Бизнес-моделирование. Моделирование бизнес-процессов является важной составной частью проектов по созданию крупномасштабных систем ПО Требования к ПО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 3 Архитектура информационных систем. Вопросы лекции 1. Архитектура информационной системы 2. Архитектурный подход к реализации информационных систем.
Advertisements

Лекция 5. РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ Понятие реструктуризации. Подходы к построению организационных структур. Организационный анализ компании.
Business Studio + DIRECTUM инструменты наведения порядка в бизнесе или история одного проекта.
Совершенствование системы принятия управленческих решений в нефтесервисной компании Москва 2007 ШИНГАРЕВ П.В. Центр Управленческого консалтинга ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
«Моделирование бизнес-процессов» Автор НЕВЕЖИН Виктор Павлович Кафедра ММЭП Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Курс по выбору.
Система управления проектами и задачами JIRA Выполнили: Студентки 5 курса БГУ отделения «Финансы и кредит» Грамотнева Анна Гуреева Ирина.
Структура и содержание УМК по программе повышения квалификацииМоделирование и реинжиниринг процессов предприятия Руководитель программы: д.т.н., профессор,
Кандидат технических наук, доцент Грекул Владимир Иванович Учебный курс Проектирование информационных систем Лекция 9.
Система управления проектами для учреждений образования.
Формирование модели системы УП (УЧР). Подходы. Сложности. Решения.
Положение об отделе В.Андреев, Д.Сатин. Штат отдела начальник отдела; бизнес-аналитик; проектировщик пользовательских интерфейсов; специалист по анализу.
Унифицированный язык моделирования UML является графическим языком для визуализации, конструирования и документирования систем, в которых большая роль.
Валентин Живилов PROGNOZ ROAD SHOW 2013 Руководитель отдела развития Оперативное управление бизнесом: мониторинг KPI и мобильная аналитика.
. Кафедра управления качеством и стандартизации. Презентация на тему: Система менеджмента качества Выполнил : Даниелян Р.Т. Руководитель : Привалов В.И.
Учебный курс Разработка ИТ-стратегии Лекция 2 доктор технических наук, профессор Васильев Роман Борисович.
Моделирование бизнес-процессов Бизнес-процесс – система последовательных, целенаправленных и регламентированных видов деятельности, достигающих значимых.
Презентация дисциплины по выбору Для студентов, обучающихся по направлению «Прикладная информатика» (магистерская программа «Прикладная информатика.
Процессный подход в управлении предприятием Процессный подход в управлении предприятием «ПитерСофт: Управление процессами» Система класса BPMS «ПитерСофт:
СИСТЕМА БИЗНЕС-МОДЕЛИРОВАНИЯ BUSINESS STUDIO Санкт-Петербург 2010.
ЛЕКЦИЯ 4 «РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»
Транксрипт:

Бизнес-моделирование

Моделирование бизнес-процессов является важной составной частью проектов по созданию крупномасштабных систем ПО Требования к ПО формируются на основе бизнес-модели Отсутствие формализованных бизнес- моделей - одна из главных причин неудач многих проектов. Формализованные модели бизнес- процессов представляют собой самостоятельный результат, имеющий большое практическое значение

Бизнес-моделирование (деловое моделирование) деятельность по формированию моделей организаций, включающая описание деловых объектов (подразделений, должностей, ресурсов, ролей, процессов, операций, информационных систем, носителей информации и т. д.) и указание связей между ними. Требования к формируемым моделям и их соответствующее содержание определяются целями моделирования. Бизнес-моделированием также называют дисциплину и отдельный подпроцесс в процессе разработки программного обеспечения, в котором описывается деятельность компании и определяются требования к системе те подпроцессы и операции, которые подлежат автоматизации в разрабатываемой информационной системе.

Управленческий консалтинг анализ опыта других организаций (близких по профилю, отрасли, рынку, методам ведения бизнеса и т.д.), связанного с внедрением информационных технологий; определение целей проекта в контексте повышения эффективности решения существующих управленческих задач и возможности внедрения принципиально новых управленческих технологий; определение укрупненных показателей эффективности бизнес- процессов, подлежащих автоматизации (целевых бизнес- процессов), и формирование первоначальных критериев успешности проекта реорганизации управления на основе внедрения новых программных средств; определение приемлемого объема финансирования проекта.

