

Приём «Диаграмма Венна» Позволяет находить сходства и различия в чем-либо на базе приемов анализа и их сынтеза Причастие Деепричастие Признаки причастия Признаки деепричастия Объеди няющие признаки

Ромашка Блума Шесть лепестков – шесть типов вопросов

«Плюс-минус-интересно» Приём «Расскажи по схеме: Я знаю, я запомнил, я смог» «П»«М»«И» Всё, что понравилось на уроке Всё, что не понравилось на уроке Все любопытные факты и вопросы учителю

Вопросы для этапа рефлексии 1. Ваши главные результаты сегодня? Благодаря чему вам удалось их достичь? 2. Какие трудности встретились во время выполнения задания, как вы их преодолевали? Какие идеи возникли во время выполнения задания? 3. Вопросы и пожелания, возникшие в связи с темой урока.

Высказывания по кругу сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… Самооценка активности и качества работы: «V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный «W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный «| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный «+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный «0» - не ответил.

упражнение «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах) Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. Обучающийся ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем результат выше. Затем проводят её краткий анализ.

Приём «сынквейн» Составляя сынквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то сынквейн обязательно получится эмоциональным.

«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше» Э.Золя

Спасибо за внимание!