Управленческий консалтинг Диагностика текущего состояния и тенденций развития предприятия. Выявление ключевых внутренних и внешних проблем. Анализ баланса сил, интересов и целей, распределения полномочий и ответственности среди участников (учредителей) и руководства предприятия и разработка рекомендаций по их корректировке. Подготовка рекомендаций по целевому планированию. Разработка предложений по корректировке стратегии развития организации. Анализ функционирования основных подсистем управления организацией и подготовка предложений по их совершенствованию. Анализ соответствия организационно-функциональной структуры организации стратегии ее развития и подготовка рекомендаций по совершенствованию оргструктуры. Выявление проблем информационного обеспечения системы управления организацией и оценка затрат на их решение.

В моделировании бизнес-процессов преобладает процессный подход. Структурирование деятельности организации в соответствии с ее бизнес- процессами, а не организационно-штатной структурой. Модель, основанная на бизнес-процессах, содержит в себе и организационно- штатную структуру предприятия.

Специализированные инструменты описания бизнес-процессов Business studio Методология ARIS: VAD, eEPC Casewise Corporate Modeler Suite ERwin Process Modeler (старое название BPwin) PayDox

Инструменты описания, имитации и анимации бизнес-процессов AnyLogic Business studio Casewise Corporate Modeler Suite GPSS IBM WebSphere Business Modeler

Business Studio Разработчик «ГК «Современные технологии управления». Наиболее популярный инструментов бизнес- моделирования в России и странах СНГ. На начало 2012 года продукт использовало более 1000 организаций. Используется в учебном процессе более 100 ВУЗов и бизнес-школ России и стран СНГ.

Business Studio Основная задача – создание комплексной модели бизнеса: Стратегия (Система целей и показателей их достижения). Модель бизнес-процессов и их KPI. Организационная структура. Ресурсы и документы. Информационные системы

Business Studio Базируется на методологии SADT (Structured Analysis & Design Technique) Нотация моделирования бизнес-процессов IDEF0. Блок-схемы (Process Flowchart, Cross Functional Flowchart). EPC (Event Driven Process Chain). Сбалансированная система показателей Нортона и Каплана. В продукт интегрированы типовые структуры бизнес-процессов – референтные модели для типичных процессов организаций различных сфер деятельности.

Business Studio Формализация стратегии организации и контроль достижения стратегических целей Проектирование и оптимизация бизнес-процессов Проектирование организационной структуры и штатного расписания Формирование регламентирующей документации (MS Office, HTML) Поддержка внедрения системы менеджмента качества по стандартам ISO Формирование Технического задания на создание/развитие ИС

Business Studio позволяет: Создавать дерево целей компании. Разрабатывать карту стратегических целей согласно Сбалансированной системе показателей (ССП, BSC – Balanced Scorecard). Конкретные перспективы задаются пользователем. Разрабатывать карту стратегических целей с отображение на ней показателей и степени достижения целей.

Статус показывает в каком диапазоне находится значение. Тренд показывает, увеличилось или уменьшилось фактическое значение показателя по сравнению с предыдущим периодом. Сигнал (для расчетного показателя) - показывает цвет самого плохого показателя из расчетных.

Business Studio Области применения Реорганизации бизнеса Оптимизации и регламентации бизнес- процессов Внедрения и сертификации СМК Внедрение программных систем (ERP, CRM, ECM и др.)

Руководитель предприятия Проектирование и изменение бизнес-процессов компании, в том числе с проведением оптимизации их по времени и стоимости. Распределение обязанностей и полномочий между сотрудниками. Проектирование организационной структуры. Поддержание в актуальном состоянии регламентных документов, что является необходимым условием эффективного системного управления. Отслеживание значений показателей деятельности.

Отделы методологии банков описывают, систематизируют и помогают оптимизировать внутренние бизнес-процессы банка сокращение времени и усилий на поддержание актуальности регламентных документов; перевод фокуса внимания на сами бизнес-процессы и сокращение времени на работу по оформлению самих документов; улучшение наглядности регламентных документов для конечных исполнителей.

ИТ-директор компании помогает сформировать техническое задание на создание и внедрение информационной системы. поможет сформировать руководства пользователя или включить описание работы с системой в регламенты бизнес-процессов или должностную инструкцию. поможет поддерживать информационную систему: имеется четкая картина использования функциональности ИС, что является полезным при планировании изменений информационной системы.

Директор по качеству фиксация целей и показателей, регламентация бизнес-процессов и распределение ответственности между сотрудниками, поддержание документов в актуальном состоянии, фиксация целей и политики в области качества; формирование пакета документов для сертификации, например Руководства по качеству; планирование и учет аудитов; проведение анализа несоответствий; учет мероприятий корректирующих и предупреждающих действий.

IBM WebSphere Business Modeler предоставляет широкие возможности для моделирования и имитации бизнес- процессов, анализа и создания отчетов, которые помогают в оптимизации бизнес- процессов.

Базовые возможности Лучшие в своем классе возможности по моделированию, имитации и анализу. Постоянное улучшение процессов Улучшенные функции разработки Улучшенные возможности интеграции Улучшенное время возврата инвестиций

Расширенные возможности Имитация бизнес-процессов В модели процесса можно добавлять бизнес-величины В бизнес-модели можно импортировать дополнительную информацию Экспорт моделей в используемых в других приложениях форматах

Преимущества Импортируя модели или определения из других источников, можно проводить более точный анализ. Можно связывать бизнес-процессы с информационными моделями, ресурсами, организациями, а также с другими процессами. Стандартные и настраиваемые отчеты позволяют обмениваться данными анализа. Наличие возможности поддержки версий. Публикация моделей процесса.

Интерфейс

Простейшая модель процесса Модель с развернутым процессом

ARIS ARIS - Architecture of Integrated Information System Разработчик - немецкая фирма IDS Scheer. Комплекс средств анализа и моделирования деятельности предприятия. Поддерживает несколько различных методов бизнес-моделирования

ARIS Организационные модели - иерархия организационных подразделений, должностей и конкретных лиц, связи между ними; территориальная привязка структурных подразделений Функциональные модели - иерархия целей организации; функции для их достижения Информационные модели - структура информации для реализации функций управления Модели управления - описание бизнес-процессов Сначала отдельно строится каждая модель. Потом они объединяются в интегрированную модель, отражающую связи между объектами разных моделей

ARIS Модели - диаграммы, элементами которых являются объекты - "функция", "событие", "структурное подразделение", "документ" и т.п. Между объектами устанавливаются связи Объект имеет набор атрибутов с его описанием Атрибуты используются при имитационном моделировании или для проведения стоимостного анализа.

Основная бизнес-модель ARIS eEPC (extended Event Driven Process Chain) - расширенная модель цепочки процессов, управляемых событиями). Расширяет возможности IDEF0, IDEF3 и DFD Недостаток: при большом числе объектов и связей плохо читаема Бизнес-процесс - поток последовательно выполняемых работ (процедур, функций), расположенных в порядке их выполнения. Реальная длительность выполнения процедур не отражается. Возможны ситуации, когда на одного исполнителя будет возложено выполнение двух задач одновременно. Для получения информации о длительности процессов нужны другие инструменты описания (например, графики Ганта)

Метод Ericsson-Penker Ресурсы - объекты, используемые или участвующие в бизнес-процессах (люди, материалы, информация или продукты). Процессы - виды деятельности, изменяющие состояние ресурсов в соответствии с бизнес- правилами. Цели - назначение бизнес-процессов. Могут быть разбиты на подцели и соотнесены с отдельными процессами. Бизнес-правила - условия или ограничения выполнения процессов (функциональные, поведенческие или структурные).

Метод Ericsson-Penker Методическая основа - язык UML. Бизнес-модель включает множество представлений Представление выражено в одной или более диаграммах UML. Диаграммы изображают процессы, правила, цели и ресурсы во взаимодействиях друг с другом.

Метод Ericsson-Penker Представления бизнес-модели концептуальное представление - структура целей и проблем; представление процессов - взаимодействие между процессами и ресурсами (в виде набора диаграмм деятельности); структурное представление - структура организации и ресурсов (в виде диаграмм классов); представление поведения - поведение отдельных ресурсов и детализация процессов (в виде диаграмм деятельности, состояний и взаимодействия).

Rational Unified Process Bиды моделей модели бизнес-процессов (Business Use Case Model); модели бизнес-анализа (Business Analysis Model). Расширение модели вариантов использования UML за счет введения набора стереотипов Business Actor (действующее лицо бизнес-процессов) - роль, внешняя по отношению к бизнес-процессам организации. Business Use Case (вариант использования с точки зрения бизнес-процессов) - описание последовательности действий (потока событий) в рамках бизнес-процесса, приносящей ощутимый результат конкретному действующему лицу. Класс, объектами которого являются конкретные потоки событий в рамках описываемого бизнес-процесса.

Rational Unified Process Для каждого Business Use Case строится объектная модель, описывающая реализацию бизнес- процесса в терминах взаимодействующих бизнес- объектов, принадлежащих к двум классам - Business Worker и Business Entity. Business Worker (исполнитель) - абстракция исполнителя, выполняющего действия в рамках бизнес-процесса. Исполнители участвуют в сценариев Business Use Case и манипулируют сущностями. Business Entity (сущность) является объектом различных действий со стороны исполнителей.

Rational Unified Process Диаграммы последовательности (и кооперативные диаграммы), описывающие сценарии Business Use Case в виде последовательности обмена сообщениями между объектами-действующими лицами и объектами-исполнителями. (помогают определить в модели обязанности каждого исполнителя в виде набора его операций) Диаграммы деятельности, описывающие взаимосвязи между сценариями одного или различных Business Use Case. Диаграммы состояний, описывающие поведение отдельных бизнес-объектов

Rational Unified Process Достоинства модель бизнес-процессов строится вокруг участников процессов (заинтересованных лиц) и их целей, помогая выявить все потребности клиентов организации. (подход в наибольшей степени применим для сферы услуг - торговые организации, банки, страховые компании и т.д.); моделирование на основе вариантов использования способствует хорошему пониманию бизнес-модели со стороны заказчиков. Недостатки Трудно применять в крупных многопрофильных организаций

Casewise Corporate Modeler Suite инструмент для моделирования и анализа бизнес- процессов, документирования и оптимизации бизнеса поддерживает широкий спектр нотации, подходов и методологий моделирования и бизнес-процессов предоставляет набор разнородных типов объектов, соединение которых позволяет представить любые бизнес-ситуации в легком для понимания виде предлагает большое количество готовых моделей и расширений, которые можно использовать как основу для моделирования. позволяет переносить модели в различные форматы, включая HTML и MS Word, а также редактировать модели через браузер в реальном режиме времени

Методология Захмана реинжиниринг бизнес-процессов; реорганизация бизнеса; внедрение Workflow, внедрение таких систем как ERP&CRM; внедрение системы менеджмента качества

Столбцы – основные аспекты моделирования: Мотивация («Почему?»); Процессы («Как?»); Люди («Кто?»); Местоположения («Где?»); Данные («Что?»); Время («Когда?»). Строки – уровни моделирования: Бизнеса, Организации, Систем, Технологий, Деталей К каждой ячейке прилагаются стандартные шаблоны и примеры диаграмм, которые можно использовать как основа модели с последующим изменением с учетом специфики деятельности организации Матрица Захмана

Строки матрицы Захмана Уровень бизнеса - описывает объекты, с которыми имеют дело руководители компании: стратегия, миссия компании, ключевые направления деятельности компании, подразделения, ключевые данные, события; Уровень организации – описывает объекты, детализирующие уровень бизнеса. Здесь не уделяется особого внимания системным или физическим ограничениям; Уровень систем – описывает работу организации с учетом ограничений, накладываемых бизнесом и ИТ. Этот уровень показывает, как в дальнейшем модели уровня организации будут воплощены в действующие системы; Уровень технологий - детально описывает применяемые в организации технологии; Уровень деталей – описывает такие объекты, как сети, люди, компьютерные программы, базы данных.